Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей организации детской культурно-досуговой деятельностью в Государственном учреждении образования (ГУО) «Ясли-сад « 7 г. Молодечно» «Сказка».
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: - раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности детей; - определить формы и виды культурно-досуговой деятельности детей; - выявить принципы и особенности организации детской культурно-досуговой деятельности; -проанализировать организацию детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие, формы и видыкультурно-досуговой деятельности детей 5
1.2.Принципы и особенности организации культурно-досуговой деятельности детей 10
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 14
2.2.Особенности организации детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 186.01 Кб (Скачать файл)

Представленные  виды праздников могут проводиться  дома и вне дома: в детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы.

Подготовка и  проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления  ребенка. Знакомство с народными  обычаями и традициями, получение  знаний в процессе праздника формируют  навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.

 

 

 

 

1.2. Принципы и особенности организации  культурно-досуговой деятельности  детей

 

Всякая  деятельность зиждется на общих закономерностях  ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей:

1. Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.

4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

5. Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.[11, c. 31]

Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Методика  организации культурно-досуговой деятельности детей зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов.

Специфической чертой детей является преобладание у них поисковой, творческо-экспериментальной активности. Дети более склонны к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций. Именно игра занимает ведущее место в их досуге детей. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные. Наблюдения за практикой подготовки и проведения, детских культурно-досуговых мероприятий, свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у детей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

Дети  любят праздники и карнавалы  и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь  присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие  игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный  элемент является преобладающим. К  таким праздникам относятся: праздники  новогодней елки, проводов зимы, праздники  лета, цветов и т.д. Активное участие  детей в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков  и привычек культуры поведения, чувства  коллективизма и товарищества.

Можно выделить следующие основные особенности организации культурно-досуговой деятельности детей:

- досуг должен иметь ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;

- досуг должен быть основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает  личность;

-досуг способствует самовыражению,  самоутверждению и саморазвитию  личности через свободно выбранные  действия;

- досуг формирует потребность  детей в свободе и независимости;

-досуг способствует раскрытию  природных талантов и приобретению  полезных для жизни умений  и навыков;

- досуг стимулирует творческую  инициативу детей;

- досуг есть сфера удовлетворения  потребностей личности;

- досуг способствует формированию  ценностных ориентаций;

- досуг детерминирован внутренне  и внешне;

-досуг выступает как своеобразная  «зона ограниченного вмешательства  взрослых»;

- досуг способствует объективной  самооценке детей;

- досуг формирует позитивную  «Я- концепцию»;

- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное  удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию  личности;

- досуг формирует социально  значимые потребности личности  и нормы поведения в обществе;

- досуг - активность, контрастирующая  с полным отдыхом;

- детский досуг подразделяется  на собственно досуг и полудосуг;

- детский досуг широк в своем  понимании [10, c. 57].

Таким образом, можно констатировать, что сущностью  детской культурно-досуговой деятельности является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ГУО «Ясли-сад № 7

г. Молодечно» «Сказка»

2.1.Организация детской культурно-досуговой деятельности

в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»

 

12 января 2012  г., в Молодечно открылся новый  детский сад №7 «Сказка».  Подобного  события в городе не случалось  более 20 лет. Всего в Минской  области насчитывается 690 детских  дошкольных учреждений.

Целью работы ГУО  «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» является разностороннее развитие и  социализация ребенка раннего и  дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными  возможностями, способностями и  потребностями.

В структуру  ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка» входят:

- информационно-методический кабинет;

- физкультурный зал;

- тренажёрный зал;

- музыкальный зал;

- бассейн;

- игровая комната;

- медицинское   подразделение:   медицинский   кабинет,   процедурный кабинет, изолятор, физеотерапевтический кабинет; пункт коррекционно-педагогической помощи;

- кабинет педагога-психолога;

- кабинет музыкального руководителя; 

- помещения административно-хозяйственного назначения: помещения пищеблока, прачечной, служебно-бытовые помещения.

Для организации  воспитания, обучения воспитанники объединяются в группы: первую младшую (от 2 до 3 лет); вторую младшую (от 3 до 4 лет); среднюю (от 4 до 5 лет); старшую (от 5 до 7 лет);группа кратковременного пребывания (на платной основе) для детей, не посещающих учреждение дошкольного образования.

По состоянию  на 01.09.2013 г., штат административно-хозяйственного, воспитательского и обслуживающего персонала ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» составляет 71 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 табл. 2.1)

Непосредственное  управление учреждением осуществляет заведующая которая действует от имени учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях.

Организационная структура управления в дошкольном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими  им функциями (ПРИЛОЖЕНИЕ 2, рис. 2.1). Она представлена в виде трех уровней.

Культурно-досуговая деятельность в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, базис формирования его культуры и тщательно планируется. Планы составляются на год (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и непосредственно на каждый месяц (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Главная цель организации  детской культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желание ребенка действовать самостоятельно, проявляя свое Я и обеспечение эмоционального благополучия и отдыха ребенка. Также культурно-досуговая деятельность детей направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга, на всесторонне личностное развитие ребенка.

Культурно-досуговая деятельность в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно осуществляется на основании утвержденной Министерством образования Республики Беларусь программы «Пралеска» и организуется в процессе развлечений, праздников и самостоятельной работы ребенка с художественными материалами.

Помимо установленных  программой «Пралеска» игр-занятий, в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» предлагаются дополнительные два занятия в неделю в двенадцати кружках разного вида деятельности. Данные занятия предоставляются на платной основе.

В организации  культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, воспитатель, руководитель по физической культуре, психолог, заведующая, но и родители.

Такой подход к  детскому досугу, продуманное использование  свободного времени ребенка в  социально-значимых целях имеет  большое значение для его художественно-эстетического  воспитания и целостного развития.

Шесть видов  досуговой деятельности, предложенные в программе воспитания и обучения «Пралеска», успешно применены педагогами ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» «Сказка»: отдых, созерцание, развлечение, праздник, самообразование, творчество.

При организации  культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно», решается целый ряд педагогических задач:

- формирование  у детей первоначальных представлений  о культуре в целом и мире  искусства, исходя из их психофизиологических  особенностей;

- развитие творческих  способностей и эмоциональной  сферы детей;

- приобщение  к основам художественной, досуговой  и коммуникативной культуры; обучение  различным видам деятельности  и творчества;

- укрепление  здоровья детей, физического и  психического состояния организма;

- воспитание  умения сдерживать свои желания,  уважать мнение окружающих взрослых  и сверстников;

- обучение правильному  использованию свободного времени,  формирование опыта организации  содержательного досуга;

- ознакомление  с традициями и обычаями своего  народа и своей семьи, формирование  любви к Родине;

- создание социокультурной  пространственно-предметной мини-среды  для развития эстетического отношения  к окружающему миру.

Так же к организации  развлечений в ГУО « Ясли-сад  №7 г.Молодечно»  предъявляют следующие  требования:

- разнообразие  содержания для накапливания  дошкольниками музыкального опыта,  обогащения музыкальными впечатлениями;

- художественные  достоинства материала и качество  его исполнения как взрослыми,  так и детьми;

- доступность  музыкального и литературного  материала и разнообразные формы  его проведения с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей  детей и уровня их развития;

- направленность  на развитие активности, воображения  и инициативы детей;

- соблюдение  определённой продолжительности  развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 и до 30-40 минут)

Содержание программы  культурно-досуговой деятельности в ГУО «Ясли-сад № 7 г. Молодечно» способствует овладению детьми первоначальных основ художественной культуры, культуры восприятия, формирование готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в самостоятельной деятельности.

Информация о работе Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей