Курс лекций по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 19:18, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Лекции по культуре-2.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

 

Благовещение: 25 марта по ст. ст. (7 апреля по нов. Ст.). Существовало поверие, что на Благовещение открывалась земля и из нее выползали змеи, жуки и др. По народным представлениям именно после Благовещения можно начинать работу на земле. Раньше «тревожить» землю считалось большим грехом.

Праздник Благовещения празднуется церковью с 4-го века. Почему именно в этот день? Отсчитали 9 месяцев от рождества Христова. Некоторые церковники утверждают, что именно 25 октября Бог создал человека.

В Украине считается, что в этот день весна окончательно побеждает зиму. Украинцы особенно почитают этот праздник – «и птица гнездо не вьет».

 

Пасха (Ведикдень). Пасха празднуется в пеовое воскресение после весеннего полнолуния. Если пасха попадает на праздник Благовещения, считается, что в этом году произойдут большие изменения  на земле. В Украине праздновать Пасху начали с кона 1 тысячелетия, когда пришло христианство. Пасха от слова «песах», когда евреи отмечали исход из египетского плена. Слова «Пасха» практически во всех языках. У нас традиционно «Великдень». Почему такое название в Украине?

Предполагают, что это связано с языческим праздником хлебороба.

К Пасхе верующие готовятся на протяжении 7 недель (столько Иисус был в пустыни). Последняя неделя перед Пасхой – страстная.

В Воскресенье «солнце играет», еще со славянских времен об этом говорили.

На пасху все должны веселиться. Если будешь грустить, то и весь год будешь грустить. Если кто-то умирает в этот день, считается, что его душа попадает сразу к Богу, т.к. небо в этот день открыто.

Яйцо – символ жизни.

В Украине в понедельник парни обливают девушкой водой. А девушки могут отомстить во вторник.

Пасхальные праздники заканчиваются поминанием мертвых – молитва и тризна «на горбках». На кладбище несли пасхи, яйца и др, и на могилах обедали. У горбки закапывают яйца, кости, соль, выливают чарку водки. Бьют яйца об крест. В этот день обязательно угощали стариков и раздавали милостыню «за упокой души».

 

Ивана Купала. Традиционный праздник, отмечающийся в Украине в ночь на 7 июля (24 июня по ст.ст. А вообще самая короткая ночь с 21 на 22 июня). Этот день – день летнего солнцестояния. В христианстве рождество Иоанна Крестителя. В язычестве – Купало – бог земных плодов.

На купала плетут венки девушки и – на реку. Если уплывет – выйдет замуж в этом году. Если будет крутиться – нужно еще подождать. Юноши и девушки водили совместный хоровод вокруг огня. Хоровод – символ любви. Потом прыгали через костер. Считалось, что если юноша и девушка, перепрыгивая вместе через костер удержат рука в руке, значит женившись – всю жизнь проведут вместе. Если попали в огонь – в этом году с вами будет беда.

Рано утром нужно босиком пройтись по траве – будешь здоровым.

Девушки обнаженными обмывались водой – чтобы быть красивыми.

 

Троица (Зеленые праздники). Празднуется на 50-й день после Пасхи. В Украине праздник Троицы тесно переплетен с языческими праздниками. Неделя перед Троицей называются «зеленими», «русальними». А 3 последних дня этой недели и 3 первых дня Троицкой недели – «зелені свята».

В течение этих дней поять проводили гадание. Не купались в четверг – считался этот день русальичим.  В эти дни по традиции поминали умерших родственников. Эта традиция сохранилась и поныне. На Зеленые праздники в субботу в церкви поминают умерших.

На зеленые праздники украшали дома веточками с зелеными листиками. Можно было срывать с любого дерева, кроме осины.

 

Спаса. Праздник Преображения Господнего. В православии празднуется 19 августа. Явление Христа перед тремя учениками на горе. В украинской традиции называется «яблочный спас» или «второй спас».

Преображение показывает, что в Христе соединены два естества – божественное и человеческое. Согласно евангельскому тексту это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи. Но православная церковь перенесла на 19 августа, для того, чтобы оно не приходилось на дни великого поста.

Празднование Преображения продолжается 9 дней – с 18 по 26 августа. В эти дни по древним традициям проходит освящение первых плодов (яблоки, виноград и т,д.).

По народным традициям до Спаса не ели яблок. На спаса освящали в церкви мак, который не позволяет входить в дома ведьмам и ожившим мертвецам.

 

Первый Спас – 14 августа (Медовый спас). В этот день в церкорвь несут освящать мед. Эта старая традиция – первый урожай несут Богу. Первый спас – прощание с летом.

Третий Спас – 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы) – хлебный спас.

 

Введение в храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря. С этого дня земля начинает отдыхать. Ее нельзя трогать до Благовещения (7 октября).

 

Календарно-бытовая обрядовость – одна из давнейших форм духовной культуры украинцев. Обрядовость формировалась на протяжении длинной истории. Подразделяют на три части:

  1. От древнейших времен – до начала земледелия: с того времени до наст дошли обычаи переодевания в зверей и верования в родственность животных и людей. Это называется «тотемизм».
  2. От начала хлеборобства до принятия христианства: в это время формируется язычество. Фактически в это время переходят к анимизму. Вера, что умершие родственники не оставляют людей на земле. Вера в душу, дух. И умершие приходили родственникам на помощь. Отсюда и традиции: приглашать в гости, угощать и т.д.
  3. В период христианства. Многое сохранилось со второго периода. Введение христианства не изменило отношение людей к «культу предков». Основная идея любого обрядового цикла украинцев связана именно с «культом предков».

Темы:

1. Обрядовость зимнего цикла.

2. Обрядовость весеннего цикла.

3. Обрядовость летнего цикла.

4. Обрядовость осеннего цикла.

5. Календари в истории (Григорианский, Юлианский)

6. Понятие «культ предков»  у украинцев и других народов.

7. Колядование и масленица  в украинской и зарубежной  культуре. Сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3. Религия и народные верования украинского народа.

Украинская мифология сформировалась на основе давних общеславянских мифов. Если сравнить с мифологией других народов – она похожа, но в ней есть и чисто украинский колорит. Многие мифологические персонажи со временем стали героями сказок, рассказов и т.д. Также особенностью украинской мифологии является объединение христианских религиозных представлений с языческими верованиями. Вплетение элементов анимизма, фетишизма и тотемизма.

К остаткам древнеславянской религии можно причислить культы. Например, культ огня: украинцы верили в небесное происхождение огня, который Бог передал людям через громовые стрелы. Отсюда и вера в святость домашнего огня. В традициях украинских мы видим обкуривание дымом, сжигание чего-то в огне, перепрыгивают через огонь и т.д. Огонь использовался в купальских, свадебных и других праздниках.

Священные особенности приписывались и воде. Например, крещенская вода, наговоренная вода. Культ воды виден и во вбрасывании денег в колодец, реку и т.д. (как выкуп за душу утопленника).

Важное место в миропонимании украинцев занимали запреты. Тяжелым днем считали понедельник: в этот день нельзя было впускать в дом чужую женщину, или позычать деньги. В противном случае – неделя будет тяжелой. В среду и пятницу нельзя было никого проклинать – сбудется. Очень много предостережений было на Свят-вечер, Пасху, Новый год и т.д.

Ворожение, предсказание – связаны с хозяйственной деятельностью человека, наблюдением за природой, животными. Также считалось, что посмотреть можно в будущее благодаря контактам с умершими родственниками.

Украинцы верили в потустороннюю жизнь, душу. В дохристианские времена верили в две души. После принятия христианства верование в душу изменилось. Считалось, что душа после смерти человека, сохраняет свои индивидуальные качества в потустороннем мире.

В народных верованиях нет четкого представления где в теле находится душа, как покидает тело. Души умерших воспринимаются как живые существа – едят, общаются.

Считается, что душу в человека вкладывает Бог еще в утробе матери и сразу после этого ребенок начинает шевелиться.

Смерть человека – переход души из этого мира, где она была «в гостях», в иной мир – «домой». Гроб в украинском языке, и в народном называют - домовина.

С представлениями о громе, как постоянном доме человека связаны многие обычаи: так, например, в руки умершего клали деньги, а в гроб какую-то его вещь. Когда умирал ребенок, ему в гроб клали нитку, предварительно измерив рост отца, чтобы ребенок знал, до каких размеров ему надо расти в «той» жизни. Если умирала беременная женщина, ей клали в гроб смену пеленок, чтобы было во что пеленать младенца. Умерших холостого парня и незамужнюю девушку одевали в свадебную одежду, считая похороны одновременно и свадьбой.  Выносили гроб из дома вперед ногами. А когда несли гроб на кладбище, за ним посыпали мак. Период между смертью и тем временем, когда душа обретет покой длится 40 дней и называется переходом. Чтобы облегчить умирающему переход в иной мир – открывали окна, двери.

Также считали, что в первые 3 дня душа находится рядом с умершим телом. В эти дни якобы покойник видит и слышит все. Все это время следует вести себя осторожно, чтобы не обидеть душу.

Особенные обряды с выносом покойника из дома. Чтобы не допустить возвращения покойника домой принимали особые меры: закрывали окна и двери, в доме мыли пол – «дорожку замывали», вещи, связанные с покойником (постель, посуда) выбрасывали на улицу. По этой же причине покойника выносили из дома вперед ногами.

Одна из главных обязанностей живых по отношению к душам умерших – кормить их и поминать. Поминальные обеды устраивали в день похорон, на девятый и сороковой дни. Если не устроить поминки – покойный на том свете будет голодным и напомнит о себе.

После сорокового дня поминки устраивали на год, а потом в дни поминовения.

Считалось, что умершие посещают живых (в основном ночью). Умершие родственники присутствуют на своих поминках, накануне больших праздников (поэтому им оставляют еду). Бывают и злые души. Для того, чтобы они не ходили и не делали зла, на могилах проводят особый «молебен». Если и это не помогает – в могилу вбивают осиновый кол.

Не слишком опасны и даже желательны встречи с умершими в те дни, когда они появляются на земле с ведома или по приглашению живых родственников. Такие дни называются поминальными. Обычно умершие приходят на рубежах, стыках, поворотах. В году такими рубежами являются зимнее и летнее солнцестояние, в меньшей степени весеннее и осеннее солнцестояние. После принятия христианства четыре таких момента совпали с важными датами православного календаря и немного изменились. Период зимнего солнцестояния совпал с христианскими Святками; период летнего солнцестояния – с праздниками Троицы и Рождества Иоанна Крестителя (Ивана Купалы); период весеннего равноденствия – с празднованием Масленицы, совместившей в себе языческое и христианское, а также Пасху; период осеннего равноденствия совпадал с Дмитриевой субботой. В соответствии с этим делением, земной год как бы уподоблялся загробному дню: весенние поминки назывались завтраком «по родителям», летние – обедом, осенние – ужином, зимние – полдником.

Отсюда – посещение кладбищ и домашние застолья.

У древних славян упоминается (и эта традиция перешла в христианство) – два вида смертей, и соответственно два вида умерших. К первому относились люди, умершие обычной жизнью, от старости. Это «правильные» покойники. К другой категории – умершие от «неправильной» смерти: от несчастного случая, самоубийцы, пьяницы, пропавшие без вести. «неправильными» считаются и те, кто при жизни общался с нечистой силой. Все они нечистые покойники, они недостойны обычного погребения и поминовения и очень опасны для живых. Именно из таких покойников получаются упыри, русалки, и другие демоны.

«Нечистых» покойников не хоронили на кладбище, считая, что это повлечет за собой неприятности для всей общины.

Большого вреда людям приносят упыри. Это люди с двумя душами. После смерти одна душа покидает тело, а с другой упырь выходит из могилы. В некоторых местностях Украины упырям приписывается вампиризм.

Легенды об упырях в Украине похожи на легенды вампиров европейских (кстати, в россии о них упоминания практически нет).

Русалки – женщины, умершие преждевременной или неестественной смертью, чаще всего утонувшие или умершие до брака девушки. В Украине русалок часто называют лоскотовками, лоскотухами.

Вера в душу – древний культ предков, охранников нашего дома.

Также, по верованиям украинцев, есть судьба. Судьба дается Богом. Но и отец и мать тоже дают своим детям определенную судьбу.

Есть интересное представление об ангеле-хранителе. Считается, что еще до рождения ангел-хранитель обучает ребенка всему, что она должна знать в мире. Но при рождении ангел бьет ребенка по верхней губе, и он все забывает. А при жизни начинает вспоминать.

Судьба иногда воспринимается как двойник души. Она указывает человеку на несчастье, которое должно с ним произойти. И тогда человек начинает грустить, чувствует потерю физических сил.

Верили, что есть люди, которые могут заговорить от прихода умерших.

Также, украинцы, как и многие другие народы, большое значение придают снам. Сон – это добрый лохматый человек с четырьмя глазами. У него есть помощница – Дремота. Еще из дохристианских традиций осталось толкование снов (в зависимости от дней).

У украинцев развита была своя демонология. Представления о злых духах, дошедшие с древних времен.

Наипопулярнейший персонаж – черт. В представлении черт уже был перед созданием мира, когда был хаос. Бог увидел его в пене и взял с собой. Но вскоре черт взбунтовался против Бога. Название «черт» считается пошло от давнего названия «волхва». Под влиянием христианской религии волхвы, которые якобы владели языческими тайнами, начали трактоваться в новом свете.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культурология"