Культурные права человека в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Эффективное развитие общества возможно, если стремления и действия всех органов государства направлены на раскрепощение личности, утверждение уважения к правам и свободам человека.
Особая значимость прав человека в жизни общества определена в принципах, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах и ряде других актов:
- права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства, они гарантированы каждому;
- права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита является обязанностью государства;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1Права человека и гражданина в сфере культуры, их место в системе прав человека…………………………………………………………………………..5
2 Конституционные права граждан РБ в сфере культуры……………………….9
2.1 Содержание прав граждан в сфере культуры и их конституционные гарантии………………………………………………………………………9
2.2 Обеспечение прав граждан в сфере культуры: полномочия органов государственной власти…………………..…………………………...…..16
3 Конституционные обязанности граждан РБ в сфере культуры…………..….22
Заключение……………………………………………………………………..….26
Список использованных источников…………………………………………….28

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa2 2387.docx

— 81.14 Кб (Скачать файл)

В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь", который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений в Республике Беларусь, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.

В Республике Беларусь нет проблем с трудоустройством лиц, принадлежащих к национальному меньшинству. Более того, при поступлении на государственную службу не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения и т.д. [9, ст.24].

Кодекс Республики Беларусь об образовании провозглашает для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, равные возможности в сфере образования.

Закон "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь" устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии прав и законных интересов беженцев в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, подробно регламентируя получение статуса беженца [10].

Конституция Республики Беларусь гарантирует право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность [6, ст.12].

Государство финансирует временное размещение лиц, обратившихся с ходатайством о признании их беженцами, до их переезда на постоянное место жительства.

В Конституции Республики Беларусь в качестве государственных закреплены два языка - белорусский и русский [6, ст.17]. Более того, каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения [6, ст.50].

Закон "О языках" закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики, провозглашается защита языков, право на воспитание и получение образования на национальном языке [11, ст.21].

Еще одним конституционным правом граждан Республики Беларусь в сфере культуры является право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.

Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.

Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

В Республике Беларусь всем гражданам, коллективам, предприятиям, учреждениям и организациям культуры, в том числе молодежным культурным центрам, творческим объединениям гарантируется свобода художественной, культурной деятельности, развитие разнообразных школ и направлений.

Каждый из субъектов творчества вправе самостоятельно определять содержание, форму, жанр, язык, стиль произведения искусства и культуры.

Предприятия и учреждения культуры, творческие организации и коллективы самостоятельно утверждают свои творческие планы и определяют репертуарную политику, несут ответственность за организационно-творческую деятельность, определенную в соответствии с их уставами и положениями.

Критериями социальной значимости произведений искусства и культуры являются утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, формирование высоких гражданских и нравственных качеств, оригинальность, высокий художественный и эстетический уровень этих произведений.

Согласно Закону "О культуре в Республике Беларусь", граждане имеют право заниматься любым видом культурной деятельности, кроме запрещенной законом.

Важной гарантией против дискриминации является запись в вышеназванном Законе о том, что лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.) [12, ст.10].

Граждане Республики Беларусь любой национальности и этнической группы имеют право на создание культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров.

Реализация права  на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры  - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д.

Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи.

В законодательстве предусмотрена обязанность организаций, действующих в сфере культуры,  устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.

К объектам интеллектуальной собственности действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь относит:

1) результаты интеллектуальной  деятельности: произведения науки, литературы и искусства; исполнения, фонограммы и передачи организаций  вещания; изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные  достижения; топологии интегральных  микросхем; нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);

2) средства индивидуализации участников  гражданского оборота, товаров, работ  или услуг: фирменные наименования; товарные знаки (знаки обслуживания); наименования мест происхождения  товаров;

3) другие результаты интеллектуальной  деятельности и средства индивидуализации  участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг в  случаях, предусмотренных Гражданским  кодексом и иными законодательными  актами [13, ст.980].

Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении этих результатов личные неимущественные и имущественные права.

Производителям фонограмм и организациям вещания принадлежат в отношении этих объектов только имущественные права.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Обладателям права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг принадлежат в отношении этих средств имущественные права.

Право авторства (право признаваться автором результата интеллектуальной деятельности) является личным неимущественным правом и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности.

Право авторства неотчуждаемо и непередаваемо.

Если результат создан совместным творческим трудом двух или более лиц, они признаются соавторами. В отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности законодательством может быть ограничен круг лиц, которые признаются соавторами произведения в целом [13, ст.982].

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется различными способами. Основными из них являются: признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и др.

 

2.2 Обеспечение прав граждан  в сфере культуры: полномочия  органов государственной власти

 

Государственная политика в сфере культуры строится на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.

Важнейшей долгосрочной целью государственной политики в сфере культуры является создание экономических и организационно-правовых условий развития культуры, сохранение и обеспечения эффективной деятельности ее предприятий, организаций, учреждений, подготовка и социальная защита работников культуры, деятелей искусства, стимулирование любительских объединений и самодеятельного народного творчества.

Согласно Закону "О культуре в Республике Беларусь", государственные органы во взаимодействии с общественными объединениями обязаны обеспечивать развитие культуры и несут ответственность за духовное, моральное и эстетическое воспитание граждан. Они обязаны:

- совершенствовать систему социальных, организационно-правовых и экономических гарантий развития искусства и культуры и создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию;

- формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры;

- выделять необходимые материальные и финансовые средства;

- обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, подготовку квалифицированных кадров;

- создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранения традиционной культуры (фольклор, народные промыслы, ремесла), использования достижений культуры;

- обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры [12, ст.5].

Ведению Республики Беларусь в лице ее высших органов власти и управления в области культуры подлежит:

- определение стратегии и утверждение республиканских программ развития культуры;

- установление приоритетов и льгот в развитии культуры;

- обеспечение развития инфраструктуры культуры;

- установление порядка организации, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений культуры;

- установление научно обоснованных материальных и финансовых норм обеспечения учреждений культуры, нормативов культурного обслуживания населения;

- обеспечение подготовки кадров и повышение их квалификации, организация научных исследований в области культуры;

- осуществление научно-методического руководства предприятиями и учреждениями культуры;

- осуществление контроля за исполнением законодательства о культуре всеми предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности;

- решение других вопросов в области культуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Управление в сфере культуры осуществляется на республиканском и местном уровнях.

Основным республиканским отраслевым органом государственного управления в данной сфере является Министерство культуры Республики Беларусь, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия, который подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь.

Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерству культуры.

По уровню управления и финансирования выделяют 2 вида учреждений системы Министерства культуры:

1). Учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируемые из республиканского бюджета:

  • комитет по охране историко-культурного наследия,
  • комитет по реставрации и консервации памятников,
  • управления культуры облисполкомов,
  • управления культуры исполкома района, города.

2). Учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов:

  • музеи,
  • национальные библиотеки,
  • государственный регистр кино, видеофильмов и программ,
  • Республиканский центр национальных культур,
  • театры,
  • музыкальные объединения и коллективы,
  • цирки,
  • учебные заведения,
  • производственные предприятия.

Министерство культуры осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства.

Основными задачами Министерства культуры являются:

- осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям;

Информация о работе Культурные права человека в Республике Беларусь