Курс лекций по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 19:18, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

Лекции по культуре-2.doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)

От черта пошли все нечистые духи на земле: блуд, водяной, домовой и др.

Таким образом в народном мировоззрении взаимодействовали два мировоззрения – церковный и народный. Старые религиозные понятия наполнялись новым содержанием, как того требовало христианство. Дохристианские божества переводились в демонов или их качества переводились на христианских святых. Христианские праздники хронологически соединялись с дохристианскими и приобретали новые представления. Также при выполнении многих обрядов – почитание Востока: ориентация церковных алтарей, во время молитвы, похороны мертвых лицом на Восток.

 

Темы рефератов:

  1. Культ огня, воды, земли.
  2. Верования и традиции, связанные с заупокойным культом.
  3. Душа и дух, судьба в верованиях украинцев.
  4. Демонология и мифические существа у украинцев.
  5. Представления о потустороннем мире.
  6. Народные украинские приметы.
  7. Образ смерти в украинской и зарубежной культуре. Сравнительный анализ.

 

 

 

 

Лекция 4. Семья и семейный быт.

Украинцы, в принципе, как и другие народы, видели в семье непременное и важнейшее условие жизни каждого человека, хозяйственную и моральную основу правильного образа жизни ( по народным представлениям, в частности, без жены нельзя было являться на тот свет).

В Украине традиционно брак – моногамный. Также в Украине браку придавалось большое значение. По неписанным законам («обычаевое право») в Украине людей считали самостоятельными только после женитьбы (неженатый мужчина, несмотря на возраст, считался «парубком»). Женатый всегда пользовался большим авторитетом, чем неженатый, а тем более уже в годах. Также не очень хорошо относились к людям, которые поздно женились.

В Украине юноши чаще всего женились после службы в армии (т.е. где-то после 21 года). Девушки выходили замуж преимущественно в 16-18 лет. Церкви было запрещено венчать неполнолетних (девушки – 16 лет, юноши – 20 лет).

Народ хорошо относился к ранним бракам: «Рано встане – діло зробить, рано жениться – дітей до розуму доведе». Возрастная разница  между мужем и женой должны бать небольшой.

Жениха и невесту, как правило, выбирали из своего села. К браку юноши и девушки с другого села относились негативно. Особенно не воспринимали в своем окружении девушку (считали ее всю жизнь чужой). Более терпеливо относились к юноше с другого села (через определенное время признавали своим). Это из-за того, что репутация семьи женившихся имела большое значение, и хотели как можно лучше знать о семье.

Также в Украине обычно при женитьбе искали равных себе по социальному статусу. Среди украинцев 19 в. был распространен принцип национальной эндогамии (украинец женится на украинке).

Большую роль также играли родители. Они давали разрешение на брак. Хотя у украинцев не заставляли жениться. Была свобода выбора.

У украинцев на протяжении веков сформировались два основных мотива выбора: любовь и экономическая выгода. Молодежь, в основном, верили чувствам. Родители делали упор на экономическую выгоду. Браки по расчету заключались реже.

Обязательным условием брака было отсутствие близкого родства. Церковь также запрещала брак между кумовьями и их детьми.

Интересно, что до конца 19 в. повенчавшись, молодые люди не считались мужем и женой до дня свадьбы, когда гуляет вся община. И только после этого они официально считались женатыми.

Семья, существовавшая в Украине до революции делилась на два типа: большую и малую. Малая – это супружеская пара, которая не имела женатых детей. Большая – это семейная община.

В украинских семьях разводы были редки. Основная причина – нет детей. Также осуждалась неверность. Человек, бросавший семью и женившийся на другой, не воспринимались в селе как семья. Относились негативно, считали грехом.

Вдовы и вдовцы с детьми старались как можно быстрее жениться (но не позднее чем через год после смерти родственника).

Для всех типов семей характерна главенствующая роль отца. Семейные порядки были патриархального характера. Глава семьи распределял хозяйственные обязанности, следил за четким выполнением всех традиций семейных. Воля отца была беспрекословной: он раздавал наследство, давал разрешение на женитьбу и т.д.

Если отец был нетрудоспособен – главенство переходило к старшему сыну.

В семье работа, как правило, делилась на «мужскую» и «женскую». И вмешательство одного или другого в чужую работу – общиной не воспринималось.

В средние века в Украине была принята «семейная община», или Большая семья. В семейную общину входило от трех до пяти нисходящих или побочных поколений родственников – наследники одного отца со своими женами и детьми. У них были общая собственность, производство, культовые праздники. В Украине такая семья существовала фактически до конца 17 в. (иногда ее называли «дворище»). Но, учитывая черты национального характера украинцев (украинец высшей ценностью считает свободу, частную собственность и хозяйство, хотя бы на маленьком участке земли), семьи начали дробиться и в итоге пришли к малой семье.

У украинцев  родители в старости никогда не были одинокими. С ними оставался жить один из сыновей: на Левобережной Украине – в основном, младший; на Правобережной – старший. Дочка оставалась в том случае, если не было сына. Оставаться в доме родителей и досматривать за стариками считалось почетной обязанностью. Это было выгодно и с материальной стороны: тот, кто досматривал за стариками, ему передавалось в наследство родительский дом и большая часть земли. Это распространялось и на дочерей.

Т.е., мы видим, что у украинцев в семье не было очень жесткого подчинения отцу со стороны женщин. Жена, вообще, имела в своей собственности приданное. Т.е. отношения между мужем и женой в Украине были равноправны по большому счету.

Хотя, как уже было сказано, работа по хозяйству распределялась на мужскую и женскую. Мужская, в основном была связана с работой за хатой: работа в поле, обеспечить строительным материалом, досматривать за садом, конями и т.д. Женская, в основном связана с работой в доме: досматривать детей, варить, печь, обшивать семью, прячь, ткать, хату убирать, присматривать за домашней скотиной. Но женщины в украинской семье не выполняли тяжелую работу: не косили, не орали, не молотили.

Активными помощниками взрослых были и дети. С 5 лет их приобщают к хозяйству. С 6 – досматривают за скотом. Мальчик с 8 до 14 лет активно должен был помогать отцу в полевых работах. Девочки с 12-13 лет вместе с мамой учились готовить, шить и т.д.

Вообще, факт появления ребенка воспринимался, как появление еще одного помощника (мальчику при рождении пуповину обрезали топором, а девочке – гребнем для пряжи).

В воспитании детей большое внимание уделяли умственному развитию: «Не краса красить, а розум», «Розумний всякому дає лад».

Также и физически закаляли, учили держать в чистоте тело.

Также с детства детей учили уважать старших. Так обращались как к родителям, так и к незнакомым на «вы». Учили быть честными, не красть.

У девочек сурово осуждалась потеря девственности до свадьбы. Если она потеряла девственность до свадьбы, то на свадьбе она не имела права одевать венок – символ девственности. К таким девушкам применяли физические наказания: били шнурами, замоченными в соленой воде; обрезали косу, намазывали ворота дегтем и т.д.

По всей Украине ребенок, родившийся у девушки вне брака назывался «байстрюк». Юноша также считался виноватым, и обязан был заплатить за это деньгами или землей.

Для культурного развития семьи считалось обязательным изучение Евангелия, рассказы сказок, легенд, празднование национальных праздников, рассказы о своем роде, семье, местности. Особенно это проявлялось в праздновании христианских праздников, которые несли в себе национальные украинские традиции.

В народе считалось, что каждая семья обязана иметь детей. Дети – как дар Божий: «Діти – то Божа роса». Были такие пожелания: «Бодай на вас добра година та грошей торбина, а до того дітвори сотні півтори». Также в украинских семьях считалось, что лучше иметь много детей: «Один син – не син, два сини – півсина, три сини – от тільки син», «У нього дочок сім – то й щастя всім».

Желание избежать деторождения (аборт) считался страшным грехом. И в случае если девушка беременела незамужняя, считалось лучше родить байстрюка, чем прерывать беременность.

Что касается сексуальных отношений, то до женитьбы, как уже было сказано, считалось нельзя жить сексуально. В Украине до начала ХХ в. очень редко встречались отношения внебрачные.

В 18 в. вышла книга «Исследования русского быта» в 6-ти томах. По поводу женщин привели интересное наблюдение, в том смысле, что у каждой нации есть свои наклонности:

Немки – хорошие хозяйки.

Голландки – постоянные.

Англичанки – верные.

Испанки – пламенные.

Португалки – страстные.

Швейцарки – патриотки.

Француженки – любезные.

Итальянки – ревнивые.

Полячки – увлекательные собеседницы.

Русские – нежные матери.

Но в России была традиция – бить жен (пришла от татар). Песня:

Ах, что это за муж,

Молоду жену не бьет!

Бей жену к обеду,

К ужину снова, да опять,

Чтобы щи были горячи,

Каша масляна!

У украинцев с давних времен существует обычай – проезжающего человека пригласить в дом, накормить. Хозяин и хозяйка подают на стол, что имеют без всякой платы. Считают, что брать плату – это большой грех. В Украине также считалось большой обидой, если приглашенный человек на хлеб-соль отказывается прийти. «Хлеб – есть дар Божий. Не принять его – значит прогневить Бога». Причем гостя заставляли есть и пить, чтобы не обидеть хозяев.

В украинских семьях были разнообразные традиции и обычаи.

Предродовые: по всей Украине были поширены запреты на употребление определенных продуктов, не смотреть на некоторых животных и ползающих, не встречаться с калеками, слепыми, больными. Это связано с тем, что в народе верили в то, что проблемы других могут перейти на ребенка. Беременная старалась скрывать свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил и легко было рожать.

Родовые: приглашали бабу-повитуху для родов. Она приходила с хлебом, водой священной и зельем. В доме, где находилась роженица, открывались все окна, двери, развязывались все узлы (чтобы легче рожать). Потом обкуривала роженицу зельем с молитвами. Большое внимание уделяли купанию в первый день рождения в купели (вода – сила, чистота). Приходящий в этот день в дом, должен дать монету, на счастье. Потом обсушивали младенца около печи (огонь – священный, приобщали к домашнему очагу). После этого на ребенка одевали различные обереги, а особенно красную нитку на ручку, чтобы предохранить от заболеваний (она как бы должна была обмануть духов, вызывающих разные вредные покраснения. Глядя на ниточку духи должны были понимать, что место на ребенке уже занято, ручка ребенка уже взята в красное кольцо. (А вот с Мадонной, Бритни Спирс и другими американскими поп-персонажами всё ещё проще: они принадлежат к новомодной религиозной секте Филипа Берга «Каббала». К настоящей каббале она имеет примерно такое же отношение, как какая-нибудь сахаджа-йога или джерри-йога к собственно йоге. Красная ниточка на запястье – религиозный атрибут неокаббалистов, который они, не разобравшись, упёрли из комплекса иудейских суеверий. А фишка там в следующем: в древнееврейской демонологии есть такая демоница – Лилит. Вроде как первая жена Адама, которая хотела быть ему равной. Адам был против, и Лилит улетела. Над Красным морем её нагнали три ангела и пытались вернуть супругу. Ссорясь с ангелами, Лилит пообещала убивать каждый день по сто младенцев. Но те сумели взять с неё слово, что она не будет трогать тех детей, на которых увидит имена, изображения или знаки этих трех ангелов или свои собственные имена. Одним из имен Лилит было имя Краснота. Поэтому еврейские матери повязывали своим младенцам на руки красные ниточки – чтобы защитить от Лилит).

Вообще – нитка, шнурок представлялась людям чрезвычайно мощным магическим объектом. Потому что она, во –первых – скрепляла, во-вторых – связывала, а в-третьих – вилась и длилась. Т.е. представляла в глазах человека очень важные действия и явления.

В Украине с давних времен считается, что рожденного ребенка нужно как можно скорее крестить. Таким образом, ребенка как бы охраняли от всего зла, и в тоже время приобщали к христианству.

В церковном обряде крещения особую роль занимали крестные мама и папа (кумовья). Кумовья для ребенка были вторыми родителями, т.к. они должны были воспитывать ребенка и отвечать за него перед Богом. По традиции кумой старались выбирать женщину, у которой есть дети, а еще лучше – беременную. Отказ от кумовства считался грехом.

Во время крещения в церкви ребенку давалось имя. Считается, что хорошее имя благоприятствует счастью этого человека.

После крещения в дом приходили гости, но обязательно с подарками.

Брачные обряды: разделяются на предбрачные, брачные и послебрачные.

Предбрачные: 1. Запросы – «запити» (или - допросы). Это предварительное разведывание родителей молодого о планах родителей невесты.

  1. Сватанье – первая встреча представителей жениха с родителями невесты для достижения согласия на брак – «сваты» (в основном – близкие родственники). Свататься обычно ходили поздно вечером (на случай если будет отказ – чтобы сватанье сохранилось в тайне). Сваты приходили с хлебом. И после расспросов и разговоров вызывали невесту, которая должна была обязательно ответить – согласна или нет. При согласии сватов обвязывали рушником. При отказе девушка сватам давала гарбуза (символика гарбуза связана с ее особенностями – употребление гарбуза в пищу действует на организм успокаивающе, подавляет сексуальное желание).

Предбрачный цикл продолжался 2-3 недели, иногда месяц. После сватания проходили «оглядини» и «заручини». Во время «оглядин» родители жениха показывали свой дом, быт. «Заручини» - это в своем роде закрепление согласия на брак. Молодых садили рядом, они соединяли руки (это древний обычай : соединение рук – приобретало юридическую силу).

После «заручин» ни девушка ни юноша не имели права отказываться от свадьбы. Отказ воспринимался как обида и бесчестье и требовал большого материального вознаграждения.

  1. Свадьба – начиналась с приглашения гостей на свадьбу. Молодые должны были лично посетить родственников и пригласить. Перед свадьбой проходили – девичник и мальчишник («посад»). Много различных обрядов (на семинар). Это – прощание с девичеством и юношеством и благословение со стороны родителей.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Культурология"