Место народной художественной культуры в культуре современного общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 06:23, курсовая работа
Описание работы
Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях. Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. [10 – 4 c.]
Новое время поставило
под сомнение не отдельные стороны традиционного
канона, древнего образца, его свойства
и образ. Оно навсегда изменило сам тип
культуры и характер творчества. Усилило
его связь с новыми достижениями, открытиями,
процессами, происходящими в профессиональной
культуре.
Бытовой дизайн как
сфера проявления творческого потенциала
в нашей стране связана не только с жаждой
самовыражения, творческой энергией, но
во многом обусловлена потребностями
людей, социально-экономическими условиями
жизни. Вот в связи с чем мы, думается, вправе
утверждать, что дизайн (как бытовой, так
и профессиональный) это не готовый продукт,
который можно экспортировать, импортировать,
переставлять с места на место, а сложное
культурное явление, тесно связанное с
социальной средой и условиями. Это –
область частной жизни людей, и он не может
быть внедрен силовыми приемами или запрещен
по чьему-либо желанию или приказу. Существование
дизайна, его эффективность, динамика
развития обеспечиваются не только рычагами
централизованного управления, сколько
социокультурными приоритетами, наличием
самостоятельной сферы промышленного
проектирования, экономическими условиями
и в немалой степени общим состоянием
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, а также народного художественного
творчества. [5 – 15 c.]
Бытовой дизайн, связанный
с деятельностью населения – область
хотя и параллельно развивающаяся с «ученым»
дизайном, но развивающаяся также в тесной
связи с тенденциями и особенностями развития
всей культуры и искусства, науки, техники,
рынка. Эта связь хорошо прослеживается
на фоне общих происходящих в нашей стране
процессов, «вживания» профессионального
дизайна в промышленность России, начавшего
в 60-е годы и продолжающихся по сей день.
Весьма примечательно, что первоначальный
этап внедрения в жизнь «ученого» дизайна
– вторая половина XX в., стал наиболее
заметным и в истории народного дизайна.
Он более яркий по сравнению с последующей
эпохой – 80-90-ми годами.
Остановимся более
подробно на первом периоде. Итак, 60-е годы
считаются очень важным в истории нашей
страны. Они внесли свои изменения в архитектуру,
строительство, в бытовые условия. Новшества
дизайна были настолько заметными, что
изменили представление о законах формообразования
и эстетических нормах. Последствия этих
новшеств ощутимы по сей день.
Объяснение такому
небывалому всплеску дизайна обычно находят
в том, что в 60-е годы была провозглашена
новая политическая доктрина – каждой
семье отдельная квартира. Началась разработка
и внедрение типовых проектов простых
и быстро возводимых зданий. К их числу
относились и общественные здания – дома
культуры, кинотеатры, административные
и общественные сооружения. Подобные задачи
встали и перед художниками декоративно-прикладного
искусства. Массовый характер архитектуры
нового «дизайна», построенного на основе
стандартных крупноблочных панельных
или иных конструкций придавал специфический
облик жилым помещениям. Произведения
декоративно-прикладного искусства, как
и изделия художественных промыслов должны
были стать важнейшими элементами внутреннего
убранства квартир. За рубежом новой архитектуре
уже соответствовали новые разработки
в области дизайна вещей – мебели, светильников,
драпировок, одежды и т.п.
Еще в 1950-е годы городские
индивидуальные и большая часть крестьянских
жилищ строились по давно установившимся
канонам профессионального, народного
зодчества. Последние отражали существующие
в архитектуре стили, направления и традиционный
декор. Отныне картина заметно изменилась.
На протяжении многих
лет государство социалистического типа
не в состоянии было удовлетворить нужды
населения – ни в жилищных условиях, ни
в продовольствии, ни в предметах быта,
хотя и сохраняло эту роль за собой. Вот
тогда-то инициатива самого населения
стала перерастать в целую отрасль по
конструированию и производству предметно-пространственной
среды. «Взрыв» этой инициативы совпал
с массовым жилищным строительством и
получил название бытовой, или «народный»
дизайн.
Чтобы понять, как это
происходило еще сравнительно недавно
и как происходит теперь, достаточно вспомнить,
что горожанин или сельский житель получали
(или покупали) дом, жилище, уже спроектированные
по нормам современной техники. По существу
это была пустая, разгороженная нераздвижными
стенами коробка с минимумом стандартной
сантехники и энергетики. Вполне естественно
предположить, что в таком жилище поселившийся
человек чувствовал себя неуютно, а порой
и просто неудобно (шкаф находился, к примеру,
не на том месте, двери не открывались,
обои были не той расцветки и т.п.). Вот
тогда-то многие обитатели «коробок» принимались
за освоение подобного жилья, перекраивая
его на свой лад, порой не считаясь с его
первоначальными функциональными и эстетическими
принципами, чем иногда удручали профессионалов-дизайнеров.
Сами же обитатели подобных квартир приобретали
навыки специалистов и дизайнеров в зависимости
от своих вкусов, потребностей, знаний
в этой области.
Суммируя в целом особенности
бытового дизайна (здесь речь идет о городском)
можно отметить, что строительство малогабаритных
квартир по типовым проектам как никакое
другое строительство способствовало
росту творческой инициативы ее обитателей.
Повсеместно раздвигались
стены узких коридорчиков и за их счет
увеличивались кухни, перекраивались
стенные шкафы и антресоли, в некоторых
из них делались жилые комнаты типа чуланов
с искусственным освещением (например,
для домашней мастерской). Многие умельцы
меняли двери, замки, дверные ручки, делали
их профилированными, иногда раздвижными
на шарнирах, иногда встраивали в другом,
более удобном месте стенные шкафы.
В 90-е годы активно
застекляются балконы, лоджии, тем самым
расширяется площадь квартир, появляются
дополнительные хозяйственные площади
(для цветов, домашних огородов, солений
и т.п.). В последние годы в связи с обилием
товаров строительного характера жильцами
городских квартир и сельских домов делаются
переоборудования ванных комнат – отбивается
казенная плитка и заменяется плитками,
спрессованными под искусственный мрамор.
Стены обшиваются изразцами с рельефом,
пол выстилается из цветной мозаики и
линолеума новых технологий. Нередко ванна
выносится и заменяется душем, отчего
санузел обрастает дополнительной площадью.
Стены жилищ обшиваются деревом, оклеиваются
обоями, ситцевыми тканями и т.д.
Уменьшение пространственных
габаритов комнат сказалось и на формах
мебели, ее объемах, конструкции. В подобных
жилых застройках не было места для старой
мебели (к примеру, когда-то модных палисандровых
гарнитуров с их массивными, классическими
формами, с декоративными элементами).
Стало очевидным, что новый дизайн архитектурных
построек требует создания иных форм мебели
– более современных, удобных, вписывающихся
в интерьер небольших комнат с невысокими
потолками. Но главное требование к мебели
связывалось с тем обстоятельством, что
она не должна загромождать помещений,
быть конструктивной, легкой, привлекательной
по внешнему виду, а по возможности быстро
собираться или разбираться.
Но пока дизайнеры
разрабатывали образцы новой мебели, пока
их осваивали, народные дизайнеры, поселившиеся
в новостройках, приступили к изготовлению
своей малогабаритной мебели. Те, кто владели
навыками столярного ремесла из своей
старой тяжелой мебели – шкафов, буфетов
начали создавать новую – настенные полки
для книг, шифоньеры облегченного типа,
навесные кухонные ящики, шкафы для передней.
Когда же, наконец, промышленность наладила
производство малогабаритной мебели –
гостиные, спальни, кухни по весьма приемлемым
для населения ценам, то выяснилось, что
все квартиры, как, впрочем, и сами дома
похожи друг на друга как близнецы-братья.
Сейчас эталоны красоты
хорошо просматриваются в целом ряде художественных
фильмов тех лет. В убранстве каждого интерьера
обязательный ассортимент – это кресла,
складные диваны, геометризированные
по форме платяные шкафы, навесные полки,
облегченные стулья, табуреты, на стенах
навесные кашпо с цветами, на окнах льняные
занавески, паласы на полу. Подобная функциональная
и очень простая по своим формам мебель
стала преобладающей во всех городских,
начиная со второй половины 60-х годов,
и практически существует и поныне. Такую
«живучесть» ей обеспечили размеры, негромоздкость,
способность складываться и разводиться
по секциям, ее функциональность и доступность
по ценам. Следует отметить, что такая
мебель секционного типа способствовала
пробуждению творческой мысли у народных
дизайнеров. Они и сами пришли к созданию
именно таких удобных в быту предметов
(из старой мебели, из досок, покрашенных
краской или морилкой). «Домашние» дизайнеры
стремились не только к тому, чтобы не
тратить денег, когда есть свои руки (так
многие из них объясняют свою деятельность
на этом поприще), но главное – стремление
избежать стандартности своего жилища.
Сходство всех квартир
и интерьеров было настолько удручающим
в своем однообразии, что по этому поводу
складывались песни, снимались фильмы.
В этой связи именно секционная мебель,
именуемая как мебель, так называемого
дизайнстиля, сделалась предметом творчества
народных дизайнеров. Из нее можно было
сделать всевозможные комбинации – ставить
на пол, друг на друга, развешивать по стенкам,
декорировать ею углы, создавать дополнительные
конструкции, доделывать, перекраивать.
Мебельные секционные гарнитуры (впоследствии
их вытеснили так называемые стенки), позволили
владельцам квартир, применяя смекалку
и фантазию делать свои жилища нестандартными,
во многом оригинальными, хотя, конечно,
общий характер «ящиковидной» мебели
оставался.
Весьма примечательно,
что, избегая стандарта в своем жилище,
горожане, сконструировав помещения по-своему,
заполнив их предметами собственного
изготовления, не смогли не прибегнуть
к изделиям декоративно-прикладного и
народного искусства. Лишь очень немногие
хозяева малогабаритных квартир стремились
к поддержке «чистого» дизайнстиля –
нескрываемому геометризму форм мебели,
сверкающей полированными поверхностями,
синтетическими покрытиями, пластмассовыми
плафонами настенных ламп и т.п.
Большая часть населения,
которую можно причислить к дизайнерам,
формирующим стиль своего жилища, обращались
к предметам декоративно-прикладного
искусства и народного творчества. Это
тем более важно, что в 60-80-е годы продолжался
процесс сближения народного творчества
с профессиональным декоративно-прикладным
искусством. Народное традиционное искусство
служило своеобразной школой мастерства
для всех специалистов и самоучек, работающих
в этой области. Мир форм, приемов обработки
материалов народного искусства был на
редкость богат и разнообразен, в его основе
лежала фольклорная традиция. Вот почему
в быт наших современников, в их новые
жилища стали входить изделия народных
промыслов – миниатюрная лаковая живопись,
изделия из дерева с хохломской и городецкой
росписью, плетения из соломки, бересты,
тканые изделия, ковры, кружева и многое
другое. Знакомство с образцами народного
искусства и увлечение ими развивало инициативу
и творческую фантазию самодеятельных
дизайнеров. Отсюда стремление к изготовлению
всевозможных полочек из дерева в сочетании
с металлом, украшенных чеканкой, литьем
и т.п., кухонной мебели – табуреток, скамеек,
сундучков, расписных кухонных дощечек.
Однако, если в профессиональном
«дизайнстиле» был объявлен поход против
всякого украшательства вещи, особенно
против орнамента, узорности и декора
вообще, то в народном творчестве наоборот.
В нем всячески приветствовалось и процветало
декоративное начало – орнаменты наносились
повсюду, лишь бы не оставалось пустых
мест на том или ином предмете. Очевидно,
в таком отношении к плоскости бытовой
вещи проявилось исконное народное мироощущение
– стремление к орнаментальной стихии,
к узорочью, свойственное даже городским
жителям.
В последние десятилетия
можно отметить постепенный переход в
профессиональном дизайне и художественной
промышленности к новым современным художественным
приемам – возрождение роли орнамента
и тех основ, на которых строится декор
в прошлых высокохудожественных культурах
(взаимосвязь материала, формы, декора).
Основными стилевыми приемами и чертами
следует считать стремление художников
отойти от рационального конструирования
к «барокко» и «рококо», а в целом к стилю
«ретро». В изделиях отечественного и
зарубежного дизайна отчетливо проступает
желание создать красивые вещи, сделать
значимой каждую деталь.
Изменения, происходящие
в бытовой культуре в эпоху рыночных отношений
не могли не сказаться на творческом потенциале
населения. Состоятельные владельцы новых
квартир и загородных резиденций пошли
по пути «европеизации» -делаются переоборудования
жилых помещений и офисов по принципу
так называемого евроремонта (меняются
полы, стены и потолки украшаются зеркалами
в переплетах, в прихожих – мини-бары,
арочные перекрытия и т.п.). Если вспомнить
о загородных резиденциях чиновников
и коммерсантов, прежде именуемых дачами,
то их проекты заимствуются из каталогов
западных мировых достижений в области
архитектуры, без учета ландшафта, природы,
времен года. Декоративные кованые решетки,
фонари, дверные ручки, переплеты окон,
двери – все свидетельствует о сформированных
вкусах с учетом установившихся ценностных
ориентации.
Другая часть населения,
которая не входит в эту элитную группу,
отчасти от недостаточности средств по-прежнему
прибегает к собственному творчеству
как и во времена «геометрического» стиля.
Происходит смешение стилей особенно
в тех случаях, когда покупается единичная
вещь современного дизайна или старинное
кресло, резной стул, буфет, которые придают
жилищу особенно неповторимый облик и
уют. Но по-прежнему, как и в предыдущий
период, новизна интерьера, его привлекательность
и «обновление» достигаются с помощью
предметов народного и декоративно-прикладного
искусства.
Так в условиях современности
возрастает особенно роль декоративно-прикладного
искусства, его задача – наполнить абстрактное
пространство живыми эмоциями. Теперь
мы уже хорошо знаем, что человек рассматривает
свое предметное окружение не только как
средство обеспечения функциональных
процессов, но и как необходимую ему индивидуальную
сферу, связанную с особенностями и своеобразием
самой личности. Поэтому народные дизайнеры
постоянно выходят за рамки определенного
специалистами «обязательного ассортимента»
в заранее отведенном пространстве.
Если говорить о дизайне
в условиях сельской местности, то возможности
здесь сужаются по сравнению с городскими
условиями, а сфера деятельности, наоборот,
расширяется – это использование ландшафта
и типа жилища, его связь со средой, убранство
дома, оформление пристроек, покрытий
и т.п. Так, даже в массовом типовом строительстве
жилищ, осуществляемом индустриальными
методами, делаются попытки введения в
декор индивидуальных элементов дизайна
(пристройки, террасы).
Несмотря на то, что
связь с традициями на селе в основной
своей массе прервалась, однако, структурные
элементы убранства домов во многом повторяются.
Как и в прежние времена: это пояса пропильного
ажура, торцовые доски, защищающие концы
бревен сруба от дождя и ветра. Узорная
(или геометризированная) обшивка тесом
также ограждает бревна от влаги. Наконец,
нельзя обойтись в хозяйстве без пристроек,
без террас, без ворот и забора, без печных
труб, сточных дождевых труб на крыше.