Музеи Москвы и Томска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

1 сентября 1922 г. на должность директора  назначается М.Б. Шатилов.

В октябре 1922 г. музей получает название – «Томский краевой музей».

В 1923-1924 гг. музей обретает государственный статус и впервые финансируется как самостоятельная организация.

В 1925 г. музей становится учредителем Общества изучения Томского края. В его составе М.Б. Шатилов, Б.П. Юхневич, Н.Н. Введенский, Н.Н. Бакай,  П.А. Парамонов, Н.И. Молотилов, М.А. Хозин, Е.Г. Мако-Тюменцева, М.А. Слободской, А.К. Иванов и др.

В декабре 1925 г. художники и любители искусства объединяются в Общество по изучению художественного творчества. При музее действуют лингвистический, этнографический кружки и кружок любителей старины, активную помощь которому оказывает выдающийся просветитель П.И. Макушин.

В 1920-1930-е гг. закладываются основы этнографической коллекции.

В 1923-1924 гг. в результате экспедиций в Горную Шорию председателя губернского комитета по делам музеев и охраны памятников З.С. Гайсина в музее появляются шорские материалы.

Летом 1924 г. из экспедиции в Нарымский край М.Б. Шатилов привозит селькупские и эвенкийские предметы, затем из Ваховской экспедиции в 1926 г. - хантыйские.

Предметы русской этнографии, собранные сотрудниками в экспедиции по обследованию старожильческого населения в районе р. Чулым и Шегарка, поступают в фонды музея в 1927-1928 гг.

Предметами металлопластики эпохи раннего железа с горы Кулайка пополняются фонды музея в 1925-1928 гг. из археологических экспедиций И.М. Мягкова. Им же обосновано выделение кулайской культуры - ярчайшего феномена в западносибирской археологии.

В 1928 г. под руководством Н.А. Иваницкого при музее закладывается питомник плодовых растений и ведется  работа  по акклиматизации  садовых культур, тутовых деревьев и лекарственных растений.

В 1929 г. в естественнонаучном отделе музея Р.С. Ильин начинает собирать образцы почв, изучать их, и составлять карты почвенных зон Сибири.

Из фондов Третьяковской галереи, Румянцевского музея и Государственного музея фарфора поступают коллекции изобразительного искусства.

С момента своего основания музей становится научно-исследовательским центром по комплексному изучению Томского края.

В 1930-е гг. разрабатывается программа обследования близлежащих территорий по таким направлениям как состояние ремесел и промыслов, оценка пушных запасов и рыболовных ресурсов, изучение флоры и фауны, исследование деревянной архитектуры, этнография, лингвистика, археология, история, краеведение и даже метеорология. Выходят в свет первые четыре тома периодической серии «Труды Томского краевого музея», где публикуются результаты проведенных исследований.

Музейные  выставки  становятся богаче. К 1930 г. стационарная экспозиция занимает уже 17 залов и имеет краеведческую структуру с выделением художественного, естественнонаучного, историко-революционного, восточного, сельскохозяйственного, промышленного и антирелигиозного отделов.

В 1933 г.  органами ОГПУ был арестован директор музея М.Б. Шатилов.

В 1933-1937 гг. деятельность учреждения практически прекращена из-за постоянной смены руководства и нестабильности коллектива музея, большая часть экспозиций музея свернута, помещения отданы в аренду различным учреждениям.

Музей постепенно превращается в институт идеологической пропаганды. Разворачивается агитационная работа по поддержке политики партии, появляются «уголки» коллективизации, индустриализации и атеизма, возрастает количество лекций, бесед и «читок». «Красной нитью» постоянной экспозиции проходит идея классовой борьбы и неизбежной победы социализма.

В августе 1941 г. музей закрыт. В его здании размещаются сначала пединститут, затем Белоцерковское военное пехотное и Тульское оружейно-техническое училища. Большая часть мебели и картин переданы в госпитали, театры и другие учреждения. Тем не менее, музейная работа продолжается. Фондовое собрание пополняется письмами с фронта героев-томичей, художественными рисунками М.М. Щеглова, Л.А. Островой, Е.И. Плехан, приобретаются материалы томской мастерской «Окна ТАСС». На предприятиях, в учебных заведениях экспонируется передвижная выставка «Сибиряки на фронте и в тылу». В 1943 г. Томский краеведческий музей принимает на временное хранение более 1000 картин, вывезенных М.П. Крошицким из осажденного Севастополя. На базе эвакуированной коллекции  в 1944 г.   разворачивается экспозиция.

В 1944 г. здание музея освобождается от сторонних организаций, сотрудники занимаются возвратом коллекций, но часть из них утрачена навсегда. Трудности послевоенного времени, недостаток средств, капитальный ремонт здания задерживают восстановление экспозиции до 1954 г.

1950–1961 гг. время подъема. В музее  складывается уникальный коллектив  сотрудников: Н.М. Петров, Р.А. Ураев, И.М. Марков, С.И. Осипова, В.Д. Славнин.

Начинается работа по созданию постоянной экспозиции, к её оформлению привлекаются лучшие художники. Начинает работать музейно-краеведческий совет, в состав которого входят ученые Томска. Постоянно пополняются музейные фонды. По инициативе Н.М. Петрова в музей поступают материалы, связанные с жизнью сибирского исследователя и общественно-политического деятеля Г.Н. Потанина. Видные деятели томской музыкальной культуры М.И. Маломет и Н.К. Александриди, передают в дар музею свои альбомы, фотографии, афиши, документы, воспоминания. В 1957 г. на Томской студии телевидения, первой в Сибири, в течение года сотрудники музея проводят цикл передач о музейных коллекциях.

С 1962 г. музей закрыт на ремонт, но под руководством профессора ТГУ И.М. Разгона разворачивается работа по созданию стационарной экспозиции.

В следующее десятилетие музейные сотрудники отправляются в районы работ нефтеразведчиков и промысловиков, на строительство железной дороги Асино - Белый Яр, в леспромхозы для сбора нового материала.

В 1977 г. открывается  музейная экспозиция.

В 1979-1983 гг. на основе коллекций Томского областного краеведческого музея создается художественный музей.

В 1980-1982 гг. один из выставочных залов передается для установки органа и устройства концертного зала.

В 1984 г. краеведческий музей преобразуется в Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей (ТГОИАМ). В его состав на правах филиалов входят: Колпашевский краеведческий музей, Нарымский мемориальный музей политических ссыльных большевиков, Дом-музей Я.М. Свердлова в селе Максимкин Яр Верхнекетского района и архитектурно-этнографический музей в селе Коларово Томского района.

В июле 1985 г. специалистами зафиксировано  аварийное состояние основного здания музея. После закрытия в 1988 г. на ремонт и реставрацию, не имея собственных экспозиционных площадей, музей организует передвижные и стационарные выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, Томского высшего военного командного училища связи, музея г. Северска, в филиалах музейного объединения. Продолжается научно-исследовательская деятельность, в 1994 г. возобновлено издание сборника научных трудов.

Возвращение музея томичам состоялось в октябре 1997 г., когда после долгого ремонта открылась часть экспозиционных площадей.

С 1998 г. музей вновь называется Томским областным краеведческим.

В залах проводятся занятия со школьниками и студентами; экскурсии, лекции, встречи с ветеранами войны и труда. Музей приглашает к себе выставки из разных городов. Ведется работа над научной концепцией стационарной экспозиции.

В 2005 г. полностью завершается реставрация зданий усадьбы И.Д. Асташева. В новых залах размещаются выставки, получившие признание зрителей.

В 2009 г. начинается размещение стационарной экспозиции - открывается зал «Эпоха камня. Палеолит на территории Томско-Нарымского Приобья».

Сегодня музей полон энергии, творческих планов и объединен одной целью - сохранить и приумножить уникальные коллекции, которые являются достоянием томичей

2.3 государственный исторический музей

Государственный Исторический Музей – крупнейший национальный исторический музей России, собрания которого наиболее полно отражают ее многовековую историю и культуру с древнейших времен до наших дней.  
Коллекции музея, формировавшиеся почти полтора столетия, насчитывают около 5 млн музейных предметов и 14 млн листов документальных материалов.  
 Решение о создании Исторического музея принял русский император Александр II в феврале 1872 года.  
 В январе 1873 г. утверждены "Общие основания музея", в которых сформулирована основная цель – "служить наглядной историей", для чего "будут собираться все памятники знаменательных событий истории Русского государства". Первый музейный Устав, составленный графом А.С. Уваровым, был утвержден в августе 1874 г.  
 В мае 1881 г. музей был передан в ведение Министерства финансов, приобрел статус правительственного учреждения и получил новое титульное название – Императорский Российский Исторический музей. Почетным председателем был назначен великий князь Сергей Александрович, товарищем председателя (фактическим директором) стал А.С. Уваров, с апреля 1885 г. – И.Е. Забелин.  
С декабря 1882 года решением Александра III музей был передан Министерству народного просвещения.  
Для посетителей музей открылся в начале июня 1883 года, сразу после коронации императора Александра III. Последним почетным председателем музея был великий князь Михаил Александрович.  
С тех пор музей не раз переименовывался: с мая 1895 г. музей стал называться Императорский Российский Исторический музей в Москве имени императора Александра III в Москве, с ноября 1917 г.– Государственный Российский Исторический музей, с 1925 г. – Государственный исторический музей.  
 
 Здание музея – уникальный историко-архитектурный и музейный памятник. Московская городская дума в апреле 1874 г. подарила для постройки будущего музея участок земли на Красной площади. Закладка здания состоялась в августе 1875 г. при участии императора Александра II и цесаревича Александра Александровича. По итогам конкурса на проектирование здания музея предпочтение было отдано проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семёнова. Строительство музея продолжалось в течение 1875–1881 гг. В отделке залов принимали участие московские зодчие и художники И.Е. Бондаренко, А.П. Попов, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов, а позднее В.А.Серов, С.А.Коровин, И.Е.Репин. Интерьеры музея соответствуют определенным историческим эпохам, повторяют росписи знаменитых церквей и княжеских дворцов и являются самостоятельными произведениями искусства.  
 
Знакомство с экспозицией начинается в величественных Парадных Сенях – одном из красивейших помещений музея, на сводах которого изображено выполненное Ф.Г. Тороповым "Родословное древо государей Российских" с портретами великих русских князей и императоров. Стены залов, посвященных Древней Руси, украшают фризы и картины, написанные знаменитыми русскими художниками. История нескольких тысяч лет воскресает в музее во всем своем величии и трагизме: жизнь первобытных людей, образование Древнерусского государства и татаро-монгольское нашествие, суровая и беспощадная эпоха Ивана Грозного, поворот страны к прогрессу при Петре I, просвещенный абсолютизм Екатерины II и победа над Наполеоном, отмена крепостного права и светская жизнь дворянства. В 1936–1937 гг., в связи с открытием новой экспозиции музея к 20-летию Октября, многие росписи и детали интерьеров были забелены или уничтожены.  
 
В 1986–1997 гг. музей был закрыт на реставрацию и капитальный ремонт, а после завершения работ открыл первые 11 залов экспозиции (ровно столько же, как и в 1883 г.) и выставку "Реликвии истории Государства Российского".

 

ГЛАВА 3

Содержание коллекций

  • 3.1 Коллекции Томского областного художественного музея

  •  

    Начало формирования коллекции Томского областного художественного музея было положено в начале 20-го века в рамках художественного отдела при Томском краеведческом музее, который в 1979 году был преобразован в самостоятельное учреждение.  
    Коллекция музея насчитывает около 7-ми тысяч единиц хранения. К наиболее ценной части собрания относится живопись русских и западноевропейских художников, иконы, графика, произведения декоративно-прикладного искусства.  
    Коллекция отдела западноевропейского искусства отличается высокими художественными достоинствами. В ней представлены полотна художников ведущих живописных школ Голландии, Фламандии,  Германии и т.д.  
    В различные годы в музей были переданы из Государственного музейного фонда и из Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина полотна западноевропейских художников, среди которых: Д.Джиганте «Вид Неаполитанского залива», М.Гейссера «Спор ученых», Б.Галофре «Метание копья», И.Матизен «Школа воров», А. ван Остаде "Пирушка" и т.д.  
    Раздел коллекции, посвященный русскому искусству, имеет в своем составе работы В.А.Тропинина, В.А.Серова, О.А.Кипренского. Вторая половина 19-го века представлена работами И.К.Айвазовского, Н.Н.Дубровской, А.В.Маковского, И.Е.Крачковского и других художников.  
    Значительную часть музейных фондов составляет раздел современного искусства.  
    Неотъемлемой частью жизни музея стала выставочная деятельность. Томичи и гости нашего города имели возможность познакомиться с работами из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа и других ведущих музеев.  
    С 1947 года с регулярностью 1 раз в два года в городе проводится Областная художественная выставка. В ней принимают участие художники, проживающие в Томске и Томской области. На выставке представляются работы, выполненные в разных видах и жанрах изобразительного искусства.  
    Очередная 30-ая выставка состоялась в Томском областном художественном музее в феврале 2002 года.

  • 3.2 Коллекции областного краеведческого музея

  • С первых лет советской власти государство и общественность стали уделять огромное внимание выявлению, сбору и сохранности историко-культурного наследия, документов, отражающих историю партии, страны. Это подтверждает создание специальных подразделений в структуре органов государственной власти. В ноябре 1917 г. при Наркомате просвещения РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников1. Начали работу отдел теоретического музееведения Исторического музея; методическая комиссия музейного отдела Главнауки; комиссия по музееведению при Государственной Академии истории материальной культуры и др. К руководству привлекались специалисты в данной области.

    Развитие музея связано с теми задачами, которые он выполняет по отношению к обществу и культуре. 1920-е гг. принято считать «золотым десятилетием краеведения», так как происходило развитие местных музеев в сотрудничестве с краеведческим движением. Музеи стали играть в жизни регионов роль культурных и научных центров, очагов краеведческой работы . Развитие музейного дела в стране тесно увязывалось с мероприятиями по национализации и охране культурных ценностей.

    Попытка создания краеведческого музея в Томске была предпринята ещё в 1911 г., когда по инициативе местных общественных деятелей Томская городская дума вынесла постановление об учреждении Сибирского областного научно-художественного музея имени Александра II. Но идея создать музей в Томске, довольно запоздалая по сравнению с другими западносибирскими городами, не была тогда реализована1. Она претворилась в жизнь с установлением в Томске советской власти. 14 февраля 1920 г. комиссия в составе художников произвела осмотр архиерейского дома, бывшего дома золотопромышленника И.Д. Асташева, постановила «сделать опись предметов, ...предложить предоставить помещение бывшего архиерейского дома под музей старины и революции»2.

    Становление Томского краевого музея берёт своё начало с подотдела по охране памятников искусства и старины , который образовался в городе Томске в 1920 г. при Томском губернском отделе народного образования Народного комиссариата просвещения4. В него вошли профессора и сотрудники Томского университета Б.Л. Богашевский, Б.П. Динике, В.Ф. Смолин, архитектор А.Л. Шиловский, студент университета И.М. Мягков. Они собирали предметы искусства, быта, изучали, зарисовывали памятники деревянного зодчества.

    С 1 июля 1921 г. подотдел по охране памятников искусства и старины был реорганизован в Губмузей с задачами, определяемыми особым постановлением по Наркомпросу от 23 мая 1921 г. № 1845.

    Необходимо отметить, что создатели Томского музея с первых дней столкнулись с проблемой неадекватной оценки местными властями значимости музейного дела. Так, при Губернском отделе народного образования создавался Дом просвещения, на него были обращены все ресурсы, а будущий музей лишился какой-либо финансовой поддержки, его причислили к Дому просвещения как вспомогательное учреждение . Дом просвещения развёртывал, в основном, политико-просветительскую работу, поэтому работа музея и его нужды расценивались как второстепенные. В течение двух лет музею отказывали в юридическом оформлении, не давали ни помещения, ни денежных средств2. Вместе с тем работа по созданию музея продолжалась: велась инвентаризация, классификация, размещение и пополнение фондов музея.

    Информация о работе Музеи Москвы и Томска