Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Религиозный. Несмотря на то, что принадлежность народа к определенной конфессии  сама по себе не обуславливает его  самобытность, религиозное мироощущение, мораль, культовая практика глубоко  проникают в повседневную жизнь  народа, определяя многие ее стороны, объединяя или разделяя первоначально разные этнические группы. Например, хорваты и сербы говорят на одном языке и имеют общее происхождение, но являются разными народами, что во многом связано с религией. Бельгийцы – единая нация, состоящая из разных по этническому происхождению и языку, но связанных общей религией фламандцев и валлонов. Арабский суперэтнос также сформировался под влиянием ислама. Вместе с тем, и религия всегда имеет этнически своеобразную окраску, что проявляется в особенностях культа, своеобразном восприятии основных положений религии. Например, в белорусской иконописи, в отличие от русской, наиболее распространенным изображением Богоматери был канон «Богоматерь умиления».

 

Био-психические особенности. На их основе складывается национальный характер, который проявляется в обычаях, речи, материальной культуре, поведении. Пунктуальность, к примеру, ценится немцами и голландцами, но мало что значит в Испании и Латинской Америке.

 

Одна из основных характеристик этнических культур описывается термином этноцентризм. Этноцентризм – это свойство сознания этнической общности воспринимать свою культуру в качестве образца. Чем малочисленнее группа, чем тяжелее природные и социальные условия, чем более дискриминируется этнос, тем сильнее проявляется этноцентризм. Хотя это явление свойственно в той или иной степени всем этносам. Группы с явно выраженными проявлениями этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам. Это связано с тем, что этноцентризм сплачивает группу, порождает чувство солидарности. Но консерватизм этноцентризма, антагонизм по отношению к другим этносам может значительно замедлить развитие культуры этноса. На основе этноцентризма возникло такое негативное явление современной культуры как национализм - теория и практика превосходства одной нации над другой. С этноцентризмом связаны и такие явления современной культуры как европоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм. Так, в 60-е гг. 20 в. Сенгору создал концепцию негритюда – теорию превосходства негритянской расы над европейской. Он отмечал преимущества и особенности африканцев как детей природы, слившихся с ней, пронизанность африканской культуры ритмами, связанными с космическим колебаниями. Еще раньше, в 19 в. был популярен индеанизм, согласно которому индейцы - самая лучшая раса. В Мексике в рамках этого движения возникло общество «каскенес», члены которого требовали изгнания из страны всех европейцев. В рамках европоцентристской модели к 20 в. начала складываться идея особой мессианской роли Америки, призванной стать форпостом развития новой совершенной культуры, основанной на религиозной и гражданской свободе и равноправии всех социальных и этнических групп. Америка должна распространить новые культурные ценности на все культурные регионы. Результатом такой политики стало оправдание насилия и геноцида как внутри страны, так и за ее пределами. Современные идеологи американоцентризма ратуют за создание единой, глобальной общечеловеческой культуры. Но на деле источником универсализма оказывается все тот же американоцентризм.

 

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм – точка зрения, согласно которой нельзя понять другую культуру, если анализировать ее в свете  ценностей собственной культуры. Культурный релятивизм означает также признание возможности существования иной системы ценностей, свойственной другой культуре и уважительное отношение к ней. Очевидно, что самый эффективный путь развития культуры – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, что позволило бы осуществить гармоничное взаимодействие различных этносов, населяющих сегодня планету.

 

Однако, в реальности, к сожалению, в 20 в. наблюдается всплеск этнических конфликтов. В войнах и вооруженных  конфликтах вес этнического фактора  по данным Д.Райта в 1984-1989 гг. достиг 50%, а за период 1496-1983 гг. только 86 из 240 войн характеризовалось той или иной степенью этнической нетерпимости. С какими тенденциями развития современной культуры это связано? Сегодня в мире все большую силу набирают процессы глобализации и культурной интеграции, дающие право говорить о зримом возникновении единого поля общечеловеческой культуры. В мире практически не осталось чистых этнических культур. Но именно усилившаяся взаимосвязь мирового сообщества обостряет интерес к культурной самобытности. Следовательно, несмотря на процессы интеграции потребность в этнической самоидентификации остается очень устойчивой. Иными словами, именно глобализация современного общества является фундаментом для всплеска национализма. В числе других процессов, способствующих возникновению конфликтов можно назвать: распад колониальной системы; изменения в культуре бывших социалистических стран (классовая идеология отодвинута на второй план, а образовавшийся вакуум заполнила национальная идея). Однако, все эти процессы сами по себе не привели бы к возникновению конфликта, если бы не существовало действительного неравенства различных этнических групп (политического, правового, экономического, языкового, культурного). Огромную роль в эскалации этнических конфликтов играет использование различными политическими и экономическими силами национальной идеи для завоевания власти и перераспределения собственности. Поэтому, несмотря на имеющиеся стратегии разрешения конфликтных ситуаций, в ближайшем будущем, видимо, будет наблюдаться рост этнических конфликтов.

 

Всплеск этничности сегодня может  быть объяснен также как защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, неустойчивость современной жизни. В современном  обществе человек одновременно входит  во множество групп, модели поведения которых могут даже противоречить друг другу. Поэтому стремление к стабильности становится значимым мотивом поведения. Обращение же к глубинным этническим ценностям восполняет человеческую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Этнос играет роль информационного фильтра. Весь поток информации структурируется картиной мира, основу которой составляют этнические ценности-константы, лежащие в бессознательном слое человеческой психики. Только когда реальность слишком явно не укладывается в уже существующую картину мира, этнос начинает формировать новую, стараясь все же сохранить свои прежние мировоззренческие константы.

 

Принцип национального единства составляет сегодня компонент любой современной политической системы. Он способствует поддержанию единства и идентичности современного общества, заменяя примитивные формы племенной связи, религиозные и традиционные привязанности.

Профессиональная и народная культура.

 

К числу различных типов культуры относятся профессиональная и народная культура.

 

Профессиональная культура отличается от народной институциональной формой. В рамках профессиональной культуры создаются специальные учебные  заведения для подготовки специалистов, возникают структуры, обеспечивающие социальное функционирование культуры (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, НИИ и т.д.), формируются учреждения, руководящие культурной деятельностью  (министерства, комитеты, управления и т.д.). Можно выделить также такие отличительные особенности профессиональной культуры как опора на научные теории, разделение на творца и потребителя.

 

Профессиональная культура – это  универсальная система, включающая профессиональные знания и ценности, которые в виде образцов и норм, принятых в конкретной профессиональной области, регулируют профессиональную деятельность.

 

20 век прошел под знаменем  профессионализма (профессионализм  – знание своего дела и любовь  к нему). Однако в этом же  веке, более, чем когда-либо, стало  ясно, что узкая специализация – это вчерашний день. Сегодня профессиональная деятельность в любой сфере должна опираться не только на узкоконкретные знания и навыки, но и на более широкие мировоззренческие представления о мироздании, природе, социальном мире и человеке, позволяя видеть свои действия в перспективе, просчитывая, возможно, глобальные их последствия. Пожалуй, сейчас следует ставить вопросы не только и не столько об «управленческой культуре», «педагогической культуре», «культуре врачевания» и т.п., а рассматривать более широко «культуру профессиональной деятельности».

 

Культура профессиональной деятельности, кроме профессиональных знаний и  навыков, должна включать навыки делового общения в соответствии со служебным  этикетом, умение организовать оптимальное  взаимодействие формальной, внеформальной и неформальной структур в коллективе; знания и навыки по разрешению психологических коллизий в коллективе; ораторское искусство; умение создавать оптимальное вещно-символическое окружение на рабочем месте, рациональную организацию рабочего времени, в т.ч. с помощью самоменеджмента; формирование и оптимальное использование своего имиджа.

 

Очевидно , что культура профессиональной деятельности , включая в себя знания и навыки в конкретной профессиональной области   (профессиональную культуру), выходит за рамки узко понимаемого профессионализма. Современный профессионал – это не только знаток и любитель своего дела, это человек, который несет ответственность за результаты своих действий, за принимаемые им решения.

 

Народная культура в историческом прошлом в значительной мере совпадала с этнической. Затем она обрела ярко выраженную национальную окраску и стала культурой определенного социального слоя (прежде всего крестьян). Такая традиционная народная культура определяла и нормировала все аспекты жизнедеятельности общины. Народная культура проявляется в укладе жизни, формах хозяйственной деятельности, обычаях, обрядах, типах семьи и воспитания, характере жилища, одежде, питании, преданиях, отношениях с природой и т.д. Особое место в народной культуре занимает фольклор. В современной культуре к народной культуре относят не только прошлые традиции народа, но и любительское художественное творчество.

 

Если человек идентифицирует себя с народом, с его традициями в  стереотипах поведения, обыденных представлениях, выбирает народные формы проведения досуга, то он является представителем народной культуры.

 

Для того, чтобы точнее охарактеризовать сущность народной культуры, нужно  выявить ее особенности.

 

Традиционность – важнейшее  качество народной культуры. Традиции определяют ценности, нормы и смысл народной культуры. Традиция формируется обычаями и сопротивляется инновациям. Изменение традиции не имеет продуманного характера. Кроме того, именно традиция является социальным механизмом передачи ценностей народной культуры. Это значит, что навыки здесь передаются при непосредственном общении мастера и ученика, минуя институционально-организационные формы.

 

Коллективное творчество, при котором  практически отсутствует различие между творцами и потребителями, зритель очень часто является активным участником зрелища. Коллективность определяет также анонимность творчества.

 

Синкретичность (нераздельность, нерасчлененность явлений), проявляющаяся в синтезе  различных видов искусства, практической и художественной деятельности. Например, фольклор является одновременно литературой и системой знаний.

 

Образная интерпретация опыта. В народной культуре используются не логические формы изложения знания, не доказательства, а мифопоэтические  образы и символы.

 

В наше время особенностью народной культуры является ее непрофессиональный статус, неспециализированный характер культурной деятельности, что не исключает высокий уровень мастерства, в основе которого лежит свободное владение традицией.

 

Деление культуры на профессиональную и народную подчеркивает факт институционализации культуры, ее разделения на творца и потребителя. Разделение же на элитарную и массовую связано с наличием в структуре культуры образований, направленных на инновационную, творческую деятельность или, напротив, на тиражирование существующих культурных образцов, их адаптацию к запросам и возможностям культурного большинства. Элитарная культура является культурой привилегированных групп общества и характеризуется принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Элитарная культура сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны. Надо иметь в виду, что культурная элита не совпадает с властной и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной П; союз русской интеллигенции и советской власти в 20-е гг.) В элитарной культуре круг истинных и «высоких» ценностей сознательно ограничен, а система обязательных норм ужесточена. Это приводит к количественному сужению элиты, но к качественному ее росту, делая ценности и формы поведения уникальными для каждого представителя элиты. Элитарную культуру отличает высокий уровень инноваций. Для создания и внедрения новых культурных образцов представители элитарной культуры могут вырабатывать свой особый язык (создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); использовать нарочито субъективные интерпретации; включать предмет в неожиданный смысловой контекст; делать новое культурно значимым или, напротив, ничего нового не принимать. Таким образом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

 

Говоря об отношении элитарной культуры к массовой нужно отметить, что хотя первая всегда высмеивала последнюю, но в 20 в. очень часто происходи их взаимопереход. Элитарная культура вторгается в те области, которые имеют по своей природе массовый характер. К примеру,  представители стиля модерн, для которого была важна функциональность произведения искусства,  принимали непосредственное участие в развитии тиражной (газетной, журнальной, книжной) графики, фактически стали создателями искусства плаката, в том числе и рекламного, ставили перед собой задачу слияния художественного высокопрофессионального творчества и массового промышленного производства (последнее было скорее заветным идеалом модерна, чем воплотившейся реальностью). Поп-арт с его искусством коллажа, концептуальное искусство, вводящее в оборот философское осмысление и эстетическое восприятие повседневных массовых предметов, несомненно, отражают процесс элитаризации массовой культуры и одновременно омассовление элитарности. Таким образом, предстатели элитарной культуры невольно, а потом и сознательно начинают апеллировать к массовому сознанию. Поэтому несмотря на то, что постмодернисты выступают против мистификации реальности, которая происходит в процессе воздействия СМИ на общественное сознание и пытаются показать многозначность реального мира, их высокоинтеллектуальная, тонкая, эстетизированная критика зачастую оказывается мало понятной и мало эффективной для большинства.

 

Особенности производства и потребления  культурных ценностей позволили  культурологам выделить две  социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.

 

Массовой культурой называют такой  вид культурной продукции, которая  каждодневно производится в больших  объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

 

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд  точек зрения:

 

Предпосылки массовой культуры формируются  с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера  обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг, рассчитанные на массовую аудиторию.

 

Истоки массовой культуры связаны  с появлением в европейской литературе ХVII - ХVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно  расширившего аудиторию читателей  за счет огромных тиражей. Здесь, как  правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Д.Дефо – автора романа «Робинзон Крузо» и  нашего соотечественника Матвея Комарова- создателя бестселлера XVIII - XIX вв. «Повести о приключениях английского милорда Георга».

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"