Музеи Москвы и Томска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

Пути создания музейных фондов были разнообразны. Интеллигентные, высокообразованные художники, архитекторы и преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность. Запись в первой инвентарной книге под номером 38 (первые четыре листа утрачены) внесена 14 октября 1920 г.3 Инвентарная книга экспонатов Томского краевого музея ведётся с декабря 1922 г.

В феврале 1922 г. музей получил в полное распоряжение особняк И.Д. Асташева, и 18 марта были открыты для обозрения первые экспозиции. В них были представлены следующие залы: 1) зал живописи и старого Томска, 2) зал художественных работ по конкурсам первых двух лет революции, 3) парадный зал стиля «ампир» бывшего дома Асташева, 4) зал Востока, 5) зал 30-х годов XIX в., 6) зал археологии и библиотека . Структура экспозиции отражала направления научной деятельности музея, связанные преимущественно с изучением Томского края. В 1927 г. в музее функционировали отделы геологии, ботаники, зоологии, общественно-экономический, археологии, этнографии, народов Востока, истории, старого города, искусства, продолжала действовать библиотека5. В 1926 г. насчитывалось 1169 предметов этнографии при общем количестве 22 000 музейных предметов.

Видное место в деятельности музея занимало издание научных трудов, оно выступало как завершение музейных исследований, служило средством вовлечения в краеведческую работу широких кругов населения. В мае 1927 г. музей выпустил первый сборник «Труды Томского краевого музея», в октябре 1928 г. приступил к изданию 2-го тома, в 1931 г. вышли 3-й и 4-й тома. Но на этом издание музейных сборников прервалось более чем на 20 лет.

В октябре 1922 г. музей получил соответствующее его направленности и предназначению название - Томский краевой музей, но вплоть до февраля 1924 г. он номинально был причислен к Дому просвещения .

Одной из своих главных задач в 1920-е гг. дирекция музея определяла создание отдела русской этнографии, где было бы представлено сибирское село в момент слома всего традиционного деревенского уклада. Главным источником формирования этнографических фондов музея в 1920-е гг. было поступление предметов, приобретённых в результате экспедиций.

Этнографические исследования заняли в деятельности музея первостепенное место. Это относилось преимущественно к изучению коренного местного населения -хантов (остяков) и селькупов (остяко-самоедов). Что касается этнографии русских, то она в рассматриваемый период делала лишь первые шаги, закладывались основы будущих коллекций. Русская традиционная культура была представлена зарисовками крестьянской архитектуры А.Н. Тихомирова и А.Л. Шиловского, сделанными в 1920-е гг., сборами М.В. Бородкиной, осуществлёнными летом 1925 г. в деревне Иткара, экспедиционными сборами М.Б. Шатилова, проведёнными в 1927-1928 гг. в Зачулымском и Шегарском районах. По существу этими материалами исчерпывалась представительность этнографии русских в музее

 

3.3 Коллекции государственного исторического музея

 

В период Великой Отечественной войны в музее были организованы выставки военно-патриотической тематики, материалы которых были собраны непосредственно на полях сражений. В 1943 году из эвакуации вернулась часть музейной экспозиции, а в 1945 году уже начали свою работу 30 залов, правда, материалы эти не были систематизированы. В послевоенные годы и вплоть до 80-х большое внимание в музее уделялось отражению советского периода: "Победа советского народа в Великой Отечественной войне", 1965 г. ; "Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма", 1967 г. ; "БАМ – стройка века" 1977 г. – вот темы выставок того времени. В 1957 году в музее осуществили реэкспозицию залов, и была создана экспозиция, отражающая историю России с древнейшего периода до 1917 года.

Коллекции Государственного Исторического музея отображают историю от эпохи палеолита до Новейшего времени. Характерной особенностью собрания является акцент на приобретение не только раритетных предметов, но и обычных, часто используемых в быту. Это делается для того, чтобы помочь посетителям лучше представить себе картины прошлого. В музее работает множество отделов: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла и синтетических материалов, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов. Книжный фонд музея тоже необычайно богат. Огромное внимание в Историческом музее уделяется научно-исследовательской работе, регулярно проводятся различные экспедиции, осуществляются закупки новых экспонатов.

ГЛАВА 4

Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.  

В  жизни  нашего  общества  и  в  целом  России  наступает  решающий  момент  -  возрождение  государственности,  этап  сложный,  ответственный  и  судьбоносный.  Социокультурная  ситуация  в  обществе  стимулирует  возникновение  образовательных  потребностей,  направленных  на  актуализацию  способностей  к  саморазвитию  личности,  раскрытию  его  творческого  потенциала  и  нравственности. 

Сегодня  нравственность  чаще  всего  отождествляется  с  культурой,  искусством,  творчеством.  Снижение  «культурности»  в  обществе  —  общепризнанный  факт.  В  сегодняшних  условиях  проблема  культуры,  этической  в  частности,  в  воспитании  нравственности  очевидна.

Культура  —  это,  прежде  всего  система  ценностей.  Она  необходима  для  удовлетворения  нравственных  потребностей  и  поиска  жизненных  целей,  смысла,  идеалов,  высших  ценностей.  Так  сформировалось  классическое  понимание  культуры  как  воспитания  и  образования  человека,  а  термин  «культура»  стал  использоваться  для  обозначения  общего  процесса  интеллектуального,  духовного,  эстетического  развития  человека  и  общества,  выделения  мира,  созданного  человеком,  из  мира  природы.

Б.И.  Кононенко  и  М.Г.  Болдырева  утверждают,  что  не  может  быть  безнравственной  культуры,  ибо  нравственность  формируется  только  в  рамках  культуры  [6,  с.  73]. 

Культура  —  это  своеобразный  «генотип»  общественного  организма,  определяющий  его  строение  и  развитие.  Она  представлена  в  продуктах  материального  и  духовного  труда,  социальных  нормах  и  духовных  ценностях,  отношениях  человека  к  природе  и  между  людьми.  Культура  фиксирует  достигнутый  обществом  уровень  представления  о  добре,  зле,  чести,  справедливости,  долге  и  т.  д.,  регулирующие  поведение  людей  [13,  с.  351].  Культуру  невозможно  представить  вне  понятия  нравственности,  морали  и  этики.

Термин  «этика»  происходит  от  древнегреческого  слова  "ethos"(«этос»).  Первоначально  под  этосом  понималось  привычное  место  совместного  проживания,  дом,  человеческое  жилище,  звериное  логово,  птичье  гнездо.  Отталкиваясь  от  слова  «этос»  в  значении  характера,  Аристотель  образовал  прилагательное  «этический».  Впоследствии  древнеримский  философ  Цицерон,  для  более  точного  определения  аристотелевского  понятия  этического,  перевел  его  на  латинский,  образовав  понятие  "moralis"  —  «моральный»,  «нравственный».  По  мере  развития  общества  под  моралью  понимались  явления  реальной  жизни  —  нормы  и  эталоны  поведения  людей,  выполнение  этих  правил  [2,  с.  9].

Этика  выясняет  место  морали  в  системе  общественных  отношений,  анализирует  ее  природу  и  внутреннюю  структуру,  изучает  происхождение  и  историческое  развитие  нравственности,  теоретически  обосновывает  ее  систему.

Стремительное  изменение  социальной  и  политической  среды,  оказывает  влияние  на  образование,  в  том  числе  и  дошкольное.

Система  дошкольного  образования,  сложившаяся  в  России  является  народным  достоянием.  Дошкольное  образование  —  это  первая  и  важная  ступень  всей  педагогической  системы.

Складывавшаяся  на  протяжении  веков  система  воспитания  и  формирования  личности  —  важнейшая  часть  культуры  любого  народа.  Период  детства  во  все  времена  привлекал  внимание  психологов,  педагогов,  социологов  и  философов.

Одной  из  задач  дошкольного  образования  —  это  воспитание  этических  основ  формирования  личности  (мировоззрения,  направленности  и  устойчивости  личности,  нравственно-психологических  качеств,  чувств  и  привычек).

Формирование  личности  немыслимо  без  осмысления  культурно-исторического  развития  общества,  взаимодействия  и  взаимопроникновения  различных  культур,  наций,  конфессий  и  социальных  групп,  ядром  которого  является  этнолерантность.

Этнотолерантность  или  этническая  толерантность  трактуется  как  терпимость  к  чужому  образу  жизни,  чужим  обычаям,  традициям,  нравам,  иным  чувствам,  мнениям  и  идеям.  Формирование  этнотолерантности  является  одной  из  приоритетных  направлений  этнопедагогики. 

Во  времена  зарождения  первых  педагогических  воззрений,  мыслей  и  идей,  касающихся  воспитания  и  обучения  детей,  ученые  и  философы  —  Демокрита,  Сократа  и  другие  (IV—VII  вв.  до  нашей  эры)  акцент  делался  на  необходимость  всестороннего  духовного  развития  детей,  формирования  у  них  таких  качеств,  как  вежливость  и  уважение  к  старшим,  справедливость  и  смелость.

В  условиях  эпохи  рабовладельческого  строя  и  феодализма  педагогическая  мысль  формировалась  через  обобщения  опыта  спартанского  и  афинского  воспитания,  школ  греческой  культуры.  Идеи  воспитания  и  обучения  сместилось  с  философского  на  религиозный  аспект.  Благодаря  этому  в  Средние  века  наибольшее  распространение  получили  идеи  нравственного  развития  и  воспитания,  связанные  с  трудами  святителя  Иоанна  Златоуста  и  патриарха  Фотия.

В  первую  стадию  зарождения  педагогической  мысли  в  XVII  в.  в  эпоху  Возрождения  легли  основы  воспитания  гармонично  развитой  личности,  которая  обладает  духовным  совершенством  и  умеет  ценить  жизнь.  В  эпоху  Нового  времени  на  второй  стадии  становления  и  зарождения  дошкольной  педагогики  были  разработаны  принципы  воспитания  и  обучения  детей.  Принцип  культуросообразности  А.В.  Дистеверга  выделял:  физическое,  умственное  и  нравственное  воспитании.  Под  влиянием  идей  Просвещения,  третья  стадия  становления  общественной  системы  дошкольного  образования.  Цель  данного  воспитания  сводилось  к  трем  началам  —  православие,  самодержавие  и  народность.  Молодое  поколение  воспитывалось  для  общества.  Большое  значение  придавалось  нравственному  воспитанию,  освещенному  в  трудах  К.Д.  Ушинского,  Е.Н.  Водовозовой,  И.А.  Сикорского  и  других  отечественных  ученых.

На  современном  этапе  акцент  смещается  на  развитие  индивидуальности  ребенка,  базиса  его  личностной  культуры  и  творческих  способностей.  И.А.  Зимняя  определяет  главные  направления  воспитания  как  социально-нравственное,  общекультурное  и  общеинтеллектуальное.

Современный  культурный  человек  —  это  не  только  образованный,  но  и  человек  обладающий  чувством  самоуважения  и  уважаемый  окружающими.  Важно  сформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей,  их  взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  Одной  из  приоритетных  задач  современного  образовательного  учреждения  состоит  в  том,  чтобы  воспитанники  получили  не  только  определенный  багаж  знаний,  умений  и  навыков,  но  и  люди  самостоятельные,  обладающие  этнотолерантностью  в  качестве  основы  жизненной  позиции.

Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

Сегодня  практически  каждый  воспитатель  дошкольного  учреждения  сталкивается  с  такой  проблемой,  как  социально-педагогическая  неоднородность  воспитанников.  Это  естественно,  так  как  наше  общество  в  целом  является  неоднородным.  Детский  сад  посещают  дети  разных  национальностей,  с  разными  особенностями  семейного  воспитания.  В  связи  с  этим  возникла  потребность  в  освоении  педагогами  дошкольного  образования  специальных  методов  и  средств  приобщения  детей  к  культурному  наследию  народов  мира.

Для  формирования  первоначальных  представлений  социального  характера  по  приобщению  дошкольников  к  элементарным  общепринятым  нормам,  правилам  взаимоотношения  со  сверстниками  и  взрослыми,  основам  этической  культуры,  возникла  необходимость  использования  музейной  педагогики,  а  именно  музея  этнической  культуры.

В  1949  году  в  журнале  «Мурзилка»  было  опубликовано  стихотворение  С.  Михалкова.  Строчки  это  стиха  знакомы  каждому:  «В  воскресный  день  с  сестрой  моей  мы  вышли  со  двора.  —  Я  поведу  тебя  в  музей,  —  сказала  мне  сестра».  К  сожалению,  даже  в  таком  мегаполисе  как  Москва,  с  огромным  количеством  музеев,  не  всегда  есть  возможность  посетить  музей.  Именно  поэтому  в  дошкольных  образовательных  учреждениях  стали  создаваться  собственные  музеи,  большие  и  маленькие.

Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

В  гуманитарном  словаре  музей  —  хранилище  артефактов  или  предметов  природы,  получивших  в  культуре  знаковую  ценность,  одно  из  средств  самосохранения  культуры.  Подразумевается,  что  данный  набор  является  эталоном  образца  культуры  (или  природы)  или  может  им  стать,  и  в  этом  плане  всякая  вещь,  помещаемая  в  музей,  есть  вещь  избранная,  причем  целенаправленно  [3].

Информация о работе Музеи Москвы и Томска