Музеи Москвы и Томска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассказать про музеи Москвы и Томска , историю их создания, содержание коллекций, а также значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 Музейное дело в России 4
ГЛАВА 2 История музеев в томске и в Москве 13
2.1 Томский областной художественный музей 13
2.2 Томский областной краеведческий музей 20
2.3 Государственный исторический музей………………………………………………………25
ГЛАВА 3 Содержание коллекций 27
3.1 Коллекции Томского областного художественного музея 29
3.2 Коллекции Томского областного краеведческого музея 30
3.3 Коллекции государственного исторического музея 32
ГЛАВА 4 Значение музея в формировании этнотолерантности у детей старше дошкольного возраста………………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 40

Файлы: 1 файл

Курсовая..docx

— 93.41 Кб (Скачать файл)

Современная  иллюстрированная  энциклопедия  по  искусству  определяет  музей  как  научно-просветительское  учреждение,  осуществляющее  комплектование,  хранение,  изучение  и  популяризацию  памятников  истории,  материальной  и  духовной  культуры  [5]. 

В  1913  на  научной  конференции  «Музей  как  образовательное  и  воспитательное  учреждение»  году,  проходившей  в  Мангейме,  А.  Лихтварк  директор  Гамбургской  картинной  галереи  говорил,  что  музей  можно  поставить  в  один  ряд  с  университетами  и  академиями  [8].

Первую  половину  двадцатого  века  в  России  просветительской  деятельности  музеев  посвятили  себя  такие  известные  советские  педагоги  и  ученые  как  А.  Луначарский,  Ф.  Шмидт,  П.  Флоренский  и  А.  Бакушинский.  Они  предложили  внедрить  в  школьную  практику  такие  формы  как  школьные  краеведческие  музеи  и  музейные  кружки  с  изучением  методик  работы  с  памятниками  истории  и  культуры.

В  начале  1930-х  годов  новыми  идеологами  отечественной  педагогики  развитие  музейной  педагогики  было  приостановлено,  а  вскоре  и  свернуто.  Лишь  с  начала  1960-х  годов  началось  ее  возрождение,  были  переосмыслены  образовательное  и  воспитательное  значение  музеев,  музейная  экспозиция  и  проектирование.  Следующие  двадцать  лет  музейное  экспозиционное  искусство  в  Советском  Союзе  получает  новый  импульс.  При  Министерстве  образования  в  эти  годы  функционирует  проблемная  группа  «Музей  и  образование»,  способствующая  популяризации  музейной  педагогики  и  формированию  содержания  образовательной  функции  музейной  педагогики.

В  современном  музееведении  существует  такое  понятие,  как  «детский  музей».  Детские  музеи  распространены  во  многих  странах  мира,  а  в  последнее  время  становятся  популярны  и  в  России.  В  20—30-е  годы  XX  столетия  появились  и  школьные  музеи.  Одну  из  групп  музеев  того  времени  называли  музеями-мастерскими,  так  как  они  были  направлены  на  развитие  творческих  способностей  детей.  Примером  такого  учреждения  считается  первый  российский  Детский  клуб,  который  был  создан  обществом  «Сетлмент»,  возглавляемый  С.Т.  Шацким,  Л.К.  Шлегером  и  А.У.  Зеленко.  Одной  из  главных  его  задач  была  кружковая  работа  с  детьми  разного  возраста  из  малообеспеченных  семей.  Отдельная  комната  была  выделена  под  музей,  в  котором  собирали  коллекции  разных  растений,  животных.  Уже  тогда  акцент  делался  на  восприятии  ребенком  окружающего  мира.  Так,  А.У.  Зеленко  считал,  что  чувственная  грамотность  ребенка  формируется  от  впервые  виденного,  ощупанного,  понюханного,  испробованного  и  способствует  возникновению  интереса  к  самостоятельной  деятельности. 

Музей  этической  культуры  в  современном  дошкольном  образовательном  учреждении  решает  следующие  задачи  по  формированию  этнотолерантности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста:  полноценное  приобщение  к  культуре  своего  народа  как  непременное  условие  интеграции  в  другие  культуры;  формирование  многосторонних  представлений  о  многообразии  культур  в  регионе,  стране,  мире  в  целом;  воспитание  положительного  отношения  к  культурным  различиям,  способствующим  прогрессу  человечества;  создание  условий  для  интеграции  в  культуры  других  народов  и  развитие  этнической  толерантности  в  процессе  ознакомления  с  их  национальными  достижениями;  формирование  и  развитие  умений  и  навыков  продуктивного  взаимодействия  с  представителями  других  культур;  воспитание  в  духе  мира,  терпимости,  гуманного  межнационального  общения.

Музей  этнической  культуры  должен  отвечать  ряду  показателей:  не  провоцировать  на  агрессивные  действия,  проявление  жестокости;  не  порождать  отрицательных  эмоций,  проявление  страха;  не  провоцировать  негативного  отношения  к  детям  другой  национальности;  быть  дидактически-оснащенным  для  воспитания  этнотолерантности.

Как  и  любой  музей,  он  выполняет  четыре  основных  функции:  пополнение  фондов;  систематизация  подлинников;  сохранение  подлинников;  демонстрация  экспонатов.  Кроме  перечисленных  функций,  музей  этнической  культуры  способствует  гражданско-патриотическому  воспитанию,  являясь  формой  дополнительного  образования,  расширяя  кругозор  дошкольников  и  побуждая  их  к  активности,  сотворчеству  и  исследованию  истории  этнокультур.

Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предметы,  сделанные  руками  детей.

Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудио-материалов,  просмотр  мини-презентаций.

Свое  отношение  к  человеку  другой  национальности  начинает  формироваться  у  ребенка  примерно  с  5  лет,  основываясь  на  элементарных  проявлениях  общечеловеческих  чувств.  Поэтому  проблема  формирования  этнотолерантности  относиться  к  воспитательной  и  начинать  работу  в  этом  направлении  необходимо  с  дошкольного  возраста,  поскольку  именно  тогда  закладываются  ценностные  основы  мировоззрения.

Таким  образом,  благодаря  музею  продолжается  не  только  культурно-просветительская  деятельность,  но  и  расширяется  кругозор,  развиваются  познавательные  способности  детей,  формируются  проектно-исследовательские  умения  и  навыки,  развивается  творческое  мышление  и  их  активная  жизненная  позиция. 

Музей  решает  проблему  создания  полноценной  этнокультурной  среды  в  дошкольном  образовательном  учреждении,  обладает  развивающим  педагогическим  потенциалом  развития  и  формирования  личности,  носительнице  определенной  национальной  культуры.  Через  музей  осуществляется  подготовка  дошкольников  к  полноценной  жизни  в  условиях  многокультурной  мировой  цивилизации.

 

 

Заключение:

Основная цель существования любого музея, - помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник. Музеи России в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляют собой явление общечеловеческой значимости. Российские музеи – это уникальный тип учреждения культуры. Современный музей определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления культурного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Музеи играют важную роль в сохранении национального наследия народов Российской Федерации. Они являются основой «культурного каркаса» России, который обеспечит эффективную охрану и использование её национального наследия. Музеи также играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеи являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами. Всё это является свидетельством того, что музеи играют важнейшую роль не только в культурном, но и в социальном и экономическом развитии страны. Ведущее место музеев в системе учреждений, сохраняющих национальное наследие, определяется также широтой решаемых ими задач, главной из которых является сохранение и приумножение сокровищ национальной культуры России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Государственный исторический музей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского музея– Элетрон. дан. – Москва[2015].– http://www.shm.ru/ (дата обращения: 20.01.2015г)
  2. Традиционная материальная культура русских Томского края в коллекциях Томского областного краеведческого музея [Электронный ресурс] // Официальный сайт Томского музея– Элетрон. дан. – Томск[2015].– http://www.dslib.net/etnografia/tradicionnaja-materialnaja-kultura-russkih-tomskogo-kraja-v-kollekcijah-tomskogo.html/ (дата обращения: 20.01.2015г)
  3. Томский областной краеведческий музей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Томского краеведческого музея– Элетрон. дан. – Томск[2015].– http://tomskmuseum.ru/ (дата обращения: 20.01.2015г)
  1. Томский областной художественный музей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Томского художественного музея– Элетрон. дан. – Томск[2015].– http://www.artmuseum.tomsk.ru/ (дата обращения: 20.01.2015г)
  1. Коллекции Государственного Исторического музея [Электронный ресурс] // сайт московского исторического музея– Элетрон. дан. – Москва[2015].– http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/139_historical_museum.htm (дата обращения: 20.01.2015г)
  2. Коллекции Томского областного художественного музея [Электронный ресурс] // сайт Томского художественного музея– Элетрон. дан. – Томск[2015].– http://projectharmony.lib.tomsk.ru/muz.html/ (дата обращения: 20.01.2015г)
  3. Макарова  Т.В.,  Ларионова  Г.Ф.  Толерантность  и  правовая  культура  дошкольников.  Методические  рекомендации.  М.:  ТЦ  Сфера,  2008.  —  80  с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музеи Москвы и Томска