Неформальные молодёжные центры и объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. В данной работе предлагается материал по культурным объединениям молодёжных субкультур, их организации, управлении. Автор представляет тенденцию развития современных молодёжных субкультур, их основные черты, причины формирования. Также автором рассматривается вопрос значимости субкультур в современном обществе, влиянии их на развитие человеческого мировоззрения.
Задачи:
1.Рассмотреть неформальные молодёжные субкультуры как современные этнокультурные образования.
2.Выявить особенности культурных центров молодёжных субкультур.
3.Выявить отношения неформалов к проблеме развития культурных центров неформальных молодёжных субкультур

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры…….…5
1.1. Понятие «неформальная молодёжная субкультура»…...……..……...5
1.2. Понятие «культурные центры». Виды культурных центров….........16
2. Деятельность культурных центров неформальных молодёжных
субкультур.…………………………………………………………………..22
2.1. Зарубежный опыт…....…………………………………………………22
2.2. Российский опыт………………………………………………………..32
2.2.1. Ситуация в Самаре……………………………………………………44
2.2.2. Ситуация в Йошкар-Оле……………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………...….55
Список использованных источников и литературы…………………..….56

Файлы: 1 файл

Неформальные молодёжные центры и объединения (2).doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Кафедра культуры и искусств

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему: «Неформальные молодёжные центры и объединения»

 

 

 

 

Выполнил:

студент ФКИ  НХ(ЭК)-21

_________Калмыков Д.Е.

 

Проверил:

к. ист. н., доцент

_________Свечников С.К.

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры…….…5

1.1. Понятие «неформальная  молодёжная субкультура»…...……..……...5

1.2. Понятие «культурные центры». Виды культурных центров….........16

2. Деятельность культурных центров неформальных молодёжных

субкультур.…………………………………………………………………..22

2.1. Зарубежный опыт…....…………………………………………………22

2.2. Российский опыт………………………………………………………..32

2.2.1. Ситуация в Самаре……………………………………………………44

2.2.2. Ситуация в Йошкар-Оле……………………………………………..51

Заключение………………………………………………………………...….55

Список использованных источников и литературы…………………..….56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность работы. Субкультура, равно как и любая другая культура, является результатом человеческой деятельности, следствием работы человеческого мозга, некоей неотъемлемой частью жизни человека. И проблемы, связанные с развитием и бытованием культуры и субкультуры человека, довольно схожи. Субкультура имеет схожие черты развития, становления, накопления культурного наследия, опыта, трансформации культуры. Из этого следует необходимость глубокого её изучения.

Объектом исследования является неформальная субкультура. Предмет исследования – культурные центры неформальной субкультуры и проблемы, связанные с ними.

Цель исследования. В данной работе предлагается материал по культурным объединениям молодёжных субкультур, их организации, управлении. Автор представляет тенденцию развития современных молодёжных субкультур, их основные черты, причины формирования. Также автором рассматривается вопрос значимости субкультур в современном обществе, влиянии их на развитие человеческого мировоззрения.

Задачи:

  1. Рассмотреть неформальные молодёжные субкультуры как современные этнокультурные образования.
  2. Выявить особенности культурных центров молодёжных субкультур.
  3. Выявить отношения неформалов к проблеме развития культурных центров неформальных молодёжных субкультур.

Степень изученности  темы. Неформальной субкультуре посвящены работы таких исследователей как: С.И. Левикова, Т.Б. Щепанская, В. Козлов, Т.В. Латышева, С.А. Сергеев, Е.Л. Омельченко, С.К. Свечников и др.

При подготовке данной работы были использованы также материалы журналов и газет, интернет-источники, личные наблюдения и материалы бесед.

Методами исследования послужили: анализ специализированной литературы, сравнительно-исторический метод, метод квазиэтнографического исследования (включенное наблюдение, беседы и интервью с участниками неформальных молодежных объединений).

 

 

1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры

 

1.1. Понятие «неформальная молодёжная субкультура»

Как часто мы слышим термин «молодёжная субкультура» или «субкультура»? Газеты, журналы, телевидение, интернет довольно часто используют данный термин в своём обращении – к месту и не к месту, - порой доводя его до состояния неопределённости, размытости или более того – невежества. Смысл и проблематика, связанные с феноменом неформальной молодёжной субкультуры,  ускользают от внимания, теряются в музыкальной эклектике, атрибутике, имидже, моде; в нестандартном, а порой и девиантном поведении, которое пугает большинство людей, но даёт также и идею для некоторого круга лиц, в частности – для молодёжи, подростков, людей с «иной» философией и жизненной позицией.

Так существует ли феномен молодёжной субкультуры? Или же это тонкая стратегия массовой поп-культуры для «раскрутки» и  привлечения в свои ряды представителей «инакомыслящего» населения людей  с целью получения коммерческой выгоды? А если же неформальная молодёжная субкультура и существует, и не как результат рекламы и заявлений средств массовой информации, то имеет ли неформальная молодёжная субкультура право существовать как норма социального поведения? Или же следует искоренять её силами полиции, педагогики, психиатрии и психологии? Стоит ли проявлять терпимость к представителям неформальной молодёжной субкультуры и значит ли данное самовыражение предтечей новой социальной и культурной реальности, которая нас ждёт?

Что же такое неформальная молодёжная субкультура? Без ответа на данный вопрос вряд ли можно адекватно понимать современное развитое общество, которое активно движется в постиндустриальном направлении. На сегодняшний день не только понятие «молодёжная субкультура» трактуется по-разному, но и сами термины «молодёжь», «субкультура» и «культура» в разных интерпретациях имеют абсолютно различные смыслы. Становление понятий всегда происходило и происходит в конфликтах различных мнений. Но необходимо вкратце обратится к генезису, к первоисточнику формирования базового понимания, которое проясняет сущностные характеристики феномена молодёжной субкультуры. [1]

Термин «молодежная культура» - собирательный. В своем расширительном значении он включает всё, что относится к культуре людей определенного возраста - от подростков до тех, кому за 30, но не больше 40. Однако, как правило, этот термин употребляется для обозначения культуры, создаваемой взрослыми для молодых. А поскольку современные развитые общества - это общества массовой культуры, то молодежную культуру - правомерно рассматривать как часть массовой культуры, ориентированной на молодежь. Иначе говоря, у молодежной культуры есть предполагаемый потребитель - молодежь, эта культура носит коммерческий характер и действует по законам рынка, поскольку помогает ее создателям зарабатывать деньги.

Термин «молодежная субкультура» несет совсем иной смысл. Под ним понимается культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя с целью самореализации, самоидентификации, выработки социальных ролей и наработки статуса. Никаких коммерческих целей молодежная субкультура не преследует, более того, она не стремится себя афишировать. Под термином «неформальные молодежные объединения» понимаются группы (объединения), которые образуются независимо от желаний и намерений взрослых и являются результатом соответствующих действий самих молодых людей.

Неформальные молодежные объединения можно определить как группы, возникшие на основе субъективных потребностей, интересов и стремлений молодых людей, вне зависимости от того, совпадают или противоречат их интересы интересам общества. Такие объединения создаются добровольно и в свободное время. Одной из их функций является обеспечение свободного социального пространства для экспериментирования. Неформальные молодежные объединения формируются не столько ради заранее заданных целей, сколько ради самих себя. В данном случае ценен прежде всего прямой контакт со сверстниками.

В термине «молодежное объединение» обычно опускается определение «формальное», из-за чего его нередко путают с «неформальным», что ведет к неразберихе и смысловому непониманию. Между тем формальное молодежное объединение создается для молодых людей извне. Как правило, взрослые придумывают идею, цели, структуру и т.д. для этих объединений и организуют вступление в них молодежи.

Молодежные субкультуры - относительно новый феномен. Впервые они появились в США в 50-е годы ХХ столетия, где вначале были восприняты как курьез или отклонение от нормы. Однако шло время, и явление не сходило на нет: на смену одним субкультурам приходили другие, более того, они стали возникать во всех индустриально развитых общественных системах, вступавших в постиндустриальную стадию. Переход к постиндустриализму сопровождался резким увеличением периода обучения, необходимого подрастающему поколению для овладения будущей профессией.

Ранее, в традиционных обществах освоение секретов ремесла не требовало долгого времени, и дети ремесленников (ткачей, сапожников, горшечников и т.п.) росли, перенимая навыки у родителей. Возмужав, биологически став взрослыми, они могли проявить себя в деле, профессии, обрести полный социальный статус и начать автономную от родителей жизнь, материально обеспечивая собственную семью. [2]

В современных развитых обществах по причине чрезвычайного усложнения всех производств молодому человеку проявить себя в «ремесле» практически невозможно, для овладения практически любой профессией нужен слишком длительный период. В результате самостоятельность приходит к нему значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Положение усугубляется и биологической акселерацией, в силу которой в старших классах обучаются, с физиологической точки зрения, вовсе не дети. Эта ситуация приводит к появлению нового феномена для развитых общественных систем - «социальное детство». В чем его суть?

Большинство подростков после завершения обязательного образования, которое, как правило, во многих индустриальных и постиндустриальных странах приходится на окончание средней школы, продолжают учиться: в техникумах, колледжах, вузах. Они заранее знают, что впереди у них очень долгие годы учебы. Поэтому и окончание детства значительной части сегодняшних школьников видится несколько абстрактно и представляется весьма отдаленным событием жизни.

В социальном плане это оборачивается тем, что все выше поднимающаяся планка длительности периода обязательного образования превращает его практически в бесцельное (в нашей стране в школе учатся 10 лет, затем в институте 5-6 лет. Если к этому прибавить обучение между школой и институтом в колледже или профессиональном училище, обучение в аспирантуре после окончания института, а для врачей и в ординатуре, то в сумме получится не менее 20 лет. Таким образом, специалистом в современном индустриально-развитом обществе человек становится очень поздно, лет к 35).

Кроме того, официально признанный длительный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь. Попытка различными способами сохранить чуть ли не навсегда право на «детскую» безответственность, поначалу озадачившее исследователей молодежи, было отмечено на Западе еще в начале 60-х годов ХХ столетия: движение хиппи, стремившихся выйти из естественного процесса социального взросления и, с одной стороны, пользоваться преимуществами взрослой жизни, когда человек сам может решать, как ему поступать, а, с другой, одновременно ни за что не отвечать, было первым проявлением молодежного социального «вечного детства». Чуть позже отечественные хиппи именно так впервые и заявили о себе. В Москве 1 июня 1967 г. - в День защиты детей они вышли на «демонстрацию» к памятнику Пушкина с плакатами: «Живите как дети, в мире, спокойствии! Не гонитесь за призрачными ценностями!» Э. Фромм, говоря о студенческой революции 60-х годов в США, отмечал, что, суть идеалов «революционной» молодежи того времени сводилась к тому, чтобы «снова стать детьми».

Современные биологически и физиологически взрослые «социальные дети», нуждаются в самоутверждении и самовыражении. Как им удовлетворить эту потребность? Профессионально они это сделать еще не могут, поскольку только обучаются будущей профессии; собственной материальной самостоятельности (за редкими исключениями) у них тоже еще нет, из-за чего невозможна и независимость от родительской семьи.

Выход из данной ситуации был найден в молодежной субкультуре, отличной от культуры отцов, поскольку именно в мире последних молодой человек не мог проявить себя «должным образом». Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающие неуверенность в занимаемых социальных статусах, приводит их к спонтанному созданию неформальных молодежных объединений, цель которых - самовыражение и выработка собственного социального статуса, признаваемого окружающими.

С первых шагов молодежную субкультуру отличала невписываемость, невовлеченность в массовую культуру. При этом «невписываемость» при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается странным соединением, «симбиозом» эпатажных, эскапистских и протестных форм данной субкультуры. Эти формы предоставят возможность молодежной субкультуре исполнять роль своеобразного компенсаторного механизма, решающего задачу противовеса мощному нивелирующему давлению массовой культуры.

Молодые люди образуют всевозможные неформальные объединения, или молодежные субкультуры различного характера (политического, религиозного и т.п.), но, как правило, большинство из них не имеют никакой идеологии или доктрины и могут утверждать лишь, что они просто «ищут себя». И хотя им и не удается найти ни себя, ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, тем не менее они заняты поисками способа быть самими собой, а не обладать и потреблять», в отличие от всего большого «общества потребления», частью которого они также являются.

Переход социальных систем к постиндустриализму, бурное техническое развитие, либерализация и демократизация сделали формирование индивидуальности человека весьма проблематичной, поскольку поиски человеком индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающимся с эфемерностью, динамизмом и новизной. Недолговечность и новизна образуют «опасную смесь», поскольку человек, стремящийся к самоидентификации, установлению социальных связей, ведет поиск в изменчивой среде. Все объекты, с которыми он соприкасается и к которым мог бы присоединиться, пребывают в постоянном ускоряющемся движении. В результате с наращивания темпа развития и либерализации демократизацией жизни исчезают прежняя стабилизация, налаженность в передаче опыта старших, что, в свою очередь, оборачивается возникновением феномена молодежной субкультуры. Именно в этот период (в середине ХХ в.) появились сначала битники, потом хиппи, панки и металлисты. Все они отнюдь не были воинствующей молодежью, пытающейся разрушить старый строй и построить новый мир. Они просто осознали всеобщую одинаковость, стандартность, невозможность отойти от общепринятых норм. И попытались этому противостоять.

Информация о работе Неформальные молодёжные центры и объединения