Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа
Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.
Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1Права человека и гражданина в сфере
культуры, их место в системе прав
человека…………………………………………………………
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере
культуры и их конституционные
гарантии…………………………………………………………
2.2 Обеспечение прав граждан в
сфере культуры: полномочия органов государственной
власти…………………..…………………………...….
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….28
Введение
Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.
Права человека – это уважение к человеческой личности, ее достоинству, правам и свободам. Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти. Реализуя свои права, человек осуществляет свою природу, способности, устремления, дает силу обществу, государству. Права человека обладают огромным созидательным потенциалом, хозяином которого является каждый человек от рождения.
В духовной сфере – это формирование нового мировоззрения, которое наряду с нашими национальными возрождающимися идеалами должно усвоить организационные, общечеловеческие демократические ценности. Верховенство прав и свобод личности – стержень правового демократического социального государства и гражданского общества.
Без освоения такого мощного пласта общечеловеческой культуры, как права человека, в современном мире невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа.
Все сложнейшие государственно-правовые явления кристаллизируются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.
Примечательно, что разработка и принятие Конституции Республики Беларусь были связаны с правами и основными свободами человека. Всеобщая декларация прав и свобод человека, деятельность ООН, ОБСЕ, Совета Европы по разработке общепризнанных стандартов в области прав человека и созданию механизмов защиты прав человека обеспечивают благоприятную почву для повсеместного осознания и утверждения прав человека. В то же время налицо сложный, противоречивый характер взаимоотношений между человеком и обществом, властью и личностью. Это обусловлено историческими, современными обстоятельствами жизни каждого народа, уровнем правовой культуры, степенью осознания людьми роли прав человека в развитии личности, общества и мирового сообщества в целом.
Вопрос о правах и обязанностях граждан Республики Беларусь в сфере культуры является актуальным, так как без подлинной реализации культурных прав невозможно создание правового социального государства, нравственное измерение экономических процессов, установление новых параметров отношений между человеком, обществом и государством.
Целью данной работы является изучение современного состояния и выявление путей реализации культурных прав и обязанностей граждан Республики Беларусь.
В рамках достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие и раскрыть сущность культурных прав и обязанностей граждан Республики Беларусь;
- дать оценку правовому закреплению культурных прав и обязанностей граждан Республики Беларусь;
- выявить основные пути
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу реализации культурных прав и обязанностей граждан Республики Беларусь.
Предметом исследования являются право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания, обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.
Методологическую основу исследования составляют формально-логический и формально-юридический методы, метод системно-структурного анализа, метод сравнительного правоведения.
Исследовательскую базу составили учебники и учебные пособия таких авторов, как Г.И. Иванов, И.И. Котляр, В.А. Божанов, С.П. Кацубо, И.В. Кучвальская, С.Б. Лугвин, и других ученых, также использовались нормативные правовые акты: Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О культуре в Республике Беларусь", Закон Республики Беларусь "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь", Закон Республики Беларусь " О языках " и другие акты и учебные пособия.
1 Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека
В истории формирования прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации выделяют три поколения. Под термином «поколения прав человека» подразумевают очередность, последовательность, время закрепления в представлениях людей той или иной группы или вида прав человека [1, с.50].
Первое сформировалось в Англии, США, Франции в XVII- XVIII вв. К этому периоду общественные отношения созрели настолько, что людей уже не удовлетворяли призывы «Хлеба и зрелищ!». Умы миллионов в эпоху буржуазных преобразований начали будоражить иные лозунги – «Свобода! Равенство! Братство!». Вот почему первыми и появились такие виды прав человека, как гражданские (на уважение автономии личности), политические (на возможность участия каждого в управлении делами страны):
Второе возникло в конце XIX – начале XX вв. в Германии, СССР. Оно потребовало от государства гарантий на оказание помощи индивиду в экстремальной ситуации и сформировало еще три вида прав – экономические, социальные и культурные:
Третье поколение заявило о себе после Второй мировой войны как стимул к соблюдению принципа солидарности, взаимной ответственности коллектива и каждого индивида за будущее. Это права:
Данные пять видов прав человека учеными чисто условно по степени влияния государства на жизнь индивида поделены на две группы – на права негативные и позитивные.
Негативными считаются первые два вида прав (т.е. все первое поколение прав человека) – это гражданские и политические, ибо они отрицают любое вмешательство государства в частную жизнь человека.
К позитивным относятся экономические, социальные и культурные права (т.е. все второе поколение прав человека), так как они были сформулированы в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, за повышение культурного статуса [2, с.34-36].
Формирование этих поколений придало правам и свободам человека всеобщий и универсальный характер, ибо они в настоящее время касаются всех групп населения и всех сфер жизнедеятельности людей.
Таким образом, права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе.
Основные признаки прав человека характеризует то, что они:
- возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
- складываются объективно и
не зависят от
- принадлежат индивиду от
- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т. д.);
- являются непосредственно
- признаются высшей социальной ценностью;
- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- представляют собой принципы
и нормы взаимоотношений между
личностью и государством, обеспечивающие
индивиду возможность
- признание, соблюдение и защита
прав человека является
Приступая к рассмотрению вопроса об основных группах прав человека, следует помнить, что, во-первых, они отражают объективные жизненные потребности и интересы человека, его неотъемлемые свойства, без обеспечения которых он не может всесторонне, гармонически развиваться и применять свои созидательные способности.
Во-вторых, все международно-правовые аспекты являются не источником, а юридической формой, благодаря которой права человека закрепляются и становятся общепризнанной нормой поведения всех субъектов международного права [4, с.90].
Итак, основные права человека – это права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека. Они составляют стержень правового статуса индивида, в них заключена основа возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.
Выделяют три группы прав человека:
1) гражданские права,
2) политические права и свободы,
3) экономические, социальные и культурные права.
К гражданским (личным) правам и свободам человека относят:
Политические права и свободы – это обеспеченная законом и публичной властью возможность участия в общественно-политической жизни государства и осуществления государственной власти.
Основными являются:
Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека, без их предоставления гражданские и политические права во многом утрачивают свой смысл. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности.
Особенности социально-экономических прав:
- распространенность на определенную область жизни человека;
- зависимость от состояния экономики и ресурсов.
Экономические права:
Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь