Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:54, реферат
Цель работы заключается в изучении статусных аспектов национального характера и его роли в формировании культуры.
В соответствии с целью были определены задачи:
• исследовать национальный характер как культурологическую категорию;
• рассмотреть генезис русского национального характера под воздействием различных факторов;
• определить развитие и особенности русского национального характера.
1. Аннотация 3
2. Введение 3
3. Условия формирования русского национального характера 6
4. Особенности русского характера 11
5.Русский национальный характер глазами иностранцев 15
5. Заключение 17
6. Список используемой литературы 24
Русский народ разгромил диктатора Европы Наполеона, заявлявшего: "Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее" (писал он в 1811г.). В приказе по войскам по случаю выпуска медали в честь побед 1812г. великий Кутузов М.И. писал: "Воины!.. Вы кровию своею спасли Отечество… вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к вере и Отечеству и следовательно ничем непобедимая";
В этих, далеко не полных, исторических фактах и выражен характер народа, его лучшие качества и черты. Добавим к этому еще один (малоизвестный) факт: в большинстве воинских уставов мира оговариваются условия сдачи в плен, в русском уставе – это не оговаривалось никогда! Сдача в плен по-разному оценивалась в зависимости от условий, однако в уставы не вносилась и числилась не соответствующей духу русского Устава…
Георгий Петрович Федотов рассуждая о характере русского народа сказал: "Оправдание нации – в осуществленных ею в истории ценностях, и среди них героизм, святость, подвижничество имеют, по крайней мере, такое же онтологическое значение, как создание художественных памятников и научных систем".
Иначе говоря, героизм, подвижничество, жертвенность русского народа во имя свободы, независимости, заложенные в его национальном характере, образуют особый культурно-исторический тип, занимающий выдающееся место во всей мировой цивилизации. Одни народы обогатили ее (цивилизацию) великими художественными памятниками и научными системами (древние греки, например), а мы, русские, - еще и героизмом, великой жертвенностью, что позволило сохранить свободу не только нам самим, но и многим народам мира. Свобода есть непревзойденная ценность и культуры, и цивилизации…
Ученые, писатели, вообще думающие люди, подметили много других, весьма любопытных черт русского национального характера. Гениальный Н.В.Гоголь, создавший бессмертную галерею русских характеров в "Ревизоре", "Мертвых душах", отмечал, например, "непереносимость досуга" русскими и "ускоренность" темпа жизни ("и жить торопятся, и чувствовать спешат"), и размах, непокорность, бунтарство, удальство ("развернись плечо, размахнись рука"), и даже "избыточный самокритицизм". Специалисты давно подметили, что одной из устойчивых черт русского характера является способность к самой жестокой самокритике. В устном народном творчестве, в литературе, поэзии, в частушках и анекдотах, в политических, философских и иных трактатах самими русскими сказано о себе столько негативного, отрицательного, что его хватило бы на добрый десяток народов. (Любимый герой сказок и тот "дурак"; "страна рабов, страна господ"; "Россия – тюрьма народов"; "обломовщина"…)
Самокритика – явление сложное, противоречивое, она далеко не всегда приводит к плодотворным результатам. Русский самокритицизм нередко играет в сущности разрушительную роль. Превосходя другие народы отсутствием самодовольства, мы одновременно превосходим их постоянным "самоуничижением"…, отсутствием полноценного чувства собственного достоинства. Нас, например, постоянно обвиняют в "тоталитарности", "жестокости" в сравнении с Европой. Но "посмотрите на карту Европы. – пишет В.В.Кожинов. – Что такое Великобритания? Это страна бриттов. Естественно спросить – где же бритты? Это был очень талантливый, очень яркий народ, который тесно сотрудничал с древними римлянами, это был кельтский народ. Потом пришли англы – это было германское племя – они полностью стерли бриттов с лица земли. Или возьмите большую часть Германии – знаменитую Пруссию. Где пруссы?... нет никакого сомнения, что если б немцы тогда, в те далекие времена, перешли через Неман и через Двину и подчинили себе земли литовцев и латышей, в настоящее время никаких литовцев и латышей даже в помине не было.… И таких примеров множество, десятки.… Например, очень яркий народ бретонцев, который имел письменность с VIII века, живший на северо-западе Франции, был уничтожен почти полностью – особенно во время Французской революции". "В России же ничего подобного нет. И я думаю", - считает В.В.Кожинов, - в русских "не было этого, если хотите, агрессивного начала. И когда говорят, что Россия – тюрьма народов, можно с этим согласиться, но только при одном условии, что при этом Великобританию, Францию и Германию мы назовем кладбищами народов. Вот тогда это будет справедливо и покажет истинную суть дела".
Эти мысли выдающегося историка и литературоведа, настоящего патриота помогают нам глубже, исторически и социально объемнее, культурологически точнее понять проблему русского национального характера, его воздействия на ценности и сам исторический вектор нашей отечественной культуры.
Говоря о русском национальном характере у него немало и отрицательных черт, и проявлений, как и у каждого явления в жизни в характере русских воплощены пары противоположностей (многие из этих противоположностей встречаются также и у других народов, но у каждого из них они имеют свой, отличительный набор). Так, воля и свободолюбие могут сочетаться с безволием и социальной апатией. Доброта может смениться жестокостью и даже озлобленностью. Покорность – бунтом и страстью к разрушению. "Русские – вулканы, или потухшие, спокойные, или в состоянии извержения. Под поверхностью даже и самых спокойных, и глупых томится жила энергии расы, ведущая к внутреннему огню и тайне человеческого духа" – писал один из иностранцев в 1913 году. Сложность, противоречивость, неоднозначность национального характера русских хорошо передал замечательный поэт XIX века А.К.Толстой:
Коль любить, так без рассудка
Коль рубить, так уж с плеча
Коли спорить, так уж смело
Коль карать, так уж за дело
Коль простить, так всей душой
Коли пир, так пир горой.
Много лет пишет о русском (советском) народе известный философ и социолог, а также писатель, последовательный борец с марксизмом, недавний диссидент (свыше 10 лет прожил в иммиграции на Западе Александр Александрович Зиновьев (ныне профессор МГУ). В его романе "Искушение" есть главка "О русском народе", в которой ученый дает исключительно резкую и негативную оценку своему народу, отвергая "всяческие ссылки на неблагоприятные обстоятельства русской истории при оценке русского народа".
"В той катастрофе, которая
сейчас случилась с нашей
Все попытки привить русским
наилучшие человеческие качества в
течение более чем семидесятиле
Но что именно соответствует
характеру русского народа? Русскому
национальному характеру и исто
Русский народ покрыл себя неувядаемой славой, совершив величайшую в истории революцию и отстояв себя в величайшей войне против сильнейшего врага. Теперь русский народ покрыл себя неувядаемым позором на всю последующую историю. Коммунизм не успел проявить свои позитивные стороны. Но если мы продержались несколько десятков лет, то этим мы обязаны именно коммунизму и коммунистам. Отказываясь от коммунизма, мы обрекаем себя на историческую смерть.
Правящие верхи нашего народа и их идеологические холуи предали свою страну и свой народ, превратившись в "пятую колонну" Запада. Но происходило это предательство на глазах народа, при его попустительстве и даже с его одобрения. Народ как целое стал соучастником этого исторического преступления. Наш народ стал народом - предателем. Он предал сое прошлое, предал тех, кто принес ради него неслыханные жертвы, предал своих потомков, предал сотни миллионов людей на планете, смотревших на него как на образец, опору и защиту".Такова точка зрения на характер и действия русского народа на рубеже XX-XXIвв., высказанная очень известным ученым в современном российском обществоведении. Справедлива ли она?