Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей организации детской культурно-досуговой деятельностью в Государственном учреждении образования (ГУО) «Ясли-сад « 7 г. Молодечно» «Сказка».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности детей; - определить формы и виды культурно-досуговой деятельности детей; - выявить принципы и особенности организации детской культурно-досуговой деятельности; -проанализировать организацию детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие, формы и видыкультурно-досуговой деятельности детей 5
1.2.Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей 10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.01 Кб (Скачать файл)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО «ОСНОВАМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студентка 411а группы

Колтович  Елена Владимировна

 

Научный руководитель:

 

Лесниченко  М.В.

Допущена  к защите

  «____» ______________2013г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5

1.1. Понятие, формы и видыкультурно-досуговой деятельности детей 5

1.2.Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей 10

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14

2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14

2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Досуг традиционно является одной  из важнейших сфер жизнедеятельности  детей. Трансформации всех сторон жизни  общества привели к изменению  социокультурной ситуации в области  досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Неорганизованный, стихийный досуг детей часто  является источником импульса к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга - предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Поэтому так  важно уметь организовать для  ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Учитывая актуальность и практическую значимость проблемы организации культурно-досуговой деятельности в детских дошкольных учреждениях, мной была выбрана тема  исследования «Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей».

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей организации детской культурно-досуговой деятельностью в Государственном учреждении образования (ГУО) «Ясли-сад « 7 г. Молодечно» «Сказка».

Достижение указанной  цели предполагает решение следующих  задач:

- раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности детей;

- определить формы и виды культурно-досуговой деятельности детей;

- выявить принципы и особенности организации детской культурно-досуговой деятельности;

-проанализировать  организацию детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка».

Объектом исследования моей курсовой работы является культурно-досуговая деятельность детей.

Предмет исследования – специфика использования форм, видов и принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей.

В процессе написания  работы использовались такие методы исследования, как теоретический анализ социологической, психологической, педагогической, методической и управленческой литературы; моделирование, опросные методики (анкетирование), изучение и обобщение управленческого и педагогического опыта.

Базой исследования данного курсового проекта является ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей

 

Досуг - часть  нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных  непроизводственных обязанностей. Первыми  элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен  для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости,  и т.д. [4, с. 21].

Досуг при известных  обстоятельствах может стать  важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное  здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно  больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может  помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития.  Досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры   [8, с. 6].

Некоторые ученые, занимающиеся изучением процесса досуговой  деятельности, приходят к выводу, что  отдельные группы населения не имеют  соответствующего уровня знаний и навыков  рационального и разнообразного использования свободного времени [5, 12, 22]. К их числу можно отнести  и дошкольников, не владеющих необходимой культурой использования свободного времени. Поэтому их досуг имеет стихийный характер.

Обеспечить целенаправленность процесса детской культурно-досуговой деятельности возможно при условии наличия педагога, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель педагога - воспитание свободной, активно действующей личности дошкольника через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение культурного уровня ребенка.

Культурно-досуговая  деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер культурно-досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми [14, с. 24].

 Оказывая  влияние на духовный образ  жизни дошкольника, процесс культурно-досуговой деятельности обеспечивает необходимые условия для личностного развития ребенка, формирования его общей культуры. В нем нет строгой регламентации, он направлен на интересы и потребности самих детей. Перечисленные характеристики позволяют рассматривать культурно-досуговую деятельность дошкольников как средство формирования их культурного уровня в разнообразных сферах деятельности [8, с. 7].

В основе определения  форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс культурно-досуговой деятельности осуществляться не может [8, с. 7].

Формы культурно-досуговой деятельности дошкольников весьма разнообразны. Традиционно в работе с дошкольниками определены следующие ее разновидности: слушание музыки, упражнения, игры, развлечения, праздничные утренники. В современной литературе традиционные формы дополнены такими видами, как отдых, самообразование, творчество [10, с. 14].

Дадим характеристику отдельным формам культурно-досуговой деятельности, используемым в работе с дошкольниками.

Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка  и является одним из путей расширения кругозора дошкольников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров.

Использование развлечений в процессе досуга расширяет  сферу педагогического влияния на культурное развитие дошкольников, способствует созданию у детей приподнятого настроения, воздействует на моральный облик ребенка, воспитывает в нем гуманные чувства. Привнесение в развлечения эмоциональных и занимательных моментов повышает интерес детей к предложенному содержанию. Содержание развлечений складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения развлечений.

С детьми дошкольного  возраста организуются разнообразные  развлечения [10, 18], вид которых определятся характером участия в них детей:

-  развлечения,  где дети выступают в роли  слушателей или зрителей, обычно  готовятся и проводятся взрослыми,  деятельность детей несколько  ограничена и прослеживается  в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты);

- развлечения,  где дети являются активными  участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности;

-   развлечения,  в которых активное участие  принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно  заполнять свободное время дошкольников, содержательно и интересно организовывать  детские домашние праздники, культурный досуг в семье.

Формы развлечений  достаточно многообразны и зависят  от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности: концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, внесение новой игрушки, инсценировки, игры-драматизации, кукольные спектакли, хореографические и оперные миниатюры [8, с. 8].

По содержательной направленности в практике досуговой  деятельности представлена следующая классификация развлечений [12]:

- театрализованные (все виды театров и театрально-игровой  деятельности);

-  познавательные (КВН, разнообразные викторины:  о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.);

- музыкально-литературные  концерты;

- спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты  и т. д.).

Для того чтобы  развлечения способствовали развитию и воспитанию дошкольников, необходимо их тщательное планирование. Оно составляется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.

Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Значение праздника в жизни ребенка  велико. Он создает яркое, красочное  мироощущение, наделяет положительной  энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки  событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми.

И если на протяжении большого количества лет с детьми дошкольного возраста проводились в основном государственно-гражданские праздники, то в настоящее время классификация их существенно расширилась.

М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников [10, с. 34]:

-  народные  и фольклорные  Коляда, Масленица,  Сороки, весенне-летние игрища и  забавы, Осенины);

-  государственно-гражданские  (Новый год, День защитника  Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

- международные  (День матери, День защиты детей,  Международный женский день);

- православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);

-  бытовые  и семейные (день рождения, праздник  букваря, традиционные дни в детском учреждении); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

       Необычную классификацию праздников  предлагает Е. Синицына [21, с. 71]

- известные (День  знаний, праздник осени, праздник  урожая, Новый год, Рождество,  Масленица, День 8 Марта, праздник  весны, Пасха, День Победы и  многие другие);

-  малоизвестные  (День именинника, День Земли,  День города, День юмора, праздник  игры и игрушки, книжкины именины  и др.);

-  неизвестные  (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного  стихотворения, день сказки и  многие другие).

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей