Неформальные молодёжные центры и объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. В данной работе предлагается материал по культурным объединениям молодёжных субкультур, их организации, управлении. Автор представляет тенденцию развития современных молодёжных субкультур, их основные черты, причины формирования. Также автором рассматривается вопрос значимости субкультур в современном обществе, влиянии их на развитие человеческого мировоззрения.
Задачи:
1.Рассмотреть неформальные молодёжные субкультуры как современные этнокультурные образования.
2.Выявить особенности культурных центров молодёжных субкультур.
3.Выявить отношения неформалов к проблеме развития культурных центров неформальных молодёжных субкультур

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры…….…5
1.1. Понятие «неформальная молодёжная субкультура»…...……..……...5
1.2. Понятие «культурные центры». Виды культурных центров….........16
2. Деятельность культурных центров неформальных молодёжных
субкультур.…………………………………………………………………..22
2.1. Зарубежный опыт…....…………………………………………………22
2.2. Российский опыт………………………………………………………..32
2.2.1. Ситуация в Самаре……………………………………………………44
2.2.2. Ситуация в Йошкар-Оле……………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………...….55
Список использованных источников и литературы…………………..….56

Файлы: 1 файл

Неформальные молодёжные центры и объединения (2).doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

Желание быть не такими, как все, у субкультурной молодежи не реализовалось в полной мере, поскольку неформальное молодежное объединения, которое действительно позволяет молодому человеку частично «убежать» от унифицированности массовой культуры, вынуждает его следовать лишь иному варианту унифицированности: в этом объединении он должен поступать так же, как все там поступают, в противном случае он просто не будет туда принят. Эта субкультурная унифицированность проявляется и во внешнем виде, и в сленге, и в манерах, и в пристрастиях, и во многом другом. Но некоторые молодые люди все же предпочитают субкультурную унифицированность унифицированности массовой культуры. Таким образом, эскапизм молодежи, ее желание сохранить собственную индивидуальность оборачиваются лишь иной формой ее потери.

Внешней основой для возникновения молодежной субкультуры является достижение общественной системой индустриально-развитой ступени развития и начало ее перехода к постиндустриализму, сопровождающееся потребностью в большом количестве квалифицированных специалистов, резким увеличением срока их подготовки к работе (обучение) и превращением общества в массовое, нивелирующее личности. Однако это необходимое, но недостаточное условие ухода молодого человека в неформальное молодежное объединение.

Практика показывает, что «субкультурную» молодежь «поставляют» достаточно благополучные и, более того, состоятельные семьи. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с маленьким ребенком, контролируя каждый его шаг, то, как правило, очень скоро он оказывается в неформальной молодежной организации, где начинает отрабатывать социальную роль вовсе не «маменькина сынка». Молодежная субкультура превращается для него в своего рода игру, отсутствие которой оборачивается неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» во взрослом состоянии.

Еще одной предпосылкой появления «субкультурной» молодежи служат формальные группы или организации - школа, различные кружки по интересам, спортивные секции, организации типа пионерской (ныне она продолжает свое существование в России, хотя и не в таких масштабах, как ранее в СССР), скаутской, комсомольской и т.п. - у тех или иных молодых людей происходит определенный сбой социализации. Здесь следует сразу развести значение школы и других формальных групп, поскольку, как правило, если что-то не задается в последних, то их можно просто «бросить», оставить, сменить. «Бросить» школу невозможно. Правда, можно перейти в другую, но это не так просто, как сменить кружок по интересам, хотя в принципе возможно и это, но не всегда.

Какие ситуации в школе могут толкнуть молодого человека в неформальную молодежную группировку, к молодежной субкультуре? Основных таких ситуаций две: - «неконтакт» с учителем, и проблемы с коллективом класса. В первом случае речь идет о предвзятом отношении учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношении к этому школьнику одноклассников. Так, если учитель «поставил крест» на ученике, то последнему будет предельно трудно изменить ситуацию в свою пользу. Такое отношение может быть заслуженным или незаслуженным; ученик может реагировать на ситуацию по-разному; одноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, а могут занять и нейтральную позицию. Для нас значимо то, что ситуация «учитель - ученик» может быть причиной и условием попадания подростка в неформальное молодежное объединение, продуцирующее молодежную субкультуру, оппозиционную базовой культуре, олицетворением которой для данного подростка будет его «предвзятый учитель».

Вторая школьная ситуация - проблемы с коллективом класса - тоже может обернуться для подростка приходом в молодежную субкультуру. Невозможность для молодого человека получения, как ему кажется, заслуженного признания формального коллектива сверстников или соответствующей его способностям и возможностям социальной роли в этом коллективе далеко не так безобидны, как может показаться.

Специфика обучения в вузе ослабляет некоторые болевые моменты социализации молодого человека в школе. Как правило, отношения «преподаватель - студент» не столь длительны, как отношения «учитель - ученик», да и воспринимаются они менее болезненно уже более взрослым, чем в школе, молодым человеком; а студенческие группы по сравнению со школьными классами оказываются несколько «размытыми». Но вероятность конфликтов, аналогичных школьным, со всеми вытекающими отсюда последствиями, имеется и в вузе.

Другой источник появления «субкультурной» молодежи безработные, а также временно, частично или случайно занятые молодые люди. Под временной работой мы имеем в виду ту, которая выполняется по временному контракту (договору); под частичной - работу с неполным рабочим днем; под случайной - работу, которая позволяет вполне трудоспособному и нередко хорошо профессионально подготовленному молодому человеку перебиваться случайными заработками. Для молодых людей, оказавшихся в одной из указанных выше ситуаций, наступает пора вынужденного безделья, на которую они реагируют по-разному. Одни, считая ситуацию, в которую они попали, несправедливой, болезненно переживают отсутствие работы и активно ищут себе место по специальности. Другие, для которых работа является чем-то необходимым и неизбежным, воспринимают свое положение как исключенность из общества вообще и поэтому ищут любую работу. Третьи же, для которых труд не представляет никакой ценности, расценивают безработицу как нечто нормальное. Более того, отказывающиеся взрослеть подростки относятся к собственной безработице не как к несчастью, а как к подарку судьбы. Именно они, дети достаточно состоятельных родителей, получившие хорошее образование, выпадают из устойчивой системы социальных связей и оказываются в лоне молодежной субкультуры. Кстати, согласно официальным данным, на конец 2000 г. в России молодежь составляла треть всех безработных. Многие юноши и девушки перебиваются случайными заработками и первыми испытывают социальную несправедливость и отсутствие гарантированных трудовых прав. Это ли не резерв для молодежных субкультур?

Еще один источник появления «субкультурной» молодежи - несоответствие реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу; невозможность для него найти свое место в жизни или его за вышенные представления о собственных способностях и непризнание этих способностей обществом. Это ситуация «непризнанных обществом» музыкантов, поэтов, ученых, художников, философов и т.д., работающих дворниками, истопниками, сторожами, поскольку общество их не оценило.

Итак, молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки) и виртуального общения (например, киберпанки). Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», инициатора тех или иных инноваций либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, то вокруг него появляется группа последователей и данная субкультура растет. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы, посредством которой молодые люди узнают «своих», отличают их и выделяет среди «чужих». Подобная символика «работает» на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Важнейшей функцией молодежной субкультуры является признание первичного статуса ее членов, которые интегрируются в общество товарищей-сверстников и получают престиж, в котором им отказывает общество взрослых. Кроме того, в peer groups молодой человек обретает чувство уверенности в себе, общность интересов, ориентацию. Этим и объясняется присущая молодым тенденция к солидарности. Но как только члены группы утвердились в обществе взрослых, получив в нем свою роль и статус, группа сверстников распадается.

Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем. Чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры. При этом ему достаточно достигнуть определенного возраста, чтобы стать признанным членом молодежной неформальной группы, куда взрослому путь навсегда закрыт.

Не следует обманываться и думать, что лишь неформальные молодежные объединения могут позволить молодому человеку самореализоваться, а формальные можно использовать только для поддержки той или иной политической партии или в качестве ее резерва. И те и другие объединения являются неотъемлемой частью современных массовых обществ, и функции у них могут быть схожими. Разница лишь в том, что неформальные молодежные объединения создают сами молодые люди для себя, а они-то очень хорошо знают, что именно им не надо. Формальные же молодежные объединения, создаваемые для молодых людей взрослыми, как правило, нацелены на достижение «взрослых» целей, которые не всегда соответствуют тому, что позволяет самореализоваться молодым людям и нужно именно им, а не взрослым.

В современных индустриально-развитых массовых общественных системах молодые люди объединяются именно потому, что молоды, что в их жизни возникает период, когда они «вырастают» из родительской семьи, а собственных семей еще нет. При этом, по сравнению со взрослыми, у них много свободного времени, но еще нет строгих обязанностей и обязательств. Поэтому, не сумев социализироваться традиционным способом, молодые люди компенсируют это в неформальных молодежных объединениях.

Возникает вопрос: можно ли связать рост числа молодых неформалов с ростом активности и субъектности современной российской молодежи? Ответ один - нет. Основная функция молодежных субкультур не в том, чтобы дать молодым людям проявить свою субъектность и активность, а в том, чтобы компенсировать или ликвидировать последствия сбоя социализации в «большом» обществе. А потому причины увеличения количества неформалов надо искать прежде всего в том, что общество неспособно дать молодым людям традиционным способом, в силу чего они и «бегут» из него в молодежные субкультуры. [3]

 

1.2. Понятие «культурные центры». Виды культурных центров

Культурный  центр (ср. англ. Cultural Center) — широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества — тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. Культурные центры могут существовать и в рамках общественных художественных объединений, и в порядке частных инициатив; равно как при государственном (правительственном) патронаже, или же силами активистов.

При этом современное употребление термина «культурный центр» может на практике обозначать принадлежность такого объекта к одной из двух смысловых категорий (либо к обеим одновременно):

- крупный многофункциональный  комплекс, культурно-зрелищная и иная публичная деятельность на базе которого охватывает сразу несколько видов искусства или сфер культуры(этим он отличается от более узко специализированных объектов и учреждений, обслуживающих лишь одну из традиционных культурных функций, будь то музейно-выставочная,библиотечная, концертно-театральная, образовательная, самодеятельная, клубная и т. п.);

- учреждение культуры, имеющее национальную, конфессиональную, социальную либо иную групповую ориентацию или принадлежность (иногда при посольствах или иных представительствах стран, религиозных организаций, общественных объединений), к тому же в большинстве случаев — ставящее перед собой задачи не только обслуживания внутренних интересов этой группы или диаспоры (в отличие от клуба), но и знакомящее с этой характерной культурой — окружающее общество, создавая условия для её сохранения, понимания и дальнейшего развития в этом обществе.

Границы этого термина, таким образом, достаточно условны: в частности, он близок с одной стороны к традиционному для социалистических и некоторых других стран институту «домов (дворцов) культуры и народных клубов»; с другой — к таким разновидностям общественных центров как арт-центры, как национальные общественные объединения; а отчасти - и к выставочным, библиотеч-ным или концертным организациям «широкого профиля». Как правило, для культурного центра любого типа всё же характерно главенство деятельности некоммерческой, просветительской и, до некоторой степени, пропагандистской (в области культуры), а также её многосторонний и комплексный характер.

От термина «культурный центр» в указанном значении «учреждения, организации или архитектурного сооружения» — следует отличать словосочетание «культурный центр» в его произвольном лекси-ческом смысле, складывающемся из спектров значений двух этих слов по отдельности (как правило: «территория, сосредоточившая или управляющая…» — по отношению к явлениям или объектам «культуры»). Например: «Москва — крупный культурный и промышленный центр» и т. п.

Как «пограничный случай» можно  рассматривать также «градостроительное» употребление того же словосочетания. В традициях ряда стран (особенно характерных, например, для Австралии, а в отдельных случаях — для США и др.) — «культурным центром» может именоваться особая зона или район городской застройки, где по замыслу градостроителей (или же исторически) сосредоточены здания и сооружения именно культурного назначения (театры, музеи, киноконцертные залы, библиотеки, иногда стадионы или даже парки и т. п.). Сочетание «культурный центр» может в подобных случаях играть роль или быть составной частью устойчивого названия для такого района. Решая в каждом отдельном случае, можно ли его отнести к использованию термина «культурный центр» в первом значении — следует, вероятно, ориентироваться на то, составляют ли все учреждения в этой градостроительной зоне также и некую административную и организационную целостность, координируют ли свою деятельность в рамках своей принадлежности к единому комплексному явлению в местной культуре.

Летом 2008 года в Москве был создан Общественный Совет по культурным центрам, который в качестве ближайшей задачи назвал защиту здания Центрального дома художника; в совет вошли пятьдесят человек (архитекторы, музейщики, журналисты, художники, писатели). [4]

Рассмотрим  некоторые примеры культурных центров (в частности, неформального характера):

Обще́ственный центр (англ. Social Center, итал. Сentro Sociale и т.п.), в некоторых случаях также именуемый в англоязычных интерпретациях «Общинным центром», или «Центром сообщества» (англ. Community Сentre) — это организованное пространство для деятельности сообщества. Как правило, это здание или помещение, используемое для каких-либо из широкого спектра целей общественной активности, которые должны относиться к благотворительным или некоммерческим.

Информация о работе Неформальные молодёжные центры и объединения