Оставшиеся на госбюджете
в результате работы «по концентрации
музейного имущества» музеи продолжали
испытывать недостаток средств, в том
числе на работы по предупреждению краж
и пожаров. Кражи обнаруживались регулярно.
Весной 1927 г. были украдены картины из
ГМИИ. По этому факту правительством был
специально рассмотрен вопрос о состоянии
охраны музеев РСФСР и принято решение
о введении специальной милицейской охраны
в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда.
В Музее изящных искусств, Третьяковской
галерее, Историческом музее, Политехническом
музее, Русском музее, Эрмитаже, дворцах
Останкина, Кускова, Гатчины, Детского
Села, Павловска, Петергофа была введена
милицейская охрана. Разгон А.М. Исторические
музеи в России (с начала 18-го века до 1861
г.), М., 1993.
С 1923 г. началась
перерегистрация принятых на учет государством
частных коллекций, закончившаяся в 1925
- 1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний,
которые были, в основном, сняты с учета.
В Москве на учете было оставлено только
6 собраний высшей категории, а в остальных
- только выборочно учтено около 1000 предметов
(на 1923 г. - 10000). Музеям в это же время было
разрешено продавать дублетные фонды,
ветхое имущество и госфонды немузейного
значения. Все это привело к оживлению
антикварной и аукционной торговли и сделало
возможным со второй половины 1920-х гг.
распродажу музейных фондов не только
внутри страны, но и за рубежом.
Государство, сосредоточив
в своих руках огромные богатства, не сумело
обеспечить их сохранность. И хотя выделение
ценностей и регулирование музейной сети
в первые годы продолжалось экспертными
комиссиями, огромное музейное богатство
и текучесть критериев его оценки привели
к невосполнимым утратам культурного
наследия.
Распродав в массовом
порядке ценности Государственного музейного
фонда из ликвидированных хранилищ, имущество
некоторых дворцов-музеев, перешли к продажам
шедевров Эрмитажа и других музеев. Наша
страна потеряла картины Рембрандта, Тициана,
Рафаэля, Веласкеса, огромные религиозные
ценности (иконы, рукописи, библиотеки)
и многие другие сокровища. Подготовили
столь страшный удар по культурному наследию
не только власти и государственные чиновники,
но и бытовавшая среди специалистов теория
о необходимости выборочного показа образцов
искусства и нецелесообразности охранять
целиком все культурные ценности, послужившая
определенным обоснованием продажи.
Так за десять лет
музейное дело прошло путь от спасения
гибнущих в революцию и гражданскую войну
ценностей до торговли ими, извлечения
государственного дохода. Этот путь не
был неизбежен или неотвратим. На выбор
повлияла, главным образом, политическая
борьба в эшелонах власти, их недостаточный
культурный уровень, постепенное вытеснение
в 1920-х гг. специалистов старой школы, замена
их новыми «марксистскими» кадрами, не
имевшими достаточной подготовки. Разгон
А.М. Исторические музеи в России (с начала
18-го века до 1861 г.), М., 1993.
К концу 1920-х гг. основными
критериями оценки культурного наследия
делаются представления об «идеологически
нужном» и «идеологически вредном», о
возможности применения объектов культуры
в идеологической обработке масс, о возможности
использования памятников культуры и
объектов природы в вульгарно-социологически
понятых воспитательных целях, в нуждах
социалистического строительства.
Выдвигаются новые
схемы определения ценности музейных
объектов: в первую очередь оценивается
место музея в государственной сети (центральный,
музеи автономий, областей). Затем принимается
во внимание характер имеющегося в том
или ином музее собрания: его качественный
уровень, степень органичности коллекций,
широта диапазона, количество единиц хранения.
Предлагается учитывать также возможности
научно-просветительного использования,
степень активности масс в научно-исследовательском
и просветительном направлении, посещаемость
музея; культурное, административное,
экономическое и т. п. значение города,
где находится музей, населенность города,
его отношение к району и характер самого
района, близость к другим музейным пунктам
и т. п.; значение вузов, художественных
студий, местных художественных сил, степень
развития местной художественной науки,
местной художественной традиции, художественной
промышленности и пр.
Эта схема была предложена
советским искусствоведом Н. Г. Машковцевым
для деления музеев на категории с целью
централизованного пополнения фондов
в конце 1920-х гг. В полном объеме названные
критерии, видимо, никогда не работали,
но отнесение к более высокой категории
музеев автономных республик независимо
от ценности собраний отражает все те
же политические критерии в оценках, сложившиеся
к концу 1920-х гг. Разгон А.М. Исторические
музеи в России (с начала 18-го века до 1861
г.), М., 1993.
В последующие годы
развитие музеев и оценка их места в музейной
сети страны протекали в этой сложившейся
парадигме. Выделение головных, зональных
и т. д. музеев базировалось на уже упоминавшихся
принципах. Ведущее место в сети, во влиянии
на музейную практику занимали музеи идеологического
значения, являвшиеся методическими центрами
для всех остальных: Центральный музей
В. И. Ленина, Центральный музей Революции
СССР, Центральный музей Вооруженных сил.
Методическими центрами
по своим отраслям искусства и науки являлись
и другие центральные музеи страны, состоявшие
в ведении Министерств культуры СССР и
РСФСР. Постановлением ГК СМ РСФСР «О мерах
по упорядочению сети научных учреждений
МК РСФСР» обязанности головных научных
центров для координации научно-исследовательских
работ возлагались также на ГИМ - в области
истории дореволюционного прошлого, Музей
революции - в области истории советского
общества, Государственный Музей истории
религии и атеизма - в области атеизма;
Биологический музей им К. А. Тимирязева
- в области естествознания, Музей этнографии
народов СССР - в области этнографии, Русский
музей - в области русского и советского
изобразительного и прикладного искусства,
Театральный музей им. А. А. Бахрушина -
в области истории театра и Государственный
Литературный музей - в области русской
и советской литературы. Таким образом,
к критериям отнесения к группе важнейших
музеев добавилась координация научной
деятельности других музейных организаций.
В 1974 г. к этому списку музеев был добавлен
Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского,
кроме того был утвержден список зональных
и базовых музеев на местах.
Разделение государственных
музеев по категориям завершилось принятием
постановлений об оплате труда музейных
сотрудников (1978 г.) и ценах на входные
билеты (1980 г.). В соответствии с первым
к I категории относились музеи, деятельность
и фонды которых имели мировую и всесоюзную
известность. Они включались в специальный
список МК СССР по согласованию с ГК СМ
СССР по труду и социальным вопросам, Министерством
финансов СССР и ВЦСПС. Каулен М.Е., Коссова
И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России,
М.,2003.
К I категории относились
другие крупнейшие музеи, достигшие определенных
показателей: для исторических и краеведческих
музеев - 400 тыс. посетителей в год и свыше
150 тыс. музейных предметов основного фонда,
для художественных музеев - 300 тыс. посетителей
и свыше 15 тыс. единиц фондов, для остальных
музеев - свыше 150 тыс. посетителей и свыше
15 тыс. единиц основного фонда.
Основанием отнесения
к остальным четырем категориям также
служили количество посетителей и единиц
хранения в основном фонде музеев. Проведение
в жизнь этих требований привело к тому,
что музеи стремились набрать любой ценой
количественные показатели, не обращая
внимания на качество музейной деятельности,
на ценность поступающих в фонды материалов,
эффективность научно-просветительной
работы.
Исправить эти недостатки
попытались в принятом МК РСФСР в 1980 г.
«Постановлении» о ценах на входные билеты
в местных музеях. В этот документ были
включены требования тематически самостоятельной
экспозиции, включающей определенный
процент подлинных материалов (80 %, 60 %,
50 % и все остальные), богатых фондов, имеющих
известность.
Количественный
их состав уже не определялся, но для I
и II категорий требовалась организация
их открытого хранения. Количество посетителей
также не определялось, но выдвигались
требования разнообразия форм работы
с посетителями (лектории, клубы, консультации,
применение технических средств пропаганды).
Все это могло бы несколько уменьшить
формализм, существовавший в оценке ценности
того или иного музея, но в перечень оснований
были включены такие пункты об отнесении
музея к той или иной категории оплаты
труда, что возвращало всю ситуацию к прежним
оценкам по количеству посетителей и фондов.
Таким образом, формализм в оценке музейной
деятельности продолжал занимать ведущие
позиции. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева
А.А. Музейное дело России, М.,2003.
ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ В ТОМСКЕ
И В МОСКВЕ
2.1 ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Областное государственное автономное
учреждение культуры «Томский областной
художественный музей» (ТОХМ) является
крупнейшим центром художественной жизни
Томской области, где развиваются все
направления музейной деятельности. Тип
организации изначально определен как
научно-исследовательское и просветительское
учреждение искусствоведческого профиля.
Музей в соответствии с Уставом выполняет
свои основные задачи: собирать, сохранять,
популяризировать художественно-культурное
наследие при помощи своих коллекций,
постоянных экспозиций классического
и современного искусства, различных выставок,
публикаций, образовательной деятельности
и специальных мероприятий музея, просвещать
публику, знакомя её с богатством искусства
и культуры, осваивать сферы новых информационных
технологий и проектной деятельности.
Музей был основан на базе художественной
коллекции Томского областного краеведческого
музея (Решение Томского облисполкома
№ 195 от 24. 08. 1979). Учредителем музея является
Департамент по культуре и туризму Томской
области. Идея открытия в Томске художественного
музея прозвучала на выездном пленуме
Союза художников РСФСР, который проходил
в Томске в рамках IV зональной художественной
выставки «Сибирь социалистическая» в
1975 г., где было принято решение об открытии
в городе художественного музея. Решающая
роль в этом принадлежит Е.К. Лигачеву,
тогда первому секретарю Томского обкома
КПСС, и К.Г. Залозному – председателю
Томского отделения Союза художников
РСФСР.
До настоящего времени ТОХМ является
единственным художественным музеем в
области.
19 апреля 1982 г. музей торжественно
принял своих первых посетителей,
открыв выставку «Наша советская
Родина», на которой были представлены
произведения из фондов молодого
музея.
Музей расположен в центре старой части
Томска по адресу: пер. Нахановича, 3 (ранее
– пер. Ямской) в трехэтажном каменном
здании, бывшем купеческом особняке, построенном
в 1902–1903 гг. по проекту известного сибирского
архитектора К.К. Лыгина. Здание музеяявляется памятником архитектуры регионального
значения (Постановление Томского облисполкома
№ 51 от 17. 06. 1978). К музею примыкает флигель,
где размещаются музейно-образовательный
отдел, изостудии и фондохранилище, соединенный
с основным зданием пристройкой 1960-х гг.
В 1995 году при ТОХМ были основаны: отдел
«Музей деревянного зодчества» и два филиала
(Приказ Комитета по культуре и туризму
Администрации Томской области № 341 от
29. 11. 1995 г). Отдел «Музей деревянного зодчества» находится
по адресу ул. Кирова, 7 в деревянном особняке
архитектора А.Д. Крячкова, памятнике архитектуры
федерального значения (Указ президента
РФ № 176 от 20. 02. 1995). Отдел занимается сохранением
и изучением деревянного декора старого
Томска, популяризацией архитектурного
наследия города. Постоянная экспозиция
открыта в 2009 г. Филиалы ТОХМ: Чаинская картинная галерея в
с. Подгорном, открытая 15 января 1969 г. по
инициативе председателя райисполкома
Я.Ф. Коробенко и известного художника,
томича по рождению, А.Н. Либерова; «Музей искусства народов Севера» в
поселке Каргасок Томской области, созданный
на основе этнографической коллекции
И.К. Мартемьянова. Первым директором музея
была назначена Халида Толгатовна Бабенко,
затем более 15 лет им руководила Надежда
Петровна Боровинских, в настоящее время
ТОХМ возглавляет Елена Владимировна
Янина. Чаинской картинной галереей руководит
Галина Анатольевна Сушкова, «Музеем народов
Севера» – Елена Михайловна Мацкевич.
Художественная коллекция в составе
около 2,5 тыс. ед. хр. была передана по приказу
Министерства культуры РСФСР № 344 от 1.
07. 1982 г. Первоначальная коллекция была
дополнена работами томских и ленинградских
авторов, приобретенными в период с 1980
– 1982 гг. Собрание музея формировалось
из фондов МК СССР, МК РСФСР, дарами авторов
и наследников, редкими закупками. С 1982
по 1991 гг. комплектование было одним из
основных направлений деятельности. Были
существенно дополнены коллекции западноевропейского
и русского искусства, собрана большая
и качественная коллекция искусства XX
в. советского периода, представленная
значимыми произведениями ведущих художников
страны. В последние 10 лет собрание музея
комплектуется в основном за счет дарителей.
Результатом проведенных четырех всероссийских
проектов «Рисунок России» стало формирование
коллекции оригинальных рисунков известных
художников России начала XXI века, в которую
вошло более 850 произведений, переданных
в дар. Сегодня музей хранит и экспонирует
более 11 тыс. ед. хр. Это – уникальные и
систематизированные коллекции. О составе
собрания ТОХМ позволяет судить краткий
научный каталог, посвященный тридцатилетию
со дня открытия музея.
В соответствии с Уставом музея и Федеральным
законом «О музейном фонде Российской
Федерации и музеях в Российской Федерации»
хранительская, научно-исследовательская,
реставрационная работа – это основа
перспективной деятельности всего музея.
Музей поэтапно в 1993 и 2003 гг. втрое расширил
площади фондохранилища, что позволило
организовать раздельное хранение по
видам искусства, обеспечить необходимый
температурно-влажностный режим и доступ
для работы искусствоведов. ТОХМ первыми
из сибирских музеев построили современное
фондохранилище живописи XX века с выдвижными
кассетниками. Это дало возможность использовать
фонды для рационального, сохранного хранения
живописи и как открытые фонды для работы
со студентами и др. Ведущими искусствоведами
музея была проведена и успешно продолжается
большая исследовательская работа по
атрибуции произведений из собрания ТОХМ.
Итогом научной деятельности являются
публикации сотрудников музея в различных
изданиях. Издательская работа музея плодотворна.
ТОХМ активно работает над выпуском каталогов
музейных выставок и других научных изданий,
посвященных музею и всем направлениям
его деятельности. В 2004 г. в цикле «Художественные
сокровища России» был выпущен альбом
«Томский художественный музей». С момента
открытия музея сотрудники постоянно
участвуют в научных конференциях различного
уровня, в том числе международного. С
1986 г. в ТОХМ проведено 13 научно-практических
конференций и семинаров, посвященных
основным направлениям работы художественных
музеев. По итогам было опубликовано 8
сборников материалов данных конференций.
Научно-исследовательская, собирательская,
реставрационная, хранительская и представительская
деятельность музея выразилась в создании
и открытии постоянной экспозиции музея.
Первая постоянная экспозиция ТОХМ была
открыта в 1983 г., дополнялась в 1986 и 1988 гг.
В 2004 г. художественный музей представил
томичам и гостям города постоянную экспозицию,
включающую разделы западноевропейского искусства XVI
– начала XX в. (3 зала),иконописи (1 зал), русского искусства XVIII
– начала XX в. (6 залов), декоративно-прикладного искусства (2
зала), открытые фонды скульптуры (1
зал). В состав постоянной экспозиции включены
раритетные произведения искусства из
собрания ТОХМ. В постоянную экспозицию
не вошла коллекция живописи XX века, собранная
из программных работ художников прошлого
века, особенностью которой является уникальная
коллекция произведений русского авангарда
1920-х годов и коллекции избранных произведений
московских, ленинградских и томских художников
XX в. Экспонирование этой коллекции является
следующим этапом работы над постоянной
экспозицией музея.