Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа
Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.
Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28
В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь", который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений в Республике Беларусь, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.
В Республике Беларусь нет проблем с трудоустройством лиц, принадлежащих к национальному меньшинству. Более того, при поступлении на государственную службу не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения и т.д. [9, ст.24].
Кодекс Республики Беларусь об образовании провозглашает для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, равные возможности в сфере образования.
Закон "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь" устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии прав и законных интересов беженцев в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, подробно регламентируя получение статуса беженца [10].
Конституция Республики Беларусь гарантирует право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность [6, ст.12].
Государство финансирует временное размещение лиц, обратившихся с ходатайством о признании их беженцами, до их переезда на постоянное место жительства.
В Конституции Республики Беларусь в качестве государственных закреплены два языка - белорусский и русский [6, ст.17]. Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения [6, ст.50].
Закон "О языках" закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики, провозглашается защита языков, право на воспитание и получение образования на национальном языке [11, ст.21].
Еще одним конституционным правом граждан Республики Беларусь в сфере культуры является право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.
В Республике Беларусь всем гражданам, коллективам, предприятиям, учреждениям и организациям культуры, в том числе молодежным культурным центрам, творческим объединениям гарантируется свобода художественной, культурной деятельности, развитие разнообразных школ и направлений.
Каждый из субъектов творчества вправе самостоятельно определять содержание, форму, жанр, язык, стиль произведения искусства и культуры.
Предприятия и учреждения культуры, творческие организации и коллективы самостоятельно утверждают свои творческие планы и определяют репертуарную политику, несут ответственность за организационно-творческую деятельность, определенную в соответствии с их уставами и положениями.
Критериями социальной значимости произведений искусства и культуры являются утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, формирование высоких гражданских и нравственных качеств, оригинальность, высокий художественный и эстетический уровень этих произведений.
Согласно Закону "О культуре в Республике Беларусь", граждане имеют право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме запрещенной законом.
Важной гарантией против дискриминации является запись в вышеназванном Законе о том, что лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.) [12, ст.10].
Граждане Республики Беларусь любой национальности и этнической группы имеют право на создание культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров.
Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д.
Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.
В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры, устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.
К объектам интеллектуальной собственности действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь относит:
1) результаты интеллектуальной
деятельности: произведения науки,
литературы и искусства; исполнения,
фонограммы и передачи
2) средства индивидуализации
3) другие результаты
Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.
Производителям фонограмм и организациям вещания принадлежат в отношении этих объектов только имущественные права.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.
Обладателям права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг принадлежат в отношении этих средств имущественные права.
Право авторства (право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности) является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности.
Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо.
Если результат создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности законодательством может быть ограничен круг лиц, которые признаются соавторами произведения в целом [13, ст.982].
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется различными способами. Основными из них являются: признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и др.
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти
Государственная политика в сфере культуры строится на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.
Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является создание экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранение и обеспечения эффективной деятельности ее предприятий, организаций, учреждений, подготовка и социальная защита работников культуры, деятелей искусства, стимулирование любительских объединений и самодеятельного народного творчества.
Согласно Закону "О культуре в Республике Беларусь", государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Они обязаны:
- совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию;
- формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры;
- выделять необходимые материальные и финансовые средства;
- обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров;
- создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранения традиционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры;
- обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры [12, ст.5].
Ведению Республики Беларусь в лице ее высших органов власти и управления в области культуры подлежит:
- определение стратегии и утверждение республиканских программ развития культуры;
- установление приоритетов и льгот в развитии культуры;
- обеспечение развития инфраструктуры культуры;
- установление порядка организации, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений культуры;
- установление научно обоснованных материальных и финансовых норм обеспечения учреждений культуры, нормативов культурного обслуживания населения;
- обеспечение подготовки кадров и повышение их квалификации, организация научных исследований в области культуры;
- осуществление научно-методического руководства предприятиями и учреждениями культуры;
- осуществление контроля за исполнением законодательства о культуре всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности;
- решение других вопросов в области культуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Управление в сфере культуры осуществляется на республиканском и местном уровнях.
Основным республиканским отраслевым органом государственного управления в данной сфере является Министерство культуры Республики Беларусь, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия, который подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.
Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерству культуры.
По уровню управления и финансирования выделяют 2 вида учреждений системы Министерства культуры:
1). Учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируемые из республиканского бюджета:
2). Учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов:
Министерство культуры осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства.
Основными задачами Министерства культуры являются:
- осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;
Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь