Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей организации детской культурно-досуговой деятельностью в Государственном учреждении образования (ГУО) «Ясли-сад « 7 г. Молодечно» «Сказка».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности детей; - определить формы и виды культурно-досуговой деятельности детей; - выявить принципы и особенности организации детской культурно-досуговой деятельности; -проанализировать организацию детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие, формы и видыкультурно-досуговой деятельности детей 5
1.2.Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей 10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.01 Кб (Скачать файл)

Участие ребенка  в программе культурно-досуговой деятельности ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» содействует созиданию им своего культурного Я и способствует осмыслению досуга как личностной и социальной ценности, осознанию своего существования в рамках свободного времени, определению степени форм своего участия. В свободное время дети занимаются интересной и содержательной деятельностью, вызывающей чувство радости и уверенности в своих силах, расширяющей круг общения со взрослыми и сверстниками, а в итоге формирующей основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использоватьсвободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная и содержательная  деятельность позволяет ребенку восстановить свои физические и духовные силы, поэтому досуговая деятельность является постоянной заботой взрослых. Она должна осуществляться не только в нашей дошкольной организации, но и дома и в специализированных учреждениях.

Рассмотрим подробнее  вышеперечисленные виды культурно-досуговой деятельности детей ГУО « Ясли-сад №7 г. Молодечно» «Сказка».

1. Отдых –досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и эмоциональные ресурсы, поэтому необходимо приучать детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Пассивный отдых снимает напряжение общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений культуры и природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь, навыки общения с людьми). Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры.

- самостоятельные  занятия физическими упражнениями;

- работа на  территории (рыхление земли, полив  и прополка растений);

- спортивный  отдых (катание на санках), лыжах,  велосипеде;

- игры со снегом, песком и водой;

- прогулки; 

- непринужденная  беседа со взрослым (когда ребенку  хочется поговорить);

- игровая деятельность  с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками  и другими материалами;

- рассматривание  иллюстраций в книжном уголке;

- прослушивание  по желанию ребенка сказок, песен,  танцевальных мелодий; произведений  вокальной, инструментальной, классической  и народной музыки;

- чтение книг;

- просмотр, по  желанию детей диафильмов (видео), детских телевизионных передач  и художественных фильмов.

2. Созерцание – свободное, не относящееся к практическим целям, наблюдение за объектом, предметом, явлением. В процессе созерцания возникает чувство восхищения, любования тем, на что обращен взгляд. Созерцание способствует формированию художественного вкуса, развитию восприятия, любознательности, наблюдательности, интереса к окружающему миру, духовному постижению природного и предметного мира.

3. Развлечения – один из видов досуговой деятельности, сменяющий однообразную жизнь детей в быту и учебе; обобщая опыт, полученный на занятиях. Развлекаясь, ребенок реализует в досуге те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечение всегда должно быть красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления. Развлечения способствую всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение. Развлечение является хорошей основой для обучения ребенка. Дети, получая знания и умения на занятиях, в развлечениях закрепляют их.

Для того, чтобы  развлечения действительно способствовали развитию детей, они тщательно планируются, заранее проводится подготовка, определяя  степень участия детей, в зависимости  от индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, а кто будет  участвовать в спектакле и  т.п.). Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При  определении времени проведения развлечения воспитателем учитывается  время года. Это связано с тем, что дети должны обязательно гулять во второй половине дня (световой день в зимнее время короче, и если развлечения проводить после  полдника, как это принято, то дети пойдут на прогулку, когда на улице  уже темно, что снижает ценность прогулки).

В ГУО « Ясли-сад №7 г. Молодечно» «Сказка» в осенне-зимний период развлекательные мероприятия проводятся перед ужином, а в летне-весенний период – после полдника. Один раз в неделю проводится, более длительное по времени (30-35 минут), развлечение с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни – короткие (5-10 минут) веселые забавы (маленькие сюрпризы, шутки,  прибаутки, потешки, загадки, показ фокусов и импровизированных моментов из жизни ребят в детском саду или по литературным произведениям). Их проводят в любой момент, когда требуется создать положительную атмосферу. И не обязательно для этих целей собираются все дети группы. Внимательный и опытный воспитатель всегда увидит и почувствует детей, которым  необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать себе занятие.

В практике работы ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно»,  используются три вида развлечений (они различаются по степени активности участия детей): дети являются только слушателями или зрителями; дети непосредственные участники; участниками  являются и взрослые и дети.

Наша практика показала, что любимым видом развлечения  детей является театрализованное представление. Подготовка спектакля состоит из двух частей: подготовка его материальной части (куклы, костюмы, шумовые музыкальные  инструменты, декорации) и разучивание  пьесы исполнителем.

Готовясь к  празднику или развлечению, воспитатель ГУО « Ясли-сад №7 г. Молодечно» «Сказка» выбирает методы и приемы, помогающие ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми и учебными, при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно-досуговая деятельность будет носить увлекательный характер.

При организации  развлечений в ГУО « Ясли-сад №7 г. Молодечно» «Сказка» работа равномерно распределяется на воспитателя, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, родителей. Но некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно. Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно. Такое взаимодействие углубляет и делает работу по воспитанию и обучению детей более разнообразной, а также осуществляет взаимосвязь с другими видами детской деятельности. Чтобы план был выполним, учитывается нагрузка воспитателя и музыкального руководителя в течении месяца, их участие в общих и групповых мероприятиях ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно». Когда воспитатель параллельно работает и над другим мероприятием, то планируются, не требующие длительной подготовки развлечения (просмотр мультфильмов и диафильмов, прослушивание аудиозаписей) или включаются в план работы развлечения, в которых основная нагрузка ляжет на музыкального руководителя. Для удобства педагогов ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» руководством составлен и утвержден перспективный план по межгрупповой работе и циклограмма организации свободного времени детей, где все развлечения, праздники запланированы, и на руководство над этим разделом работы с дошкольниками позволяет музыкальному руководителю, воспитателям, педагогам узких дисциплин использовать временные и физические ресурсы более рационально и с наименьшими затратами.

Большое значение имеет музыкальное оформление развлечений. Обычно оно звучит в исполнении музыкального руководителя или аудиозаписи. Продуманный  подбор музыкального произведения помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный  отклик.

Пример разделения организации культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

В ПРИЛОЖЕНИИ 6 представлен  пример планирования развлечений на неделю в ГУО « Ясли-сад №7 г. Молодечно» «Сказка».

4. Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Особое значение имеет праздник для детей. Праздники в дошкольном учреждении имеют цели и задачи, главные из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру(традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет).Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества, деятельность в праздничные дни и во время праздников формируют художественный вкус, способствует взаимопонимание со сверстниками и взрослыми. В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» педагоги дают выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении своей группы.

Программу праздника в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» составляют так, чтобы можно было вносить изменения. Она обсуждается и утверждается на педагогическом совете, где уточнятся обязанности членов коллектива. Музыкальный руководитель и воспитатель вместе обдумывают размещение детей на празднике, последовательность их выступлений и сюрпризных моментов. Ни в коем случае педагоги не прибегают к бесконечным репетициям  при подготовке к празднику, т.к. это отрицательно скажется на ходе к празднику, а главное – отобьет у детей интерес к нему.

В роли ведущего на празднике выступает воспитатель. Он объединяет детей и других взрослых на празднике, создает хорошее настроение, обладает опытом быстрой реакции на происходящее. Конечно же, ведущий следит за правильностью своей речи, а более опытный ведущий обладает хорошей литературной речью, умеет шутить, эмоционален, находчив, искренен, весел и жизнерадостен.

При оформлении помещения к празднику в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» учитываются следующие правила. Оформление должно:

- отвечать содержанию  праздника, быть художественным  и понятным для детей.

- развивать  художественно-эстетический вкус;

- создавать у  всех участников радостное настроение, вызвать интерес к предстоящим  событиям.

При составлении  сценария праздника придерживаются следующих принципов:

- яркое и торжественное  начало;

- развертывание  сюжета праздника, в котором  отражается его основная идея (инсценирование сказок, сюрпризные моменты, игры, песни, танцы, и т.д.), развивающегося в сторону увеличения эмоционального подъема;

- кульминация,  в конце которой, как правило,  вручаются подарки, что всегда  увеличивает эмоциональное состояние  детей (подарки раздаются быстро  и без суеты, сохраняя хорошее  настроение).

Музыкальный руководитель и воспитатель продумывают, где  будут сидеть дети, переодеваться, где  будут находиться праздничные атрибуты. Все рассчитывается так, чтобы праздник не задерживался по «техническим» причинам. Слишком продолжительные праздники  утомляют детей, вызывают перевозбуждение, которое сменяется подавленностью, депрессией, иногда капризами и слезами, поэтому продолжительность праздника  для детей младших групп составляет 30 минут.

При составлении  праздничной программы берутся  те соответствующие празднику игры и, произведения (песни, танцы), которые  дети хорошо знают и любят. Форма  выступления зависит от умения взрослых обыграть каждый номер, внести сюрпризные моменты.

Особое внимание уделяется аудиозаписям. Чрезмерное их использование может отрицательно сказаться на формировании музыкального слуха детей. При прослушивании  музыки, песней используются аудиозаписи  высокого качества.

Типовая структура  праздника в  ГУО «Ясли-сад  № 7 г. Молодечно» «Сказка» приведена  в ПРИЛОЖЕНИИ 7.

Для мониторинга отдельных мероприятий в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» разработана итоговая таблица, которая заполняется во время проведения досугового мероприятия (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) и анкета опроса родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).

В ПРИЛОЖЕНИИ 10 приведен сценарий детского мюзикла «Осенние проделки Лешего» для детей 5— 6 лет, проводимого в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 7 октября 2013 г.

5. Самообразование – вид культурно-досуговой деятельности, направленный на развитие ума, приобщение детей к ценностям культуры и, как правило, не связанный с проведением занятий или другой деятельностью, проводимой по инициативе педагога или родителей.

6. Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности, поднимающий ребенка на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их созидателя. В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» основными видами детского творчества являются рисование, лепка и аппликация. Детям старших групп в нашем саду доступны более разнообразные виды творчества: декупаж, квиллинг, бисероплетение, роспись предметов, основы витража.

Таким образом, можно сделать вывод, что в  настоящее время руководством ГУО  «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» выбрана правильная модель организации детской культурно-досуговой деятельности, которая положительно оценивается родителями и позволяет воспитанникам реализовать свои способности в полной мере.

2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности

в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»

 

Особенности организации культурно-досуговой  деятельности в ГУО «Ясли-сад  № 7 г. Молодечно» разнообразны для  детей различного дошкольного возраста.

В ГУО «Ясли-сад  № 7 г. Молодечно» «Сказка» детей, посещающих учреждение дошкольного образования, объединяют в следующие возрастные группы:

- первая младшая  (от 2 до 3 лет);

- вторая младшая  (от 3 до 4 лет);

- средняя (от 4 до 5 лет);

- старшая (от 5 до 7 лет).

Особенности организации культурно-досуговой  деятельности в первой младшей группе заключаются:

- в  создании эмоционально-положительного  климата в группе и детском  саду,

- в  обеспечении у детей чувства  комфортности, уюта и защищенности,

- в  привлечении детей к посильному  участию в играх, театрализованных  представлениях, забавах, развлечениях  и праздниках,

- в  развитии умения следить за  действиями игрушек, сказочных  героев, адекватно реагировать на  них,

- в  формировании навыка перевоплощения  детей в образы сказочных героев.

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей