Культурные права человека в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa2 2387.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

- разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры, организация выполнения актов законодательства Республики Беларусь по вопросам культуры;

- обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирования национального самосознания;

- определение научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;

- координация проведения научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;

- подготовка и переподготовка кадров для организаций культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли;

- содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;

- развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.

Министерство культуры в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- разрабатывает и осуществляет  государственные программы комплексного  развития в сфере культуры, приобщения  населения Республики Беларусь  к национальному и мировому культурному достоянию;

- определяет общую стратегию  социально-экономического и научно-технического  развития отрасли;

- анализирует состояние и прогнозирует  тенденции развития в сфере  культуры, готовит предложения о  приоритетных направлениях ее  государственной поддержки;

- создает, реорганизует и ликвидирует  в установленном порядке подчиненные  организации;

- осуществляет финансирование  подчиненных организаций и контроль за его исполнением, а также эффективностью использования находящихся в их оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

- содействует выполнению подчиненными  организациями заказов на работы  и услуги, поставку товаров народного  потребления и иной продукции  для государственных нужд;

- осуществляет координацию деятельности  коммерческих и некоммерческих  организаций всех форм собственности  в сфере профессионального искусства, народного творчества путем использования  своих прав, экономических стимулов, через государственный социально-творческий  заказ;

- организует проведение республиканских  и международных конференций, фестивалей, конкурсов, смотров профессионального  искусства и народного творчества, праздников, художественных выставок  и других мероприятий, связанных  с показом и пропагандой достижений  культуры и искусства республики  и зарубежных стран;

- согласовывает назначение на  должность руководителей органов  государственного управления в  сфере культуры областных, Минских  городских исполнительных комитетов.

Министерство культуры в установленном порядке представляет:

- лучших работников культуры  и искусства, профессиональные творческие  коллективы к награждению, присвоению  почетных званий, присуждению премий;

- разрабатывает и в установленном  порядке вносит в Совет Министров  Республики Беларусь предложения  о ставках авторского вознаграждения  за произведения изобразительного  искусства и киноискусства, литературные, драматические и музыкальные  произведения для публичного  исполнения;

- разрабатывает научно обоснованные  рекомендации по совершенствованию  содержания, форм и методов культурно-просветительной  деятельности, возрождению народных  традиций, обрядов, праздников, организации  содержательного отдыха населения  и обеспечивает их реализацию, оказывает методическую помощь  организациям культуры республики  всех форм собственности и  подчиненности;

- поддерживает творческие инициативы  населения, содействует созданию  и деятельности культурно-просветительных  объединений, в том числе национально-культурных;

- осуществляет государственный  заказ на гастрольную деятельность  театров и концертных организаций, на постановку произведений драматургии  и музыкального искусства, кинематографии, а также на создание произведений  драматического, музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного и монументального  искусства;

- обеспечивает реализацию государственной  политики в области реставрации, консервации, ремонта и сохранения  историко-культурных ценностей;

- обеспечивает составление Государственного  списка историко-культурных ценностей  Республики Беларусь;

- представляет Республику Беларусь  в международных структурах по  вопросам изучения, учеты, охраны, реставрации  и использования объектов, относящихся  к историко-культурным ценностям, а также при налаживании контактов  по вопросам возвращения в  республику историко-культурных  ценностей ее народа, которые  оказались за пределами Республики  Беларусь;

- участвует в определении перечня  культурных ценностей, вывоз которых  за пределы Республики Беларусь  ограничен;

- оформляет разрешения на вывоз  за пределы Республики Беларусь  объектов и предметов, которые  внесены в Государственный список  историко-культурных ценностей Республики  Беларусь или представлены для  присвоения им статуса историко-культурных  ценностей Республики Беларусь;

- осуществляет регулирование деятельности  научных и научно-исследовательских  организаций сферы культуры по  вопросам подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, научно-исследовательской и научно-методической работы;

- определяет потребность отрасли  в специалистах с высшим и  средним образованием, разрабатывает  контрольные цифры приема в  учебные заведения системы Министерства культуры и другие [14, п.5].

На местном уровне управление в сфере культуры осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами на территории области, города, района, поселка, сельсовета, а местной администрацией – на территории района в городе и местными Советами депутатов.

Исполкомы в сфере культуры осуществляют следующие полномочия:

-разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций (исполкомы первичного уровня – проекты планов мероприятий) по вопросам образования, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам местного значения, обеспечивают их выполнение;

-содействуют свободному развитию культур национальных общностей, проживающих на соответствующей территории, осуществляют охрану и содействие в реализации прав граждан различных национальностей в сферах образования, информационного обеспечения и других сферах;

- создают условия для реализации гражданами права на образование;

- обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;

- осуществляют контроль в областях образования, охраны историко-культурного наследия и в других областях, затрагивающих вопросы местного значения, в том числе ведомственный контроль;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством [15, ст.41].

Местные Советы депутатов в сфере культуры:

- утверждают региональные программы, концепции по вопросам охраны  историко-культурного наследия и  по другим вопросам местного  значения, осуществляют контроль за выполнением этих программ, концепций (планов мероприятий) и утверждают отчеты об их исполнении;

- участвуют в осуществлении  мероприятий по сохранению и  возрождению историко-культурных ценностей;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством [15, ст.17].

Местные администрации в сфере культуры:

- создают условия для реализации гражданами права на образование, осуществляют контроль за обеспечением качества образования;

- обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством [15, ст.45].

Подводя итог, можно сказать следующее:

- право на образование является  необходимым условием соблюдения  других прав. Без получения образования  невозможно полностью реализовать  право на труд, так как без  специальности найти хорошую  работу крайне сложно;

- подход к регулированию отношений  между национальными общностями  должен быть сбалансированным. Дальновидность  политики в этом вопросе определяет, как будет развиваться государство: в мире или в постоянных  конфликтах;

- право на участие в культурной  жизни распространяется на пользование  учреждениями культуры, на доступ  к культурным ценностям. Учреждения  культуры не должны быть только  частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая  национальную культуру, призвана  оставаться объектом заботы со  стороны государства и общественных объединений;

- государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Важнейшая задача органов государственного управления в сфере культуры – преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры

 

 

Конституции всех государств, правам уделяют  значительно больше внимания, чем обязанностям. Это проявляется в том, что об обязанностях часто не упоминается в названиях глав и разделов конституции, регламентирующих их наряду с правами.

Как правило, демократические  конституции ограничиваются установлением  минимума конституционных обязанностей. Конституции же авторитарных  и тоталитарных государств содержат довольно широкие перечни обязанностей граждан, нередко посвящая им отдельные главы конституций.

Данная традиция конституционного регулирования объясняется тем, что сам смысл принятия конституций, исходя из исторических причин их появления, должен заключаться в том, чтобы обеспечить свободу личности, а такая свобода получает юридическое оформление и признание, прежде всего, в правах человека и гражданина. Обязанности же в соответствии с основной идеей конституционализма должны получать закрепление в конституциях соответствующих стран лишь постольку, поскольку они являются необходимыми для реализации прав и свобод, обеспечения безопасности, благосостояния и предотвращения конфликтов различных социальных интересов.

Таким образом, конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Носитель конституционных обязанностей, например, должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность, как в постановке цели, так и в ее реализации.

Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения.

Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

К конституционным обязанностям граждан Республики Беларусь в сфере культуры относится обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Однако законодательство в сфере охраны историко-культурного  наследия основывается и на других нормативных актах.

Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь