Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Парадоксальность ситуации заключается  в том, что и первые, и последующие  оказываются по-своему правы. Дело в  том, что культура – это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-реглирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого сложного и вместе с тем целостного, динамично развивающегося социального феномена.

 

Если дать обобщающее определение  культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

 

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной  и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют  три основных фактора:

 

1)деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей;

 

2)возникающая и обогащающаяся  в процессе этой деятельности  совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях;

 

3) процесс воспроизводства и  саморазвития общества и человека  в ходе творения и освоения  ранее созданных материальных  и духовных ценностей.

 

В этом диалектическом триединстве  основным полюсом сосредоточения творческих сил создающего и потребляющего культурные ценности человека и одновременно высшим смыслом и целью движения культуры, реальным выражением ее процессуального характера выступает именно развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей и дарований, его духовного мира, его социальных статусов, ролей и позиций.

 

Одна из главных причин многогранности понятия "культура" состоит в  том. что сама культура в сущности своей полифункциональна. Она выполняет  в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.

 

И все-таки во множественном взаимопереплетении социальных функций, которые выполняет  культура в обществе, первичной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа, социально-территориальная структура - город, деревня и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Адаптационная функция культуры позволяет людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде, во-вторых, приноравливать ее к своим потребностям и интересам.

 

Адаптационная функция культуры тесно связана с ее познавательной функцией. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции. В осуществлении этой функции решающая роль принадлежит такому специфическому компоненту культуры, каковым является наука, призванная генерировать новые знания и находить пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в способах практической деятельности. Очень большую роль в осуществлении познавательной функции культуры играет искусство, способное проникнуть в глубинные пласты духовного мира человека, в его стремления, надежды, радости, тревоги, ожидания.

 

Огромное значение имеет социализирующая  функция культуры, позволяющая каждому  индивиду, включенному в процесс  восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, формироваться  как личность. Именно в процессе социализации формирующаяся личность через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом социальных процессов.

 

Создавая необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения, культура выполняет еще одну важную функцию - нормативную. Сущность ее заключается в том, что культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.

 

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога  поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей, органично связанная с новацией как способом обновления культуры.

 

С этой функцией органично взаимосвязана  функция производства новых, ранее  не существовавших значений, знаний, ценностей  и норм. В рамках существующей культуры в процессе ее воспроизводства и  развития возникают новые символы, образы, стили, картины мира, способы духовного и практического освоения мира. Достаточно вспомнить такие этапы процесса развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

 

Воспроизводя в своем развитии издавна существующие ценности и  обогащая духовный арсенал человека и человечества новыми ценностями и  значениями, культура выполняет вместе с тем функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

 

Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпоху, когда  осуществляется переход человечества к новому типу цивилизации - информационной или, как ее еще называют, ноосферной, играет информационная функция культуры. Она позволяет дать индивиду, социальным группам, обществу в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

 

Культура не только формирует способы  ориентации и деятельности человека в мире, но и является мощным фактором воспроизводства и развития его  энергетики, а в этом большую роль играет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как формирующаяся личность в мир взрослых, усваивает определенные социальные роли и ценности, через игру в театре и кинематографе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения. В спортивной игре и в карнавальных празднествах люди получают разрядку от сложностей повседневной жизни, создают пространство для творческой игры своих духовных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

 

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign - знак) функция культуры, представляющая из себя приписывание значений и ценностей определенным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело для первобытного человека никакого значения, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значений через религию, философию, поэзию, науку.

 

С сигнификативной функцией культуры тесно связаны ее коммуникативная  функция. Она реализуется посредством  передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

 

Важное значение имеет мотивационная  функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

 

Только что описанная функция  органично связана с мобилизующей функцией культуры, которая побуждает  людей к определенным действиям  и мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных целей.

 

Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы.

 

Кроме этого культура выполняет  еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

 

Взаимодействие названных функций  позволяет культуре выполнять еще  одну, едва ли не важнейшую, функцию - воспитательную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

 

Интегрированным результатом взаимодействия всех охарактеризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая функция культуры - человекотворческая. Будучи творением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

 

Человекотворческая функция существовала всегда, но особенно большую значимость приобретает она в XXI веке, когда  резко возрастает не только роль творца культуры и ее потребителя, точнее сказать: сотворца - читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец должен - каждый по-своему - вместе с художником, писателем, композитором и т.п. деформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного восприятия. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника и читающей, зрительской, слушательской публики не через анонимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, не по обочине духовной жизни человека - будь он творец культуры или ее взыскательный потребитель, - а через эпицентр его духовного самоопределения и саморазвития.

 

2. Строение (морфология) культуры 

Материальная культура.

Духовная культура.

Классификация ценностей (условная).

 

 

Если представить культуру в  виде сложной системы, а именно такой она является, то найдем исходные клеточки, или первокирпичики.

 

Такие базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся  на материальные и нематериальные.

 

Совокупность материальных создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, храм, жилой дом и др.

 

Артефакты – отличаются тем, что  они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

 

Совокупность нематериальных элементов  образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.

 

Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены  не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть, они  существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

 

Черты одной культуры выражаются через  черты другой. Знания – через  книги, обычай приветствия – через  рукопожатие или произнесение слов.

 

Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов.

 

В данном случае говорят о культурном комплексе.

 

Это совокупность культурных черт, возникших  на базе исходного элемента и функционально  с ним связанных. Например, спортивная игра: с ней связана спортивная одежда, болельщики, стадион и т.д.

 

Появление плуга произвело подлинную  революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей.

Материальная культура

 

Материальная культура имеет достаточно сложную структуру. Ее основой является предметно-продуктивные элементы. Последние, в свою очередь, включают культуру производства, жизнеобеспечения и военного производства.

 

Производственная культура – это  орудия труда, машины, технические системы  и транспортные средства.

 

Культуру жизнеобеспечения  составляют постройки, предметы быта, одежда.

 

Вооружение и военная техника  – это особая область материальной культуры.

 

Материальная культура – результат, средство и условие деятельности людей. Ее содержание не исчерпывается  тем, что она удовлетворяет материальные потребности людей, оно многообразнее и многозначнее. Она выступает средством передачи социального опыта, поэтому содержит также национальное начало, по которому можно установить ее происхождение. Материальная культура отражает процессы взаимовлияния народов, их культур вплоть до вытеснения ее отдельных элементов. Например, в России в 18-19 вв. национальная одежда вытеснялась западноевропейской, становясь постепенно общемировой.

 

Объекты материальной культуры специфичны для эпохи, социальной группы, нации и даже для индивидуума. Значит, она может выступать и как социальный знак, и как памятник культуры.

 

Источники изучения материальной культуры:

 

Реальные предметы (включают  археологические  и этнографические памятники; сохранившуюся  архитектуру; нефункционирующую технику; всю функционирующую материальную культуру).

 

Их изображения (включают произведения изобразительного искусства, чертежи, иные графические произведения; фото- и кинодокументы).

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"