Культурные права человека в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa2 2387.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

Например, в Законе "О культуре в Республике Беларусь" закреплены следующие обязанности граждан в сфере культуры:

- беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные культурные ценности;

 - уважать культуру и язык всех национальных сообществ, проживающих в Республике Беларусь;

- родители или заменяющие их лица обязаны заботиться об эстетическом воспитании, культурном развитии детей, присоединению их к культурным ценностям;

- иностранные граждане и лица без гражданства исполняют обязанности в области культуры наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, другими законами и международными договорами Республики Беларусь.

Республика Беларусь считает причинение вреда историко-культурному наследию преступлением против общечеловеческих ценностей и общественного прогресса и берет на себя обязанности:

- запрещать всякие действия, которые  могут причинить вред ценным  в историко-культурном отношении  объектам, включая использование  в целях, которые могут привести  к их разрушению либо повреждению  в случае вооруженного конфликта;

- уважать историко-культурное наследие  каждого из народов мира;

- не предпринимать никаких умышленных  действий, которые могли бы прямо  или косвенно причинить вред  ценным в историко-культурном  отношении объектам, расположенным  на территории других государств;

- использовать историко-культурные  ценности народа Беларуси и  те объекты, которые могут быть  ими признаны, с научными целями  для образования и развития  материальной и духовной культуры, морального и эстетического воспитания  населения.

Согласно Закону "Об охране историко-культурного наследия",  историко-культурным наследием является совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях [16, ст.1].

К историко-культурным ценностям относят наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства.

Ценности делятся на следующие виды:

1) материальные ценности, материальное  воплощение которых составляет  их сущность;

2) духовные ценности, возможное  материальное воплощение которых  не оказывает существенного влияния  на их сущность.

В свою очередь, материальные ценности можно разделить на следующие подвиды:

1а) недвижимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве  связано с осуществлением ряда  инженерных мероприятий и ведет  к частичной или полной утрате  ими отличительных ценных достоинств;

1б) движимые материальные ценности, перемещение которых в пространстве  не связано с изменениями их  сущности и технического состояния.

Духовные ценности так же делятся на:

2а) фиксированные духовные ценности, сущность которых может быть  полностью зафиксирована и не  зависит от дальнейшей судьбы  их создателей;

2б) воплощенные духовные ценности, сущность или отличительные ценные  достоинства которых полностью  либо частично утрачиваются с  исчезновением их создателей, носителей  или изменением социальных условий  их существования.

Государственная политика в области учета и охраны историко-культурного наследия определяется в Республике Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь и осуществляется Советом Министров Республики Беларусь через Министерство культуры Республики Беларусь и его представителей в местных исполнительных и распорядительных органах.

В компетенцию Министерства культуры Республики Беларусь в области охраны историко-культурного наследия входит решение всего комплекса вопросов, связанных с:

1) сохранением ценностей, их среды  и условий существования;

2) недопущением потери отличительных  достоинств ценностей, их научно  необоснованных изменений;

3) контролем за практическим использованием ценностей;

4) изучением историко-культурного  наследия, обнаружением и учетом  ценностей;

5) возвращением в Республику  Беларусь ценностей Беларуси, оказавшихся  за ее пределами;

6) контролем за безусловным исполнением требований законодательства об охране историко-культурного наследия [16, ст.9].

Республика Беларусь принимает  активное участие в обеспечении  сохранности историко-культурного наследия Республики Беларусь. Например, оно обеспечивает финансирование работ по сохранению, восстановлению и содержанию объектов историко-культурного наследия.

Так же в нашем государстве приняты меры о предотвращении незаконного вывоза культурных ценностей за пределы страны, которой они принадлежат. При выявлении факта незаконного перемещения культурных ценностей таможенная служба государства транзита или государства ввоза в соответствии с законодательством, действующим на ее таможенной территории, принимает меры к установлению государства вывоза этих ценностей и в недельный срок информирует таможенную службу государства вывоза о задержании культурных ценностей.

Законодательством устанавливается уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и другая ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного, духовного наследия и других национальных ценностей.

Таким образом, конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории.

Охрана историко-культурного и духовного наследия является одной из основных обязанностей граждан Республики Беларусь.

Под историко-культурным наследием является совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Исполняя надлежащим образом данную обязанность гражданин выражает свое уважение к истории и духовному наследию своего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе была рассмотрена и исследована тема: права и обязанности граждан Республики Беларусь в сфере культуры.

 Культурные права представляют  собой участие человека в создании  материальной и духовной среды  обитания, распространении и воспроизводстве  норм и ценностей, способствующих  гуманизации общества, взаимному уважению людей, солидарности общества, основанных на нравственности и достоинстве человека.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

Они призваны формировать нравственность, стандарты поведения, утверждающие достоинство личности, сплоченность общества. Поэтому такое большое значение придается в важнейших международно-правовых документах правам граждан на участие в культурной жизни, на пользование достижениями культуры.

Основными являются:

• право на образование;

• право на доступ к культурным ценностям;

• право свободно участвовать в культурной жизни общества;

• право на творчество;

• право на пользование результатами научного прогресса и др.

Культурные права органично входят в систему прав человека — политических, гражданских, экономических и социальных. Как неоднократно отмечалось, в этой системе нет иерархии. Все права равнозначны, взаимосвязаны и взаимодополняемы. И если какое-либо из прав, включенных в их общую систему, «не работает», то это неизменно деформирует общественные отношения, вызывает дисбаланс социальной системы.

Поэтому для успешного формирования социального государства, культурные права человека не менее важны, чем любой из других видов прав.

Государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Важнейшая задача органов государственного управления в сфере культуры – преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения.

Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Охрана историко-культурного и духовного наследия является одной из основных обязанностей граждан Республики Беларусь.

Под историко-культурным наследием является совокупность отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях.

Исполняя надлежащим образом данную обязанность гражданин выражает свое уважение к истории и духовному наследию своего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

        Список использованных источников:

 

  1. Иванов, Г. И. Права человека: учебное пособие / Г. И. Иванов; под ред. М.Ф. Чудакова. – М.: Издательство деловой и учебной литературы,  2004. – 352 с.
  2. Кацубо, С. П. Основы прав человека: учебное пособие для студентов вузов / С. П. Кацубо, И. В. Кучвальская, С. Б. Лугвин. – 2-е изд. – Минск: Амалфея, 2002. – 336 с.
  3. Котляр, И. И. Права человека: учебное пособие для студентов вузов / И. И. Котляр. – 3-е изд. – Минск: Тесей, 2008. – 316 с.
  4. Гусев А. Д. Права человека: учебное пособие / А. Д. Гусев, Я. С. Яскевич, Ю. Ю. Гафарова и др.; под общ. ред. А. Д. Гусева, Я. С. Яскевич. – Минск: ТетраСистемс, 2002.  – 304.
  5. Божанов, В. А. Права человека: курс лекций / В. А. Божанов. – 3-е изд. –Минск: Дикта, 2011. – 192 с.
  6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 64 с.
  7. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 сентября 2013 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 13, 2/1795.
  8. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г. А. Василевич. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 486 с.
  9. О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 2 мая 2012  г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 52, 2/1906.
  10. О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 3 июля 2011 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 77, 2/1830.
  11. О языках: Закон Респ. Беларусь от 26 января 1990 года №3094-XI: с изм. и доп.: текст по состоянию на 3 июля 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 77, 2/1830.
  12. О культуре в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 июня 1991года №832-XII: с изм. и доп.: текст по состоянию на 4 мая 2012 г. № 356-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 55, 2/1908.
  13. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 7 декабря 1998 г. – Минск: Амалфея, 2012. – 688 с.
  14. Вопросы Министерства культуры Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 октября 2001 г. N 1558 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2001. – N 5/9282.
  15. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 22 декабря 2011г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1880.
  16. Об охране историко-культурного наследия: Закон Респ. Беларусь от 9 января 2006 г.  № 98-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 8 мая 2012 г. // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 56, 2/1926.

 

 

 

 


Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь