Русский характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:54, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в изучении статусных аспектов национального характера и его роли в формировании культуры.
В соответствии с целью были определены задачи:
• исследовать национальный характер как культурологическую категорию;
• рассмотреть генезис русского национального характера под воздействием различных факторов;
• определить развитие и особенности русского национального характера.

Содержание работы

1. Аннотация 3
2. Введение 3
3. Условия формирования русского национального характера 6
4. Особенности русского характера 11
5.Русский национальный характер глазами иностранцев 15
5. Заключение 17
6. Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Русский характер.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Культурная модель русского национального  характера соответствует субкультурам культурно-исторических зон России: Северной, Южной, Средней полосы, Казацкой, Сибири и Дальнего Востока. Специфика моделей русского характера заключается в том, что они своеобразно преломляют общенациональные ценности. Культурные модели русского характера имеют различия и своеобразия, однако эти различия не настолько глубоки, что позволяет говорить о едином русском характере.

Преобладающие черты русского национального  характера определяются не самой  по себе культурой, а соотношением инстинкта народно-психологической самобытности, влияний религиозной традиции и разумно-творческих сил индивидуального самосознания.

Динамика культурно - психологической модели русского национального характера определятся следующими причинами:

- рассово-этнические, качества русской общности, то есть природные качества самого субъекта, численность, возраст и т.д.

- причины, коренящиеся в устойчивых  результатах многовекового взаимодействия  русской общности и условий ее проживания. Именно на этой основе складываются устойчивые социально-экономические способы и типы жизнедеятельности (коллективистско-общинный, индивидуалистический кочевой или оседлый образы жизни),

- типы цивилизации - «деревянный» или «каменный», которые проявлялись в культурных моделях русского национального характера.

- естественно-географические условия  проживания русской общности. Русский  национальный характер формировался в суровых условиях холодного климата, полярных территорий, которые располагали к выработке определенных качеств, таких как трудолюбие, энергичность, стойкость, немногословность, коллективизм, взаимопомощь.

- верование. Соединение в русском православии трех сил в лице византийской веры, язычества и народного характера привело к своеобразному и сложному симбиозу в русской вере разнородных элементов, результатом чего стало образование религиозного феномена, называемого двоеверием. Русский человек почитал Бога, церковь, христианские таинства, но, вместе с тем, он не менее твердо почитал и одухотворял природу, верил в леших, домовых, мистическую силу заговоров.

Державный инстинкт русского народа находит свое воплощение в авторитарной власти. В русском сознании произошло  отождествление власти и государства.

Община воздействовала на душевный склад. Экстремальность природно-климатических условий, неблагоприятное геостратегическое положение, чрезмерность фискального тягла, ложившегося тяжелым бременем на крестьянство, детерминировали поиски оптимальной социально-экономической организации, соответствующей характеру великороссов.

Духовные, общественно-политические, социальные и географические факторы тесным образом связаны с появлением различных культурных моделей в русской национальном характере. Имея исходную основу в конкретных национальных модулях (северном, южном, средней полосы, Сибири и Дальнего Востока, казацком), проявляется особый психологический, интеллектуальный, нравственный и энергетический поток ценностей, который выражается в продуктах культурного творчества, в системе социальных отношений. Культурные модели русского характера имеют различия и своеобразия, однако эти различия не настолько глубоки, что позволяет говорить о едином русском характере.

Модели национального характера  сотканы из противоречий. В них  есть такие свойства, которые с  позиции неосведомленного или предвзятого наблюдателя могут показаться «дурными». На самом же деле, эти свойства и черты являются естественной реакцией национального организма на приспособление к окружающей среде. Именно парадоксальный характер проявления национальных качеств становится камнем преткновения на пути взвешенной и объективной оценки русской нации.

Характер народа активно влияет на национальную специфику русской культуры. Влияние русского национального характера заключается, в частности, в том, что в сферах материальной и духовной культуры как бы аккумулируется энергия прошлого и настоящего опыта русского народа, его прошлая и настоящая история.

Сокровищницей духовной культуры народа и выразителем национального  самосознания является язык. Поскольку  именно в языке отражены общие  знания людей о традициях, которые сложились в той или иной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. В тоже время, язык выступает живым выражением характера народа, энергичной связью с мировой культурой. Русский язык - язык системный, так как содержит смыслы, правящие жизнью, закрытые и не прозрачные, но богатые оттенками. Системность языка обеспечивает целостный взгляд на мир и способствует формированию целостности и системности русской культуры.

Самостоятельность русского национального  характера как особой сферы детерминации проявляется в его функциях:

1. Адаптивная функция, в результате  которой обеспечивается структурная  целостность и качественная определенность общности. Это осуществляется через передачу информации о системных свойствах данного субъекта на разных этапах развития. Она позволяет обеспечить непрерывность и качественную однородность реагирования в процессе ее взаимодействия с природой и другими социально-этническими общностями.

2. Оценочно-сравнительная функция,  которая содержит в себе способы оценивания и взаимодействия с природой с другими общностями в виде установок или предрасположенности определенного рода действиям, мыслям, чувствам и восприятиям.

3. Регулятивная - позволяющая отфильтровывать  воздействия на системные качества  общности посредством соотнесения с основами национального характера с последующим восприятием этих воздействий, их модификацией или отторжением.

4. Аксеологическая - трансформация  общечеловеческих ценностей и  выбор ценностных ориентаций.

Национальный характер во многом обусловил особенности русской философской мысли, для которой стали характерны стремления обосновать некие высшее цели существования человечества вообще, русского народа в частности; акцентированность на морально-нравственные выводы; пристальное внимание к анализу особенностей развития Российского государства и российской цивилизации, а также способность легко «впитывать» в себя достижения философской мысли других стран и народов, преломляя их через призму особенностей русского философствования. Воздействие русского национального характера на материальную и духовную сферу культуры есть результат жизнедеятельно-волевого, творчески энергичного и сознательно-разумного проявления природы русской нации.

Итак, что же такое "РУССКИЙ ХАРАКТЕР"?

Во-первых, сразу подчеркнём, что это – сложное явление, целостная структура коллективных представлений, содержащихся в осознании национальных ценностей и выражающихся в моделях поведения и стереотипах реакций на различные процессы, факты, стороны общественной жизни. Структура русского характера - сложная, многоуровневая пирамида явных и неявных умонастроений, автоматических навыков, стереотипов сознания и поведения, формировалась в процессе многовековой истории и культуры народа.

Во-вторых: русский характер выражает повседневный облик коллективного сознания определённой социокультурной общности и, будучи независимым от личной жизни индивида, не совпадает с характером отдельного человека. Здесь "социальный русский характер" и "характер русского человека" соотносятся как "общее" и "особенное", "единичное"…

В-третьих: В жизни каждого народа воплощены пары противоположностей, и их особенно много среди русских людей. Русский характер многогранен и противоречив, как сложное явление.

Природа Великороссии, считал выдающийся русский историк В.О.Ключевский, часто "смеялась над самыми осторожными расчётами русского человека", своенравие климата и почвы обманывали самые скромные его ожидания. Привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любил подчас, очертя голову, выбрать самое что ни есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Именно природа приучила русского человека к чрезмерному кратковременному напряжению сил: работать споро, лихорадочно, быстро. Ни один народ в Европе, по мнению В.О.Ключевского и других отечественных исследователей, не способен был к такому напряжению труда – на короткое время, на какое был способен русский. Однако это же обстоятельство порождало и обратную сторону "медали": нигде в Европе не было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному труду. Отсюда борьба с природой, постоянная и опасная для жизни "игра с ней" - породили русское "авось", "аврал"… По мнению исследователей, видимо страх, порождаемый капризностью и непредсказуемостью природы и её стихийности ( 3/4 – это Север!), многовековой опыт суровой жизни выработали у русских определённое "мировидение", а именно: уважение к природным силам, переходящее нередко в удивление и восхищение как красотой, гармонией, так и могуществом, силой, величием природы. Отсюда ещё один результат: пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру. Русский человек не позволял себе роскошь "трансцендентной медитации": жизнь заставляла упорно трудиться, а борьба за существование принимала весьма конкретные формы. Поэтому в характере русских людей фатализм сочетается со стихийно-реалистическим отношением к жизни.

Невозможность рассчитать всё наперёд, заранее разработать план действий и прямо по нему идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума русских, на манере их мышления. Отсюда – не рационализм, а интуитивизм доминировал в их коллективном сознании. По мнению многих учёных, у русских больше восточной (т.н. "византийской") иррациональности, чем западной рациональности, а поэтому эмоции у них чаще преобладают над разумом, страсти над интересами. Русский человек чаще всего идёт за "голосом сердца", чем за рассудком

Русский человек более склонен  обсуждать пройденный путь, чем продумывать  дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд. Не случайно родилось в народе выражение: "Русский мужик крепок задним умом"…Это делает его более осмотрительным, чем предусмотрительным. Он лучше замечает следствия, чем ставит цели и предвидит способы их достижения.

Концепция бытия русского народа, формируясь на протяжении веков в экстремальных условиях, выработала в общественном сознании самобытную и исключительно жизнеспособную идеологию коллективного спасения, идею человеческой солидарности. Отсюда в русском социальном характере и сформировалась такое качество - коллективизм, общинность, соборность.

Общинные традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа – труд, быт, досуг – это самобытное явление не только русского характера как такового, но и всей русской национальной культуры.

Общинный уклад жизни русских  – это результат многовекового  культурно-исторического развития России, форма борьбы за существование народа. "Смерть или солидарность, других путей у русского народа не было, чтобы не погибнуть, - он должен был прибегнуть к солидарности и общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды"-Млечнииков. Одно только монголо-татарское иго, длившееся около трёх столетий, вынудило русских (дабы не исчезнуть, не раствориться в массе кочевников) выработать механизм общинного жизнеустройства. Всё это побуждало русских держаться друг возле друга и приучало сообща работать, сообща обороняться, сообща жить.

Позднее общинные традиции укрепились в результате возникновения крепостного права с его поборами, которыми облагались крестьяне, податями по принципу круговой поруки мира. Это также "приучало" крестьян к равенству в распределении государственных тягот и тех источников, из которых они могли покрываться, т. е. земли. Земли распределялись общинами по душам (мужским) и едокам (мужским и женским душам), когда они доходны и с лихвой оправдывали платежи, и по рабочей силе, т. е. по "тяглу", когда земли не покрывали или едва покрывали фискальные налоги. Весь смысл земельных переделов заключался в равенстве распределения тех благ, которые можно было извлечь из пользования общинными землями, и в равенстве распределения тягот в виде государственных, земских, мирских и прочих платежей. И пока земли хватало всем, общины весьма дорожили общими переделами, так как в промежутках между переделами состав семей менялся к выгоде одних и невыгоде других. Именно на общинной основе зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип русского народа. Община создала традиции и формы самоуправления, бытовой непосредственной демократии (сельские сходы, решение всех проблем "миром", выборная и "артельная" начало и др.), определила формы хозяйствования, место и роль в нём работника, его миропонимание и самочувствование. Община для русских – это их сила но, увы, и слабость одновременно. Общинная форма хозяйственной и социальной жизни дала возможность русскому человеку освоить самые обширные и самые тяжёлые пространства планеты. Она вырабатывала коллективизм, "соборность", дававшие людям чувство защищённости, уверенности в жизни, снимавшие крайний индивидуализм, эгоцентризм, этническую исключительность. Общинное устройство не раз спасало Русь от завоевателей: так было в 1612 и 1812г.г., так было и в 1941–1945г.г. – в годы Великой Отечественной Войны. Но в общине личная свобода нередко приносилась в жертву коллективистско-патриархальному братству. Уравнительные тенденции, принижение роли индивида, личности явственно прослеживается в ней. Не случайно А.И.Герцен отмечал, что в общине мало движения, а М.А.Бакунин говорил о рождении в общине тупоумной неподвижности, непроходимой родной грязи. Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. В традиционной народной культуре праздник нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.

Таким образом, в ходе тысячелетнего  освоения безмерных пространств, невероятно тяжёлого мирного и ратного труда и совместного сотрудничества у русского народа в его национальном характере выработались и закрепились основополагающие черты – общинность, коллективизм, взаимовыручка, а вместе с ними – доброта, открытость и душевность в отношениях друг с другом и с другими народами.

Многие исследователи проявление "доброты" относили к числу  первичных, основных свойств характера русского народа. Об этом феномене хорошо писали Ф.М.Достоевский, отмечавший, что "русские люди долго и серьёзно ненавидеть не умеют". А Н.О.Лосский тонко подметил, что у русских (и у всех славян) высоко развито ценностное отношение к людям, впрочем, как и ко всем предметам вообще. Это выражается, в частности, в обилии уменьшительно-ласкательных имён. Уменьшительные имена, выражающие чувства нежности, весьма распространены и разнообразны.

Специфическим для русского национального  характера является то, что в иерархии духовных ценностей народа никогда не превалировали черты высокомерия, национального превосходства, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха, значительности личности. Воображение у русского человека – богато, дерзновенно и глубоко. Русский – романтик, его тянет к целостному созерцанию, он стремится постигнуть связь вещей, уловить сущность. Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло. Он сорадуется и сострадает. Он всегда склонен к расположению и доверию. Быстро сближается. Он умеет блюсти свое и чужое достоинство – и в тоже время не ломается, сердечен и быстро приспособляется к друзьям. Русский человек движим братством людей и жестоко страдает заграницей от грубого эгоизма людей. Достоевский пишет в одном письме: "Мы заграницей вот уже почти два года. По моему мнению, это хуже, чем ссылка в Сибирь». Англичанин хочет превратить мир в фабрику, француз – в салон, немец – в казарму, русский – в церковь. Англичанин хочет добычи, француз – славы, немец – власти, русский – жертвы. Англичанин хочет наживаться от ближнего, француз – импонировать ближнему, немец – командовать ближним, а русский ничего от него не хочет. Он не желает превращать ближнего в свое средство. Это братство русского сердца и русской идеи. Русский всечеловек есть носитель нового солидаризма.

К числу первичных, наиболее фундаментальных  и древних свойств русского национального  характера относится глубинное чувство независимости, воли, свободы и переплетающееся с ним мужество, стойкость, несгибаемость в самых трудных моментах жизни страны, всего народа. Эта доминантная черта – одна из древнейших в русском национальном характере. Еще со времен древнерусского государства (Киевской Руси), когда были непрерывные столкновения с печенегами, половцами, хазарами, и до настоящего времени русские люди демонстрируют всему миру непреклонную силу воли, мужество и стойкость в защите родной земли. Так, византийские историки, оставившие нам описание древних славян (наших предков), изображали их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду, питались грубой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. По тем же свидетельствам, славяне войнами были отважными. Храбрые, они особенно искусно бились в ущельях, умело скрывались в траве, изумляли неприятеля мгновенными и хитрыми нападениями. Попадая в плен и подвергаясь пыткам, умирали молча, без вопля.… Эти качества характера русских людей позволили выстоять в борьбе с многочисленными завоевателями, в том числе сломить монголо-татарское трехсотлетнее иго и отстоять русскую государственность, отбить немецкие, турецкие, польско-литовские, шведские, японские, английские, французские, американские экспансионистские поползновения, переломить хребет фашизму в Европе. Совсем не случайно на Западе давно родилось выражение: "русские – самый непокорный народ на земле, его не могли сломить ни оружие, ни угрозы физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие чудовищные испытания. Русских можно убить, уничтожить физически, но завоевать, покорить – никогда…"

Информация о работе Русский характер