Кореные народы Камчатского полуострова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах и юкагиры, проживающие в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

Файлы: 1 файл

про жителей камчатки.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

Камчатский полуостров в  наши дни заселен несколькими  народностями, которые жили здесь  и до прихода первых отрядов русских  казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие  в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах и юкагиры,  проживающие в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

 

В численном отношении  это выглядит так:

 

Коряки — 7190 человек, из которых 6572 (или 91,4 %) проживают на территории Корякского автономного округа с примерно равной плотностью заселения; больше всего коряков в Тигильском районе (34,2 % от общего числа);

 

Ительмены — 1441 человек, в основном проживают на территории Тигильского района (77,4 % от общего числа), остальные рассеяны по Карагинскому и Олюторскому районам;

 

Эвены — 1489 человек, расселены компактными группами в Быстринском (672 чел. или 45 %) и Олюторском (8234 человек или 15,7 %) районах, в Пенжинском районе эвенов 274 человек или 27,1 % от общего числа;

 

Алеуты — всего 390 человек, из которых 298 человек (76,4 %) проживают в Алеутском районе;

 

Чукчи — 1530 человек, основная масса рассредоточена по территории Корякского автономного округа.

 

Юкогиры - численность 1,1 тыс. человек.

 

Общая удельная численность  населения Камчатки 471 932 человек (или 100,0 %), из которых выше перечисленные народности занимают: коряки — 1,5%, чукчи — 0,3%, эвены — 0,3 %, ительмены — 0,3 %, алеуты — 0,1 %.

 

Алеуты.

Название "алеут" дано русскими и впервые встречается  в документах 1747 года, предположительно происходит от чукотского алиат — "остров", алиут — "островитяне" или от  аллитхух — "отряд, войско, община" (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут, которым называли жителей поселка Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos — "народ", onyma — "имя": самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан, саскинан, беринговских — унанган, негосис, негогахвс. Название "алеуты" укоренилось в начале XX века.

 

Происхождение, расселение.

История изучения алеутов  начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Второй Камчатской экспедицией (1732–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного Азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – "народ") достаточно давно.

Численность их в середине XVIII века достигала 12–15 тысяч человек. С 1799 года Алеутскими островами и  прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания, и для освоения необитаемых  Командорских островов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось  не только алеутами, но и креолами (потомками  европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с острова Атка и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 году их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца  с острова Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской Империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX веков натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 года алеуты признаны российскими подданными.

Язык, диалекты.

Язык — эскимосско-алеутская семья языков. Язык предположительно обособился 3–4 тысячи лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На острове Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на острове Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга.

 

Промыслы, орудия промыслов, средства передвижения.

Промысел начинался в  конце апреля. С весны до осени  ловили рыбу. В середине июля охотились  на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна — метательного копья на длинной веревке; сивучей и моржей промышляли на лежбищах; нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки; на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного.

Гарпуны и копья бросали  с помощью копьеметалок — деревянных дощечек длиной 50–70 сантиметров с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

Важную роль в морской  охоте играли байдара — плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая  сивучьей или нерпичьей кожей, и  каяк — закрытая кожаная лодка  с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным  веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые  нехарактерные для культуры алеутов  приспособления для передвижения. На острове Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на острове Медном — короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

 

Из камня мужчины изготавливали  ножи, топоры, наконечники для стрел  и копий, сосуды для приготовления  еды, жировые лампы с фитилем  из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка — широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

 

Жилища.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырех  больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками.

Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали  нары. Каждая семья жила на своей  части нар, отделенных друг от друга  столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки.

В XIX веке традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные  из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для  освещения, сбоку — выход через  небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

 

Одежда.

Традиционной одеждой  была парка — длинная глухая (без  разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку — глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды — бродни — штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса — мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

Промысловыми головными  уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей — тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными  уборами служили шапки разнообразной  формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки  с узорными швами.

 

Украшения.

Неотъемлемая часть праздничного убранства — ожерелья, ручные и  ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах  и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в  мочке уха. Их изготавливали из

кости, камня, деревянных и  сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений.

Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

 

Пища, ее заготовка.

Мясо и рыбу ели в  сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

 

Традиции, обряды.

Обряд погребения.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

 

Праздники.

Один из основных праздников — праздник зимнего солнцестояния  — сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и  мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему  сезону, славились пантомимами и  танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные  головные уборы и деревянные маски.

 

 

 

Фольклор, музыкальные инструменты.

Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический  эпос (повествование), или богатырские  сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки  и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных — покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания — о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты — об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был  чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали  подвиги предков, удальство в  промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент  многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

 

Семейные  отношения.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками  группового брака (древней формы  брака, когда группа мужчин считалась  потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater — "мать" и linea — "линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross — "крест" и франц. cusin — "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер — пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus — "брат матери") — обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

 

Религия.

Для традиционных верований  характерен анимизм (от лат. anima, animus — "душа", "дух") — представления о душе как жизненной силе и о существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок.

Информация о работе Кореные народы Камчатского полуострова