Курс лекций по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 19:18, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Лекции по культуре-2.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Культура – это эволюционное развитие, но не переворот или революция.

Понятие «культура».

«Культура» - от латинского “cultura”: возделывание, земледелие, почитание, воспитание.


 

Лекция 1. Образование государства украинского, название «Украина». Национальности, населяющие Украину на современном этапе.

Название народа, его имя – для каждого народа является особым и священным. Без названия (этнонима) народа просто быть не может. Он не может существовать. История любого народа связана с историей его этнонима.

Этноним – это общее национальное имя, которое формирует и организовывает людей в большей мере, нежели общий язык, общее происхождение, территория, обычаи и т.д.

То есть внешним символом внутреннего единства народа является общее национальное имя.

Этнонимы содержат определенную характеристику называемых, часто выполняют и идеологическую функцию. У нас, например, этноним цыган, немец, француз и т.д. несет определенную характеристику, смысловую нагрузку, т.н. «национальный стереотип».

О нас также судят по нашему названию (привести пример иностранца). Или, например в Москве в одном из националистических сборников украинцы так подаются: «Украинцы отличаются обыкновенно тупостью ума, узостью кругозора, крайней нетерпимостью, гайдамацким зверством и нравственной распущенностью».

С 9 в. нашу территорию называют «Русь», «Русская земля» (поляне с центром в г. Киев). Название «Русская земля» возникла подобно к другим летописным названиям (Болгарская земля, Венгерская земля и т.д.).

В летописи по Лаврентьевскому списку пишется: « Единый язык словянский: словяне, пришедшие по Дунаю – угри, и мораве, и чехи, и ляхове, и поляне, иже ныне званая Русь». Т.е. славянские племена, поселившиеся около Киева постепенно утратили свои племенные названия и преобразовались в единое общество, вошли в историю под названием Русь.

Происхождение этого названия до сих пор точно не известно. Даже историк Восточной Европы Александр Брюкнер (польский историк культуры начала ХХ в.) сказал, что «человек, который даст правильное значение термина «Русь», найдет ключ к давней русской истории».

Сейчас есть около 15 основных научных гипотез, а вариантов насчитывается более 100.

  1. Норманнская теория: в 1749 г. в день именин царицы Елизаветы официальный императорский историограф Герхард Фридрих Миллер выступил с докладом «Происхождение племени и имении российского». Он название «Русь» выводил из шведского языка. Он уверял, что слово «Русь» произошло от варяжского племени Русов, которое во главе со своим князем Рюриком в 862 г. пришли из Швеции в Восточную Славянщину. Об этом же пишщет и Нестор-летописец в «Повести временных лет».

Кстати, происхождение названия европейских стран и народов также произошло от других языков: римская Галлия и ее население получили название «Франция» от германского племени франков; «Англия» - от германского племени англов; «Болгария» - от тюркского племени булгары.

Как говорилось, территория называлась «Русская земля». Слово «земля» выступает здесь в значении государства. Дело в том, что слово «государство» тогда не употребляли. Оно прошло из староболгарского языка вместе с церковными книгами позднее.

Впервые упоминание «Русская» земля датируется 852 г. при правлении византийского императора Михаила. Приблизительно с этого времени византийские и арабские историки начинают употреблять для этнического обозначения племенного объединения полян слово «Русь». В единичном значении называли «русин».

Поляне жили в среднем течении Днепра (города Киев, Чернигов, Переяслав).

Интересно, что словом «Русь», «Русская земля» называли только современные центральные районы Украины. А такие города как Суздаль, Ростов и другие северные под слово «Русь» не подходили. А слова – Северная Русь, Северо-Западная Русь и т.д. появились в 19 в. благодаря русскому историку Погодину, чтобы обосновать происхождение Московского государства от Руси. Даже словосочетание «Киевская Русь» - тоже неправильно. Такого названия не было. Это искусственно придуманное в том же 19 в.

Земли северные назывались «Залесье»  (Залесская земля), т.е. та, что за лесом. В летописи «Задонщина» (2-я половина 14 в.) Дмитрий Донской обращается к воеводам с такими словами: «Пойдем… во свою Залесскую землю к славному граду Москве». Киевские князья относились к Залесью, как к чему-то дикому и далекому. И, кстати, до сих пор на этой территории не найдено славянских памятников ранее 10 в.

Русский историк Ключевский пишет о Залесье: «Это была страна, которая лежала вне старой Руси и в 11 в. была скорее чужеродной, нежели русской страной».

Таким образом территория, которая потом стала этническим ядром, где сформировался российский народ, изначально была землей угро-финских племен.

В Российской Википедии пишется: «Залесье – лежавший на окраине Киевской державы Залесский край с его древними городами Ростовом и Суздалем».

До половины 12 в. практически никаких отношений между Русью и Залесьем не наблюдалось из-за сложности передвижения на севере.

ИНФОРМАЦИЯ О «СТАРШЕМ БРАТЕ»:

Словосочетание «Старший брат» по отношению к россиянам появился в 1936 г., а с 1938 г. распространяется словосочетание «Великий русский народ». Т.е. на первом месте – россияне, а потом – украинцы и белорусы.

Российские историки говорят, что происхождение россиян не имеет четкого определения.

Интересный факт: в 1725 г. в Санкт-Петербурге была образована академия наук под названием «Академия наук и курьезных художеств». Из-за нехватки собственных квалифицированных кадров в Академию активно приглашаются иностранцы, в основном немцы.

С 1732 г. Академия издает первый российский исторический журнал (но на немецком языке) - “Sammlung Rußischen Geschichte”. И немецкие историки Миллер, Шлоцер сразу же засомневались в славянском происхождении россиян. Против этого жестко выступила императрица Екатерина 2. Она разослала тайный циркуляр, в котором утверждалось, что россияне, как : весь, меря, мурома являются славянами и происходят от древних Роксоланов, т.е. народов рассеянных, от чего в итоге и возникло название «Россия».

В 19 в. российский профессор Санкт-Петербургского университета писал: «…В одной из летописей 11 в. составитель ее знает малороссиян и перечисляет их…, называет северо-западные отрасли того же племени: кривичей (белорусов) и славян… Но на удивление великороссов он совсем не знает. На восток от западных русских племен, где теперь живут великороссы, живут, за летописью, финские племена. Где же были тогда великороссы? О них в переписи племен, которые живут в современной России, не упоминается вовсе. С другой стороны, мы знаем, что колонизация финского востока началась с 12 в., таким образом великороссы начинают формироваться не позднее конца 11 в.»

Эту теорию подтверждают и археологические данные, на основании которых славянские племена, заселявшие территорию современной Украины (волыняне, древляне, поляне и др.) никуда не перемещались и стали предками украинского народа. То же самое и с белорусами.

Россияне как нация начинают формироваться во Владимиро-Суздальском княжестве. Здесь находилось финно-угорское племя меря, и с 11 в. сюда приходят славяне и начинает происходить ассимиляция, связанная, в первую очередь с христианизацией.

Участие мери (финского племени) в этногенезе россиян российскими историками признается. Если посмотреть на население Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, то в обрядах, обычаях четко прослеживается финские традиции. Тамбовская и Пензенская губерния – обрусевшая мордва.

М.Соловьев и В.Ключевский считали, что говорить о формировании российского этноса можно только с конца 12 в., от Андрея Боголюбского.

Н.Покровский (российский историк) говорил, что великороссы – это этническая смесь, в котором финнам принадлежит 4/5, а славянам 1/5.

Т.е. россияне никак не являются «старшим братом» для украинцев и белорусов.

 

О слове «крестьянин»: С 13 в. северные земли (Залесье) контролировались монголо-татарами. Покоренное немусульманское население должно было как-то названым быть. И с 14 в. они получают название «крестьяне», т.е. «христианин», крещенный человек. Мусульмане-татары считали себя высшей расой, по сравнению с христианами. Христианин сделался символом «черной кости». В конце 14 в. весь российский народ назывался «крестьяне». Позже это слово изменило свое значение.

 

О слове «Москва»: название «Москва» является финно-угорским, а не славянским. Существуют три версии:

  1. От мерянского слова «моска ава» - медведица.
  2. От финского musta – черный, грязный и va – вода, т.е. «грязная вода».
  3. «Моска» - корова и «ва» - вода, т.е. «коровья вода». Именно этой версии придерживался Ключевский.

Москва впервые как большое село упоминается в середине 12 в. Позже, от слово «Москва» пошло и название « Московия». И до 1721 г. название «Московское государство « «Москва» - были официальными названиями государства. Но никак не «Русь» и не «Россия».

Российские историки 17-18 веков считали, что Москва стала наследницей Золотой Орды, московский царь был наследником монгольского хана.

С конца 15 в. Иван 3 – царь Московский именует себя «Царем всея Руси». Но это тоже самое, что английские короли в это же время называли себя «королем Англии и Франции».

В 16 в. западные историки выделяли в Восточной Европе – «Русь» и «Московию».

Б.Хмельницкий называет себя «князем Руси», народ называет «русским», и говорит об освобождении «Руси» от поляков.

В 1869 г. французский политик де Лямар писал: « В Европе существует народ, забытый историками, - народ русинов; часть их находится под российским царем, часть – под Австро-Венгрией. Народ этот такой же многочисленный, как народ Испании, в три раза больше чехов. Этот народ существует, имеет свою историю, отличную от истории Польши и еще большее отличие от истории Московщины. Он имеет свои традиции, свой язык, отдельный от московского и польского, имеет выразительную индивидуальность, за которую борется. История не должна забывать, что до Петра 1 тот народ, который мы называем рутенами (латинское слово) назывался русским, или русинами и е го земля называлась Русью (Рутенией), а тот народ, который мы ныне зовем русским, назывался москвинами, а их земля – Московией. В конце прошлого столетия (18-го) все во Франции и в Европе умели отделять Русь от Московии».

Слово «Россия» вводит Петр 1. Московию воспринимали в Европе тогда, как азиатское государство. Петр 1, до того оккупировав все русские земли (украинские) переименовывает Московию на Россию. Слово «Русь» известно было в Европе.

 

Термин «Украина» впервые появляется в летописи 12 в., связанное с Галичиной. «Украина» - земля, которая лежит «у края» чего-то (так писали московиты в 17 в.). но в украинском языке слова «окраина» и «украина» разные. Слово «Украина» - это кусок земли, который отрезан (украяно) с чего-то целого, и который после этого становится  целым и имеет самостоятельное значение, имеет свою землю, территорию. Это название ширится с 16 в.

 

Легенда о происхождении украинцев и россиян:

Когда-то давно не было на свете ни русских, ни украинцев. Бог послал апостолов Петра и Павла на то место, где теперь находится Москва, и они принялись лепить «хохлов» и «москалей». Петр лепил из пшеничного теста украинцев, а Павел — из глины русских. Налепили и поставили сушиться на солнце. Петр пошел к реке вымыть руки и сказал Павлу: «Смотри, чтобы чего не случилось с нашим народом». Но Павел, вместо того чтобы сторожить сохнущих людей, лег в тени подремать. В это время бежала мимо собака, почуяла запах теста, съела всех украинцев и помчалась в ту сторону, где теперь Украина. Приходит Петр от реки, видит — русские стоят, а украинцев нет. Схватил он палку и погнался за собакой. Как нагонит, так стукнет палкой по спине, а у той из-под хвоста вываливаются украинцы. Так люди, слепленные апостолом Петром, расселились по Украине.

Украинская легенда ведет происхождение украинцев и русских от двух пьяных мужиков. Однажды Господь и св. Петр ходили по свету в образе странников. Навстречу им попались два возвращавшихся со свадьбы пьяных мужика. Один пьяный сказал Богу и Петру:

 — И что вы, бродяги, по свету шатаетесь без дела? Лучше бы землю пахали и хлеб сеяли.

Св. Петр прошептал Богу:

— Пусть этот человек будет украинцем, он станет землепашцем.

— Делай с ним что хочешь, — ответил Бог. А второй пьяный сказал:

 — Чего вы тут  ходите? Даже обуви у вас нет  — лучше бы сидели дома и  лапти плели.

Петр снова обратился к Богу:

— Пусть этот будет русским — он будет плести лапти и ходить в лаптях.

 Так от первого пьяного  пошли украинцы, а от второго  — русские.

 

А вот забавная русская легенда о том, как получилось, что все украинцы носят чуб — свою национальную прическу.

Раз Господь со святым Петром ходили по земле. Слышат — из камышей доносится страшный шум и гвалт. Бог послал Петра узнать, что там происходит. Петр вернулся и докладывает:

— Там черт с украинцем дрались, а я их наказал — головы им поотрывал.

— Да ты что?! — возмутился Бог. — Иди и сейчас же надень им головы на место.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культурология"