Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования. В данной работе предлагается материал по культурным объединениям молодёжных субкультур, их организации, управлении. Автор представляет тенденцию развития современных молодёжных субкультур, их основные черты, причины формирования. Также автором рассматривается вопрос значимости субкультур в современном обществе, влиянии их на развитие человеческого мировоззрения.
Задачи:
1.Рассмотреть неформальные молодёжные субкультуры как современные этнокультурные образования.
2.Выявить особенности культурных центров молодёжных субкультур.
3.Выявить отношения неформалов к проблеме развития культурных центров неформальных молодёжных субкультур
Введение………………………………………………………………………..3
1. Неформальные молодёжные субкультуры и культурные центры…….…5
1.1. Понятие «неформальная молодёжная субкультура»…...……..……...5
1.2. Понятие «культурные центры». Виды культурных центров….........16
2. Деятельность культурных центров неформальных молодёжных
субкультур.…………………………………………………………………..22
2.1. Зарубежный опыт…....…………………………………………………22
2.2. Российский опыт………………………………………………………..32
2.2.1. Ситуация в Самаре……………………………………………………44
2.2.2. Ситуация в Йошкар-Оле……………………………………………..51
Заключение………………………………………………………………...….55
Список использованных источников и литературы…………………..….56
(Андрей Бурлака. Рок-энциклопедия: Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге 1965-2005) [12]
2.2.1. Ситуация в Самаре
При составлении материалов о Самаре, мной были обнаружены многочисленные источники, посвящённые самарской неформальной молодёжи. Почти все из этих источников отражали неформалов как «суицидальную молодёжь», как «потерянное поколение», как уродов и отморозков. Общество желает видеть в неформалах то, что хочет видеть. И не желает детально разбираться в проявлениях людского самовыражения.
Данные «источники» совсем некомпетентны. Но, что самое опасное, люди их читают. И воспринимают за «чистую монету». От своего имени хочется сказать, что данную ложь следует искоренять. И проводить ликвидацию безграмотности общественного мнения.
Чтобы разобраться детально, без изъянов в понимании, автору данной работы пришлось обратиться к представителям самарской неформальной интеллигенции. Источником материала послужили мои беседы с Павлом Золиным, продюсером и директором прекрасной неформальной группы Purple Fog Side. Группа считается одним из музыкальных эталонов неформальной интеллигенции, и существует на отечественной сцене более 20 лет.
Приведённый ниже материал, повторюсь, является результатом опроса и беседы:
«…Готическая субкультура в ее современном российском варианте сформировалась в нашем городе. Около десяти лет назад. И люди в черном - это не обязательно спецагенты. Несмотря на долгий срок эта субкультура все так же овеяна легендами и страшными историями. Среди самарских готов немало музыкантов, художников, дизайнеров и фотографов. В конце концов, черный - это цвет земли, из которой всё родится и в которую всё уходит.
Что такое готика сегодня? Можешь ли ты пояснить, что это за явление сегодня, ведь понятно, что черным прикидом, Тимом Бёртоном и депрессивностью это явление не ограничишь. Так что же такое готика сегодня?
- Это крайне сложный вопрос, на который нет ответа совсем, разве нечто ироничное. Тем более, вашей дочке еще рано знать такие вещи – существуют возрастные цензы на фильмы и музыку. Хотя, дайте ей посмотреть мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров» и скажите в конце, что Коралина, когда вырастет, станет готом. Она вас поймет. Если брать глобально, то точным определением будет пожалуй какое-нибудь энциклопедичное «синтетическая альтернативная поп-культура, затрагивающая все аспекты жизнедеятельности, которая берет за основу эстетизацию темного начала в творчестве и является зеркальным отражением реальности в инвертных тонах». Но поймет ли вас дочь? Да и не готика это. Я не знаю, как ее назвать – «темная культура», наверное. Тут всё – и фильмы, и музыка, и объекты интерьера, и одежда, и еда, и изобразительное искусство, и литература – в общем, все человеческое творчество и ремесло. Не бывает только готических межзвездных лайнеров, а так , все остальное уже есть. Одно из основных качеств, почему эта культура продолжает удивлять – это то, что она развивается и стабильно популярна уже 30 лет – на всех уровнях, во всех странах и при всех возможных бюджетах. Это настолько органично выглядит, что зачастую и не поймешь – где наследование, а где что-то новое… При этом всегда понятно, что Тим Бёртон снимает готские фильмы, The Cure исполняют готическую музыку, и т.п. Черный прикид — это конечно часть исторически сложившегося дресс-кода. Этот цвет давно перестал быть «темным» и «депрессивным» для людей в теме он просто казуальный, соответственно он выглядит таковым только для обывателей, которые привыкли, что в черной одежде у нас ходят только на похороны. Готы – не более депрессивны, чем остальные. И процент суицидов и всяких отклонений у них ровно такой же, как и у остального здорового общества. Просто, готы чуть по-иному смотрят на жизнь. Умеют веселиться там, где остальные грустят или боятся. Или могут замечать комичное и наигранное в очень серьезных ситуациях. В общем, как и все адекватные люди. Поэтому кто готы и где готика – не всегда понятно. Краеугольным камнем темной культуры является прежде всего музыка и социализация в рамках интересов в творчестве и искусстве.
Как ты сам себя соотносишь с этим явлением? Можно ли тебя считать лидером или основателем готической культуры в Самаре?
Эта культура децентрализована, глобальна и охватывает весь мир, как интернет. Здесь не бывает «звезд», «лидеров» и «пророков». Равные возможности у каждого. Просто так получилось, что я был в числе первых в России, кто об этом в открытую заявил. Грубо говоря, я крупно подставился и отдал себя в жертву этой культуре, заранее зная, что буду объектом насмешек и тыкания пальцами в свою сторону. Сам я себя готом не считаю, конечно. Признать себя готом можно только иронично, в качестве высмеивания своих же штампованно-мрачных качеств. Когда моему приятелю грустно на празднике, или он неуместно засмеется на приеме у зубного – я обязательно спрошу в шутку – не гот ли он. Ни один нормальный человек никогда не признает себя готом – нас таковыми изначально считает общество, будь мы социальными или нет. Это своего штамп и клеймо, чтобы не мешать нас с другими представителями современной культуры и поставить некоторую очень условную заслонку. Наши мероприятия могут посещать абсолютно все желающие, кому небезразлична «темная» сторона человеческого творчества, нужно лишь соблюдать этику и иногда определенный дресс-код. Это и позволило развить интерес общественности, и в какое-то время готы даже были в моде. Промо-группе Samara.Goths в этом году уже 10 лет. Мы в целом демократичны, добры, человечны и открыты. И ни в коем случае не секта или тайное общество – любые попытки создать вокруг темной культуры подобные формации обречены на провал и высмеивание. Повторюсь, нельзя взять, пройти инициацию, и стать готом.
Как получилось, что именно Самара стала готической столицей России? Ну, или одним из городов, где это явление получило наиболее яркое развитие?
Ну не сказать что «столица», и я не основатель Samara.Goths, это коллектив примерно из 30 человек, так называемого «олд скула», изначально группы друзей, связанных одними увлечениями. Кроме нашей, есть и другие промо-группы. Исторически сложилось так, что многие представители самарского рок-эстеблишмента 80-х и 90-х играли готическую музыку, и мы сумели эти корни сохранить, делая развитие непрерывным и целостным с самого начала 80-х. Похожая ситуация в других городах – Воронеже, Москве, Питере, Нижнем Новгороде и остальных миллионниках. Просто у нас крупная локальная «темная сцена» и часто проходят тематические мероприятия. Среди крупных городов, исключая наши столицы, мы пока лидируем в плане стабильности, посещаемости и частоты этих мероприятий. Тут нет борьбы за лидерство или конкуренции – это все следствие коллаборации.
Готы и православие (христианство) - "враги навсегда" или можно совместить?
Это почти всегда совместимо – половина нашей активной аудитории – самые настоящие православные. Есть и язычники, и буддисты, синтоисты – кого только нет. Конечно, очень много атеистов – примерно треть. Тема религии – индивидуальная для каждого, большинство находится в гармонии со своими религиозными убеждениями. Врагами нас считает не религия, а церковь – лишь потому, что готы редко заходят в церковные лавки или на богослужения, и их не смущает признание того факта, что, например, «вселенское зло» существует, и оно посильнее «добра». Да и дресс-код, знаете, похож даже немного. К тому же, готы, в отличие от радикалов не склонны делить мир на черное и белое, на добро и зло. Каждый выстраивает для себя эти моральные установки согласно нормам современного общества… Чем сильнее нас пытаются втянуть в вопросы этики и морали – тем более мы становимся врагами, потому что большинство готов в открытую заявляют, что смерть неизбежна, например, и она даже красива и сильна в своей неизбежности – хоть это не противоречит большинству мировых религий, это не совсем тема для христианских песнопений и восхвалений. Никому невдомек, что темная культура спасла от депрессии и смерти тьму «заблудших душ», вылечила и сделала счастливыми сотни тысяч людей по всему миру, вырастила не одно поколение полноценных, здоровых и неглупых детей и тьму тьмущую талантов. Мы просто об этом молчим, а не ставим это в главу угла, равно как и наши шутливые девизы. Вообще, одна из основных целей всего готического творчества – излечить в людях страх перед смертью, перед неопределенностью. И это без какой то канонизации, писаний, уставов, тысяч лет, набора молитв и так далее – используя весь доступный опыт, включая и христианское наследие. А вот психологи и культурологи наоборот, наши лучшие друзья.
Можно ли стать готом, если ты не подросток уже и что для этого нужно или не нужно?
Скажем так, можно стать готом, не заметить этого и никогда об этом не узнать. Были ли Уильям Блэйк, Иеронимус Босх или Даниил Хармс готами? Сейчас, с высоты времен, можно сказать что да. А то, что готы – в основном подростки, нам навязали проамериканские дельцы поп-индустрии, захотев сделать из закрытой взрослой субкультуры нечто вроде тинейджерского модного тренда. Ну что же, их проблемы, потому что теперь это намного большее, чем просто клуб любителей фильмов ужасов и готического рока. Но вот почему-то какой-то урод решил, что готы - это романтичные грустные детишки. А то, что эти детишки втихаря рисуют, пишут стихи, читают массу книг, шьют одежду, или играют музыку – социализируются и актуализируются — никто не замечает. Бьют набат только тогда, когда ребенок, оставшийся без понимания родителей и сверстников, совершает попытку суицида от несчастной любви, или вообще по какой нибудь глупости, вроде «умру как мой любимый рок-герой». Конечно, окончательно это среда для взрослых людей. Темы суицида и депрессии для нее настолько же табуированы, насколько и в обычном обществе. Все возрастные цензы сохранены, и даны на откуп родительского контроля и общественной этики. Средний возраст нашей аудитории – 15-40 лет и выше. У меня есть знакомая «готесса» в Германии, которой далеко за 60. Активных взрослых людей как раз большинство. А дети, как правило, просто громче всех кричат о том, что они готы, дискредитируя своими глупыми позерскими выходками и нашего брата, и делая объектом насмешек себя.
Есть ли от таких субкультур какая-то "польза" большой культуре, что она заимствует у готики, и как готика совместима с нашей русской национальной спецификой?
Нашей стране не повезло, так же как и Германии. У нас за плечами мировые и гражданские войны, смена режимов и просто куча человеческого горя, стыда и сделок с совестью, которым нужен выход. В 2003 я приобрел толстенный фолиант северных русских народных песен, это просто какой-то непролазный мрак! А не повезло потому, что многие этот мрак воспринимают за чистую монету и думают, что уныние это наша национальная черта. Хотя основное предназначение у всех этих песен – погоревать и успокоиться. Ненадолго предаться унынию и обрести силу, поняв, что у других людей может быть все хуже, чем у тебя. Это воспитывает эмпатию и сострадание, взывает к совести. Так что в плане интеграции в глобальную картину это плюс, а в плане восприятия – существенный минус. В Германии похожая ситуация – слишком досканально там воспринимается все черное. Хотя, культовый немецкий готический фильм «Небо над Берлином» - при своей тотальной грусти и несправедливости очень жизнеутверждающ. Без этого катарсиса после стресса, никакой культуры просто не может существовать, иначе это уже не готика – это чернуха.
Режиссер Балабанов и группа «Агата Кристи» у нас не готы – он чернушники и эксплуататоры человеческой мерзости и пороков, сознательная клоунада и шоу уродов, с пропагандой суицида и насилия.
Как изменились самарские готы за эти годы?
Выросли, обрели себя, завели детей и при этом остались готами. Когда все начиналось, «олдскулу» было по 20-30 лет. Те кто не завел детей, имеет очень много воспитанников, занимаются с молодежью, в том числе и я. Вообще взаимная психологическая помощь, обмен опытом и социализация – это функции всех, кто находится в этой культуре. Мы не занимаемся пропагандой и насаждением, мы всегда являемся отражением текущего положения дел. Мы проводим от 4 до 7 разноформатных мероприятий в год.
Много ли в Самаре неформальных клубов?
- У нас отсутствует понятие "неформальный клуб". Было два, один просуществовал год, а другой - два или три. Но оба закрылись в этом году.
А вот те клубы, где предпочитает собираться артхаусная, неформальная и андеграундная молодёжь? Такие люди, которые "не как все", неформат.
- Они собираются везде,
даже в самых гламурных клубах.
Всё зависит от вечеринки.
Как ты думаешь: данные мероприятия…какие именно функции,помимо воспитательной и социализирующей, они несут?
- Кроме очевидных конструктивных функций, у них есть и негативные функции, конечно. Алкоголь, наркоту и разврат среди молодёжи никто еще не отменял как бы, увы. А по-хорошему, данные клубы, помимо досуга, позволяют человеку примериться и показать себя в другой среде, нежели работа/институт/семья. Это такой микро-карнавал же, он позволяет надевать или снимать маску. Многие через клубы и пати решают проблемы личного характера – например, находят партнёров или строят романтические отношения.
А если бы всего этого не было? Вот не было бы неформальных клубов, тусовок... Насколько сильно бы это отразилось на жизни общества, в частности на части развития интеллигенции? Многое бы общество потеряло? Или нет?
- Конечно, многое было
бы потеряно. Неформалы все равно
бы собирались, но это было бы неконтролируемым явлением,
привело бы к росту преступности или к
нарушению законодательства. Сейчас они
под контролем и под охраной. Совершаются
милицейские рейды, антинаркотические/
(из интервью с Павлом Золиным, апрель – май 2013 г.)
2.2.2. Ситуация в Йошкар-Оле
В ходе опросов, проведённых автором работы в йошкар-олинских неформальных «тусовках», молодым людям были заданы следующие вопросы: относите ли вы себя к представителям какой-либо молодёжной субкультуры? Что вы знаете о йошкар-олинских неформальных клубах, местах сборов неформалов и мероприятиях неформального характера? Необходимо ли создание новых неформальных клубов, культурных центров для представителей неформальных субкультур и «иной» молодёжи? Как вы считаете: субкультура необходима человеку? Почему?
Вот какие ответы давали посетители рок-клуба «База у Славы», или «Welcome to the Jungle»:
Ренат:
- Не могу
конкретно сказать, что отношу
себя к какой-либо конкретной
субкультуре. Лучше сказать,
Информация о работе Неформальные молодёжные центры и объединения