Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа
В XII—XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов (vagantes (лат.) — «бродячие»), появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии.
Но ваганты остаются верны себе и продолжают делать вид (если смотреть с нашей точки зрения), что они независимы, их не отягощают земные заботы:
Не хотел я с юных дней
маяться в заботе –
для спасения души,
позабыв о плоти.9
Это не значит, что он настолько посвятил себя Богу, что забыл о мирской жизни. Наоборот, его жизнь дарована Богом, а значит угодна ему, и вряд ли Он захочет, чтобы школяр влачил ее в посте и молитве. Жизнь нужно прожить весело, саиой жизнью нужно угодить Богу. А отказ от мирских радостей на словах, но тайное следование страстям на деле - то есть, то как делают это священники ему вряд ли понравится. Это греховно. Их жизнь - это веселье и пьянка, и они этого не скрывают. Но они в отличие от служителей церкви не гонятся за богатствами, а живут так, как могут, в бедности зато честно и по совести.
Они не просто живут честно, но и исполняют то, что завещал Бог:
Милосердье - наш закон*
Они помогают таким же сирым и обездоленным, всем, кто нуждается в помощи, но на первом месте это конечно же помощь своим братьям вагантам.
Но какая благодать,
не жалея денег,
другу милому отдать
свой последний пфенниг10
Они во многих своих произведениях взывают к милосердию людей, призывают их быть добрее, ведь только добрый человек может войти в орден вагантов. Они стремятся к тому, чтобы мир был лучше:
все достойны воли,
состраданья и тепла
с целью не напрасной,
а чтоб в мире жизнь была
истинно прекрасной.
Все это мы увидели в стихотворении "Орден вагантов" , которое является своеобразным манифестом, но как это было на самом деле, мы сказать не можем. Было милосердье таковым, как его описывают ваганты или они только хотели, чтоб так было, но в реальных условиях это было невозможно? Мы не знаем этого и возможно не узнаем никогда, так как источниками наших знаний и представлений о вагантах прежде всего является их же поэзия. И если они хотели показать себя милосердными и почитающими Бога, то так они себя и показали. Мы можем только строить предположения, исходя из формальной логки и знания реалий того времени. На мой взгляд, милосердье не было в ходу у вагантов они сами бедствовали и чтобы помочь кому-то еще у них просто могло не оказаться сил и средств. Но кроме того, они опять же противопоставляют себя церкви и черствым священнослужителям, которые обладая огромными богатствами, отказывают в помощи нуждающимся.
К милосердию аббат
паству призывает,
а его бездомный брат
зябнет, изнывает.11
Речь идет о "бездомном брате", то есть о священнослужителе, не имеющем места, - о ваганте. Они хотели показать, что отличаются от всех остальных служителей церкви и, даже не обладая средствами, готовы помочь ближнему. Мы опять же сталкиваемся с проблемой выгораживания себя, то есть приписывания лучших качеств, чем было на самом деле, хотя опять же повторюсь, как это было, мы не знаем. Для чего же они себя так приукрашивают? Во-первых, ответ лежит в области психологии: ни один человек не сможет описать себя таковым, какой он есть (здесь свою роль играет субъективизм), и более того никто не будет очернять себя (только если это не является частью какого-либо плана). Во-вторых, люди приписывают себе лучшие качества для поднятия своего авторитета. А ведь, как мы помним, именно авторитет и компетентность лежали в основе особенного отношения к интеллектуалам. То есть все довольно просто: представителям интеллектуальной среды был необходим авторитет и высокое социальное положение, к тому же они обладали наилучшими возможностями для осуществления этого: они владели словом и могли убедить кого угодно. Вот и получается, что свой "трон" они строили сами, своими же творениями прокладывая, облегчая себе путь к созданию новых. Они работали не на кого-то, а в первую очередь на себя.
2.3 Студенты
Ваганты были бродягами, и на "подвиг" бродяжничества их толкали самые разные вещи, а не только поиск достойных учителей, как считают исследователи. Да, ваганты были бродячими студентами или, как их называли тогда, школярами. Нам теперешним тяжело себе представить, как можно переребираться из города в город в поисках учителей, ведь мы знаем только такую систему высших учебных заведений, когда ты являешься студентом только одного из них12. Но в те времена все было проще и сложнее одновременно. Все дело в том, что в те времена университеты еще не приобрели ту форму и структуру, с которой мы знакомы сейчас, это был период становления, когда из отдельных школ и системы частных преподавателей вырастала единая мощь университета. Каждый из университетов (а скорее даже город) славился одним или несколькими факультетами, так в Париже был богословский факультет, в Салерно медицинский. Студенты, которые хотели получить образование в разных сферах были вынуждены передвигаться от одного университета к другому.
Все вы слыхали, наверно,
про знаменитый Салерно.
С давних времен и поныне
учатся там медицине
у величайших ученых,
чтоб исцелять обреченных...
"Как бы мне, господи боже,
медиком сделаться тоже?"
И приступил я к ученью,
новому рад увлеченью..13.
Что , конечно же, не слишком хорошо сказывалось на их материальном благосостоянии. Не будем так же забывать, что срок обучения до получения докторской степени был равен 10 годам
Ну, а теперь - за десять лет
кончают университет,
и в жизнь выходят потому,
не научившись ничему!14*
В знаменитом "Прощании со Швабией" такой вот студент-бродяга как раз уезжает учится, причем уезжает не просто из дому, а из своего университета, то есть просто меняет место обучения. Об этом нам говорят эти строки:
Вспоминайте иногда
вашего студента.
Много зим и много лет
прожили мы вместе,
сохранив святой обет
верности и чести.*
Именно про своих друзей-студентов он мог сказать такие слова, а не про родственников. Дальше он рассказывает о печальной судьбе студента:
если на чужбине
я случайно не помру
от своей латыни,
если не сведут с ума
римляне и греки,
сочинившие тома
для библиотеки,
если те профессора,
что студентов учат,
горемыку школяра
насмерть не замучат,
если насмерть не упьюсь
на хмельной пирушке,
обязательно вернусь
к вам, друзья, подружки!15*
Как мы видим обучение было "тяжелым": студент боится не пережить пьянки с друзьями. Все это выглядит очень смешно, особенно если учитывать при этом все произведения вагантов, в которых говорится об их разгульной студенческой жизни. Но тем не менее и в этом есть доля истины: в том, что касается преподавателей и экзаменов. Как я уже говорила, обучение продолжалось 10 лет до продления степени доктора, экзамен по окончании его длился 12 часов с 6 утра до 6 вечера, сменялось 20 оппонентов, при этом студенту не позволяли ни пить, ни есть. Поэтому этот студент во многом прав называя себя "мучеником науки". Хотелось бы добавить также, что языком обучения была латынь, поэтому студенты могли свободно перемещаться из одного университета в другой. Поэтому фраза:
Во французской стороне,
на чужой планете,
предстоит учиться мне
в университете.16
Скорее говорит о дальности путешествия, чем о том, что обучение было другим и очень странным.
2.4 Любовь
Но ваганты не были б вагантами, если бы они обошли бы вниманием такую важную сторону жизни, как любовь. С самого начала нужно признать, что их представления далеки от того, что мы подразумеваем под словом любовь теперь: возвышенное прекрасное чувство. Для них это было скорее физиологическое влечение, часть их разгульного образа жизни.
Девки бедрами виляют,
пляшут в пляске круговой,
пламя в грудь мою вселяют,
и хожу я сам не свой. 17
Они не воспевают прекрасных дам и не создают образа рыцаря-защитника. Они противопоставлют себя рыцарям, особенно хорошо это заметно в стихотворении "Флора и Филида".
Ах, дружок! В людской крови
рыцарские руки.
Нет! Куда милей студент –
честный жрец науки!*
Но следует отметить, что рыцарям они себя противопоставлют не только в любовной науке, но и как социальному слою: здесь опять проявляется их борьба с системой средневекового общества18. Вместо того, чтобы как все остальные горожане восхищаться силой и могуществом рыцарей, их благородством, они находят в них негативные черты и едко высмеивают их.
Проку я не вижу в том,
что твой рыцарь тощий
удивительно похож
на живые мощи.*
"Клирики-ученые превосходят всех и даже рыцарей в благородстве в силу своих "vertus escrites", добродетелей особого рода. Но также и в силу выполнения важнейшей функции хранителей законов, основ миропорядка…Человек стремится к благородству при помощи оружия или образованности. Иногда интеллектуалам отчасти удавалось убеждать в этом самих рыцарей….Университетская культура смело награждала своих представителей рыцарскими эпитетами - "смелый, куртуазный, доблестный". Мудрец смело бросается осуждать всякую ересь и всякую несправедливость, от кого бы она не исходила." Но нас в данный момент больше интересует то, какими в любви видят себя сами ваганты. Они щедры на любезности и комплименты, но им едва ли можно верить.
Что касается любви,
тут не жди проворства.
Не способствуют страстям
пьянство и обжорство.
Все их пылкие слова –
лишь одно притворство.*
И не смотря на столь негативный отклик одной из спорящщихдевушек, в любви они очень проворны, судя по их стихам, и не пропускают ни одной юбки. Они молоды и веселы, и поэтому любовь для них как игра и развлечение. Ведь для того чтобы они относились к любви серьезно и связывали с ней какие-то будущие планы, нужно чтобы ваганты обладали стабильностью. Если они хотят создавать семью на основе любви, то им нужно быть обеспеченными, иметь крышу над головой (а лучше свой дом) и постоянный заработок. Где бедным вагантам жить с семьей и на что ее содержать?19 Рыцари могут позволить себе возвышенное отношение к прекрасной даме, ибо они могут обеспечить ее материально. В средневековье любви большей частью людей придавалось не слишком большое значение: семьи создавались исходя из условий и среды, а всякие там чувства были прихотью и только мешали. Любовь могли позволить себе только богатые, и то в "усеченном варианте" воспевания прекрасной дамы. Вагантам остается только урывать у своей судьбы счастье кусочками. Они не могут относится серьезно к тому, что так мимолетно. Читая жалобный "Плач по поводу бегства возлюбленной", мы не можем не заметить, что он выглядит как фарс.
Что делать? Не пойму.
Она ушла. К кому?
Неужто дал ей пфенниг
какой-нибудь мошенник?
Я весь в слезах - смотри!
Глаза мои утри!
Ужель ты так развратна,
что не придешь обратно?!*
Мы не видим здесь искренности чувств, а только обиду ребенка, которого оставили без игрушки. К тому же, согласно этому стихотворению, девушка тоже не испытывала к нему никаких чувств, раз уж согласилась променять его на кого-то за деньги, что в свою очередь наталкивает нас на мысль об определенной профессии данной девушки. Утверждает нас в этой мысли стихотворение "Наставление поэту, направляющемуся к потаскухам". Здесь мы и видим отношеник этим "прекрасным дамам" в среде вагантов:
Не вздумай сей "прекрасной даме"
платить любовными стихами.
Твои стишата ей смешны.
Ей только денежки нужны.*
Так что бедным вагантам приходилось изыскивать средства на свою любовь, и поэтому с намного большей охотой они предпочитали тех девушек, которым достаточно было стихов и комплиментов, которые, кстати, были очень неплохими, можно даже сказать изысканными, но зачастую граничащими с пошлостью (в теперешнем понимании этого слова). В стихотворении "Отповедь клеветникам" вагант оправдывается перед своей возлюбленной и осыпает ее комплиментами: