Предмет этнологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:05, лекция

Описание работы

Содержание этнологии (этнографии, народоведения) совсем не совпадает с теми обыденными представ¬лениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам, к архаическим проявлениям быта и социальной реальности, а также к малосущественным и далеким от запросов жизни элементам народной культуры.

Файлы: 1 файл

Lektsii.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

В пищу шли растения как с огородов, так и собранные в диком состоянии. Особенно  большого мастерства достигли обитатели тропических лесов в обработке горькой маниоки, клубни которой содержат вещества, превращающиеся, когда клубни отделены от ствола, в сильный яд (синильную кислоту). Клубни промывали, очищали от кожи, растирали на терках (обычно деревянных досках, армированных осколками камней), отжимали полученную массу и специально сплетенных рукавах и запекали ее в виде круглых лепешек на раскаленных глиняных сковородах.. Этим способом обитатели тропических лгсов, где очень затруднено хранение пищи, могли создавать себе запасы как на сезоны с недостаточным обеспечением пищи, так и для переходов на длительные расстояния. Вариантом обработки маниоки было получение из нее муки спекшуюся комочками массу измельчали в муку.

Лодки были почти у всех обитателей региона, их делали из коры или иыдалбливали каменными топорами и теслами с помощью огня из отколов деревьев.

Общественное устройство земледельцев тропических лесов Южной Америки нарьировало от небольших общин, сохранявших тесные родовые связи по женской и мужской линиям, до крупных образований с усложненной социальной структурой. где уже выделились военные предводители.

4. На крайнем  юге Южноамериканского континента, на островах Огненной Земли и в прибрежных материковых районах, сложился специализиронанный морской промысел, базировавшийся на охоте на морских животных, сборе моллюсков и рыбной ловле; практиковались также наземные охота и собира­тельство. В древности этот хозяйственно-культурный тип был известен практически на всех побережьях Южной Америки, как и но многих местах Северной. Наиболее известные его представители - алакалуфы и ягана (ямана). Алакалуфы занимали западную часть региона. Они ловили рыбу, собирали моллюсков и охотились на птиц, проводя большую часть жизни в лодках. Орудием охоты им служил лук. Ямана занимали южное побережье архипелага. Их существование также зависело от ловли рыбы, сбора моллюсков в сочетании с охотой на животных и птиц. Мужчины охотились, а женщины помимо ведения домашнего хозяйства занимались ловом рыбы и собирательством. Объектами охоты были тюлени, дельфины, выдры. Тюленя били с лодки гарпунами или на лежбище оглушали дубинами и добивали копьями. В некоторых местах охотились на гуанако.

Орудиями для обработки древесины служили раковины и скребки. С их помощью изготовлялись гарпуны и копья разных размеров, а также лук и стрелы. Наконечники гарпунов, копий и стрел были костяными, деревянными либо каменными. Птицу (уток, пингвинов, бакланов) били из луков и при помощи пращей. Моллюсков собирали во время отлни. подбирали также морских ежей и крабов (их могли лостапать и с глубины при помощи специальных копий). Рыбу ловили с лодок. Ямана не знали крючков, и лет осущесгвлялся петлями. На прибрежных скалах собирали птичьи яйца.

Пищу готовили без специальных сосудов. Моллюсков пекли на костре в раковинах, мясо жарили на камнях или угольях, рыбу, птицу и яйца запекали. Западные ямана и алакалуфы сооружали из ветвей легкие хижины овальной формы с куполообразной кровлей, на востоке они имели коническую форму.

5. Область обитания инков включает в себя побережье и высокогорье Анд, входящие ныне в состав Эквадора, Перу. Боливии и северного Чили. 

К началу испанского завоевания всей этой огромной территорией управляли инки, которые на протяжении примерно столетия путем военных союзов и завоеваний создали огромное государство, протяженностью с севера на юг около 4 тыс. км и с населением около 10 млн человек, столицей которого был г. Куско. Здесь проживали многочисленные народы, относившиеся к следующим языковым группам: мочика (северное побережье), кечуа (область Куско). аймара (южные районы плоскогорья); языки многих народов, упоминаемых в испанских источниках, не поддаются классификации из-за недостатка лингвистических данных, Сами инки говорили на одном из языков кечуа.

Народы, населявшие «империю» инков, занимались главным образом земле­делием. Землю вскапывали при помощи узкой деревянной лопаты, снабженной упором для ноги. Женщины и дети убирали камни и разбивали комья земли. Посадку растений делали с помощью заостренной палки, прополку - каменными мотыгами; применялись и бронзовые наконечники орудий. Земли орошались и удобрялись.

Главной культурой был маис. Его размалывали в муку, но чаще потребляли пареным или жареным (обработке подвергался весь початок). В горах маис замещался другой зерновой культурой, киноа (просообразное растение), из нее готовили каши. Там же выращивался картофель, который потребляли в разных видах. На побережье высаживали фасоль, бобы, тыкву, маниоку, томаты, перец и ряд других культур, а также фруктовые деревья. Разводили и технические культуры, хлопок и магей. Листья коки использовались в качестве тонизирующего средства, табак - как лекарство.

Практиковались охота и рыболовство. Там, где земледелие было малопро­дуктивным, основу хозяйства составляло разведение лам и альпак. Каждая община имела свое стадо. Ламы служили для транспортировки грузов с помощью вьюков и давали шерсть; альпаки использовались только для последней цели, их шерсть особенно ценилась за свои качества. В пищу эти животные шли очень редко.

Инки добывали руды и выплавляли металлы, в том числе несколько видов бронзы. Из нее отливали орудия (топоры, ножи, навершия мотыг и боевых палиц, серпы, щипцы, булавки и прочее) и украшения (бубенчики). Иикские мастера знали разные способы обработки металла.

Жилища в горах возводили из камня, они имели двускатные кровли, узкие двери, закрываемые циновкой. Внутреннее пространство могло разделяться легкими перегородками. На побережье жилище строили из сырцового кирпича или плетня, обмазанного глиной. Окон в жилищах не было. Мебель отсутствовала. Из утвари пользовались сосудами из глины и тыквы, корзинами, деревянными ложками, каменными ступами и зернотерками. Женщины пряли шерсть и хлопок с помощью веретена ткали разнообразные ткани, от очень тонких до ковровых.

Основной ячейкой общества инков была айлью - соседская община. Она распоряжалась отведенной для нее землей: ее члены, как правило, жили в одном селении. В общине насчитывалось около сотни жилищ, в каждом из которых обитала одна семья. Помимо жилого дома, в хозяйство входили хлев. амбар и огород. Возделываемые земли периодически перераспре­делялись между семьями. Члены общины обрабатывали также государственные земли (ноля Инки) и храмовые (поля Солнца). Они имели равное право на пользование общинными лесами и выпасами.

Общинники покоренных земель должны были нести трудовую повинность (мита) в пользу государства: мужчины – строить  мосты, каналы, дороги, крепости и храмы, а женщины - прясть, изготовлять ткани. Над общинниками стояла местная знать, которая следила за исполнением работы общинниками и сбором налогов. Выше нее находились инки, занимавшие самые высокие административные и жреческие должности, являясь в определенной мере замкнутой кастой, члены которой приобретали свое положение по рождению. Земли для них возделывали общинники. Кроме того, в личном услужении у них находились молодые люди из покоренных племен. Территории, которые были подчинены инкам, делились на четыре больших провинции, во главе каждой стоял свой правитель, который подчинялся верховному вождю - Верховному Инке.

Инки владели разнообразными положительными знаниями- Для наблюдения за небесными светилами в Куско были построены обсерватории. Инки пользовались как лунным, так и солнечным календарем. Детей знатных лиц обучали в школе. Там они в течение года учили язык кечуа, который был государственным, затем религию и связанный с ней календарный цикл и так называемое «узелковое письмо» (кипу).

Инки не знали настоящей письменности, и необходимые им сведения накапливались и передавались с помощью кипу - завязанных узелками шнурков, где посредством цвета, положения и формы шнурков, а также положения узлов можно было отразить не только вид и качество подати, но и обозначить время, в том числе календарные даты и т.д.

В религиозных воззрениях народов, входивших в состав инкского государства, заметный слой составляли тотемические верования, культ предков, а также культы природных сил. Каждая айлью почитала своего тотемического предка; покровителей имела и каждая семья.

Верховными божествами были Инти (солнце), Ильярна (гром) и Килья (луна). Другими божествами государственного уровня были Мамакоча (море), Пачамама (мать-земля) и Виракоча (творец мира). Наиболее почитаемым у инков был бог-Солнце. С' его культом был связан и культ обожествленных верховных правителей, считавшихся «Детьми Солнца». Храм бога-Солнца находился в Куско; помимо изображения Солнца в виде золотого диска, | ам находились изображения Виракочи и Луны.В жертву богам приносили все, что ценилось человеком при жизни: раковины. перья, драгоценные камни и металлы, домашних и диких животных и т.д. В храме Солнца в Куско каждое утро приносилась в жертву белая лама. В отдельных случаях (война, землетрясение, эпидемии, смена правителя) жертвами могли стать люди.

Ко времени прихода европейцев в Америку местные жители освоили практически все природные области - холодные и безлесные пространства севера. засушливые полупустыни, открытые травянистые равнины, густые леса, холодные высокогорья, а также богатые ресурсами побережья.

Лекция 12.  Народы Америки ч.2.

План:

1.     Этнические последствия европейской колонизации.

2.     Основные теденции этнокультурного развития в современной Америке.

 

1. Испанское открытие и завоевание новых земель началось в 1492 с  Антил, где в течение нескольких десятков лет порт Санто-Доминго на Эснаньоле был центром, куда приходили корабли из Испании и откуда завоеватели и колонисты отправлялись на соседние острова и на материк- Некоторое время таким плацдармом служила Куба, откуда вышли экспедиции в Мексику и во Флориду. Менее чем за 30 лет после того, как X. Колумб достиг островов, пала столица астеков Теночтитлан - в 1521 г. Еще через десять лет было в основном сломлено сопротивление инков, хотя в некоторых местах они сражались до 70-х годов XVI столетия. В последующие десятилетия испанские отряды прошли по многим землям Америки, подчиняя их своему господству. Лишь арауканы в Чили остались непокоренными. Восточная часть Южной Америки по соглашению между Испанией и Португалией осталась за последней, и освоение Амазонии осуществлялось португальцами.

Уже во второй половине XVII в. другие европейские державы - Англия,   Голландия и Франция - имели свои колонии на Антилах и в северо-восточной части Южной Америки. Голландцы, англичане и французы стали захватывать и колонизовать Северную Америку.

Коренное население во многих случаях изгонялось со своих земель и уничтожалось: в некоторых случаях с аборигенами заключались грабительские договоры.  Как в Южной, так и в Северной Америке местные жители оказались втянуты в непрерывные походы европейцев.

Наряду с лишением индейцев земель и их эксплуатацией европейскими колонизаторами наиболее существенной причиной массовой гибели коренного населения Америки стали болезни, привезенные захватчиками и колонистами, против которых у местного населения не было иммунитета. Считается, что на протяжении первого столетия колонизации погибло до 95% коренного населения. Очень быстро пришли и запустение огромные области Америки, в особенности острова и прибрежные районы; сокращалось и число жителей на территориях бывших крупных  государственных образований.

В первые десятилетия колонизации Нового Света потребность в рабочей силе удовлетворялась за счет аборигенов. Однако, в ряде мест аборигенное население быстро исчезло. Кроме того, завоеватели пришли к выводу о меньшей эффективности труда индейцев, чем негров-рабов, которые были известны испанцам еще на родине.

С ростом спроса на мироном рынке на такие продукты, как сахар, табак, индиго, хлопок и некоторые другие, расширялось их производство (за счет освоения новых земель и применения все большего количества рабочей силы). Поток рабов из Африки в Америку непрерывно увеличивался; больше всего их привозили в Бразилию, на юг британских материковых владений в Северной Америке и на Антильские острова. В других регионах Америки труд рабов также использовался, но в меньшей степени.

В разных странах и даже на разных территориях одних и тех же стран свободное цветное население (как называли негров и мулатов) имело неодинаковые социальные возможности и разные права, но нигде его статус не становился одинаковым с положением белых - как в период рабовладения, так и после отмены рабства. Тем не менее в испанских колониях свободные негры и мулаты имели больше возможностей для некоторого социального продвижения- главным образом через службу в местном ополчении.

В отдельных регионах Американского континента существенно менялся этнический состав населения. Испания и Португалия и колониальный период огра­ничивали или вообще запрещали иностранцам вьезд в свои колонии, и их число там было невелико. В британские же колонии мигрировали не только жители этой империи (англичане, шотландцы и другие), но и обитатели других стран Европы.

Среди других колоний выделялась колония голландцев в северной части Нью-Йорка. Там, помимо голландцев проживали англичане, шведы, немцы и финны, испытывавшие заметное культурное воздействие голландцев (в частности, богослужение велось на голландском языке).

Немцы, главным образом из южных областей Германии, стали переселяться  Северную Америку с конца XVII в. Они селились на атлантическом побережье но особенно известными стали их колонии в Пенсильвании. Некоторые районы США особенно отличались множеством этнических групп разного происхождения.

Выходцы из Британии селились также в британских колониях на Антильских островах, в некоторых прибрежных районах Атлантического побережья Централь­ной Америки и в Гвиане.

Устойчивая французская иммиграция в Америку началась в XVII в. Она направлялась на острова, в Канаду, в бассейны рек Миссури и Миссисипи, а также в Кайену (или Французскую Гвиану).

Европейские иммигранты в Америке именовали себя по названию той страны или ее части, откуда они прибыли: испанцы, португальцы, французы, ирландцы. Все коренные жители Америки с самого начала стали для европейцев «индейцами», так как открытые земли были первоначально припяты за Индию.  В испанских колониях статус индейца давал некоторые льготы при уплате налогов и в землепользовании. Другим расширительным названием для части нового населения Америки стало слово «негр», которым назывались все рабы, привезенные из Африки, независимо от их этнической принадлежности. а также их потомки от несмешанных (а в ряде случаев и смешанных) в расовом отношении браков.

Информация о работе Предмет этнологической науки