Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:36, контрольная работа
В XII—XIII вв. под влиянием школьного и университетского образования в городах Западной Европы развивалась латинская литература (на церковные и светские сюжеты): стихотворения с описанием природы и обличительные произведения, осуждающие пороки духовенства. Особое место в этой литературе занимала поэзия вагантов (vagantes (лат.) — «бродячие»), появившаяся в Германии, Франции, Англии и Северной Италии.
С чем сравнить тебя я вправе?
Ты - алмаз в златой оправе.
Твои плечики и грудь
могут мир перевернуть.*
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в любви ваганты были самыми обыкновеными людьми, может более ветреными, немного проще относились ко всему, но в общем все было также. Самое главное их отличие - это то, что у них ушло рыцарское отношение к даме, и они охотно и громогласно распевали о своих подвигах.
2.5 Ваганты как поэты
Я рассказала почти
о всех качествах, которые
2.6 Отношение к внешнему миру
До этого говорилось о качествах вагантов, о том, какими они себя видят или хотят видеть, о том, что для них важно и каковы их идеалы и устремления. Это все только малая часть их жизни, их мировоззрения. Но именно она поможет нам понять их место в средневековом обществе. Ведь узнав, каковы они и как они себя представляют, мы можем узнать об отношениях вагантов с окружающим миром, с системой средневекового общества. Мы поймем, враждебен ли им этот внешний мир, в войне с ним они живут или в мире. Ведь их бродячая жизнь - это тоже своеобразно проявление отношения к внешнему миру. Они оторваны от системы общества, но вместе с тем принадлежат всему миру и весь мир принадлежит им. Они хотят так думать, хотят ощущать свою безграничную свободу, но столкновение с реальностью раз за разом доказывает им, что если они идут со всей открытой душой к мру, то совсем не обязательно, что и мир, люди будут так же открыты и дружелюбны. Они будут не понимать и не принимать их, ведь ваганты слишком отличаются в своем бунтарстве от них; они могут посмеяться вместе с ними, а то и над ними, но никогда не поймут их. Ваганты платят им за это той же монетой. Взбесившимся назовут они этот мир, и во всех красках распишут его в одноименном стихотворении.
Блуд и пьянство
в христианство
золотой привнес телец.
Мир разврата
без возврата
в Тартар рухнет наконец21
Они подробно и со всей душой перечисляют грехи, в которых обвиняют этот мир, не замечая при этом, что большинство из них списали с себя, и тем самым обвиняют и себя тоже. Они говорят обо всем мире, но не выделяют себя. Что это? Причисляют ли они себя к этим грешникам? Или же они праведники? Единственные во всем этом хаосе, понимающие и осознающие греховности этих действий и помыслов. Дальше они подтверждают это говоря:
Надо всеми
в наше время
меч возмездья занесен.*
Они тоже входят в число грешников, но они это поняли и идут к исправлению "своим" путем. А вот весь остальной, так обидевший их мир может катиться ко всем чертям, а еще точнее как указывают ваганты в Тартар. В этом стихотворении проявляется странное смешение в их сознании образов и символов различных религий (как я уже неоднократно говорила выше). Грехи присущи миру христианскому, но вот наказание за это последует в языческом Тартаре. Может быть, они употребляли это название, просто чтобы приукрасить свою речь, но с другой стороны: неужели не был бы понятнее образ христианского ада? Ведь дальше они отсылают грешников все-таки в геенну. Ясно только одно, что этот внешний мир настолько им был ненавистен, что они были весьма изощренными в придумывании ему кары. Они были свято уверенны в том, что над этим миром Дамокловым мечом уже висит приговор:
Мир греховный!
Суд верховный
грозный вынес приговор*22
Судный день, последний день, он всегда присутствует в сознании средневекового религиозного человека. Он неотвратим, как и сама смерть. В этом отношении ваганты не привнесли ничего нового, на мой взгляд. Возможно, они выглядели несколько боле оптимистично, так как считали, что:
О, пробудим
совесть спящую свою!
Коль пробудим,
так пребудем
не в геенне, а в раю!*
То есть они считали возможным
спасение путем обращения к своей
совести и покаяния. Но они всего
лишь были выразителями того своеобразного
принципа обмена (можно сказать даже
баланса), присутствовавшего в сознании
почти всех людей средневековья,
который заключался в том, что прощение
и рай даровались в обмен на покаяние.
Итак, из данного стихотворения мы можем
сделать вывод, что, по мнению вагантов,
мир порочен и уже приговорен. Этот мир
ненавистен вагантам, и в отличие от него
они знают и не забывают, как можно спасти
свою душу.
В стихотворении Взбесившийся мир речь
шла о том, что сами ваганты обвиняли мир
в греховности и предлагали ему путь к
спасению. Но этого явно недостаточно
для того, что бы не только полностью представить
себе отношение вагантов к окружающему
их миру, но и осознать всю тяжесть и обоснованность
этого обвинения. Поэтому создается еще
одно стихотворение, говорящее о том же,
но с несколько другой точки зрения - со
стороны прямого обвинения. Да-да, со стороны
Господа Бога. Ваганты замахнулись на
право утверждать, что же именно он говорит
и каково его недовольство этим миром23. Хотя если вдуматься, то и здесь ваганты
не были первыми, а первой была Католическая
Церковь, в лоно которой они и входят, они
всего лишь продолжили путь, начатый ею,
и несколько расширили набор используемых
обвинений и стандартных фраз, предлагаемых
согласно канону и Библии. При чем, надо
заметить, расширили не без изящества,
а с известной долей сарказма и остроумия:
Ах, из-за вас, из-за вас, проповедники,
вздулись у многих бедняжек передники!
Ради притворства сутаны надев,
скольких же вы перепортили дев!*
Речь идет о стихотворении "Апокалипсис Голиарда". Здесь опять описываются грехи мира, но на этот раз главными персонажами примеров греховности выступают священнослужители. Именно их обвиняют в том, что мир погряз в грехе и разврате, ведь:
все христианство погрязло в грехах
из-за того, что творится в верхах.*
В это время происходит усиление роли церкви: Клюнийская реформа, которая сделала Церковь более организованной, усиление роли папства, введение единых уставов, установление обязательности 3 обетов (бедности, безбрачия, послушания) и для белого духовенства. Происходит борьба и внутри самой церкви (белое духовенство), и ее противоборство с внешними субъектами (с германскими императорами). Усиление Церкви не могло не напугать, ее все возрастающая осведомленность и контроль начинали давить. Ваганты обвиняют священнослужителей во всем подряд, именно их они видят не только своими главными врагами, но и врагами и губителями всего мира. Но речь о них как о врагах вагантов пойдет дальше, а сейчас мы говорим об отношении вагантов к миру, и проще всего его выразить одной единственной фразой: мир греховен.
О, наглецы, на людей непохожие!
Мир обезумел от скверны безбожия и,
надругаясь над святостью месс,
в душах безбожных беснуется бес!*
В их представлении о мире все настолько мрачно, что непонятно как они вообще могли жить и веселиться. Такое ощущение, что их со всех сторон окружают враги, их существование это постоянное война, а цель их жизни раскрыть глаза людям на это. И они стараются:
Ложь и злоба миром правят24.
Совесть душат, правду травят,
мертв закон, убита честь,
непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери
доброте, любви и вере.
Они привлекают весь свой поэтический дар, всю силу убеждения, но мир остается прежним, более того, его отношение к голиардам становится еще хуже.
Люди волки, люди звери...
Я, возросший на Гомере,
я, былой избранник муз,
волочу проклятья груз. 25
Ваганты занимаются интеллектуальным трудом, они творят и общаются с Богом посредством своего творчества, они образованны, им подвластна мудрость былых веков. Этим всем они очень сильно отличаются от остальных людей (о новизне интеллектуальной среды и интеллектуального труда я говорила выше, а подробнее см. Уварова П. Ю. ) Люди не понимают или не хотят понять того, что им говорят ваганты, и гонят их, проклинают. И те, кто считали себя спасителями и благодетелями этого мира , вынуждены с позором и подгоняемые презрением уходить. Ваганты начинают изображать себя как отвергнутых героев и грозятся страшными карами этому миру и этим людям за то, что с ними так обошлись ("Апокалипсис Голиарда"). Когда читаешь эти обвинения то, понимаешь, что ваганты свято верили во все это и действительно считали одних себя могущими спасти этот мир, то есть безгрешными. Но если получше вчитаться, то через все эти страшные кары проступает истинная причина - огромная обида вагантов на этот мир за непонимание, попытка выделиться и занять определенное место в этом обществе - они священнослужители, но не обладают пороками присущими большинству из них, они воины - спасители, но не гонятся за деньгами, а все ради спасения человеческих душ. Они не имеют своего места и страстно желают его найти, и поэтому у них такие большие проблемы с внешним миром, так как у них нет никаких правил поведения, которые присущи определенному социальному слою, и в свою очередь определяют отношение к нему других членов общества. Но мир обращает на них очень мало внимания, и тогда они начинают вести себя совсем как маленькие дети: обидевшись, они прячутся так чтобы их никто не нашел или "уходят навсегда из дому".
До чего ж мне, братцы, худо!
Скоро я уйду отсюда
и покину здешний мир,
что столь злобен, глуп и сир. *
Чтобы посмотреть, что
будет, когда обнаружат их отсутствие
и как все расстроятся. Может
сравнение и не слишком удачное,
но именно оно пришло мне на ум, когда я прочитала эти строки.
Ваганты обвиняют весь мир целиком, не
хотят видеть полутонов и красок, а обращают
внимание на один лишь черный цвет. Все
это очень похоже на "симптомы" глухой
обиды и нежелания понять26. Не только люди не могут их понять, они
сами делают все возможное, чтобы этого
не случилось, чтобы возвышаться над толпой,
но тем самым они только от нее отдаляются.
Это замкнутый круг.
Можно сказать, что они замахнулись на
совсем не доступную величину: они хотят
стать выше всех и быть свободнее всех,
то есть только их путь правилен, единствен,
истинен. Именно на истину они покусились.
В своем стихотворении "Восхваление
Истины" они прямо говорят, что только одна истина
может спасти этот мир, только она сильнее
всех. И они начинают свою борьбу под ее
знаменем. Они указывают свой путь спасения
и называют его истинным.
Вера здесь у нас - своя,
здесь - свои скрижали! *
Можно сказать, что они были предвозвестниками ересей. Ведь их идеи о том, что их молитвы лучше молитв монахов, что бедность лучше богатства, и что церковь греховна, очень похожи на те, что позже были у катаров, альбигойцев, а также у нищенствующих монахов. Ваганты очень близко подошли к грани, которая отделяет свободомыслие от еретичества. Ваганты пытались показать, что они нечто большее и лучшее, чем есть на самом деле, но это присуще всем людям, поэтому мы не будем слишком строго их судить.
3 Идеология вагантов
В течение всей курсовой
работы я говорила о взглядах вагантов на жизнь,
об их мировоззрении, ценностях и целях
в жизни. Пришло время объединить все это
вместе и поговорить об идеологии вагантов,
если таковая существовала. Идеология
обычно присуща каким-либо политическим
партиям или группам, связанным с политикой,
но вагантов до управления государством
не допускали, поэтому мы можем говорить
об идеологии бродяжничества, об обосновании
того образа жизни, который они вели.
Прежде всего, следует сказать, что основой
их идеологии было само понятие бродяжничества,
то есть смысл жизни они видели в том, что
бродить по этому, богом любимому, миру
и видеть всю его красоту; бродить и нести
людям знания (как они это воплощали это
их дело). Это можно сравнить с апостольским
служением: ведь апостолы тоже ходили
по миру, терпели лишения и несли людям
слово Божье. Тогда роль вагантов (по идее)
должна возрастать еще больше в глазах
их современников - они страдают за них,
они им помогают (так и произошло, но несколько
позже и с францисканцами)27. Суть бродяжничества в том, чтобы не
иметь своего дома, но считать своим домом
весь мир. Для того чтобы так бродить нужно
быть свободным: и от семьи и дома, и от
предрассудков, и от каких-либо обязанностей.
Свобода - это вторая основа их идеологии,
это их цель и их жизнь. Бог, по их мнению,
любит свободных духом, только они являются
его истинными детьми. Дети бога должны
любить друг друга и его, и неважно, как
они это делают. Милосердие - это третий
кит их идеологии: сердце, подаренное богом,
должно быть раскрыто для всех и быть щедрым.
Они не скупятся на помощь и поэтому сами
становятся нищими. Бог дал эту жизнь,
и только он в праве ее забрать (непринятие
убийства). В человеке божественен так
же дар творчества, и нужно не тратить
его на пустяки, но на жизненную необходимость
- на попытку рассказать людям, каков этот
мир. Все созданное - во славу Бога. Они
живут и творят для Бога и с его согласия.
Правда, при этом нельзя не отметить более
фривольную часть их идеологии: вино как
катализатор творческого процесса, любовь
и ее воспевание, вера в греческих богов
и их активное участие в жизни вагантов.
Все-таки не надо забывать, что они были
школярами и очень любили повеселиться.
Веселье и легкая жизнь тоже были их принципами.
Большинство из этих принципов было подробно изложено ранее, но некоторые хотелось бы рассмотреть сейчас. Вагантам присущ некоторый фатализм: они постоянно помнят о смерти и ждут ее:
Жизнь умчится, как вода.
Смерть не даст отсрочки.
Не вернутся никогда
ешние денечки.*28
Но это ожидание они не намерены проводить в слезах и унынии, наоборот, они стремятся прожить жизнь как можно ярче и веселей, ибо она скоротечна:
Выходи в привольный мир!
К черту пыльных книжек хлам!
Наша родина- трактир.
Нам пивная - божий храм.
Ночь проведши за стаканом,
не грешно упиться в дым.*
Они веселятся, пока могут, ведь в этом мире все так переменчиво, а это они хорошо знают. Стихотворение, которое лучше всего отражает такие метания судьбы, это "Колесо Фортуны". Само название символично: колесо - это круг, который стоит вертикально и на котором находятся все людские судьбы, при его движении ты можешь оказаться на самом верху, а можешь на дне, Фортуна переменчива.
Мнил я: вверх меня несет!
Ах, как я ошибся,
ибо, сверзшийся с высот,
вдребезги расшибся
и, взлетев под небеса,
до вершин почета,
с поворотом колеса
плюхнулся в болото.*
Никто не может предугадать,
что ждет человека за поворотом, поэтому
ваганты берут от жизни все, что
могут. Единственное, что они точно
знают о своей судьбе, это то,
что все ждет Страшный суд, где
всем воздастся. Они помнят об этом, но все равно грешат
и разглашают грехи священнослужителей.
В этом отношении они очень непоследовательны.
Также дуализм их позиции проявляется
в вопросе отношения к Богу: они готовы
признать людей других религий, но тоже
верящих в Бога, но не могут простить людей
своей веры, но немного отличающихся от
них.29
Все, о чем я сейчас говорила, громко высказывается
вагантами, но раз речь зашла об их непоследовательности
не лишним будет сказать, о чем же они умолчали.
Среди такого многоголосья довольно тяжело
заметить, что же было не упомянуто. Одно
из того, что нашла я, это вопрос о том,
что церковь сделала для вагантов, не столько
в плане мести, сколько в плане помощи
университетам. Ведь первоначально все
университеты были под крылом церкви.
Они финансировались ей и продолжали получать
от нее деньги во времена вагантов, но,
видимо, вагантам было проще об этом умолчать,
чем брать в расчет. Тем более что данный
факт не очень вписывался в "концепцию
греховной церкви" вагантов. В обнаружении
еще одной неупомянутой проблемы мне помогла
книга Уварова П. Ю. : "Городские гильдии
и иные корпорации складывались с целью
взаимопомощи, улаживания внутренних
конфликтов и чтобы противостоять натиску
извне. Такой внешней "агрессивной средой"
для интеллектуалов были прежде всего
горожане. Они имели немало оснований
выступать против пришлых и буйных школяров,
и, как это нередко бывало, распространять
на студентов и магистров право репрессалий
(т. е. Если школяр убегал с места преступления
или скрывался от кредиторов, гнев горожан
мог излиться на его земляков или же вообще
на любого подвернувшегося под руку студента
или магистра)." Казалось бы что может
быть разумнее и логичнее, чем искать врагов
среди тех, с кем постоянно сталкиваешься
и даже более того конфликтуешь. Но нет,
ваганты ни словом не обмолвливаются о
так не любящих их горожанах (такое чувство,
что они одни живут в городе и никого рядом
с ними нету, и проблем никаких нет), зато
яркими красками ненависти расписывают
своего "естественного защитника"
- церковь. Что это? Попытка понравиться
горожанам и не усугублять итак существующих
противоречий? Или же ваганты настолько
заигрались, что перевернули всю свою
жизнь вниз головой, представив друзей
врагами, а о врагах просто забыв? Скорее
всего, это действительно некоторая осторожность
со стороны вагантов, а также их попытка
примириться (они ведь не очерняют горожан,
значит, те должны быть этому рады) и найти
общего врага - церковь.