Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа
Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40
Пути создания музейных фондов были разнообразны. Интеллигентные, высокообразованные художники, архитекторы и преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность. Запись в первой инвентарной книге под номером 38 (первые четыре листа утрачены) внесена 14 октября 1920 г.3 Инвентарная книга экспонатов Томского краевого музея ведётся с декабря 1922 г.
В феврале 1922 г. музей получил в полное распоряжение особняк И.Д. Асташева, и 18 марта были открыты для обозрения первые экспозиции. В них были представлены следующие залы: 1) зал живописи и старого Томска, 2) зал художественных работ по конкурсам первых двух лет революции, 3) парадный зал стиля «ампир» бывшего дома Асташева, 4) зал Востока, 5) зал 30-х годов XIX в., 6) зал археологии и библиотека . Структура экспозиции отражала направления научной деятельности музея, связанные преимущественно с изучением Томского края. В 1927 г. в музее функционировали отделы геологии, ботаники, зоологии, общественно-экономический, археологии, этнографии, народов Востока, истории, старого города, искусства, продолжала действовать библиотека5. В 1926 г. насчитывалось 1169 предметов этнографии при общем количестве 22 000 музейных предметов.
Видное место в деятельности музея занимало издание научных трудов, оно выступало как завершение музейных исследований, служило средством вовлечения в краеведческую работу широких кругов населения. В мае 1927 г. музей выпустил первый сборник «Труды Томского краевого музея», в октябре 1928 г. приступил к изданию 2-го тома, в 1931 г. вышли 3-й и 4-й тома. Но на этом издание музейных сборников прервалось более чем на 20 лет.
В октябре 1922 г. музей получил соответствующее его направленности и предназначению название - Томский краевой музей, но вплоть до февраля 1924 г. он номинально был причислен к Дому просвещения .
Одной из своих главных задач в 1920-е гг. дирекция музея определяла создание отдела русской этнографии, где было бы представлено сибирское село в момент слома всего традиционного деревенского уклада. Главным источником формирования этнографических фондов музея в 1920-е гг. было поступление предметов, приобретённых в результате экспедиций.
Этнографические исследования заняли в деятельности музея первостепенное место. Это относилось преимущественно к изучению коренного местного населения -хантов (остяков) и селькупов (остяко-самоедов). Что касается этнографии русских, то она в рассматриваемый период делала лишь первые шаги, закладывались основы будущих коллекций. Русская традиционная культура была представлена зарисовками крестьянской архитектуры А.Н. Тихомирова и А.Л. Шиловского, сделанными в 1920-е гг., сборами М.В. Бородкиной, осуществлёнными летом 1925 г. в деревне Иткара, экспедиционными сборами М.Б. Шатилова, проведёнными в 1927-1928 гг. в Зачулымском и Шегарском районах. По существу этими материалами исчерпывалась представительность этнографии русских в музее
3.3 Коллекции государственного исторического музея
В период Великой Отечественной войны в музее были организованы выставки военно-патриотической тематики, материалы которых были собраны непосредственно на полях сражений. В 1943 году из эвакуации вернулась часть музейной экспозиции, а в 1945 году уже начали свою работу 30 залов, правда, материалы эти не были систематизированы. В послевоенные годы и вплоть до 80-х большое внимание в музее уделялось отражению советского периода: "Победа советского народа в Великой Отечественной войне", 1965 г. ; "Советский народ в период развёрнутого строительства коммунизма", 1967 г. ; "БАМ – стройка века" 1977 г. – вот темы выставок того времени. В 1957 году в музее осуществили реэкспозицию залов, и была создана экспозиция, отражающая историю России с древнейшего периода до 1917 года.
Коллекции Государственного Исторического музея отображают историю от эпохи палеолита до Новейшего времени. Характерной особенностью собрания является акцент на приобретение не только раритетных предметов, но и обычных, часто используемых в быту. Это делается для того, чтобы помочь посетителям лучше представить себе картины прошлого. В музее работает множество отделов: археологии, нумизматики, дерева, оружия, металла и синтетических материалов, драгоценных металлов, стекла и керамики, рукописей и старопечатных книг, письменных источников, тканей и костюмов, картографии, изобразительных материалов. Книжный фонд музея тоже необычайно богат. Огромное внимание в Историческом музее уделяется научно-исследовательской работе, регулярно проводятся различные экспедиции, осуществляются закупки новых экспонатов.
ГЛАВА 4
Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.
В жизни нашего общества и в целом России наступает решающий момент - возрождение государственности, этап сложный, ответственный и судьбоносный. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию его творческого потенциала и нравственности.
Сегодня нравственность чаще всего отождествляется с культурой, искусством, творчеством. Снижение «культурности» в обществе — общепризнанный факт. В сегодняшних условиях проблема культуры, этической в частности, в воспитании нравственности очевидна.
Культура — это, прежде всего система ценностей. Она необходима для удовлетворения нравственных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.
Б.И. Кононенко и М.Г. Болдырева утверждают, что не может быть безнравственной культуры, ибо нравственность формируется только в рамках культуры [6, с. 73].
Культура — это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, социальных нормах и духовных ценностях, отношениях человека к природе и между людьми. Культура фиксирует достигнутый обществом уровень представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д., регулирующие поведение людей [13, с. 351]. Культуру невозможно представить вне понятия нравственности, морали и этики.
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова "ethos"(«этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический». Впоследствии древнеримский философ Цицерон, для более точного определения аристотелевского понятия этического, перевел его на латинский, образовав понятие "moralis" — «моральный», «нравственный». По мере развития общества под моралью понимались явления реальной жизни — нормы и эталоны поведения людей, выполнение этих правил [2, с. 9].
Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее систему.
Стремительное изменение социальной и политической среды, оказывает влияние на образование, в том числе и дошкольное.
Система дошкольного образования, сложившаяся в России является народным достоянием. Дошкольное образование — это первая и важная ступень всей педагогической системы.
Складывавшаяся на протяжении веков система воспитания и формирования личности — важнейшая часть культуры любого народа. Период детства во все времена привлекал внимание психологов, педагогов, социологов и философов.
Одной из задач дошкольного образования — это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром которого является этнолерантность.
Этнотолерантность или этническая толерантность трактуется как терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. Формирование этнотолерантности является одной из приоритетных направлений этнопедагогики.
Во времена зарождения первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, ученые и философы — Демокрита, Сократа и другие (IV—VII вв. до нашей эры) акцент делался на необходимость всестороннего духовного развития детей, формирования у них таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и смелость.
В условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма педагогическая мысль формировалась через обобщения опыта спартанского и афинского воспитания, школ греческой культуры. Идеи воспитания и обучения сместилось с философского на религиозный аспект. Благодаря этому в Средние века наибольшее распространение получили идеи нравственного развития и воспитания, связанные с трудами святителя Иоанна Златоуста и патриарха Фотия.
В первую стадию зарождения педагогической мысли в XVII в. в эпоху Возрождения легли основы воспитания гармонично развитой личности, которая обладает духовным совершенством и умеет ценить жизнь. В эпоху Нового времени на второй стадии становления и зарождения дошкольной педагогики были разработаны принципы воспитания и обучения детей. Принцип культуросообразности А.В. Дистеверга выделял: физическое, умственное и нравственное воспитании. Под влиянием идей Просвещения, третья стадия становления общественной системы дошкольного образования. Цель данного воспитания сводилось к трем началам — православие, самодержавие и народность. Молодое поколение воспитывалось для общества. Большое значение придавалось нравственному воспитанию, освещенному в трудах К.Д. Ушинского, Е.Н. Водовозовой, И.А. Сикорского и других отечественных ученых.
На современном этапе акцент смещается на развитие индивидуальности ребенка, базиса его личностной культуры и творческих способностей. И.А. Зимняя определяет главные направления воспитания как социально-нравственное, общекультурное и общеинтеллектуальное.
Современный культурный человек — это не только образованный, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Одной из приоритетных задач современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы воспитанники получили не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие этнотолерантностью в качестве основы жизненной позиции.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Сегодня практически каждый воспитатель дошкольного учреждения сталкивается с такой проблемой, как социально-педагогическая неоднородность воспитанников. Это естественно, так как наше общество в целом является неоднородным. Детский сад посещают дети разных национальностей, с разными особенностями семейного воспитания. В связи с этим возникла потребность в освоении педагогами дошкольного образования специальных методов и средств приобщения детей к культурному наследию народов мира.
Для формирования первоначальных представлений социального характера по приобщению дошкольников к элементарным общепринятым нормам, правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основам этической культуры, возникла необходимость использования музейной педагогики, а именно музея этнической культуры.
В 1949 году в журнале «Мурзилка» было опубликовано стихотворение С. Михалкова. Строчки это стиха знакомы каждому: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. — Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра». К сожалению, даже в таком мегаполисе как Москва, с огромным количеством музеев, не всегда есть возможность посетить музей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях стали создаваться собственные музеи, большие и маленькие.
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
В гуманитарном словаре музей — хранилище артефактов или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры. Подразумевается, что данный набор является эталоном образца культуры (или природы) или может им стать, и в этом плане всякая вещь, помещаемая в музей, есть вещь избранная, причем целенаправленно [3].