Кореные народы Камчатского полуострова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах и юкагиры, проживающие в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области.

Файлы: 1 файл

про жителей камчатки.docx

— 93.30 Кб (Скачать файл)

За пологом, у задней стенки шатра, хранили вещи; у боковых, с  двух сторон от очага, — продукты. Между  входом в ярангу и очагом имелось  свободное холодное место для  различных нужд.

У приморских чукчей в XVIII–XIX веках было два типа жилищ: яранга и полуземлянка. Яранги сохраняли  конструктивную основу жилища оленных, но каркас сооружали как из дерева, так и из костей кита. Это делало жилище устойчивым к натиску штормовых ветров. Покрывали ярангу моржовыми шкурами; дымового отверстия у нее не было. Полог делали из большой моржовой шкуры до 9–10 метров в длину, 3 метра в ширину и 1,8 метра в высоту, для вентиляции в его стенке имелись отверстия, которые закрывали пробками из меха. По обеим сторонам полога в больших мешках из шкур тюленей хранили зимнюю одежду и запасы шкур, а внутри вдоль стен протягивали ремни, на которых сушили одежду и обувь. В конце XIX века приморские чукчи в летнее время покрывали яранги парусиной и другими прочными материалами.

В полуземлянках жили в  основном зимой. Тип и конструкцию  их заимствовали у эскимосов. Каркас жилища сооружали из китовых челюстей и ребер; сверху покрывали дерном. Четырехугольное входное отверстие  располагали сбоку.

 

Одежда.

Одежда и обувь тундровых  и береговых чукчей не имели существенных различий и были почти идентичны  эскимосским.

Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые также использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую  кожу тюленей для пошива штанов и  весенне-летней обуви; из кишок моржа  делали плащи и камлейки. Из старых продымленных покрытий яранги, не деформирующихся под воздействием влаги, оленные шили штаны и обувь.

Постоянный взаимный обмен  продуктами хозяйства позволял тундровым  получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских  млекопитающих, а береговым —  оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду.

Чукотская глухая одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похоронную.

Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и  кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки.

Основа женского костюма  — меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

Типичная обувь — короткие, до колен, торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).

 

Пища, ее заготовка.

Традиционная пища тундровых  людей — оленина, береговых —  мясо и жир морских животных. Мясо оленей ели мороженым (в мелко  нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих  желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой.

Приморские чукчи особенно сытным считали мясо моржа. Заготовленное  традиционным способом, оно хорошо сохраняется. Из спинной и боковых  частей туши вырезают квадраты мяса вместе с салом и шкурой. В вырезку  закладывают печень и другие очищенные  внутренности. Края сшивают кожей  наружу — получается рулет (к’опалгын-кымгыт). Ближе к холодам его края стягивают еще сильнее, чтобы предотвратить чрезмерное закисание содержимого. К’опалгын едят в свежем, подкисшем и мороженом виде. Свежее моржовое мясо варят. В сыром и вареном виде едят мясо белухи и серого кита, а также их кожу со слоем жира.

В северных и южных районах  Чукотки большое место в рационе  занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.

 

Мясо морских зверей очень  жирное, поэтому к нему требуются  растительные добавки. Оленные и приморские чукчи традиционно употребляли в пищу много дикорастущих трав, корней, ягод, морской капусты. Листья карликовой ивы, щавель, съедобные корни замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью. Из корней, толченных с мясом и моржовым жиром, делали колобки. Из привозной муки издавна варили каши, жарили лепешки на тюленьем жире.

 

Социальная  жизнь, власть, брак, семья.

К XVII–XVIII векам основной общественно-экономической единицей была патриархальная семейная община, состоявшая из нескольких семей, имевших  единое хозяйство и общее жилище. В состав общины входило до 10 и  более взрослых мужчин, связанных  узами родства.

У береговых чукчей производственные и социальные связи складывались вокруг байдары, размер которой зависел  от количества членов общины. Во главе  патриархальной общины стоял старшина — "лодочный начальник".

У тундровых патриархальная община объединялась вокруг общего стада, ее также возглавлял старшина — "силач". К концу XVIII века вследствие увеличения численности оленей в стадах возникла необходимость дробления последних  в целях более удобного выпаса, что привело к ослаблению внутриобщинных связей.

Оседлые чукчи жили в поселках. На общих участках селилось несколько  родственных общин, каждая из которых  размещалась в отдельной полуземлянке. Кочевые чукчи жили на стойбище, также состоящем из нескольких патриархальных общин. Каждая община включала две —  четыре семьи и занимала отдельную  ярангу. 15–20 стойбищ образовывали круг взаимопомощи. У оленных существовали и патрилинейные родственные группы, связанные кровной местью, передачей ритуального огня, обрядами жертвоприношений, и начальная форма патриархального рабства, исчезнувшая вместе с прекращением войн против соседних народов.

В XIX веке традиции общинной жизни, групповой брак и левират  продолжали сосуществовать, несмотря на появление частной собственности и имущественного неравенства. К концу XIX века большая патриархальная семья распалась, ее заменила малая семья.

 

Религия.

 В основе религиозных  верований и культа — анимизм,  промысловый культ.

Структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небеса, где живут  предки, умершие достойной смертью  во время сражения или выбравшие  добровольную смерть от руки родственника (у чукчей старики, не способные промышлять, просили ближайших родственников  лишить их жизни); подземный мир —  обиталище носителей зла —  кэле, куда попадали люди, умершие от болезни.

По поверью, промысловыми угодьями, отдельными местами обитания людей ведали мистические существа-хозяева, им приносились жертвы. Особая категория  благодетельных существ — домашние покровители, в каждой яранге хранились  ритуальные фигурки и предметы.

Система религиозных представлений  породила соответствующие культы у тундровых, связанные с оленеводством; у береговых — с морем. Были и общие культы: Наргынэн (Природы, Вселенной), Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков и т. д. Жертвоприношения носили общинный, семейный и индивидуальный характер.

Борьба с болезнями, затяжными  неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов. На Чукотке  их не выделяли в профессиональную касту, на равных они участвовали  в промысловой деятельности семьи  и общины. От других членов общины шамана отличало умение общаться с духами-покровителями, разговаривать с предками, имитировать их голоса, впадать в состояние транса. Основной функцией шамана было врачевание. Он не имел специального костюма, его главным ритуальным атрибутом был бубен. Шаманские функции мог выполнять глава семьи (семейное шаманство).

 

Праздники.

Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами. У оленных — с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках; танцы, игра на бубнах, пантомима.

Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением ребенка, выражением начинающим охотником благодарности по случаю удачного промысла и т. п.

Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских).

Христианизация почти  не затронула чукчей.

 

Фольклор, музыкальные инструменты.

Основные жанры фольклора  — мифы, сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Главный  персонаж мифов и сказок — Ворон (Куркыль), демиург и культурный герой (мифический персонаж, который дает людям различные предметы культуры, добывает огонь, как Прометей у древних греков, учит охоте, ремеслам, вводит различные предписания и правила поведения, ритуалы, является первопредком людей и творцом мира). Распространены также мифы о браке человека и животного: кита, белого медведя, моржа, тюленя.

Чукотские сказки (лымн’ыл) подразделяются на мифологические, бытовые и сказки о животных.

Исторические предания повествуют о войнах чукчей с эскимосами, коряками, русскими. Известны также мифологические и бытовые предания.

Музыка генетически связана  с музыкой коряков, эскимосов  и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три "персональные" мелодии, сочиненные им в детстве, в  зрелом возрасте и в старости (чаще, правда, детскую мелодию получали в подарок от родителей). Возникали  и новые мелодии, связанные с  событиями в жизни (выздоровлением, прощанием с другом или возлюбленной и т. п.). Исполняя колыбельные песни, издавали особый "курлыкающий" звук, напоминающий голос журавля или важенки.

У шаманов были свои "персональные напевы". Они исполнялись от имени  духов-покровителей — "песни духов" и отражали эмоциональное состояние  поющего.

Бубен (ярар) — круглый, с рукояткой на обечайке (у береговых) или с крестовидной держалкой на тыльной стороне (у тундровых). Различают мужскую, женскую и детскую разновидности бубна. Шаманы играют на бубне толстой мягкой палочкой, а певцы на праздниках — тонкой палочкой из китового уса. Бубен являлся семейной святыней, его звучание символизировало "голос очага".

Другой традиционный музыкальный  инструмент — пластинчатый варган (ванныярар) — "ротовой бубен" из березовой, бамбуковой (плавун), костяной или металлической пластинки. Позднее появился дуговой двуязычковый варган.

Струнные инструменты  представлены лютнями: смычковой трубчатой, выдолбленной из цельного куска дерева, и коробчатой. Смычок делали из китового уса, бамбуковых или тальниковых  лучинок; струны (1–4) — из жильных ниток либо кишок (позднее из металла). На лютнях в основном играли песенные мелодии.

Современная культурная жизнь.

В национальных селах Чукотки  до восьмого класса изучают чукотский  язык, но в целом национальной системы  образования нет.

На чукотском языке  печатается приложение "Мургин нутэнут" к окружной газете "Крайний Север", Гостелерадиокомпания готовит программы, проводит фестиваль "Эй нет" (горловое пение, поговорки и др.), телеобъединение "Энер" снимает фильмы на чукотском языке.

Проблемами возрождения  традиционной культуры занимаются чукотская  интеллигенция, Ассоциация коренных малочисленных  народов Чукотки, этнокультурное общественное объединение "Чычеткин вэтгав" ("Родное слово"), Союз каюров Чукотки, Союз морских зверобоев и др.

 

Юкагиры

ЮКАГ‘ИРЫ, одул, вадул (самоназвание - "могучий, сильный"), этел, этал (чукотское), омоки (устаревшее русское), народ в Российской Федерации. Численность 1,1 тыс. человек. Живут в Нижнеколымском (тундренные Юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные Юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты - тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% Юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки. Верующие в основном православные.

Большинство исследователей видят в Юкагирах потомков древнейшего  населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов. Расселение в 1-2-м тысячелетиях в Восточной  Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории Юкагиров и их частичной ассимиляции.

Ко времени прихода  русских в середине 17 века Юкагиры  занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5-5 тыс. человек  и составляли несколько племенных  групп ("родов"): яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (алазеи), шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к резкому сокращению численности Юкагиров. К концу 17 века Юкагиры насчитывали 2535 человек, в 1-й половине 18 века - 1400-1500 человек, в 1897 - 948 человек, в 1926-27 - менее 400 человек.

 

Основные  традиционные занятия - полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые Юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные Юкагиры), у таёжных Юкагиров - также озёрное и речное рыболовство, у тундровых - транспортное оленеводство. Летом передвигались на оленях верхом, зимой - на дугокопыльных нартах. У тундровых Юкагиров были распространены собачьи прямокопыльные нарты. По воде передвигались на берестяных, долблёных или дощатых лодках, по снегу - на ступательных подшитых камусом лыжах, по насту - на голицах.

Информация о работе Кореные народы Камчатского полуострова