Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Макеты и модели, соответствующие  оригиналу (включают макеты и модели известны с древности. Это уменьшенные копии реальных предметов, зачастую составлявшие часть заупокойного культа, детские игрушки и т.д.).

 

Письменные источники (письменные источники содержат самую разнообразную  информацию – о предметах материальной культуры, технологии их производства и т.д. По ним можно судить о развитии материальной культуры).

 

Многие памятники материальной культуры являются символом эпохи (определенные марки автомобилей, танков, «катюши» символизируют для нескольких поколений  ВОВ).

 

Корабли – тоже символы эпохи: парусный – символ петровской эпохи; каравелла  – Колумб открыл Америку.

 

Важная часть материальной культуры – постройки – жилые, производственные, бытовые, культовые и др. Исторически  первым среди них было жилище человека.

 

Костер как первый  «культурный» источник тепла и света стал центром  притяжения, объединения древнейших людей. Так еще до появления построек возникла идея дома, что явилось  важной вехой в развитии общества.

 

Жилище – это искусственное, реже естественное сооружение, которое укрывает от неблагоприятной внешней среды; с другой – создает социальное пространство, в котором может осуществляться производственная и бытовая деятельность.

 

Кроме того, жилище – защита от посягательства на жизнь и имущество его обитателей (строились дома-крепости).

 

С развитием общества и культуры жилище приобретает новые функции. Появление социального и имущественного неравенства привело к тому, что  дома стали отличаться размерами, числом комнат, уровнем комфортности. Появились  постройки особого социального назначения – дом вождя, дворец правителя, который, кроме утилитарной роли, стал играть презентативно-престижную, что положило начало новому виду искусства – архитектуре. Появились постройки неутилитарного плана, прежде всего культовые, а также связанные с системой государственной власти и управления. Шло время, жилье менялось. Появлялись многоэтажные дома, но большинство людей мечтают жить в собственном доме.

 

Разнообразием функций и социального  содержания отличается одежда. Главное ее назначение – защита тела от неблагоприятного воздействия внешней среды. Но она также служит социальным, социально-демографическим, национально-религиозным знаком отличия. По одежде в прошлом могли бы определить общественный статус ее обладателя (дворянин, купец, духовенство, военный).

 

Большое значение имели и отдельные  элементы одежды – пояс, головной убор. На Руси о социальном статусе человека свидетельствовала его шапка. Чем  знатнее, тем выше шапка.

 

Издавна одежда была знаком племенной  или национальной принадлежности. В современных условиях, когда общество перешло на «европейское платье», некоторые люди сохраняют в одежде какой либо национальный элемент (вышитая рубаха, папаха, тюбетейка).

 

С развитием моды одежда стала средством  социального самоутверждения. В середине 20 века самостоятельную роль стала играть молодежная мода (раньше молодежь одевалась в ту же сословную и национальную одежду, что и взрослые), ибо не было понятия молодежь – в 12-15 лет считались взрослыми. Производители создали огромную индустрию молодежной моды. СМИ, рекламы сформировали рынок молодежной одежды, которую носят не только молодые.

 

Детская одежда. Вначале ее не было. Дети одевались как и взрослые. Детская одежда появилась в конце 19-нач. 20 ст. Сегодня наблюдается  обратный процесс – некоторые формы «взрослой» одежды шьются для детей.

 

Две тенденции прослеживаются в  истории костюма: усложнение и разнообразие и унификация (джинсовая ткань).

 

Особым социальным значением обладает боевое оружие. Это – часть материальной культуры, связанной с вооруженным насилием в обществе. Первоначально в качестве боевого использовалось охотничье оружие. С возникновением производящего хозяйства и появлением запасов зерна, стадного скота, которые можно было присвоить в результате успешного военного набега, военные столкновения стали регулярными. Происходит дифференциация оружия: мечи, щиты. Оружие для многих народов (др. германцы, римляне республиканской эпохи) стало своего рода «орудием  труда», источником дохода.

 

Развитие военной техники способствовало техническому прогрессу вообще. Боевое оружие во все эпохи его существования является условием и атрибутом политической власти. (Фараоны в Древнем Египте часто изображались с оружием в руках. В Древнем Китае необходимо было умение управлять боевой колесницей – это признак «благородного мужа».

 

Техника поставила перед человеком  множество проблем, породила противоречия, стала одной из причин кризиса  цивилизации.

 

Происходит унификация, стирание национального  своеобразия.

Духовная культура

 

К базисным элементам духовной культуры относятся:

 

обычаи;

 

нравы;

 

законы

 

ценности

 

Обычаи, нравы, законы являются разновидностью культурных норм и образуют нормативную  систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким  образом и в каких ситуациях следует поступать так, а не иначе.

 

Манеры, этикет, кодекс тоже входят в  нормативную систему культуры, но в качестве  дополнительных ее элементов. В любом обществе есть обычаи, нравы  и законы, но не в любом существуют манеры, этикет и кодекс (Дуэль – культовый комплекс, который относится к этикету, есть (был) не везде).

 

Ценности - не относятся к видам  культурных норм, но входят в нормативную  систему культуры, выполняя особую функцию. Они указывают на то, что  должно почитаться, уважаться и сохраняться в культуре, но не предписывают.

 

Обычаи, нравы, законы - именно в таком  порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так  как нарастает степень строгости  тех санкций, которые использует общество по отношению к нарушителям.

 

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками.

 

Привычка – это повседневная сторона социальной действительности, обычаи – более редкий, «праздничный»  ее аспект. Обычай праздновать Новый  год, уважать старших и т.д. Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные санкции – неодобрение, отрицание. Некоторые обычаи близки к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.

 

Нравы – обычаи, приобретающее  моральное значение.

 

В Древнем Риме понятие обозначало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores – нравы. Отсюда пошло слово мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д. Безнравственно оскорблять людей, обижать слабого и т.д. Но в Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества.

 

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной  власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует  безусловного подчинения. Различают два вида законов:

 

обычное право – совокупность неписаных  правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли 

 

юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение законов влечет уголовные наказания.

 

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей, которые не предписывают, а указывают на то, что необходимо почитать, уважать, сохранять.

Классификация ценностей (условная)

 

Витальные  ( жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.)

 

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.

 

Политические: свобода слова, гражданская  свобода, законность, гражданский мир  и др.

 

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.

 

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.

 

Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

 

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

 

Общечеловеческие ценности – характеризуются  тем, что признаются наибольшим количеством  людей как во времени, так и  в пространстве. К ним относятся  все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

 

Национальные ценности -  занимают важнейшее место в жизни любого  народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: «Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов» (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).

 

В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны  и более  материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды  Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас – белорусской нации  – Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов – Лувр, Эйфелева башня и др.

 

Значит, национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного  народа.

 

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917-1932 гг). Его главная идея – ненависть к «эксплуатирующим» классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

 

Локально-групповые ценности –  объединяют сравнительно небольшие  группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

 

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере  антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

 

Семейные ценности. Семья, по выражению  В.Гюго, является «кристаллом» общества, его основой. Это – общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

 

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в  окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

 

В предложенной классификации нетрудно заметить, что они обычно обладают двумя качествами: относительностью и подвижностью, т.е. способностью переоцениваться  и переходить из одного уровня в другой. (в бывших соц.странах – переоценено «учение» о диктатуре пролетариата; у нас в стране – роль церкви, отношение к собственности).

 

Подвижность культурных ценностей  заключается в том, что они  могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностные ценностью, но постепенно «поднимались» через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.

 

При рассмотрении 5-ти перечисленных  уровней культурных ценностей выявляется и еще несколько закономерностей:

 

во-первых, тот факт, что их относительность  и подвижность убывают по мере того, как они становятся достоянием все большего числа людей. Общечеловеческие ценности – наиболее устойчивые во времени и не зависят от политики. В тоже время индивидуально-личностные ценности непрерывно меняются в течение человеческой жизни.

 

во-вторых, духовные ценности по сравнению с их материальными воплощениями отличаются особой долговечностью, так как идею, образ уничтожить гораздо труднее, чем скульптуру, картину.

 

в-третьих, потребности людей в  духовных ценностях безграничны, здесь  нет пресыщения.

 

Преувеличение, фанатическое отстаивание особой роли какого либо вида ценностей, чревато опасностью превратить ее в идола. Приверженец только общечеловеческих ценностей может превратиться в космополита или человека без Родины; чрезмерных поклонников национальных ценностей – в националиста; классовых – в революционера или террориста; групповых – в маргинала или богемщика и т.д. Вот почему подлинно культурный человек не должен впадать в крайности.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"