Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:54, реферат
Цель работы заключается в изучении статусных аспектов национального характера и его роли в формировании культуры.
В соответствии с целью были определены задачи:
• исследовать национальный характер как культурологическую категорию;
• рассмотреть генезис русского национального характера под воздействием различных факторов;
• определить развитие и особенности русского национального характера.
1. Аннотация 3
2. Введение 3
3. Условия формирования русского национального характера 6
4. Особенности русского характера 11
5.Русский национальный характер глазами иностранцев 15
5. Заключение 17
6. Список используемой литературы 24
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский
«Томский политехнический
Институт дистанционного образования
Кафедра «теоретической и промышленной
теплоэнергетики»
Специальность 140104
«Промышленная теплоэнергетика»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Культурология»
на тему: «Русский характер»
Выполнил:
студент группы № З-6501/02.
Алексеев Сергей Владимирович.
Проверил: преподаватель кафедры
__________________________
__________________________
Томск 2011г.
Содержание
1. Аннотация 3
2. Введение 3
3. Условия формирования русского национального характера 6
4. Особенности русского характера 11
5.Русский национальный
5. Заключение 17
6. Список используемой литературы 24
Цель работы заключается в изучении статусных аспектов национального характера и его роли в формировании культуры.
В соответствии с целью были определены задачи:
• исследовать национальный характер как культурологическую категорию;
• рассмотреть генезис русского национального характера под воздействием различных факторов;
• определить развитие и особенности русского национального характера.
Объектом исследования является русский национальный характер.
Предметом является статус национального
характера как
Теоретико-методологической основой являются философско-культурологические концепции о национальном характере, положения о значении национального характера для формирования культуры. Значительное воздействие на создание теоретических концепций оказали работы Гумилева Л.Н, Бердяева Н., Ильина И., Лихачева Д., Лосского Н., Ключевского В., Соловьева С., Степуна Ф. и др.
Структура данной работы предполагает: введение, две части, заключение и список использованных источников.
Во введении, ставится цель, задачи, раскрывается актуальность темы; обозначаются предмет и объект исследования. В основных разделах рассматриваются условия формирования русского национального характера и его особенности. В заключение, делаются основные выводы по теме работы.
«Если есть нация, есть и культура, потому что культура есть ответ нации, есть аромат ее характера, сердечного строя, ума «Русский дух», как вы его ни хороните или как не высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее».
Розанов.
Русский национальный характер как предмет культурологического исследования представляется в настоящее время не только актуальной, но и чрезвычайно значимой проблемой, позволяющей решить ряд взаимосвязанных вопросов: изучение генезиса русского этноса, культуры и, соответственно характера.
Национальный характер есть целостная структура с многочисленными взаимосвязанными элементами, которые позволяют субъекту адаптироваться в окружающем мире, регламентировать поведение, в том числе в экстремальных ситуациях, вырабатывать национальные установки и мотивы, характеризующие межличностные взаимоотношения.
Практически не прекращающиеся преобразования, реформы, происходящие в российском обществе, стали своеобразной нормой жизни людей. В таких условиях население вынуждено постоянно адаптироваться к нововведениям. Это зачастую ставит его в нестандартные ситуации, вынуждающие мгновенно реагировать на них на ментальном уровне. Именно в таких случаях люди руководствуются генетически заложенными национальными чертами и стереотипами поведения, сформированными под влиянием этнических, природно-климатических и историко-культурных факторов.
Человек, этнос и нация являются субъектом и объектом культуры. Создавая культуру, мир предметов, которые окружают человека, последний придает им общественный и индивидуальный характер, где в индивидуальности предметов культуры проявляются особенности человеческого характера. В силу этого культура каждого этноса несет отпечаток индивидуально-психологических стереотипов индивидуума данного этноса, культурный архетип. Создавая культурные ареалы, они дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего проявляются в его повседневной жизни.
Большинство исследователей статусной позиции русского национального характера рассматривают его как промежуточный вид между азиатским и европейским. При этом значительно утрачиваются или полностью перечеркиваются спецификации, присущие именно русскому национальному характеру. Как следствие этого может происходить (и часто происходит) умаление ценностей русской национальной культуры, ее целостности, генезиса, динамики и механизмов развития.
Многочисленные работы, изучающие национальный характер, рассматривали его под разными углами зрения.
В научной литературе существует целый ряд работ, раскрывающих особенности психологических свойств того или иного народа через категорию «душа народа». В трудах Гегеля Г., Лебона Г., Вундта В., Шпета Г. выявляется диалектическая взаимосвязь между душой человека и душой народа, при этом душа народа проявляется через души отдельных представителей.
Лосский Н., Бердяев Н., Ильин И., Трофимов В. описывают особенности психологии русского народа через категорию «душа». Большое внимание уделяется выявлению сущностных черт русского национального характера.
В трудах Фромма Э., Рисмена Д. разработана концепция «социального характера», в которой поведение, свойственное большинству членов общества, определяется культурой.
В концепции «основной личностной структуры» Кардинера А. психологические особенности общества формируются на основе общего опыта.
Шулындин Б., Большаков А., Милов Л., Кулешов С., Шаповалов В. психологические свойства народа раскрывают через понятие «менталитет».
В ряде научных работ Кона И., Баграмова Э., Троицкого Е., Бороноева А., Смирнова П., Гнатенко П., Лурье С. выработаны подходы к определению национального характера.
Формированию качеств народа под воздействием различных факторов посвящены работы Лосского Н., Ильина И., Вьюнова Ю., Зиновьева А., Трубецкого Н., Троицкого Е.
К выявлению особенностей русского народа в контексте исторического процесса обращались Ахиезер А., Гумилев Л., Соловьев С., Ключевский В.
В контексте изучения своеобразия русской культуры прослеживаются основные качества русского народа в трудах Ильина И., Лосского Н., Степуна Ф., Лихачева Д., Можайсковой И.
Аксиологические основы русского характера изучались по работам Ильина И., Лосского Н., Степуна Ф., Лихачева Д., Даля В., Можайсковой И., Милова Л., Громыко М. - выделяющих значимость аксиологических параметров национального русского характера во времени, а также по произведениям русских писателей: Гоголя Н., Достоевского Ф., Тургенева И., Толстого Л., Некрасова Н., - раскрывающих с эстетических позиций особенности русского национального характера.
К.Касьянова в своем
Данные позиции позволяют
- связанность с прошлым, проявляющаяся в традициях,
-многогранном жизненном опыте;
-создает модульные позиции в русской культуре и, соответственно, национальном характере;
-формирует специфическую ментальность, характеризующуюся особой гибкостью, приспособляемостью к меняющейся действительности, готовностью к творчеству в разных направлениях и аспектах;
- активно воздействует на развитие культуры.
Характер - это совокупность наиболее повторяющихся устойчивых индивидуальных психологических черт, свойств и информационно-энергетических потоков, несущих информацию и передающих силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам, зависящих от его генетических особенностей, системы закрепленных в личности культурных ценностей и архетипов.
Характер обнаруживается в области смысловых, ценностных ориентаций, в системе поступков человека, в практической деятельности и способе выполнения социальных ролей, в отношении к людям и фактам социальной действительности.
Особое значение в формировании характера личности играют духовные ценности. Они есть динамические потоки культуры, совокупно представленные как любовь — мудрость, воля — стремление, вера — надежда, мысль, которые вступают как ценностные ориентации и ценности жизнедеятельности. Духовное свойство характера определяет степень сопротивления в отношении внешних воздействий и реализуется в связи и под влиянием условий жизни. Данное свойство находится в тесной взаимосвязи с сознанием. Именно это свойство выступает стержнем человека (сущностью), и раскрывает механизмы аккумулирования ценностей культуры. Проявляясь в виде мыслеформы, характер сам становится частью информации, коллективного опыта, играя существенную роль в формировании совокупного национального характера.
Наиболее полно характер выражается в продуктах культурного творчества и системе социальных отношений, где активность личности порождает широкий спектр гармоничного вливания в окружающую действительность.
Национальный характер - это определенная
культурно-психологическая
В структуре национального
Формирование русского национального характера определялось рассово-этническим, историко-географическим, геополитическими аспектами, где доминировала постоянная внешняя угроза. Социальные аспекты подразделились на макро- и микроуровни. Способ организации власти и форма государства на макроуровне создавали специфический психологический тип высокой гибкости, стойкости. На микроуровне община обусловила наличие мощного корпоративного сознания, поддержки и взаимовыручки. Культурный ареал обуславливался всеми перечисленными аспектами и ярко выражался в языке и вероисповедании, что наложило свой отпечаток на формирование целостного русского характера.
Культурная модель национального характера есть специфический тип характера как системы, стиля взаимодействия этноса, в котором обнаруживаются смысловые и ценностные ориентации в системе поступков человека, практической деятельности, способе выполнения социальных ролей, отношении к людям и фактам социальной действительности. Имея исходную основу в конкретных национальных модулях (северном, южном, средней полосы, Сибири и Дальнего Востока, казацком), проявляется особый психологический, интеллектуальный, нравственный и энергетический поток ценностей, который выражается в продуктах культурного творчества, в системе социальных отношений.
Влияние культуры на национальный характер глубинно проявляется в уникальном образе мыслей и действий, амбивалентно соединенных в характере личности и целого этноса. Культура преобразуется в энергоинформационную среду формирования их проявления, где под ее воздействием создается своеобразное ментальное отношение к таким ключевым общечеловеческим ценностям, как свобода, совесть, справедливость, долг, отношение к труду, причудливо соединенные вертикально-горизонтальными потоками с традициями, обрядами, суевериями.
Время рождения русской нации – рубеж I и II тыс.н.э. Большинство историков – Б.А.Рыбаков, В.В.Мавродин, Л.Н.Гумилев – полагают, что это время появления русского народа и русского государства на европейской исторической арене. Русский этнос появился позже, чем индийский, китайский, арабский и многие другие. Русская нация сравнительно молода, но в качестве новой исторической общности древнерусская народность представляла собой новую ступень в этнической консолидации племенных союзов. В этом новом качестве собственно русские как результат длительного процесса этногенеза являются автохтонным, т.е. коренным, издревле здесь живущим, аборигенным населением Восточно-Европейской равнины, на которую пришли их исторические предки и объединились для совместной жизни.