Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей организации детской культурно-досуговой деятельностью в Государственном учреждении образования (ГУО) «Ясли-сад « 7 г. Молодечно» «Сказка».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности детей; - определить формы и виды культурно-досуговой деятельности детей; - выявить принципы и особенности организации детской культурно-досуговой деятельности; -проанализировать организацию детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие, формы и видыкультурно-досуговой деятельности детей 5
1.2.Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей 10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.01 Кб (Скачать файл)

В организации культурно-досуговой  деятельности во второй младшей группе в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» можно выделить следующие особенности:

в процессе отдыха:

- стимулировать  культурно-досуговую деятельность  детей по интересам, обеспечивая  эмоциональное благополучие и  отдых;

- формировать  умение детей занимать себя  игрой, созерцанием, наблюдением;

- в  процессе подвижных игр способствовать  возникновению самостоятельной  деятельности детей, направленной  на восстановление физических  сил и активности;

в процессе развлечения:

- ежедневно  организовывать развлекательные  моменты (5-10 минут). Один-два раза  в неделю (по 20–25 минут) показывать театрализованные представления, организовывать просмотр, прослушивание телепередач, звукозаписей; привлекать детей к участию в концертах, организованных взрослыми;

- проводить  физкультдосуги, развлечения различной  тематики (для закрепления и обобщения  пройденного материала). Вызывать  интерес к новым темам, стремиться, чтобы дети получали удовольствие  от увиденного и услышанного  во время развлечения;

в ходе праздника:

- приобщать  детей к праздничной культуре. Отмечать государственные праздники,  праздники народного календаря;  организовывать празднование дней  рождения детей группы. Содействовать  созданию обстановки общей радости,  хорошего настроения, формировать  чувство любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам;

в процессе самостоятельной художественной деятельности:

- предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, созерцать, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры;

- привлекать  детей к рассказыванию коротких  сказок, чтению потешек и стихов;

- учить  разыгрывать с помощью воспитателя  знакомые сказки, народные песенки,  потешки, занимательные сценки  из жизни детей, используя игрушки  и плоскостные фигурки;

- поддерживать  желание петь, танцевать, играть  с музыкальными игрушками. Поощрять  стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки в  альбомах;

 

В организации культурно-досуговой  деятельности в средней группе в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» выделяются следующие особенности:

в процессе отдыха:

- развивать умение заниматься релаксацией в момент усталости, в свободное время занимать себя интересной деятельностью: слушать музыку, мастерить, рисовать, музицировать и т. д. Формировать интерес к пешим прогулкам, спортивным развлечениям. Продолжать формировать потребность в интересном времяпрепровождении;

в ходе развлечения:

- создавать  обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность  отдохнуть и получить новые  впечатления. Развивать интерес  к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и  обычаями русского народа, истоками  русской культуры. Вовлекать в  процесс подготовки разных видов  развлечений; формировать желание  участвовать в кукольном спектакле,  музыкальных и литературных композициях,  концертах. Организовывать спортивные  и игровые соревнования. В процессе  организации и проведения развлечений  заботиться о формировании потребности  заниматься интересным и содержательным  делом;

- воспитывать  чувство коллективизма, доброжелательного  отношения друг к другу и  взрослым. Осуществлять патриотическое  и нравственное воспитание, приобщать  к художественной культуре, эстетико-эмоциональному  творчеству;

в ходе подготовки и проведения праздников:

- продолжать  приобщать детей к праздничной  культуре. Воспитывать стремление  и желание принимать участие  в праздничных выступлениях. Формировать  чувство причастности к событиям, которые происходят в детском  саду, семье, стране. Воспитывать  любовь к близким людям, Родине. Организовывать утренники, посвященные  Новому году, 8 Марта, праздникам  народного календаря, осени и  весне;

в процессе творчества:

- привлекать  детей к творческой деятельности, развивать интерес к эстетико-эмоциональному  творчеству и желание посещать  студии эстетического воспитания  и развития в детском саду  или в центрах творчества. Содействовать  развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей ребенка;

Особенностями организации культурно-досуговой  деятельности в старшей группе в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» являются:

в процессе отдыха:

- развивать  способность распределять свои  силы между умственным, физическим  трудом и отдыхом; ставить цель  и добиваться ее достижения, а  после предпринятых усилий –  отдохнуть;

- приучать  в свободное время заниматься  интересной и содержательной  деятельностью, формировать основы  досуговой культуры (играть, читать  книги, рисовать, лепить, конструировать, совершать прогулки, походы и  т. д.).

в процессе развлечения:

- формировать  умение вступать в общение  и выражать просьбу, обращение;  использовать мимику, жесты; быть  доброжелательным, отзывчивым; выслушивать  партнера. Способствовать появлению  спортивных увлечений, стремления  заниматься спортом. Создавать  условия для проявления культурно-познавательных  потребностей, интересов, запросов  и предпочтений, а также использования  полученных знаний и умений  для использования свободного  времени в социально значимых  целях;

- воспитывать  умение видеть и различать  красивое и безобразное. Поощрять  детскую любознательность и активность  в познании окружающего мира, стремление участвовать в творческой  деятельности, познавать новое;

в ходе праздников:

- формировать  представление о будничных и  праздничных днях. Знакомить с  историей возникновения праздников, учить бережно относиться к  народным праздничным традициям  и обычаям. Вызывать эмоционально  положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному  веселью;

- воспитывать  внимание и любовь к окружающим  людям, стремление вовремя поздравлять  с памятными событиями взрослых, друзей; преподносить подарки и  сувениры, сделанные своими руками. Приучать активно участвовать  в подготовке и проведении  праздников, украшении помещений  группы, музыкального зала, участка  детского сада и т. д.; отмечать международные, государственные, народные и бытовые праздники;

в процессе самообразования:

- формировать  стремление дополнять и углублять  знания, полученные в процессе  обучения. Создавать условия для  развития индивидуальных способностей, содействовать появлению увлечений  и интересов. Привлекать детей  к активному познанию окружающего  мира, используя социокультурную  пространственно-предметную среду.  Учить получать знания посредством  наблюдений, экспериментов, чтения, художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания  радио и т. д. Развивать интерес к коллекционированию, дидактическим играм;

в процессе творчества:

- содействовать  возникновению стремления участвовать  в творческой деятельности;

- продолжать  развивать художественные способности  в пении, рисовании, музицировании;

- учить  самовыражаться в творчестве, находить  новые решения в процессе рисования,  лепки, конструирования, моделирования  и сочинения мелодий, песен  и танцев;

- поддерживать  увлечения детей и создавать  условия для дополнительного  обучения в кружках и студиях.

Таким образом, можно определить следующие  особенности организации культурно-организации  досуговой деятельности детей в  ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»:

  1. Поскольку сад посещают дети различных возрастных групп, то и культурно-досуговая деятельность для каждой категории детей должна быть организована по-своему.
  2. В связи с тем, что дошкольный возраст в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, в организации досуговой деятельности следует использовать досуг как инструмент развития ребенка.
  3. При определении вида досуговой деятельности детей следует учитывать психологические особенности каждой возрастной группы.
  4. Для сохранения заинтересованности детей следует чередовать активные и пассивные формы досуга.
  5. В связи с возникновением и развитием познавательных интересов ребенка необходимо начать проводить обучающие занятия как одну из форм  досуга.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культурно-досуговая деятельность детей – это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения - важная сфера культурной жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей духовных, нравственных и художественно-эстетических ценностей.

Досуг, как и  любая деятельность, включает в себя: мотив (потребность в этой деятельности), задачу (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объединяют единство цели и условия ее достижения, а действие соответствует целям операций – условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание. И как результат – у ребенка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.

Выделяют следующие  виды культурно-досуговой деятельности детей: отдых, созерцание, развлечение, праздник, самообразование, творчество.

В процессе организации детской культурно-досуговой  деятельности реализуются принципы всеобщности и доступности, самодеятельности, индивидуального подхода, систематичности и целенаправленности, преемственности, занимательности.

Методика  организации культурно-досуговой деятельности детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов.

Сущностью детской культурно-досуговой деятельности является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» культурно-досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, базис формирования его культуры и тщательно планируется.

Главная цель организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое Я и обеспечение эмоционального благополучия и отдыха ребенка.

К особенностям организации культурно-досуговой деятельности детей в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» относятся следующие:

1. Поскольку сад посещают дети различных возрастных групп, то и культурно-досуговая деятельность для каждой категории детей должна быть организована по-своему.

2. В связи с тем, что дошкольный возраст в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма, в организации досуговой деятельности следует использовать досуг как инструмент развития ребенка.

3. При определении вида досуговой деятельности детей следует учитывать психологические особенности каждой возрастной группы.

4. Для сохранения заинтересованности детей следует чередовать активные и пассивные формы досуга.

5. В связи с возникновением и развитием познавательных интересов ребенка необходимо начать проводить обучающие занятия как одну из форм  досуга.

В процессе организации  культурно-досуговой деятельности детей в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» широко используются все виды и формы детского досуга.

Проведенное в  курсовой работе исследование показало, что в настоящее время руководством ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно»  выбрана правильная модель организации детской культурно-досуговой деятельности, которая положительно оценивается родителями и позволяет воспитанникам реализовать свои способности в полной мере.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. -СПб.: Издательство «ЭГО», 2001. - 288 с.
  2. Афанасьева, О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика: дс....д-ра пед.наук / Афанасьева Ольга Юрьевна. - Челябинск, 2008. - 430 с.
  3. Беликов, В.А. Философия образования личностный аспект: моногр. / В.А.Беликов. - М.: Владос, 2004. - 356 с.
  4. Бурменская, Г.В.Возрастно-психологическое консультирование. / Г.В. Бурменская. - М.: Наука,1991. – 297 с.
  5. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. -240 с.
  6. Горшкова, Е. В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.В.Горшкова; АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. - М., 1989. - 13 с.
  7. Дан, Л.Ф. Взаимодействие педагогов и родителей в организации досуга старших школьников / Дан Лан Фыонг Д.Л.Ф. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. Т. 3. - № 20. - С. 92-96.
  8. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка    / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.
  9. Жигульский, К. Праздник и культура / К.Жигульский – М.: «Прогресс», 2004. – 258 с.
  10. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников: учеб.-метод. пособие / М. Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 144 с.
  11. Зацепина, М.Б. Формирование культуры досуговой деятельности детей дошкольного возраста / М.Б. Зацепина // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 3. - С. 17-21.
  12. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1995. - 136 с.
  13. Кленов, Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД / Н.В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 7. - С. 12–18.
  14. Кобраева, Н. Г. Роль музыкально-досугового пространства в формировании основ музыкальной культуры старших дошкольников / Н. Г. Кобраева // Сацыяльна-педагапчная работа. - 2008. - № 1. - С. 24-27.
  15. Кобраева. Н. Г. Досуговая деятельность как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников / Н. Г. Кобраева // Са-цыяльна-педагапчная работа. - 2007. - № 10. - С. 35-38.
  16. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью/ С. А. Козлова – М.: «Академия», 2004.- 214 с.
  17. Межуев, В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры/ В.М. Межуев –  М.: «Сфера», 2005. – 222 с.
  18. Методика музыкального воспитания в детском саду: учебник / Н. А. Ветлугина [и др.]; под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1989.-270 с.
  19. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление физкультурным образованием старших дошкольников: теоретико-методологический аспект: монография / Е.Ю. Никитина, В.Г. Макаренко - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 240 с.
  20. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л.Новоселова — М.: «Педагогика», 2005. – 258 с.
  21. Синицына, Е. Игры для праздников. Серия «Через игру - к совершенству» / Е. Синицына. - М. : Лист, 1999. - 176 с.
  22. Триодин, В. Е. Клуб и свободное время / В. Е. Триодин. - М.: Профиздат, 1982. - 136 с.
  23. Яковлева, Г.В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении / Г.В. Яковлева //  Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 3. - С. 3-5.

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей