Музеи Москвы и Томска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

Собрание ТОХМ, профессионализм и творческий настрой коллектива позволяют развивать грантовую деятельность, являющуюся важным показателем научного потенциала музея в направлении реализации креативных идей, ориентированных на интеграцию музея в современную художественную среду. В 1997 г. выставочный проект «БУМ-БУМ (Бумажный бум)» был назван в числе десяти лучших выставочных кураторских проектов российских музеев на конкурсе в Центральном Доме художника (Москва). Сотрудники музея получили гранты: Фонда Сороса (1997, 1999), Института «Открытое общество» (1999) за авторство и кураторство проекта «Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах», Российского гуманитарного научного фонда (2000), Посольства Королевства Нидерландов (2002), Президента Российской Федерации (2002) за реализацию проекта «Арт-терапия», IREX госдепартамента США (2001) по программе «Научные исследования и международные связи», Project Harmony (2002) за авторство и руководство проекта «Архив. Художественная жизнь Томска» . Гранты МК РФ по программе «Культура России» (2004, 2010) за авторство, организацию и проведение всероссийской триеннале «Рисунок России», (2005) за проект «Мой дедушка был солдатом». Гранты последних лет: Президента Российской Федерации (2008, совместно с АНО «АРТ-ПЛЮС» Москва) за авторство и организацию выставки «Мы – россияне», Фонда Форда и АНО «Единство журналистики и культуры» (2009) за международный проект-публикацию «Искусство за толерантность. Художники ближнего зарубежья в собрании Томского областного художественного музея», АНО «РОСАТОМ» за проект «Мир, за который мы в ответе» (2011). ТОХМ получает финансовую поддержку проектов 2001 – 2011 гг. от Администрации Томской области и Департамента по культуре Томской области на уровне софинансирования с МК РФ и самостоятельных музейных проектов.

Широкую известность музею принесла активная выставочная деятельность. Ежегодно в музее и его филиалах проводятся от тридцати до шестидесяти выставок разного уровня, рассчитанные на разные категории зрителей. Среди них выставки из собственных фондов, а также из фондов других музеев, частных собраний, комплексные экспозиции. Музей активно экспонирует свои уникальные коллекции и отдельные произведения, участвуя в международных, всероссийских, региональных, межмузейных выставочных проектах. Основные международные проекты: «Нидерландская живопись из музеев Сибири» (2002), «Голландцы в Сибири» (2003), «Искусство за толерантность» (2009, 2012). Проект I, II, III, IV Томская всероссийская триеннале «Рисунок России» стал масштабным событием в художественной жизни страны: в 2010 г. его экспонентами стали авторы из 52 городов. ТОХМ является участником и организатором крупных региональных проектов: «Советское искусство в музеях Сибири» (Красноярск, 1987), «Союз русских художников» (1993), «Сибирское искусство – связь времен» (1994), «Сибирское искусство 1900-1920-х в музеях Красноярска, Новосибирска, Томска» (Красноярск, 2006). В 2000 г. музей успешно экспонировал основную коллекцию западноевропейской живописи, а в 2001 г. коллекцию русской живописи в Новосибирском государственном художественном музее. В 2011 г. в рамках международного музейного проекта «Чайный путь» музей показал в Улан-Удэ выставку «Многоликая реальность русской живописи». ТОХМ проводит большую работу по изучению и популяризации творчества томских художников, экспонирует художественное наследие ведущих мастеров нашего города. Результатом исследовательской работы стали персональные юбилейные выставки, в том числе «Вадим Мизеров» (1989, 2010), «В.Д. Вучичевич-Сибирский» (1994), «Геннадий Ламанов» (1996), «К.К. Зеленевский и его школа» (1998), «Вера Котова» (1999), «Константин Залозный» (1999), «Владимир Гроховский» (2000). Одним из партнеров музея на протяжении многих лет является Томский Союз художников, с которым музей подготовил несколько комплексных ретроспективных проектов: «Мир и война» (1995), «Томскому Союзу художников 50 лет» (1996), «Томск и томичи» (2004), «Автопортрет и портрет художника» (1986, 2006). Музей активно показывает свои уникальные коллекции: «Искусство, рожденное Октябрем. Живопись и графика 1920-1930-х из собрания ТОХМ» (1987), «Западноевропейская гравюра в собрании ТОХМ» (1991), «Памяти И.Е. Репина» (1994), «Библейские сюжеты в иконах, картинах, гравюрах» (2000), «Потешное ремесло» (2004). Музей организует большие выставочные комплексные проекты с привлечением музеев, библиотек, коллекционеров, которые становятся этапными в художественной жизни города: «Царица моя Преблагая» (1999), «Эхо пушкинской эпохи в Сибирских Афинах» (1999), «Томск художественный. Начало XX века. 90 лет Томского общества любителей художеств» (1999).

Музей постоянно и плодотворно развивает партнерские отношения с крупнейшими музеями страны. В год своего открытия ТОХМ экспонирует выставку «Русский пейзаж рубежа XIX–XX вв.» из Государственного Русского музея. В 1980-1990-х гг. томичам были показаны уникальные коллекции музеев: Государственной Третьяковской галереи (1984, 1988), Государственного музея искусств Грузинской ССР и Государственного музея Нико Пиросмани (1984), Государственного Русского музея (1984, 1988, 1989, 1991), Государственного Эрмитажа (1984, 1986, 1988), Всесоюзного музея А.С. Пушкина (Ленинград, 1986), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (1987, 2004), Государственного музея А.С. Пушкина (Москва, 1989), Государственного исторического музея (1988), Государственного музея – заповедника г. Павловска (1989), Омского музея изобразительных искусств (1990), Ярославского государственного художественного музея (2010, 2011), Тульского музея изобразительных искусств (2011). Выставка работ опального Павла Филонова из Государственного Русского музея в 1991 г. стала высокой планкой отношений ТОХМ и крупнейших музеев страны.

Роль реставратора музея, как гласит Международный Профессиональный кодекс ЮНЕСКО, «состоит в сохранении культурной ценности для пользы нынешнего и будущих поколений». Достоинством ТОХМ является организация в первые годы существования музея работы реставрационной мастерской. Первым реставратором, затем руководителем мастерской была Н.П. Добрынина – реставратор II категории. В 1994 г. реставрационная мастерская получила статус филиала ТОХМ, ныне это отдел, в котором работают 4 высококвалифицированных сотрудника. В отделе представлены следующие направления: реставрация станковой масляной живописи, реставрация станковой темперной живописи, реставрация графических произведений и реставрация керамики. Для того, чтобы успешно осуществлять благородную миссию реставратора, необходимо быть терпеливым исследователем, иметь глубокие знания в различных областях, понимать строение произведения искусства. Также необходимо знать историю техники живописи и графики различных стран и эпох, владеть карандашом и кистью, чтобы понимать логику создания и структуру картины или иконы. Всем этим в полной мере обладают реставраторы ТОХМ, возродившие около 600 произведений искусства. Без работы реставрационной мастерской невозможна работа с постоянной экспозицией, выставочная и хранительская деятельность музея.

В 1980-1990-х гг. музей активно работал с областными учреждениями культуры, регулярно вывозил выставки в отдаленные уголки области, используя флотилию Комитета по культуре, авиатранспорт партнеров газовиков и нефтяников. Лекционная практика охватывала все районы области. В меняющихся исторических и социальных условиях музей, продолжая оставаться хранителем культурного наследия, продолжая традиции работы с областью, переживает серьезные трансформации, заново превращается в систему открытую обществу, ориентированную на удовлетворение его запросов своими коллекциями и исследованиями. Музей осознает необходимость регулярного выхода во внешнюю художественную среду, предпринимает попытки ее освоения на новом этапе, используя новые технологии. ТОХМ в последние годы активно устанавливает связи с различными институтами общественной жизни, расширяя свое пространство: организуя выставки и экспозиции в области, учреждениях Томска, ночных молодежных клубах, на улицах города. На этом направлении с 2008 г. работают две репродукционные выставки «Малая родина томских художников», «Томский пейзаж». В окнах первого этажа основного здания (пер. Нахановича) экспонируется постоянно сменяющаяся выставка репродукций избранных произведений из собрания музея.

Осуществление социокультурной миссии музея обеспечивается эффективностью его взаимодействия с посетителем. Культурно-образовательная, просветительская деятельность – одно из ведущих направлений работы музея. У музея есть своя аудитория, годами наработанные контакты с образовательными учреждениями города. Однако, современные условия, в которых живет музей, требуют расширения и активизации этой деятельности. С 2008 г. музейно-образовательный отдел ТОХМ решает задачи перехода от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой, целостной системы музейного образования совместно с Департаментом образования города Томска. Эта деятельность музея наиболее эффективно реализуется в комплексной образовательной городской программе «Музейная педагогика», основанной на новых педагогических технологиях.

Сегодня партнерами музея являются более 50 образовательных учреждений города, которые посещают музей от 3 до 7 раз в год по музейно-образовательным программам для детей, родителей и педагогов. Определение стратегии развития музейной деятельности по отношению к посетителю – одна из главных задач созданного в 2012 г. «Центра музейной педагогики», который специализируется на разработке, внедрении и распространении образовательных программ и современных форм работы с посетителями всех возрастных и социальных групп, развивает традиционные формы работы с музейными аудиториями и внедряет инновационные. Музей все более активно берет на себя миссию учреждения культуры, интегрированного в систему традиционных образовательных институтов: дошкольных, школьных, вузов. Популярностью пользуются изостудии музея, проекты «Детский Арбат», «Томский Арбат».

В зале Лектория музея читаются лекции, посвященные истории мирового изобразительного искусства, различным стилям и направлениям в живописи, скульптуре и архитектуре, культуре восприятия художественных произведений. Традиционно музей проводит лекции по абонементам для общеобразовательных учреждений. Эффективно работает выездной лекторий. В год сотрудники читают около 300 лекций. Яркой страницей в работе являются творческие отношения с музыкантами и актерами Томска, учениками музыкальных школ, юными дарованиями, которые стали постоянными участниками музыкальных, литературно-художественные вечеров и различных концертов.

В 2009 г. в рамках II Музейного форума Томской области был открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Целью проекта является приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям российской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым и печатным материалам. Виртуальный филиал – своеобразный электронный аналог коллекции Русского музея, который использует в своей деятельности новейшие компьютерные технологии и представляет собой новую технологическую ступень в сфере культуры.

Создавая свой новый имидж, музей пересматривает и содержание работы, стремясь соответствовать потребностям современного человека, потребностям томской студенческой молодежи. ТОХМ приобретает черты культурного центра, способного выполнять полифункциональные задачи – образовательно-воспитательные и развлекательно-рекреационные. Рекреационные ресурсы – это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. С этой целью деятельность ТОХМ в направлении современного актуального искусства была активизирована и при музее на первом этаже была открыта «Галерея актуального искусства», где экспонируются яркие концептуальные проекты, интерактивные видео инсталляции, арт-объекты, проводятся мастер-классы и работают дискуссионные клубы. Интересом молодежной аудитории пользовался арт-проект «TOMSK Life», состоящий из трех выставок: «Академия фотографии», «Freezelight», «Глазами русского репортера». В 2011 г. ТОХМ с участием молодых томских авторов открыл Форум актуального искусства «Сontemporary art project», на котором участвовали известные художники Москвы и Санкт-Петербурга.

Музей располагает возможностями специализированной библиотеки. Это небольшой книжный фонд: около 19 тыс. томов, которой имеет важное значение для работы всех подразделений ТОХМ. Библиотека составлена из необходимой справочной литературы, художественных альбомов, монографических изданий. Она имеет небольшой читальный зал. При библиотеке формируется архив ТОХМ.

Музей является коллективным Членом Союза музеев России с 2002 г., членом Ассоциации музеев Томской области с 2008 г., Российского национального комитета международного совета музеев – ИКОМ с 2009 г.

 

 

  • 2.2 ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.

  • Идея создания общедоступного музея в г. Томске исходила от интеллигенции города. Однако все усилия по его созданию, предпринятые на рубеже ХIХ – ХХ вв., оказались неудачными. Между тем для создания «храма муз» в городе имелся значительный потенциал в виде большого числа образованных, заинтересованных людей и уже накопленных культурных богатств в частных коллекциях.

    Зима 1920 г. Еще несколько недель назад Томск был прифронтовым городом в братоубийственной войне. Однако именно в это лютое время вновь возникла идея создания в городе общедоступного музея. И работа эта не терпела отлагательств. Требовалось спасти хотя бы часть предметов искусства и старины, гибнущих, растворяющихся бесследно в вихре революции.

    В декабре 1919 г. в Томске при подотделе искусств Губернского отдела народного образования была сформирована секция по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в которую вошли профессора Б.Л. Богаевский, Б.П. Денике, В.Ф. Смолин, архитектор А.Л. Шиловский, студент Томского университета И.М. Мягков. В мае 1920 г. она  преобразована в подотдел: художник-архитектор А.Л. Шиловский стал его председателем, секцию по охране художественных памятников возглавил художник М.М. Берингов, археологическую - профессор В.Ф. Смолин, музейную - профессор Б.Л. Богаевский. С октября к ним добавляется еще одна секция - архитектурная. В июле 1921 г. подотдел реорганизован в Губернский комитет по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Губмузей), заведующим которого назначен  художник А.Н. Тихомиров.

    Эти люди положили начало формированию первых музейных коллекций и собраний, в том числе и за счет реквизированного имущества, спасая от уничтожения культурные ценности, которые сегодня являются достоянием Томска.

    18 марта 1922 г. в бывшем особняке  золотопромышленника И.Д. Асташева была развернута первая экспозиция. Этот день считается Днём рождения музея.

    14.02.1920 г. после осмотра Архиерейского  дома (бывшая усадьба золопромышленника И. Д. Асташева) комиссия приняла решение об открытии в ней “Музея старины и революции”.

    Пути создания музейных фондов были разнообразны. Интеллигентные, высокообразованные художники, архитекторы, преподаватели университета по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность. Первая экспозиция музея открылась 18.03.1922 г. Только в октябре 1922 г. музей получил соответствующее направлению его работы наименование “Томский краевой музей”.

    Последующие наименования музея: 1940-1946 гг. Томский городской краеведческий; с 1946 г. Томский областной краеведческий музей.

    Значительная роль в научной организации работы музея принадлежит одному из первых директоров (сентябрь 1922 г. – апрель 1933 г.) Шатилову Михаилу Бонифатьевичу (1882 – 1937 гг.). В этот период при нем работают Совет Томского краевого музея ( 1924 – 1933 гг.), Общество Изучения Томского края ( 1925 – 1928 гг.), Общество по изучению художественного творчества Томского края ( 1925 – 1926 гг.).

    Определяющими задачами музея были и есть исследование Томского края и просвещение широких кругов населения. Формирование музейных коллекций происходит за счет комплексного этнолингвистического и археологического изучения коренного населения Западной Сибири при взаимодействии сотрудников музея и ученых ТГУ и ТГПУ. Коллекции музея соответствуют его краеведческому профилю. Музей имеет собственное продолжающееся научное издание “Трудов..”, является инициатором и автором издания серии краеведческих сборников по истории и природе административных районов Томской области. С 1984 г., как головная организация, вошел в состав музейного объединения “Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей”. На 1999 г. в составе объединения: Томский областной краеведческий музей, Колпашевский краеведческий музей, Асиновский краеведческий музей, Нарымский музей политических ссыльных, Подгорнеский краеведческий музей. С 1999 г. по решению областной администрации, данное музейное объединение получило наименование по названию головного музея.  
    Музей экспонирует собственные и привозные выставки, проводит интерактивные программы для разных возрастных аудиторий на материалах выставок и коллекций. Музей является методическим центром музейной работы для всех музеев области. В 1998 г. при музее начал свою работу Попечительский совет, его возглавил Председатель Государственной Думы Томской области Б. А. Мальцев.

    Информация о работе Музеи Москвы и Томска