Музеи Москвы и Томска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

Оставшиеся на госбюджете в результате работы «по концентрации музейного имущества» музеи продолжали испытывать недостаток средств, в том числе на работы по предупреждению краж и пожаров. Кражи обнаруживались регулярно. Весной 1927 г. были украдены картины из ГМИИ. По этому факту правительством был специально рассмотрен вопрос о состоянии охраны музеев РСФСР и принято решение о введении специальной милицейской охраны в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда. В Музее изящных искусств, Третьяковской галерее, Историческом музее, Политехническом музее, Русском музее, Эрмитаже, дворцах Останкина, Кускова, Гатчины, Детского Села, Павловска, Петергофа была введена милицейская охрана. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством частных коллекций, закончившаяся в 1925 - 1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний, которые были, в основном, сняты с учета. В Москве на учете было оставлено только 6 собраний высшей категории, а в остальных - только выборочно учтено около 1000 предметов (на 1923 г. - 10000). Музеям в это же время было разрешено продавать дублетные фонды, ветхое имущество и госфонды немузейного значения. Все это привело к оживлению антикварной и аукционной торговли и сделало возможным со второй половины 1920-х гг. распродажу музейных фондов не только внутри страны, но и за рубежом.

Государство, сосредоточив в своих руках огромные богатства, не сумело обеспечить их сохранность. И хотя выделение ценностей и регулирование музейной сети в первые годы продолжалось экспертными комиссиями, огромное музейное богатство и текучесть критериев его оценки привели к невосполнимым утратам культурного наследия.

Распродав в массовом порядке ценности Государственного музейного фонда из ликвидированных хранилищ, имущество некоторых дворцов-музеев, перешли к продажам шедевров Эрмитажа и других музеев. Наша страна потеряла картины Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Веласкеса, огромные религиозные ценности (иконы, рукописи, библиотеки) и многие другие сокровища. Подготовили столь страшный удар по культурному наследию не только власти и государственные чиновники, но и бытовавшая среди специалистов теория о необходимости выборочного показа образцов искусства и нецелесообразности охранять целиком все культурные ценности, послужившая определенным обоснованием продажи.

Так за десять лет музейное дело прошло путь от спасения гибнущих в революцию и гражданскую войну ценностей до торговли ими, извлечения государственного дохода. Этот путь не был неизбежен или неотвратим. На выбор повлияла, главным образом, политическая борьба в эшелонах власти, их недостаточный культурный уровень, постепенное вытеснение в 1920-х гг. специалистов старой школы, замена их новыми «марксистскими» кадрами, не имевшими достаточной подготовки. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в нуждах социалистического строительства.

Выдвигаются новые схемы определения ценности музейных объектов: в первую очередь оценивается место музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей). Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музее собрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широта диапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможности научно-просветительного использования, степень активности масс в научно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея; культурное, административное, экономическое и т. п. значение города, где находится музей, населенность города, его отношение к району и характер самого района, близость к другим музейным пунктам и т. п.; значение вузов, художественных студий, местных художественных сил, степень развития местной художественной науки, местной художественной традиции, художественной промышленности и пр.

Эта схема была предложена советским искусствоведом Н. Г. Машковцевым для деления музеев на категории с целью централизованного пополнения фондов в конце 1920-х гг. В полном объеме названные критерии, видимо, никогда не работали, но отнесение к более высокой категории музеев автономных республик независимо от ценности собраний отражает все те же политические критерии в оценках, сложившиеся к концу 1920-х гг. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.

В последующие годы развитие музеев и оценка их места в музейной сети страны протекали в этой сложившейся парадигме. Выделение головных, зональных и т. д. музеев базировалось на уже упоминавшихся принципах. Ведущее место в сети, во влиянии на музейную практику занимали музеи идеологического значения, являвшиеся методическими центрами для всех остальных: Центральный музей В. И. Ленина, Центральный музей Революции СССР, Центральный музей Вооруженных сил.

Методическими центрами по своим отраслям искусства и науки являлись и другие центральные музеи страны, состоявшие в ведении Министерств культуры СССР и РСФСР. Постановлением ГК СМ РСФСР «О мерах по упорядочению сети научных учреждений МК РСФСР» обязанности головных научных центров для координации научно-исследовательских работ возлагались также на ГИМ - в области истории дореволюционного прошлого, Музей революции - в области истории советского общества, Государственный Музей истории религии и атеизма - в области атеизма; Биологический музей им К. А. Тимирязева - в области естествознания, Музей этнографии народов СССР - в области этнографии, Русский музей - в области русского и советского изобразительного и прикладного искусства, Театральный музей им. А. А. Бахрушина - в области истории театра и Государственный Литературный музей - в области русской и советской литературы. Таким образом, к критериям отнесения к группе важнейших музеев добавилась координация научной деятельности других музейных организаций. В 1974 г. к этому списку музеев был добавлен Музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, кроме того был утвержден список зональных и базовых музеев на местах.

Разделение государственных музеев по категориям завершилось принятием постановлений об оплате труда музейных сотрудников (1978 г.) и ценах на входные билеты (1980 г.). В соответствии с первым к I категории относились музеи, деятельность и фонды которых имели мировую и всесоюзную известность. Они включались в специальный список МК СССР по согласованию с ГК СМ СССР по труду и социальным вопросам, Министерством финансов СССР и ВЦСПС. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М.,2003.

К I категории относились другие крупнейшие музеи, достигшие определенных показателей: для исторических и краеведческих музеев - 400 тыс. посетителей в год и свыше 150 тыс. музейных предметов основного фонда, для художественных музеев - 300 тыс. посетителей и свыше 15 тыс. единиц фондов, для остальных музеев - свыше 150 тыс. посетителей и свыше 15 тыс. единиц основного фонда.

Основанием отнесения к остальным четырем категориям также служили количество посетителей и единиц хранения в основном фонде музеев. Проведение в жизнь этих требований привело к тому, что музеи стремились набрать любой ценой количественные показатели, не обращая внимания на качество музейной деятельности, на ценность поступающих в фонды материалов, эффективность научно-просветительной работы.

Исправить эти недостатки попытались в принятом МК РСФСР в 1980 г. «Постановлении» о ценах на входные билеты в местных музеях. В этот документ были включены требования тематически самостоятельной экспозиции, включающей определенный процент подлинных материалов (80 %, 60 %, 50 % и все остальные), богатых фондов, имеющих известность.

Количественный их состав уже не определялся, но для I и II категорий требовалась организация их открытого хранения. Количество посетителей также не определялось, но выдвигались требования разнообразия форм работы с посетителями (лектории, клубы, консультации, применение технических средств пропаганды). Все это могло бы несколько уменьшить формализм, существовавший в оценке ценности того или иного музея, но в перечень оснований были включены такие пункты об отнесении музея к той или иной категории оплаты труда, что возвращало всю ситуацию к прежним оценкам по количеству посетителей и фондов. Таким образом, формализм в оценке музейной деятельности продолжал занимать ведущие позиции. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М.,2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ В ТОМСКЕ И В МОСКВЕ

  • 2.1 ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

  •  

    Областное государственное автономное учреждение культуры «Томский областной художественный музей» (ТОХМ) является крупнейшим центром художественной жизни Томской области, где развиваются все направления музейной деятельности. Тип организации изначально определен как научно-исследовательское и просветительское учреждение искусствоведческого профиля. Музей в соответствии с Уставом выполняет свои основные задачи: собирать, сохранять, популяризировать художественно-культурное наследие при помощи своих коллекций, постоянных экспозиций классического и современного искусства, различных выставок, публикаций, образовательной деятельности и специальных мероприятий музея, просвещать публику, знакомя её с богатством искусства и культуры, осваивать сферы новых информационных технологий и проектной деятельности.

    Музей был основан на базе художественной коллекции Томского областного краеведческого музея (Решение Томского облисполкома № 195 от 24. 08. 1979). Учредителем музея является Департамент по культуре и туризму Томской области. Идея открытия в Томске художественного музея прозвучала на выездном пленуме Союза художников РСФСР, который проходил в Томске в рамках IV зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая» в 1975 г., где было принято решение об открытии в городе художественного музея. Решающая роль в этом принадлежит Е.К. Лигачеву, тогда первому секретарю Томского обкома КПСС, и К.Г. Залозному – председателю Томского отделения Союза художников РСФСР.

    До настоящего времени ТОХМ является единственным художественным музеем в области.

    19 апреля 1982 г. музей торжественно  принял своих первых посетителей, открыв выставку «Наша советская  Родина», на которой были представлены  произведения из фондов молодого  музея.

    Музей расположен в центре старой части Томска по адресу: пер. Нахановича, 3 (ранее – пер. Ямской) в трехэтажном каменном здании, бывшем купеческом особняке, построенном в 1902–1903 гг. по проекту известного сибирского архитектора К.К. Лыгина. Здание музеяявляется памятником архитектуры регионального значения (Постановление Томского облисполкома № 51 от 17. 06. 1978). К музею примыкает флигель, где размещаются музейно-образовательный отдел, изостудии и фондохранилище, соединенный с основным зданием пристройкой 1960-х гг.

    В 1995 году при ТОХМ были основаны: отдел «Музей деревянного зодчества» и два филиала (Приказ Комитета по культуре и туризму Администрации Томской области № 341 от 29. 11. 1995 г). Отдел «Музей деревянного зодчества» находится по адресу ул. Кирова, 7 в деревянном особняке архитектора А.Д. Крячкова, памятнике архитектуры федерального значения (Указ президента РФ № 176 от 20. 02. 1995). Отдел занимается сохранением и изучением деревянного декора старого Томска, популяризацией архитектурного наследия города. Постоянная экспозиция открыта в 2009 г. Филиалы ТОХМ: Чаинская картинная галерея в с. Подгорном, открытая 15 января 1969 г. по инициативе председателя райисполкома Я.Ф. Коробенко и известного художника, томича по рождению, А.Н. Либерова; «Музей искусства народов Севера» в поселке Каргасок Томской области, созданный на основе этнографической коллекции И.К. Мартемьянова. Первым директором музея была назначена Халида Толгатовна Бабенко, затем более 15 лет им руководила Надежда Петровна Боровинских, в настоящее время ТОХМ возглавляет Елена Владимировна Янина. Чаинской картинной галереей руководит Галина Анатольевна Сушкова, «Музеем народов Севера» – Елена Михайловна Мацкевич.

    Художественная коллекция в составе около 2,5 тыс. ед. хр. была передана по приказу Министерства культуры РСФСР № 344 от 1. 07. 1982 г. Первоначальная коллекция была дополнена работами томских и ленинградских авторов, приобретенными в период с 1980 – 1982 гг. Собрание музея формировалось из фондов МК СССР, МК РСФСР, дарами авторов и наследников, редкими закупками. С 1982 по 1991 гг. комплектование было одним из основных направлений деятельности. Были существенно дополнены коллекции западноевропейского и русского искусства, собрана большая и качественная коллекция искусства XX в. советского периода, представленная значимыми произведениями ведущих художников страны. В последние 10 лет собрание музея комплектуется в основном за счет дарителей. Результатом проведенных четырех всероссийских проектов «Рисунок России» стало формирование коллекции оригинальных рисунков известных художников России начала XXI века, в которую вошло более 850 произведений, переданных в дар. Сегодня музей хранит и экспонирует более 11 тыс. ед. хр. Это – уникальные и систематизированные коллекции. О составе собрания ТОХМ позволяет судить краткий научный каталог, посвященный тридцатилетию со дня открытия музея.

    В соответствии с Уставом музея и Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» хранительская, научно-исследовательская, реставрационная работа – это основа перспективной деятельности всего музея. Музей поэтапно в 1993 и 2003 гг. втрое расширил площади фондохранилища, что позволило организовать раздельное хранение по видам искусства, обеспечить необходимый температурно-влажностный режим и доступ для работы искусствоведов. ТОХМ первыми из сибирских музеев построили современное фондохранилище живописи XX века с выдвижными кассетниками. Это дало возможность использовать фонды для рационального, сохранного хранения живописи и как открытые фонды для работы со студентами и др. Ведущими искусствоведами музея была проведена и успешно продолжается большая исследовательская работа по атрибуции произведений из собрания ТОХМ. Итогом научной деятельности являются публикации сотрудников музея в различных изданиях. Издательская работа музея плодотворна. ТОХМ активно работает над выпуском каталогов музейных выставок и других научных изданий, посвященных музею и всем направлениям его деятельности. В 2004 г. в цикле «Художественные сокровища России» был выпущен альбом «Томский художественный музей». С момента открытия музея сотрудники постоянно участвуют в научных конференциях различного уровня, в том числе международного. С 1986 г. в ТОХМ проведено 13 научно-практических конференций и семинаров, посвященных основным направлениям работы художественных музеев. По итогам было опубликовано 8 сборников материалов данных конференций. Научно-исследовательская, собирательская, реставрационная, хранительская и представительская деятельность музея выразилась в создании и открытии постоянной экспозиции музея. Первая постоянная экспозиция ТОХМ была открыта в 1983 г., дополнялась в 1986 и 1988 гг. В 2004 г. художественный музей представил томичам и гостям города постоянную экспозицию, включающую разделы западноевропейского искусства XVI – начала XX в. (3 зала),иконописи (1 зал), русского искусства XVIII – начала XX в. (6 залов), декоративно-прикладного искусства (2 зала), открытые фонды скульптуры (1 зал). В состав постоянной экспозиции включены раритетные произведения искусства из собрания ТОХМ. В постоянную экспозицию не вошла коллекция живописи XX века, собранная из программных работ художников прошлого века, особенностью которой является уникальная коллекция произведений русского авангарда 1920-х годов и коллекции избранных произведений московских, ленинградских и томских художников XX в. Экспонирование этой коллекции является следующим этапом работы над постоянной экспозицией музея.

    Информация о работе Музеи Москвы и Томска