Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный жанр художественного творчества XIX века – роман.

 

И все-таки, все вышеизложенное –  это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила  себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.

 

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. На рубеже XIX- XX веков стала характерной  всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль в различных социальных ролях огромного количества людей была проанализирована в ряде философских сочинений ХХ века.

 

Х.Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г.) выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д.Белла «Конец идеологии» (1960 г.), в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует пять значений понятия «масса».

 

Масса – как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию  «класс»).

 

Масса – как синоним невежественности.

 

Массы – как механизированное общество (т.е. человек воспринимается как придаток техники).

 

Массы – как бюрократизированное  общество (т.е. в массовом обществе личность  теряет   свою  индивидуальность  в  пользу  стадности).

 

Массы – как толпа. Здесь заложен  психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе – это варвар.

 

И Д.Белл делает вывод: массы  есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

 

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектом массовой культуры сегодня является не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный, и массовый. В свою очередь, понятие «массовая культура» характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры

 

Истоки широкого распространения  массовой культуры в современном  мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство – все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их на выпуск коммерческих кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь, потребление этой продукции – это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, – это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

 

В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

 

Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует  реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является стимулирование потребительского сознания у реципиента (т.е. у зрителя, слушателя, читателя), что, в свою очередь, формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

 

Формируемое массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении. Однако, оно отличается консервативностью,  инертностью, ограниченностью. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

 

Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.

Доминирующая культура, субкультура, контркультура

 

Каждое общество имеет некоторую  совокупность культурных образцов, которые  принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, характерные только для этих групп. Такие культурные образцы принято называть субкультурами. Субкультуры могут быть выделены по многим критериям:  профессиональному, территориальному (городская, сельская культура), демографическому (молодежная, женская), этническому (культура этнических меньшинств), конфессиональная. Таким образом, субкультура – это суверенное целостное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, лексикой, атрибутикой. Субкультура является способом ннституционализации определенных  интересов, которых в культуре бесконечно много. С помощью вхождения в определенную субкультуру индивид может разными путями принять и реализовать базисные ценности общества. Отличительной особенностью субкультурных образований является тот факт, что они не стремятся навязать свое господство в культуре, чаще всего, наоборот, изолируют свои признаки от иного культурного слоя. Субкультуры являются очень динамичными элементами структуры культуры и могут развиваться независимо от ядра доминирующей культуры. Существование субкультур обусловлено сложностью процесса вхождения в мир доминирующей культуры (социализация), а также связано с противодействием стремлению официальной культуры заполнить собой всю жизнь общества. В современной культуре спектр различных субкультур столь широк, что становится все более проблематичным выделение единой обобщенной доминирующей культуры.

 

В истории культуры складываются такие  ситуации, когда локальные комплексы  ценностей социальных групп начинают претендовать на универсальность и  противопоставлять себя фундаментальным принципам, господствующим в культуре. В этом случае можно говорить о феномене контркультуры. Термин контркультура был введен в 1968 г. Т.Роззаком и означал форму протеста «новых левых», хиппи, панков против стереотипов, норм и ценностей индустриального общества. Он выделил основные особенности этих движений: оппозиция ценностям западноевропейской культуры (отрицание массовой культуры, технократизма, рационализма); настроение эсхатологизма; провозглашение необходимости возвращения к природе и целостности человека. Если понимать контркультуру как способ кардинального изменения ценностных ориентаций эпохи, то это понятие можно использовать для анализа всего историко-культурного процесса. Тогда к контркультурным движениям возможно отнести киников, ранних христиан, движение романтиков.

 

Говоря о значении контркультуры  заметим, что она является мощным катализатором культурно-исторического  процесса и ядром будущих культурных систем. Это первый этап осмысления и первый способ осуществления новых  ценностей. Контркультура не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует ее. Эволюция контркультурных движений – от тотального нигилизма к умеренно-альтернативному содержанию.

 

Стремление культуры 20 в. к универсальности, постоянный контакт культур друг с другом, миграция привели к появлению маргинальной культуры – культуры группы людей, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Маргиналы (индивиды, их группы и общности) формируются на границах социокультурных слоев и структур в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях. Хотя периоды переходов и кризисов испытывает каждый человек, но маргинал испытывает такой кризис относительно непрерывно и таким образом превращается в особый тип личности.

 

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти 20 в. Р.Парком, а ее социально-психологические аспекты развиты в 30-40-х гг. Э.Стоунквистом. Но еще К.Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования, а М.Вебер сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу и дают толчок социокультурным изменениям.

 

Одна из причин появления маргинальной культуры - одновременное и однопространственное существование группы (индивида) в  контексте различных культурных требований. Примерами могут служить мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков (как по этническому и религиозному, так и по экономическому признаку), этномаргиналы (этнические меньшинства), религиозные маргиналы (люди вне конфессий), женщины-матери с ориентацией на профессиональную карьеру, бисексуалы и т.д.. Особое место занимают социомаргиналы – социально-профессиональные группы в процессе перемещения (потерявшие прежний статус или вновь появившиеся группы, которые еще не имеют общественно приемлемого механизма функционирования).  Причина их появления связана с процессами трансформации социальной  и профессиональной структуры общества. Важной причиной появления маргиналов на индивидуальном уровне является несовместимость притязаний и культурных установок личности с ценностями той социокультурной группы, к которой принадлежит индивид в силу естественно сложившихся обстоятельств его жизни. Маргиналом человек становится также в том случае, если длительное время пытается стать представителем определенной социокультурной группы, которая, тем не менее, его не принимает.

 

В силу переходности своего положения  и невписанности в какую-либо субкультуру маргиналы почти  всегда испытывают внутренний дискомфорт и напряжение личности, чувство растерянности  и беспокойства. Они восприимчивы и обидчивы, т.к. обеспокоены невозможностью их принятия в полноценные члены группы. Это порождает соответствующее поведение, которое может выражаться в повышенной активности (нередко агрессивной) с целью самоутверждения. Индивид или группа часто стремятся к обретению значимости в социокультурных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных). Многие активисты и лидеры социокультурных движений являются маргиналами. Большинство непопулярных в обществе движений на ранних стадиях пополняются из их среды. Маргинальность личности, огромное желание вписаться в новую культуру может стать причиной сверхпатриотизма, религиозной нетерпимости, мелочного следования этикету, заимствования чисто внешних образцов поведения и символики. Другим, прямо противоположным, вариантом поведения становится отрешенность, пассивность, нежелание входить в какую-либо группу, кризис доверия к ценностям каких бы то ни было субкультур.

 

Подводя итог, можно сказать, что  маргинальная культура в целом характеризуется неустойчивостью и эклектичностью, но возможный синтез различных культурных комплексов создает основу для развития новых культурных образцов. Кроме того, именно маргиналы во многом формируют новые социокультурные слои общества.

 

4. Виды культуры

Экономическая культура.

Политическая культура.

Правовая культура.

Нравственная культура.

Религия и культура.

- Структура религии. 

 

 

Человеческое общество является сложной  целостной системой, которая состоит  из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.

Экономическая культура

 

Напомним, что экономика является социальным институтом, предназначенным  для производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

 

Экономическая культура предстает  в первую очередь как совокупность ценностей и норм, являющихся регулятором  экономической деятельности и отношений. Она связана также с навыками и умениями работников, способами  организации экономической жизни и конкретными результатами производственного процесса. Культурные образцы, созданные в сфере экономики, выполняют роль социальной памяти экономического развития.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"