Место народной художественной культуры в культуре современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Народная культура нового и новейшего времени существенно отличается от прошлых и классических фольклорных форм. Эти изменения связаны прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях.
Если в традиционной этнической культуре представлены в нерасчлененном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей, сфер культурной деятельности по типу предмета, характеру, целям. [10 – 4 c.]

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 114.34 Кб (Скачать файл)

Скорее всего – это новая стадия развития когда-то хорошо известного. Пути поиска художественных решений, изобразительных и декоративных средств различны в каждой области и районе.

Каждый индивидуальный дом несет яркую печать своего времени, своей эпохи и обладает своими чертами дизайнстиля – конструкторских и художественных способностей своего автора. Каждый вновь созданный образ или мотив в украшении жилища это не столько образ этнический, сколько эстетический знак. В одних случаях функционирование «чистой» традиции более заметно, в других менее, а то и вовсе отсутствует. Но нельзя не признать того, что многие современные ремесленники-умельцы, применяя тот или иной декоративный комплекс в украшении своего жилища, как бы попадают в сферу функционирования традиционной художественной культуры, испытывают ее воздействие. Они усваивают отдельные приемы, вбирают в себя то, что созвучно современности. Это касается и обшивки домов, и окраски срубов, и росписи стен домов, печей, украшения фронтонов и мезонинов и др. Особенно характерным является в этом смысле наличник как один из важных видов украшения дома. В его выступающем арочном карнизе можно встретить и растительные мотивы, и фантастические орнаменты, изображения невиданных животных, а ныне и летающие объекты (НЛО, космические корабли), элементы современной и старой геральдики (серп и молот, звезды, двуглавый орел) и др. То же можно встретить и на воротах, и на дверях дома, на его фасаде.

В целом разнообразие декора жилища обусловлено как отдельными локальными художественным традициями, так и новыми веяниями, активно привносимым опытом из других регионов, под воздействием городской культуры. Так, не без влияния города некоторые сельские жители украшают свои садики скульптурными изображениями животных, сказочных персонажей. Выполненные в натуральную величину они порой пугают своим реальным обликом посетителей.

Растет интерес к традициям архитектурного декора старого жилища. Нередко можно видеть, как на новые дома переносятся наличники со старых изб. Заботливо ремонтируются и обновляются созданные ранее наличники, заказываются новые копии со старых. Заметен поиск смелых декоративных решений, например, современные торцовые доски, оформленные, как пилястры, выполняются столь же творчески и старательно, как некогда делались переработки с глухой долотной домовой резьбы наличники формы ампир и классицизма.

Подобные стремления замечаются нередко в просечных железных украшениях (на водосточных трубах, на фронтонах домов, гребнях кровли дома или воротах). Разнообразие композиционных построений этих изделий велико – образы коня, петухов, белок, растительных и геометрических орнаментов и мн. др. Для современных изделий характерна все же большая иллюстративность и конкретность, чем обобщенность и символичность.

Интерьер разных регионов России также подвергается художественной обработке – мебель нередко выполняется в старорусском стиле с элементами росписи или резьбы. Расписываются потолки, печи. Большое место отводится «мягкому» убранству – полотенцам, половикам, вышивкам и вязанию.

Таким образом, дизайн и оформление жилища, как места постоянного пребывания, носителя и хранителя энергетики его хозяина, занимает одно из ведущих мест в ряду видов и форм современной народной художественной культуры.

 

 

Заключение

 

 

 

В предложенных очерках рассмотрены далеко не все возможные и реально существующие формы деятельности и культурные объекты, которые могут быть отнесены к народной культуре. Изучение и отслеживание развития и трансформации объектов народной культуры в ее прошлых, настоящих и перспективных будущих формах – дело дальнейшей, а вернее сказать постоянной и непрерывной работы. Ведь народная культура прошлого, фольклор классической поры при немалом количестве фундаментальных фольклористических исследований также нуждается не только в филологическом, лингвистическом, искусствоведческом изучении и комментировании, но и в некотором интегральном культурологическом осмыслении, рассматривающем в непосредственной связи культуру как таковую, ее социального носителя и социально-временной срез, в рамках которого эта культура живет, развивается, умирает, возрождается, трансформируется.

Культура, и в частности народная культура, – это не только текст, изображение, мелодия, действо, материальный объект, но и тот социокультурный контекст, в котором изначальный текст обретает тот или иной смысл или утрачивает, изменяет его в процессе постоянного культурогенеза, не знающего стадии завершения, но вполне допускающего взлеты и падения. Поэтому важнейшей перспективой дальнейшего исследования народной культуры с культурологических позиций становится проблема динамики народной культуры и представлений о ней, складывающихся в разных областях современной науки, а также региональных особенностей ее развития.

В настоящей работе мы изучили различные источники и рассмотрели ряд, постарались отследить положение народной художественной культуры и ее значение в современном обществе и ряду социокультурных ценностей, а также состояние некоторых ее форм, исторически сложившихся и бытующих в текущем периоде.

Из всего сказанного в данной работе можно сделать вывод, заключающийся в том, что народная художественная культура как и во все времена занимает весьма устойчивую позицию в жизни людей и коллективном сознании общества. Она продолжает существовать и развиваться, продолжают эволюционировать ее формы, адаптируясь к изменяющимся научно-техническим, политическим, экономическим и пр. условиям. Она остается неотъемлемой частью жизнедеятельности человека, несмотря на одновременное развитие вместе с тем элитарной и, в особенности, массовой культуры. Даже несмотря на огромное влияние последних на народную культуру (не только художественную, но и в целом), она, тем не менее, в известной степени сохраняет собственную независимость, значимость и, если можно так выразиться, долю «рынка» в сознании человека и обществе.

 

 

Список литературы

 

 

 

  1. Белоусов, А.Ф. Анекдотический цикл о крокодиле Гене и Чебурашке // Проблемы поэтики, языка и литературы. / А.Ф. Белоусов. – Петрозаводск, 1996. 
  2. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве. / В.С. Воронов. – Москва, 1977.
  3. Елистратов, Е.С. Арго и культура. / Е.С. Елистратов. – Москва, 1995.
  4. Ильин, И. Аксиомы религиозного типа. / И. Ильин. – Москва, 1993.
  5. Кантор, К. Как быть с дизайном / К. Кантор // Декоративное искусство СССР. – Москва, 1987. - № 2.
  6. Каргин, А.С. Народная художественная культура. / А.С. Каргин. – Москва, 1997.
  7. Каргин, А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика.: Учебное пособие. / А.С. Каргин. – Москва, 1982.
  8. Комовская, Н.Д. Народный рассказ Великой Отечественной войны / Н.Д. Комовская // Современный русский фольклор. – Москва, 1966.
  9. Мамонтова, Н.Н. Проблемы изучения традиционных форм культуры и понятие «народное искусство» / Н.Н. Мамонтова // Научные чтения памяти В.М. Василенко: Сб. ст. – Москва, 1997. - Вып. 1.
  10. Морфология культуры: структура и динамика. – Москва, 1994.
  11. Неклюдов, С.Ю. После фольклора / С.Ю. Неклюдов // Живая старина. – 1995.  - № 1.
  12. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. / М.А. Некрасов. – Москва, 1985.
  13. Новикова, А.М. Русская поэзия XVIII века – первой половины XIX века и народная песня. / А.М. Новикова. – Москва, 1982.
  14. Путилов, Б.Н. Пародирование как тип эпической трансформации / Б.Н. Путилов // От мифа к литературе. – Москва, 1993.
  15. Равинский, Д.Н., Синдаловский, Н.А. Современные городские легенды Санкт-Петербурга / Д.Н. Равинский, Н.А. Синдаловский //Живая старина. – 1996. - № 1.
  16. Русские художественные промыслы XIX-XX веков и город. Социальные основы искусства. Москва, 1983.
  17. Советская музыка. – Москва, 1986. № 9.
  18. Топоров, В.Н. Из московских текстов / В.Н. Топоров // Живая старина. – Москва, 1997. - №3.
  19. Традиции и современность в фольклоре. – Москва, 1988.
  20. Шестаков, В.П. Мифология XX века. / В.П. Шевтаков. – Москва: 1988.
  21. Щепанская, Т.В. Символика молодежной субкультуры. / Т.В. Щепанская. – Санкт-Петербург, 1995.

Информация о работе Место народной художественной культуры в культуре современного общества