Культурные права человека в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa2 2387.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

Социальные права:

  • право на достаточный жизненный уровень;
  • право на охрану здоровья и благополучную окружающую среду;
  • право на социальное обеспечение и др.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

Основными являются:

  • право на образование;
  • право на доступ к культурным ценностям;
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества;
  • право на творчество;
  • право на пользование результатами научного прогресса и др [2, с.29-30].

Основными документами ООН (в дополнение к Всеобщей декларации прав человека), в которых наиболее полно приведен перечень данных пяти видов прав, являются Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Контроль за соблюдением государствами положений данных документов налаживает один из шести конвенционных комитетов ООН – Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, созданный точно так же, как и Комитет по правам человека, с участием Генерального секретаря ООН самими государствами, которые ратифицировали данный документ [5, с.10].

Таким образом, культурные права органично входят в систему прав человека — политических, гражданских, экономических и социальных. Как неоднократно отмечалось, в этой системе нет иерархии. Все права равнозначны, взаимосвязаны и взаимодополняемы. И если какое-либо из прав, включенных в их общую систему, «не работает», то это неизменно деформирует общественные отношения, вызывает дисбаланс социальной системы.

Поэтому для успешного формирования социального государства, культурные права человека не менее важны, чем любой из других видов прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры

 

2.1 Содержание прав граждан  в сфере культуры и их конституционные гарантии

 

Культурные права представляют собой участие человека в создании материальной и духовной среды обитания, распространении и воспроизводстве норм и ценностей, способствующих гуманизации общества, взаимному уважению людей, солидарности общества, основанных на нравственности и достоинстве человека.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

Они призваны формировать нравственность, стандарты поведения, утверждающие достоинство личности, сплоченность общества. Поэтому такое большое значение придается в важнейших международно-правовых документах правам граждан на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры.

Основными принципами культурной деятельности в Республике Беларусь являются:

- свобода творческой деятельности и саморазвитие культурных процессов, плюрализм направлений и стилей в творчестве, отказ от монополизма в культуре;

- защита интеллектуальной собственности;

- общедоступность духовных ценностей;

- право на беспрепятственную культуротворческую деятельность на территории Республики Беларусь для всех национальных сообществ;

- приоритет условий для развития белорусской национальной культуры;

- гуманистическая направленность, усиление личностного начала в культурной деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, высокоморальный характер культуры;

- обеспечение связей белорусской национальной культуры с культурами других народов;

- соединение государственных и общественных начал в организации культурной деятельности;

- полная самостоятельность культурной деятельности Республики Беларусь.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, к культурным правам относятся: право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения, право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания [6, ст.49-51].

Право на образование вместе с другими культурными правами входит в состав прав второго поколения.

Образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:

– приоритета образования;

– приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;

– гарантии конституционного права каждого на образование;

– обеспечения равного доступа к получению образования;

– обязательности общего базового образования;

– интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования;

– экологической направленности образования;

– поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;

– государственно-общественного характера управления образованием;

– светского характера образования [7, ст.2].

Первостепенной целью образования является гармоничное развитие личности.

Суть образования состоит в том, что всем лицам, проживающим в Республике Беларусь (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь), гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Это право обеспечивается:

  • развитием сети учреждений образования;
  • созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатного;
  • финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования;
  • сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • установлением ежегодно учредителями государственных учреждений образования, государственных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, контрольных цифр приема для получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;
  • предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;
  • созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;
  • созданием специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество, социализации;
  • развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе [7, ст.3].

Все государственные и негосударственные образовательные и воспитательные заведения на территории Республики Беларусь принадлежат к национальной системе образования республики.

Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

Основное образование представляет собой обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ основного образования.

Оно включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, общее среднее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование.

Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования.

Дополнительное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации образовательных программ дополнительного образования.

Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:

  • дополнительное образование детей и молодежи;
  • дополнительное образование взрослых.

Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.

Оно включает в себя создание специальных условий для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.

Образование может быть получено в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

Очная форма получения образования – это обучение и воспитание, предусматривающие постоянное личное участие обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Заочная форма получения образования – это обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Соискательство – обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы, его личное участие только в аттестации, организуемой учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования.

Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

Финансирование частных учреждений образования осуществляется за счет средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

Следующим конституционным правом граждан Республики Беларусь в сфере культуры является право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Под национальностью принято понимать принадлежность лица к какой-либо нации или народности.

Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы, лица без гражданства.

На территории Республики Беларусь проживает 130 национальностей.  На 2009 год, по данным проведенной переписи, белорусы составляли 83,7% от всего населения, русские - 8,3%, поляки - 3,1%, украинцы - 1,7%, все другие - 0,8%. Таким образом, можно говорить о том, что Беларусь - полиэтничное государство.

Проблема обеспечения национального равноправия является одной из самых сложных. История свидетельствует, что многие конфликты между людьми вызывались противоречиями на национальной и религиозной почве. Вот почему в современных условиях национальные отношения, особенно положение национальных меньшинств, являются объектом пристального внимания международных организаций, включая и европейские.

На фоне этнонациональных противоречий, существующих в других странах, Беларусь в целом выглядит вполне благополучно. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию, в том числе и по национальному признаку. Установлен конституционный запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды. Государство обязывается регулировать отношения между национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. В качестве конституционной закреплена обязанность каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности [8, ст.50].

Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь