Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа
Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40
Современная иллюстрированная энциклопедия по искусству определяет музей как научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры [5].
В 1913 на научной конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» году, проходившей в Мангейме, А. Лихтварк директор Гамбургской картинной галереи говорил, что музей можно поставить в один ряд с университетами и академиями [8].
Первую половину двадцатого века в России просветительской деятельности музеев посвятили себя такие известные советские педагоги и ученые как А. Луначарский, Ф. Шмидт, П. Флоренский и А. Бакушинский. Они предложили внедрить в школьную практику такие формы как школьные краеведческие музеи и музейные кружки с изучением методик работы с памятниками истории и культуры.
В начале 1930-х годов новыми идеологами отечественной педагогики развитие музейной педагогики было приостановлено, а вскоре и свернуто. Лишь с начала 1960-х годов началось ее возрождение, были переосмыслены образовательное и воспитательное значение музеев, музейная экспозиция и проектирование. Следующие двадцать лет музейное экспозиционное искусство в Советском Союзе получает новый импульс. При Министерстве образования в эти годы функционирует проблемная группа «Музей и образование», способствующая популяризации музейной педагогики и формированию содержания образовательной функции музейной педагогики.
В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей». Детские музеи распространены во многих странах мира, а в последнее время становятся популярны и в России. В 20—30-е годы XX столетия появились и школьные музеи. Одну из групп музеев того времени называли музеями-мастерскими, так как они были направлены на развитие творческих способностей детей. Примером такого учреждения считается первый российский Детский клуб, который был создан обществом «Сетлмент», возглавляемый С.Т. Шацким, Л.К. Шлегером и А.У. Зеленко. Одной из главных его задач была кружковая работа с детьми разного возраста из малообеспеченных семей. Отдельная комната была выделена под музей, в котором собирали коллекции разных растений, животных. Уже тогда акцент делался на восприятии ребенком окружающего мира. Так, А.У. Зеленко считал, что чувственная грамотность ребенка формируется от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного и способствует возникновению интереса к самостоятельной деятельности.
Музей этической культуры в современном дошкольном образовательном учреждении решает следующие задачи по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста: полноценное приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; формирование многосторонних представлений о многообразии культур в регионе, стране, мире в целом; воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества; создание условий для интеграции в культуры других народов и развитие этнической толерантности в процессе ознакомления с их национальными достижениями; формирование и развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с представителями других культур; воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Музей этнической культуры должен отвечать ряду показателей: не провоцировать на агрессивные действия, проявление жестокости; не порождать отрицательных эмоций, проявление страха; не провоцировать негативного отношения к детям другой национальности; быть дидактически-оснащенным для воспитания этнотолерантности.
Как и любой музей, он выполняет четыре основных функции: пополнение фондов; систематизация подлинников; сохранение подлинников; демонстрация экспонатов. Кроме перечисленных функций, музей этнической культуры способствует гражданско-патриотическому воспитанию, являясь формой дополнительного образования, расширяя кругозор дошкольников и побуждая их к активности, сотворчеству и исследованию истории этнокультур.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудио-материалов, просмотр мини-презентаций.
Свое отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 5 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств. Поэтому проблема формирования этнотолерантности относиться к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Таким образом, благодаря музею продолжается не только культурно-просветительская деятельность, но и расширяется кругозор, развиваются познавательные способности детей, формируются проектно-исследовательские умения и навыки, развивается творческое мышление и их активная жизненная позиция.
Музей решает проблему создания полноценной этнокультурной среды в дошкольном образовательном учреждении, обладает развивающим педагогическим потенциалом развития и формирования личности, носительнице определенной национальной культуры. Через музей осуществляется подготовка дошкольников к полноценной жизни в условиях многокультурной мировой цивилизации.
Заключение:
Основная цель существования любого музея, - помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. Музеи России в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляют собой явление общечеловеческой значимости. Российские музеи – это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления культурного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Музеи играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации. Они являются основой «культурного каркаса» России, который обеспечит эффективную охрану и использование её национального наследия. Музеи также играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеи являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Всё это является свидетельством того, что музеи играют важнейшую роль не только в культурном, но и в социальном и экономическом развитии страны. Ведущее место музеев в системе учреждений, сохраняющих национальное наследие, определяется также широтой решаемых ими задач, главной из которых является сохранение и приумножение сокровищ национальной культуры России.