Место народной художественной культуры в культуре современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях.
Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. [10 – 4 c.]

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 114.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

 

Факультет художественного творчества

 

Кафедра художественной культуры и декоративно-прикладного творчества

 

 

 

 

 

 

Место народной художественной культуры

в культуре современного общества

 

Курсовая работа

по дисциплине «Народная художественная культура»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Крювочесанков А.А.,

студент 4 курса

гр. ЛТ-107з

 

Научный руководитель:

Михайлова Е.В.

к. культурологии, доцент

 

 

 

 

Работа защищена

«___»__________2014 г.

оценка ______________

 

 

 

 

Барнаул, 2014 
Оглавление

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях.

Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. [10 – 4 c.]

Параллельно, помимо традиционных механизмов прямого наследования, формируются опосредованные способы передачи культуры, фиксации и закрепления культурного текста в качестве канонического образца, а также введения его в социальное обращение. Возникают и множатся как технические средства, обслуживающие этот процесс и влияющие на него, так и самые разные социальные технологии обучения, трансляции, социализации; образуются соответствующие социальные институты, сеть организаций разного уровня формализации.

Становясь многослойной, культура социально дифференцированного общества, обрастает субкультурами.

В культуре нового времени весьма значительное место начинает занимать массовая культура, которую иногда сближают с народной, видя в ней проявление того же коллективно-бессознательного, внеличностного, анонимного начала, которое есть в фольклоре. Однако те произведения, изделия, вещи, которые представляют такую культуру, чтобы стать действительно массовыми, завоевать всеобщее внимание, должны быть очень профессионально выполнены и еще более профессионально запущены в оборот с использованием широкого арсенала современных технологий производства, фиксации, обработки, тиражирования текстов, с ориентацией на вкусы широкой публики, стереотипы массового сознания.

Вместе с тем в современных обществах с высоко развитыми информационными технологиями, специализацией всех областей деятельности продолжает существовать и внепрофессиональная культурная практика в синкретических формах. Она живет своей жизнью параллельно со специальными, профессиональными областями в многоэтажном здании современной культуры. Уходят в прошлое классические формы народной культуры (например, эпические жанры фольклора разных народов), им на смену приходят всевозможные малые формы фольклора и постфольклора.

Традиционные формы культуры в прошлом (для разных народов оно может быть отнесено к разным периодам) воплощали некие базовые жизненные ценности, определяющие основы социального бытия сообщества. Теперь картина мира современного человека в значительной мере строится на иных представлениях и способах ориентации в социальном и природном пространстве. Они во многом выработаны уже достаточно давней профессиональной традицией, в которой элементы народного миросозерцания присутствуют лишь фрагментарно.

Вытесненные из жизни общества как пережитки прошлого многие элементы этнических культур начинают играть определенную роль как в современном пестром и неоднозначном культурном пространстве, так и жизни народов – носителей этих традиций. Отчасти это связано с актуализацией этнического и национального самосознания в последние десятилетия XX в. Во множестве возникают различные центры традиционных методов лечения, школы боевых искусств разных направлений, школы народных ремесел, ансамбли народной музыки, пения, танца, максимально полно воссоздающие этнические аутентичные архетипы. Культивируются порой весьма архаичные формы традиционного религиозно-магического опыта. Параллельно возникают всевозможные формы неоязычества, в частности неошаманства и др., а также происходит скрещивание или смешение разных этнических традиций, перенос и вживление их в новую, неаутентичную социальную ткань.

В бытовом сознании значительной массы людей по законам устной культуры продолжают жить элементы социальной практики, религии, философии, восходящие к традициям далекого прошлого, порой уже малознакомого и почти чуждого этим людям. Это относится к самым разным областям: художественное творчество, религия, медицина-целительство, метеорология, организация хозяйственной деятельности, связанной с природой, домашним бытом и пр.

По-видимому, потребность в альтернативных культурных парадигмах особенно актуализируется в наиболее сложные, переходные, кризисные эпохи, подобные переживаемой нами на грани веков. Именно в такое время становятся вполне приемлемы разные, в том числе взаимоисключающие направления социальных, религиозных, научных, художественных поисков и соответственно множатся критерии оценки результатов. Наука пересекается с обыденным знанием, обретает такое качество, как трансдисциплинарность, как бы расширяет проблемно-предметные горизонты, но одновременно возникает необходимость транспонировать строгую (тем более точную) методологию в относительно более «мягкие» варианты. Еще более причудливые формы порождает художественная культура, а также обширная область обыденной культурной практики.

Вторая (или вторичная) жизнь традиции, социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход, повышают роль исторической народной культуры (прежде всего художественной) в новых обстоятельствах, когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном, социальном, политическом, экономическом, этнонациональном, религиозном.

Цель настоящей работы заключается в определении роли и места занимаемой на сегодняшний день народной художественной культурой в жизни современного общества.

Из всего выше сказанного становится очевидной актуальность темы настоящей работы, а именно: народная (равно как и в частном случае – народная художественная) культура является неотъемлемой частью культуры любого общества, являясь вечным самовосполняющися источником и хранителем моральных, социальных и иных духовных ценностей. И ее трансформации непременно становятся объектом пристальных исследований.

В первой главе данной работы будут рассмотрены теоретические аспекты положения народной художественной культуры в современном мире, а во второй приведены и описаны конкретные примеры ее проявления. Таим образом, каждая из глав ставит следующие задачи, необходимые для наиболее полного описания, указанного в цели работы. А именно:

  1. Рассмотреть общее положение народной художественной культуры в структуре современного общества.
  2. Рассмотреть современные формы традиционной народной культуры.
  3. Проанализировать и описать современные бытовые народные тексты в качестве феномена народной культуры.
  4. Описать примеры формирования предметно-бытовой среды для современного общества.

Объектом исследования в настоящей работе выступают различные примеры проявления народной художественной культуры в жизни современного человека, такие как литературные, изобразительные, архитектурно-художественные и прочие произведения, а также иные формы. Мы постараемся исследовать их на предмет динамики развития и особенности форм, являющихся наиболее распространенными в периоде конца XX – начала XXI столетий.

Степень изученности проблемы включает разнообразные типы опубликованных и неопубликованных материалов – научных трудов, документов, периодику и другие, многие из которых вводятся в научный оборот впервые и обогащают наше представление о современной народной художественной культуре.

При освещении проблем исследования приоритет отдавался научным трудам А.С. Каргина, В.С. Воронова, А.Ф. Белоусова, Н.Н. Мамонтовой, М.А. Некрасовой и других, в которых исследуется специфика и область народной художественной культуры. Работы этих и других ученых рассматриваются нами как научно-теоретическая база для понимания сущности народной художественной культуры.

Гипотез настоящей работы состоит в том, что народная художественная культура занимает значительную часть общественного сознания, поскольку способна развиваться с самовосполняться независимо от присутствия в жизни человека других видов культур – массовой и элитарной.

 

Глава 1. Народная художественная культура как часть общественного сознания современного человека

 

Параграф 1.1. Народная художественная культура в структуре современного общества

 

 

 

Вопрос  о взаимодействии различных пластов культуры, субкультур маргинальных групп в широком общетеоретическом плане только поставлен наукой, хотя отдельные попытки проанализировать конкретные вопросы такого свойства принимались давно. Каждое образование, возникающее в культурном процессе, так или иначе подводит к необходимости определить его место в структуре и морфологии культуры. Тем не менее, говорить о наличии серьезных культурологических исследований, определяющих методологические подходы к проблеме, рано. Особая ее острота определилась в последнее время в связи с кардинальной переоценкой определенных платов культуры (признание наличия в ней различных образований, их роли в преодолении кризиса общества). [6 – 28 c.]

Выделяя указанные слои в культуре в качестве самостоятельных, необходимо отметить, что в XX веке все более зримо взаимопроникновение этих слоев, обеспечивающее их развитие. Одновременно происходит и достаточно четкое разделение, размежевание и даже противодействие одного слоя культуры другому. Например, массовая культура, понимаемая как система наиболее упрощенных и унифицированных ценностей, распространяемых во всех слоях общества, нивелирует, дискредитирует нравственный эстетический смысл элитарной и народной культур.

Народная культура не противостоит элитарной художественной культуре, не изолирована от нее, не замкнута на себе самой в поисках решений собственных содержательных, организационных, творческих проблем, хотя в силу присущей ей специфики имеет свои ответы на требования времени. История последнего столетия свидетельствует о все усиливающемся ее взаимодействии с художественной культурой общества. Особенно тонки и подвижны границы их взаимоотношений в XX веке. Народная культура продолжает питать своими животворными силами элитарное и массовое искусство, включая прямую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою очередь сама немало заимствует от них, ориентируется на их эстетические критерии и технологический процесс.[6 – 29 c.]

Вопрос о взаимодействии народной культуры с другими культурными образованиями как внутри этноса, так и за его границами является весьма актуальным. Важное значение имеет процесс взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством. Возрастает на поздних этапах истории значение связи народной культуры со средствами массовой информации, системой образования. Особые отношения складываются у фольклора с профессиональным искусством по мере урбанизации и информатизации общества. При вторжении технических средств она не редко теряет свои родовые свойства, более того, разрушается от их воздействия. [6 – 29 c.]

В народной культуре все более утверждает себя индивидуальное начало, что характерно для профессионального искусства. При этом приобретают сложные диалектические отношения индивидуальные и коллективные ценности.

Возникновение элитарной художественной культуры, как известно, связано с потребностью общества в принципиально новом социальном статусе художественной деятельности, с институционализацией искусства как самостоятельной формой сознания. В результате художественная деятельность отделилась, во-первых, от религиозного или сакрального начала, во-вторых, от утилитарного наполнения.

Зарождение профессионального искусства происходит в городской культуре, что объясняется, с одной стороны, иным положением личности в этой культуре, с другой – тем, что город создает основу для подлинно революционных культурных преобразований. Городская среда становится средой разложения и трансформации крестьянской культуры и формирования профессиональной художественной культуры. В основе зарождения специального художественного производства находились интенсивные процессы разделения труда.

Неоднозначность ситуации в том, что в городах традиции народной художественной культуры, народного искусства, фольклора не исчезают, а отходят на второй план. Постепенное изменение традиций в народной культуре города не может не воздействовать на формы художественного творчества. В народной культуре возникают явления, характерные для профессионального искусства, которые в последующем обуславливают сложные формы их взаимодействия и взаимоотношений. Другими словами, возникновение и распространение профессионального искусства вовсе не упраздняет развитие народного искусства в городе и деревне, а вносит в него существенные изменения.

В народной культуре появляется устойчивая оппозиция по отношению к элитарному искусству, хотя последнее активно использует элементы народного искусства и перерабатывает их. Наблюдается и обратный процесс. Народное искусство ассимилирует опыт профессионального. Более того, появляются смешанные формы, которые можно отнести и к народному, и к профессиональному искусству. В качестве примера можно привести трансформацию авторской поэзии XIX века, в том числе некоторых пушкинских стихотворений в повествования лубочного типа или в народные стихи. Известно также, что слова многих народных песен имеют авторское происхождение («Коробейники», «Нелюдимо наше море» и другие). [12 – 12 c., 16 c., 24 c.; 15 – 17 c., 19 c.; 19 – 37 c., 40 c.] Еще более характерные явления стали наблюдаться в декоративно-прикладном искусстве, многие формы которого имеют городское «происхождение», но развиваются как народное бытовое искусство.

Опыт культурного развития нашей страны в XIX-XX веках дает основание говорить о неразрывности, единстве процессов развития элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культуру в начале XX века, мы тем самым одновременно обусловили эрозию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещечьих усадьб,а затем и деревень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.[6 – 31 c.]

Информация о работе Место народной художественной культуры в культуре современного общества