Курс лекций по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 19:18, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Лекции по культуре-2.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

Святой Петр выполнил приказание, но поскольку он спешил, то голову украинца надел на туловище черта, а голову черта прикрепил к украинцу. С тех пор и стала у украинца чертова голова.

 


 

Рефераты:

  1. Происхождение названия «Русь», «Украина», «Россия».
  2. Формирование украинской нации.
  3. Формирование территории Украины.
  4. Формирование украинского языка.
  5. Расология и расовые классификации.
  6. Антропологические типы украинцев.
  7. Украинцы, белорусы, россияне: сходство и различия на основании оеории происхождения рас (расология).
  8. Понятие «культура» и «этноним».

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 2. Праздники и обряды календарного типа.

  1. Дни недели:

Семидневная неделя установлена в Ветхом Завете о сотворении мира.

Понедельник – от выражения «после недели». Еще один вариант – «день, после ничего не делания». У славян считалось, что понедельник несчастливый день. В этот не принимали важных решений. Переносили на вторник. Считалось, что если ребенок родился в этот день, то ему необходимо внимательно следить за здоровьем.

Вторник – «второй день». Это – благоприятный день для новых планов и замыслов.

Среда – срединный день. Вообще обозначение до конца не понятно. В Православии среда в течение года считается постным днем, т.к. именно в этот день был предан Иисус Христос.

Четверг – четвертый день. Обычно в этот день славяне купались – отсюда «чистый четверг» (в СССР это был – «рыбный день», постановление Совета Министров СССР 1976 г.).

Пятница – пятый день. Считалось, что в пятницу – хороший день для свадеб. В православии – пятница – постный день в память о распятии Христа. Часто пятница ассоциируется с тяжелым днем.

Суббота- у славян назывался «шесток». Его значение неизвестно. Предполагают, что пришло к нам название от евреев. Древние славяне в этот день собирались вместе и выполняли общинные работы (в СССР – субботники).

Воскресенье – в честь воскресения Иисуса Христа. В славянских языках «воскресенье» называется «неделей» (кроме русского). Т.е. днем, когда «не делают», «не работают». Интересно, что по Григорианскому календарю первый год столетия не может начинаться в воскресенье.

 

  1. Месяцы:

Січень – происходит от слова «Січ, сечь». В древности земельные наделы начинали очищать о кореньев, готовить к посевам. Секли, отсюда и название.

Лютий – это название закрепилось только в 19 в. До этого назывался «Крутень», «Межень» и др.

Березень – от слова «Береза», которая начинает цвести в этот день (хотя это сомнительное название).

Квітень – начинает все цвести.

Травень.

Червень – ягоды краснеют.

Липень – от слова «липець» - липовый мед.

Серпень – от слова «серп».

Вересень – цветет верес – медоносное растение.

Жовтень – желтеют листья.

Листопад – листья падают.

Грудень – замерзшие грудки, замерзшие дни.

  1. Календарные праздники и обряды:

Мы знаем, что до начала 20-го века украинское население на 90% состояло из крестьян. И у крестьян были определенные календарные праздники и обряды, сложившиеся веками из смеси язычества и христианства.

Обязательными компонентами календарных праздников украинцев был обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, почитание предков, предсказывание будущего, ритуальные обходы и поздравления, ряженные, соревнования и др.

- Свят-вечер (Сочельник – по русски) – 24 декабря по ст. стилю (6 января – по новому стилю). 24 декабря ничего не ели до вечера, пока не появится первая звезда (вера, что именно в этот час родился Христос). По представлению – все предметы, которые имели отношение к обрядовому столу, имели магическую силу.

В углу под образами расстилали чистое сено, на которое ставили горшочки с кутей и узваром. Также ставили сноп из жита, пшеницы или овса (дидух). Дидух с дохристианских времен представлял духов предков, которые в этот день должны были прийти в гости. Готовили определенное количество блюд – 12 (в честь апостолов) постных. Перед едой обязательно зажигали свечу. Существовало поверье: кто спит в ночь перед Рождеством – проспит Царство Небесное. Во время ужина нельзя много разговаривать, выходить из-за стола.

Парню и девушке нельзя сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол, блюда водой не запивают - только узваром. Пока трапеза не закончиться - нельзя выходить из-за стола, тем более - из дома, чтобы не впустить нечистую силу. От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного, чтобы не было голода.

На Свят-вечер принято почитать умерших и живых родственников. Для первых оставляли остатки еды на столе (мыть посуду в этот считалось грехом). К живым посылали детей с праздничными блюдами. Принимая их, хозяева благодарили и тоже передавали праздничные блюда со своего стола. Это символизировало единение семей, их взаимную щедрость.

- Колядование. Колядки (от слова «Коляда» - древнеславянское божество, связанное с плодородием, торжеством, миром, весельем. Славяне праздновали 21-22 декабря) – торжественные поздравительные песни. Неженатые мужчины, дети ходили по дворам, желали здоровья, за что получали вознаграждение. В основе этих «обходов» - магическая идея «первого дня», в соответствии с которой пожелания, высказанные на новогодние святки – должны стать реальностью. Колядки – это не христианский обычай (славянский, связанный с зимним солнцестоянием), но со временем был частично христианизированный (в христианстве отменили ряжение с использованием шкур, масок, рогов). Позже атрибутом колядования стала звезда (как символ Вифлеемской звезды) – на востоке Украины, на западе – с кукольным или живым вертепом.

Звезда связана с появлением Вифлеемской звезды, показавшей рождение Христа.

При колядовании разыгрывали театрализованные сценки в масках, называется КОЗА. Назван так из-за главного героя – парня, переодетого в козу. Изначально имел магическую символику. Коза умирала, потом воскресала, что символизировало циклический круговорот времени, новый год. Сейчас это как пародийный спектакль.

Так же во время этих праздников популярен ВЕРТЕП (капличка) – передвижной кукольный театр,  с которым ходили по домам в праздничные дни. Вертеп появился в Украине в 17 в. Перешел из Западной Европы. Обычно в вертепной драме показывают рождение Христа. Вообще слово «вертеп» - означает большой ящик, разделенный на два этажа, в котором размещен кукольный театр. Также слово «вертеп» - устаревшее обозначение «пещеры», сохранившееся в церковнославянском языке. В вертепах (пещерах, катакомбах) – скрывались первые христиане.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Новый год: у древних славян новый год праздновался весной (1 марта). После принятия христианства по греко-византийскому обряду (православие) праздновали новый год с 1 сентября. Перт 1 ввел празднование нового года с 1 января. Хотя в Украине, под влиянием Литвы и Польши (контролировали большую часть Украины) празднование нового года 1 января существовала с 14 в., хотя большая часть населения не признавала этого.

До настоящего времени новогодние традиции украинского населения смешанные языческо-христианские. Особенно явно это проявлялось до начала ХХ в., когда большевики отменяли старые традиции.

Новогодние праздники считались волшебным, магическим временем, когда пробуждалась и становилась опасной нечистая сила. Верили, что на этом празднике присутствуют души умерших, которых тоже боялись и старались умилостивить.

Было верование, что на новый год открывается небо и у Бога можно попросить все, что угодно (многие на новый год, когда бьют часы – загадывают желание). Также вера в то, что характер новогоднего праздника влияет на судьбу всего года (т.е. надо встречать весело). На этом фундаменте и сформировались обряды и традиции.

Традиционная новогодняя обрядовость украинцев – это цепь зимних праздников, среди которых главные – Рождество (25 декабря), новый год (1 января), Крещение (6 января).

Вечер 31 декабря называли щедрым или богатым, к нему готовили богатый праздничный стол. Тогда же проводили разнообразные ритуалы и действа. Некоторые из них сохранились до сегодняшнего времени:

- Маланка: названием обязан св. Мелании (31 декабря по ст. ст, или 13 января – по новому ст.). Предполагают, что Маланка заменила древнеязыческую богиню Макошу (покровительница женщин, помогала во время родов, богиней плодородия). Некоторые исследователи выводят имя Мокоша с индийского, означает «великая богиня». На маланку считалось, что растения понимают человеческий говор, а животные могут говорить. И животные в эту могут пожаловать Богу, что к ним плохо относятся. Поэтому в этот к животным старались относиться очень хорошо.

Вечером начинают ходить ряженные щедровальники – в основном молодежь. Славили хозяев, желали здоровья и за это получали вознаграждение. В отличие от колядования – щедрование практически не почувствовало на себе влияния христианской церкви, т.е. фактически сохранилось в таком виде, как и в язычестве.

Приход ряженных был хорошим знаком, поэтому их приглашали в дом.

Ряжение и колядование связано с «культом предков». Колядники и ряженные воспринимались как пришедшие « с того света», умершие родственники, авторитет которых был беспрекословным. Переодевались часто в животных.

Восприятие предков в подобии животных является наиболее древним. Люди с древности часто воспринимали животных, как своих родственников.

- Засевание: В первый день нового года взрослые и дети (в основном мужского пола) и засеивали дома хлебными зернами, желая счастья хозяевам.

- - - - - - - - - - - - - - - -

Крещение. 6 января по ст. ст. (19 января по н. ст.). Считается, что на Крещение вода с полуночи и до полуночи приобретает целительные способности и сохраняет их целый год и лечит телесные и душевные болезни. В этот день святят воду. И действительно эта вода не пропадает, у нее нет запаха.

Накануне Крещения празднуется второй «Святвечер». Весь этот день постятся – ничего не едят. Садятся ужинать на вечерней зорьке. На ужин подают постные  блюда. На второй день с утра идут святить воду, и с нее начинается утренняя трапеза.

Вообще в зимнем цикле праздников прослеживается определенная тенденция: встреча – проводы. Встречей предков начинались самые важные праздники (Свят-вечер). А заканчивались проводами (Крещение). Поэтому все вечера между этими двумя праздниками считались в народе и святыми, и страшными.

Переходным праздником от зимних к весенним считается Сретение (15 февраля).

Масленица – еще ее называют «сырная неделя». Это праздничный цикл, сохранившийся с языческих времен. Праздник в честь весеннего пробуждения природы. Христианская церковь оставила этот праздник и он празднуется в последнюю неделю перед Великим постом. Церковь признала с 16 в.

Главным атрибутом масленицы являются блины и народное гуляние.

В Украине считалось что на протяжении этой недели мужчины обязаны слушать женщин (в народе называли – «бабская неделя»). Еще называют Колодий (в Украине). Откуда такое название: предполагают, что еще с доязыческих времен бог брака – Колодий. Якобы Колодий наказывал молодых людей, кто еще к этому времени не женился. Считалось, что лучше рожать детей зимой. И поэтому на Маленицу и заключались в основном браки, чтобы через девять месяцев рожать детей. По этому поводу в Украине приказка: «На обретение (Масляницу) птицы возвращаются в гнезда, а муж к жене» (празднование Колодия только в Украине и Белоруссии. В России – нет).

«Сырная неделя» - сыр был главной пищей. Считалось, что сыр отпугивает нечистую силу.

Есть еще версия, что праздник Масленицы и есть встреча Нового года у славян (1 марта).

Масленица начинается в понедельник (1 день) – «Встреча». Катание с гор, делали качении, ходили в гости. Кто дальше скатится с горы, у того вырастет лучший лен. В этот день Колодий рождается.

2-й день – заигрыш: считался днем для молодоженов. Они катались с горы. Продолжалось  угощение блинами. В эти дни  парни высматривали себе невест, а девушки – женихов.

3-й день – лакомка: теща приглашает зятьев на  блины.

4-й день – разгуляй: еще этот день называли «разгул», «перелом». В этот день широко гуляли, много пили, ели.

5-й день – тещины  вечерки: тещи навещают зятя. Для  них пекутся блины. Раньше в  Украине была традиция – 2 раза  в году угощать тещу – «чтоб  глотка не пересохла».

6-й день – золовкины (сестра мужа) посиделки: в этот день молодая невестка приглашала родных к себе.

Последний день масленицы – прощеное воскресение.

В Украине ходили с «колодками» (полено в полотенце) по селу и клали к ногам тех, кто еще не женат. И те откупались, чтобы не носить с собой колодки.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культурология"