Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:03, реферат
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы
План:
1. Введение.
2. Мифология Древнего Рима.
3. Древнеримская архитектура.
4. Литература Древнего Рима.
5. Искусство Древнего Рима.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
1. Введение.
Античная культура
и цивилизации развивались в
рамках истории «вечного
Рима» - государства, прошедшее путь от
крестьянской общины на р. Тибр до мировой
державы – владыки всего мира. Наивысшего
расцвета античная культура достигает
во времена Римской цивилизации.
Более двадцати веков
(VII в. до н.э.- V в. н.э.) существовала Римская
культура, которая была явлением более
сложным, чем греческая. Рим, позже
Греции, появился на арене мировой истории
и был столицей необъятной империи, захватившей
все территории вокруг Средиземноморья.
«Все дороги ведут в Рим» - говорит пословица,
так как со всего света сюда стремились
путешественники, торговцы…
Рим оказал своё влияние
на покоренные им эллинистические территории.
Таким образом формировался синтез греческой
и римской культур, результатом которого
стала позднеантичная греко-римская культура
(I-V вв. н.э.), лежавшая в основе цивилизации
Византии, Западной Европы и многих славянских
государств.
Под Древним Римом
подразумевается не только город
Рим античной эпохи но и все
завоеванные им страны и народы,
входившие в состав колоссальной
Римской державы - от Британских островов
до Египта. Римское искусство - высшее
достижение и итог развития древнего искусства,
так как его создавали не только римляне,
но покоренные ими народы: древние египтяне,
греки, шины, жители Пиренейского полуострова,
Галлии, Древней Германии, иногда стоявших
на более высокой ступени культурного
развития.
Как мы видим Рим распространил свою власть не только на земли соседей, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты находили их причины главным образом в силе римского оружия и героизме римлян. Но что же тогда послужило причиной распада великой державы, только ли нашествие варваров? Не сыграли ли здесь какой – либо роли культурный аспект?
В своей работе я хотел бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.
Можно ли вообще считать культуру Древнего Рима явлением самостоятельным или она сложилась в ходе бесконечных заимствований? Кроме того не мог ли культурный фактор каким – либо образом способствовать распаду империи? Вот тот вопросы, ответ на которые я попытаюсь дать в своей работе.
Проблема эта
является весьма популярной в исследовательских
кругах.
Ведь несмотря на длительное изучение
четких ответов еще не получено. Хотя литературы
для того чтобы составить свое собственное
мнение достаточно. При написании этой
работы я пользовался изданиями по истории
искусств, книгами по мифологии и литературе,
научными статьями и историческими источниками.
Наиболее информативными и полезными
оказались: «Очерки культуры Древнего
Рима» (Германа Н.Ю.), а также статья Кптева
А.В. «Античное гражданское общество».
Оба автора крайне разносторонне подошли
к рассмотрению проблемы.
Многие их изыскания весьма полемичны,
но в целом интересны и новы. Именно они,
как мне кажется, дают наиболее исчерпывающею
и важную информацию, необходимую для
понимания проблемы.
1. Мифология и религия Древнего Рима.
Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени. Также она связана с развитием многих направлений искусства (литературой, архитектурой и т.д.). Кроме того она напрямую связана с религиозными верованиями людей, а влияние религии на развитие государства и его общества неоспоримо.[1]
На начальном
этапе верования римлян выражались
в соблюдении традиций и обрядов.
В легендах и сказания навеки закреплен
обряд основания
Рима.[2]Позднее традиционные верования
заменяет древнейшая римская религия.
В древнейшей римской
религии отразилась простота трудолюбивых
земледельцев и пастухов, целиком
поглощенных повседневными
Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю
Италию, он увидел бы людей, молящихся
в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты,
убранные зеленью, деревья, украшенные
рогами и шкурами животных, кровь которых
орошала растущую под ними мураву, холмы,
окруженные особым почитанием, камни,
умащенные маслом.
Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека.
По убеждению
римлянина, человеческая жизнь во всех,
даже в самых мельчайших, проявлениях
подчинялась власти и находилась
под опекой различных богов, так
что человек на каждом шагу зависел
от какой-либо высшей силы. Наряду с
такими богами, как Юпитер и Марс,
могущество которых все более
возрастало, существовало неисчислимое
множество менее значительных богов,
духов, опекающих различные действия
в жизни и хозяйстве. Их влияние
касалось лишь определенных моментов
в обработке земли, росте злаков,
выращивании скота, бортничестве и
жизни человека. Ватикан открывал
уста ребенка для первого крика,
Кунина была покровительницей колыбели,
Румина заботилась о пище младенца, Потина
и
Эдуса учили ребенка пить и есть после
отлучения от груди, Куба наблюдала за
переносом его из колыбели в постель, Оссипаго
следила, чтобы кости ребенка правильно
срастались, Статан учил его стоять, а
Фабулин - говорить,
Итердука и Домидука вели ребенка, когда
он первый раз выходил из дома.
И так было во всем.
Каждая неудача, хотя бы самая пустячная,
каждый успех, хотя бы самый ничтожный,
были проявлением гнева или
Вермина, насылающего паразитов на скот,
он отмечал праздник моли и мышей, ставил
часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность
неоднократно вызывала насмешки. «Каждый
в своем доме, - говорит Августин, - имеет
одного привратника, и этого в общем достаточно,
так как он человек. Но они поместили здесь
аж трех богов: створки отдали под опеку
Форкула, петли - богине Кардеа, а порог
- богу Лименту. По-видимому, этот Форкул
неумел одновременно стеречь петли и порог»[3].
Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или что он может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Бог ли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине, мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.
Римские боги не спускались
на землю и не показывались людям
так охотно, как греческие. Они
держались вдали от человека и
даже если хотели его о чем- то предостеречь,
никогда не являлись непосредственно:
в глубине лесов, во мраке храмов,
либо в тишине полей слышались
внезапные таинственные возгласы, при
помощи которых бог и подавал
предостерегающий сигнал.
Между богом и человеком никогда не доходило
до близости.
В древнейшем Риме
все знания о богах сводились
в сущности к тому, как их следует
почитать и в какую минуту просить
у них помощи. Обстоятельно и точно
разработанная система
(Претор - одно из высших должностных лиц
в Древнем Риме. Преторы ведали судебными
делами.) и были убеждены, что, как и у судьи,
у них проигрывает дело тот, кто не разбирается
в официальных формальностях. Поэтому
существовали книги, в которых все было
предусмотрено и где можно было найти
молитвы на все случаи жизни. Правила следовало
точно соблюдать, любое нарушение сводило
на нет результаты богослужения.
Римлянин все
время пребывал в страхе, что совершил
обряды не так, как следует. Достаточно
было малейшего упущения в молитве,
какого-то не предписанного движения,
внезапной заминки в
Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял
за ним слово в слово, читающему был придан
помощник, который следил, правильно ли
все читается. Особый слуга жреца наблюдал
за тем, чтобы присутствующие хранили
молчание, и одновременно трубач изо всех
сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя было
услышать, кроме слов произносимой молитвы.
Столь же осторожно
и тщательно производили
Гром и молния, внезапное чихание, падение
какого-либо предмета в священном месте,
приступ эпилепсии на публичной площади
- все подобные явления, даже самые ничтожные,
но случившиеся в необычную или важную
минуту, приобретали значение божественного
предзнаменования. Самым излюбленным
было гадание по полету птиц. Когда сенат
или консулы должны были принять какое-
либо решение, объявить войну или провозгласить
мир, обнародовать новые законы, они прежде
всего обращались к авгурам с вопросом,
подходящее ли для этого выбрано время.
Авгур приносил жертву и молился, а в полночь
шел на
Капитолий, самый священный холм в Риме,
и, обратившись лицом к югу, смотрел на
небо. На рассвете пролетали птицы, и сообразно
тому, с какой стороны летели, какие они
были и как вели себя, авгур предсказывал,
будет ли задуманное дело успешным или
потерпит неудачу. Так привередливые куры
управляли могущественной республикой,
и военачальники перед лицом неприятеля
должны были подчиняться их капризам.
Эту первобытную
религию называли религией Нумы, по
имени второго из семи римских
царей, которому приписывалось установление
важнейших религиозных
Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоевания какого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься от их гнева.
Вот так, например,
римляне зазывали к себе карфагенских
богов. Жрец провозглашал торжественное
заклинание: «Богиня ты или бог, который
простираешь опеку над народом
или государством карфагенским, ты,
который покровительствуешь этому
городу, к тебе возношу молитвы, тебе
воздаю почести, вас о милости
прошу, чтобы оставили народ и
государство карфагенян, чтобы покинули
их храмы, чтобы от них ушли. Переходите
ко мне в
Рим. Пусть наши храмы и город будут вам
приятнее. Будьте милостивы и благосклонны
ко мне и народу римскому и к нашим воинам
так, как мы этого хотим и как это понимаем.
Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнут
храм и в вашу честь будут учреждены игры»[4].
До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другой народ, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один язык мира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, - страну плодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные, этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступных горах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цари одевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, а окружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в них топорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговые отношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовали письменность и многие религиозные представления, которые, однако, переиначивали по-своему.
Об этрусских
богах можно сказать немногое.
Среди большого числа их выделяется
над другими троица: Тини, бог
громовержец, вроде Юпитера, Уни, богиня-царица,
подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра,
соответствующая латинской
С суеверной набожностью этруски почитали
души умерших, как существа жестокие, жаждущие
крови. На могилах этруски совершали человеческие
жертвоприношения, перенятые впоследствии
римлянами бои гладиаторов были вначале
у этрусков частью культа мертвых. Они
верили в существование реального ада,
куда доставляет души Харун - старец полузвериного
облика, с крыльями, вооруженный тяжелым
молотом. На расписанных стенах этрусских
могил проходит целая вереница подобных
демонов: Мантус, царь ада, тоже крылатый,
с короной на голове и факелом в руке; Тухульха,
чудовище с клювом орла, ослиными ушами
и со змеями на голове вместо волос, и многие
другие.
Зловещей вереницей они окружают несчастные,
запуганные человеческие души.
Этрусские легенды
сообщают, что однажды в окрестностях
города Тарквиниев, когда крестьяне
пахали землю, из влажной борозды
вышел человек с лицом и
фигурой ребенка, но с седыми волосами
и бородой, как у старика. Звали
его
Тагес. Когда вокруг него собралась толпа,
он начал проповедовать правила гадания
и религиозных церемоний. Царь тех мест
приказал из заповедей Тагеса составить
книгу. С тех пор этруски считали, что они
лучше других народов знают, как следует
толковать божественные знамения и предсказания.
Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики.
Когда животное приносили в жертву, они
внимательно осматривали его внутренности:
форму и положение сердца, печени, легких
- и, согласно определенным правилам, предсказывали
будущее. Они знали, что означает каждая
молния, по ее цвету узнавали, от какого
бога она исходит. Огромную и сложную систему
сверхъестественных знамений гаруспики
превратили в целую науку, которую позднее
переняли римляне.
Далее свое влияние
на римскую мифологию оказала
греческая. Дмитриева Н.А. дает такую
оценку этому факту: «Первоначальная
римская мифология, в отличии
от греческой безобразна и прозаична.
Рим воспринял и ассимилировал
весь пантеон греческих божеств,
дав им только другие имена: Зевс стал
Юпитером,
Афродита – Венерой, Арес – марсом и т.д.
«Плененная Греция победила своего некультурного
победителя» (Гораций)»[5].
На дальнейшее развитие
римской мифологии оказали
Демократизация, сделавшая доступными
для плебеев жреческие должности, а должность
главы культа - великого понтифика - выборной,
в соединении с запрещением дарить и завещать
земли храмам, не дала развиться ни жреческой
касте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству.
Высшим авторитетом стала сама гражданская
община.