Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:38, реферат

Описание работы

Русский язык - это язык русского народа (около 140 млн. человек), представители которого в настоящее время проживают не только в России, но и во многих других странах мира. Язык - главное средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.
Не менее важно и то, что язык является также орудием мышления

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Причины изменений, происходящих в современном русском языке………4
2. Язык и речь. Культура речи……………………………………………………6
3. Языковая норма как единица речи…………………………………………….9
4. Письменная и устная форма речи. Сходства, различия…………………….11
5. Понятие о литературном и национальном языке…………………………...17
6. Акцентологические нормы современного русского языка………………...19
7. Слово как единица языка. Лексические нормы современного русского языка……………………………………………………………………………...24
8. Синонимы. Антонимы. Паронимы…………………………………………..26
9. Заимствования в современном русском языке……………………………...31
10. Фразеологизмы………………………………………………………………33
11. Грамматические трудности современного русского языка……………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

реферат русский язык.docx

— 84.14 Кб (Скачать файл)

План кодификации – это объяснение и описание норм в специальной  литературе. Кодификация предполагает осознание нормы, закрепление ее в сводах правил. Такой свод правил может существовать отдельно от говорящих и редко проявляться в повседневной речи. Например, нормативный вариант произнесения обеспечение весьма редко встречается даже в официальной речи, вытесняясь не рекомендуемым просторечным вариантом обеспечение. Кодифицированная норма устанавливается на основе анализа функционирующих норм, социально-исторических и культурных условий общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Письменная и устная формы  речи. Сходства, различия

 

В наше время, время информационных технологий, обе  формы речи тесно переплетаются  друг с другом. Обе формы речи играют огромную роль в нашей жизни. И та и другая занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, которые предназначены для  того, чтобы их озвучивали со сцены  или экрана телевизора. И наоборот, в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под « устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, интервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь, выступающая как  ведущая форма существования  русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством  общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они  фиксируются в грамматических словарях, учебниках и т.д. Распространению  этих норм способствуют учебные и  культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь - абсолютно  универсальна!

На её основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая  письменность и др.

Однако  устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

Устная  речь.

Устная  речь - это звучащая речь, применяемая  для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она  возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны  богатые интонационные возможности  устной речи. Интонация создаётся  мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или  замедлением темпа речи и тембром  произнесения. В устной речи большую  роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие  или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство  человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при  непосредственном общении усиливается  благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и  экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в  силу чего говорящий вынужден мыслить  и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.

Устная  речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная  устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что  надо повторить, уточнить. Говорящий  постоянно следит за тем, чтобы его  речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Устная  речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие так называемые огрехи устной речи - функционирование незаконченных  высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокоментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. - является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации». Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8. Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно-бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально - делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Письменная  речь.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная  знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуковой речи). В то же время письмо - это  самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных  функций. Письменная речь даёт возможность  усвоить знания, накопленные человечеством, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения. Читая книги, исторические документы разных времён и народов, мы можем прикоснуться к истории; культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнали о великих цивилизациях Древнего Египта, шумеров, инков, майя и др.

Историки  письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звукобуквенного типа, которым сегодня пользуется большинство  людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной речи.

Буквы, используемые на письме,- это знаки, с помощью  которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетанием букв, и знание букв позволяет воспроизводить их в  звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной  паузе в устной речи.

Основная  функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить  её в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между  людьми в тех случаях, когда непосредственное общение невозможно, когда они  разделены пространством и временем. С древних времён люди, не имея возможности  общаться непосредственно, обменивались письмами, многие из которых сохранились  до сегодняшнего дня, преодолев барьер времени. Развитие технических средств  сообщения, как телефон, в какой-то мере уменьшило роль письма. Но появление  факса и распространение сети Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют именно письменную форму речи. Основное свойство письменной речи - способность к длительному  хранению информации.

Письменная  речь развёртывается не во временном, а в статистическом пространстве, что даёт пишущему возможность продумывать речь, возвратиться к уже написанному, перестроить предложения и части текста, заменить слова, уточнить, осуществить длительный поиск формы выражения мысли, обратится к словарям и справочникам. В связи с этим письменная речь имеет свои особенности. Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплённый, инверсия (изменения порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально - делового стиля речи, недопустима. Предложение, Являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса, поэтому, как правило, письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространённые определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная  речь является основной формой существования  речи в научном, публицистическом, официально - деловом и художественном стилях.

Сходства  и различия между устной и письменной формами речи.

Сходство  обеих форм речи заключается в  том, что основу их составляет литературный язык. Следовательно, обе формы вынуждены  придерживаться общепринятых норм русского языка. Однако устная форма речи, будучи привязанной, к разговорному стилю  речи более свободна от нормирования и регламентации, чем письменная. Обе формы в практике занимают примерно равное место по своей значимости, проникая во все сферы человеческой жизнедеятельности, включая сферу  производства, управления, образования, юриспруденции, искусства, в средства массовой информации и т.д.

Различия  между ними сводятся чаще всего к  средствам выражения. Устная речь связана  с интонацией и мелодикой, невербаликой, в ней используется определённое количество и «своих» языковых средств, она привязана к разговорному стилю. Письмо использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями, нормированностью и формальной организацией.

В наше время  обе формы речи неразделимо связаны  между собой и, переплетаясь в  одно целое, составляют полноценное  общение. С развитием сотовой  связи люди получили возможность  общения по телефону, как посредством  устной, так и письменной речи. С  развитием Интернет - технологий люди имеют возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством  устной и письменной речи на выбор. Трудно представить себе современное  общение только посредством устной или только посредством письменной формой речи - это всё равно, что  лишить себя одного из чувств (осязания, обоняния и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие о литературном  и национальном языке

 

Литературный язык — обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.

Литературный язык — всегда результат коллективной творческой деятельности. Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет известную относительность (при всей важности и стабильности нормы она подвижна во времени). Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного языка.

Среди лингвистов нет единого мнения о сложном и многогранном понятии  литературного языка. Некоторые  исследователи предпочитают говорить не о литературном языке в целом, а о его разновидностях: или  о письменно-литературном языке, или  о разговорно-литературном языке, или  о языке художественной литературы и т. д.

Литературный язык нельзя отождествлять  с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные  понятия.

Литературный язык — достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, необщепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.

Литературный язык — общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям.

Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие и арго.

Понятие национального языка не является общепринятым: так, С. Б. Бернштейн отрицал за этим понятием какое бы то ни было лингвистическое содержание, понимая его как чисто идеологический конструкт.

Формирование национального языка  идёт в направлении становления  и укрепления языковой нормы, приобретения литературным языком (за счёт его позиций в управляющих, образовательных и культурных институциях, начиная с определённого периода связанных с идеей нации) приоритетного положения по отношению к региональным диалектам, а также, в ряде случаев, в борьбе за вытеснение главенствующего в культуре и/или политике инонационального языка (латыни, церковнославянского, языков стран-метрополий в бывших колониях). Разговорная форма национального языка, в основу которой кладётся один или несколько диалектов, по мнению некоторых специалистов, формируется уже под влиянием литературного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Акцентологические нормы  современного русского языка

 

Нормы ударения (акцентологические нормы). Акцентология изучает функции ударения. Ударение — выделение одного из слогов в  составе слова различными фонетическими  средствами (повышение тона, усиление голоса, громкость, длительность). Особенностью ударения является его разноместность и подвижность. Разноместность проявляется в том, что в разных словах ударение падает на разные слоги: выдумать — выдумывать. Подвижность ударения обнаруживается в том, что в одном слове при изменении его формы ударение может перемещаться с одного слога на другой: земля (И.п.) — землю (В.п.)

Информация о работе Русский язык и культура речи