Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка
1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру
1.К.
як сістэма гуманітарных ведаў. Структура
і функцыі к. К- наука о культуре, к-ая формир. на стыке
соц. гуманитарного знания о чел, чел.общ,
изуч. к-ру как целостность чел. бытия.В
культурологическое знание включ результ
наук социология, политология, психология,
эконом теория. К- как науч дисципл складыв
из ряда разделов в ней выдел фундаменталь
и приклад аспекты. Фундаментал к. строится
на основе систематизации теоритич и истор
знания о к-ре, включ теорию к-ры, культ
антропологию, истор к-рологию, психолог
антропологию, культ семантику( или историю
ментальности) изуч знаково символические
аспекты к-р. Прикладная к. имеет целью
прогнозирование, проектир, регулир культур
процессов, совокуп концепций, метод, принципов
культурологич знания, ориентир на применение
в разных обл. «Спектр» культуролог дисциплин
воспр. Структуру гуманитар знания: философ
к-ры, истор, социология, семиотика, культ.
Антропология, психология, история к.,
культурологич учений, методология изуч
к- ры, метод. преподавания к-гии. Философ
исследует сущн и строение к-гии. Истор исследует происхожд,
истоки культур явл. Социология- процессы
функционир к-ры в общ. Культ. Антропология –
становление личн, спец. этапов жизни бытия,
изуч. влияния, соц-культ. среды.Среди функций
культуролог выделяются:1.Познават-способна
накапливать разные образы знания, сведения
и информ о мире и передавать их от поколения
к пок 2.Коммуникативная- гл. средство общения,
процесс обмена информац. 3.Адаптивно-регулятивная-
устанавливает, организует и регулир отнош
между людьми через систему норм, правил
и законов морали. 4.Аксиологическая способ.формиров
у чел ценностных потребн и ориентаций,
умение различ добро и зло, прекрасное
и безобразное, хорошее и плохое критерии
таких различий нравственные и этические
ценности.5. Интегративно-сокральная-
2.теоретико-методологич.основы
к-ии. К-ия-система науч знан о к-ре(особен и
закономер ее развит.18в-выдел в особ обл
знаний,20-статус науч дисцип.термин ввел
Уайт.К-ра1.рез чел деят по создан матер
и дух ценн.2система норм ценн идеал к-ый
руковод чел в поведен.3истор память(традиц
обряд).4дух развит чел. Предмет к-ии-к-ра.объект-особен
и закономер чел. Методы к-ии:1сравнит-истор-сравнит
период развит данн к-ры или след др к-р(диахронич).2сруктур-функц-
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру. Эпоха Антычнасці."зачатки" к-ры обнаруж на ранних этапах истор существован людей. Первонач чел зависел от чисто природ не преобразованных трудом обстоятельств. Решающую роль в жизни чел приписывал обстоятельствам, к-рые превращал в предмет религиоз почитания или культа. Термин "культура" появл в Др. Риме.с лат.яз означ уход, улучшение, обработку, возделыв, усовершенст. "к"близко к соврем слову "агрокультура". Со врем знач расшир. Процесс культур. преобразован связыв не с природой,а с чел, его внутр миром. Под к-рой стало пониматься воспитание, образование, совершенств чел, его способн, знаний, умений, навыков. Ср-ва такого совершенств антич мыслители видели в философии, науке и ис-ве. В этом знач термин "к" был применен Цицероном (106-34 гг.). Ц писал, что "к-ра души есть философия". он имел ввиду не столько состояние души, сколько способ ее совершенств. Др.греки термин "к" не применяли. У них был сходный термин – пайдей,к-ым обознач воспитанность, образован чел. Средоточием образован был город. Горожанин чел культур противопоставл жителю деревни. первый, носитель образован и к-ры, последний ассоциировался с невежеством и дикостью, с отсутствием к-ры. Ценностная координата "к-ра-отсутствие к-ры" в др римской истор была перенесена в иную плоскость - "римлянин – неримлянин-варвар". К-ый чел, гражданин полиса,обладает качествами:
1. патриот-защитник полиса.требовались воинские умения. 2.участие в полит и обществ жизни полиса: знать его законы,быть оратором, обладать навыками гос управления. 3. К-ный чел эстетически совершенный. На формирование качеств направлена система греч образован и воспитан. Образован представляло единство гимнастического и мусического. Гимнастич- занятия спортом, физич к-рой. Гимнастич дисциплины способств развит тела. Мусическое образов обучение ис-вам. овлад ис-вом стихослож, основами муз исполнит, знать произвед лит-ры, поэмы Гомера и Гесиода, оратор ис-вом, философ. Мусические дисциплины формир душу, сознание, ум. Аристотел: добродетель - это мудрая середина между крайностями. Пр, мужество - это середина между трусостью и безумной отвагой, щедрость - середина между скупостью и мотовством. В античности понятие "к-ра" тесно связано с понятиями "гуманизм" и "цивилизация". Первое из них означ человеческий, человечный, второе- гражданский, общественный, государствен.
5.Рэцэпцыя ідэі «humanitas» у рэнесанснай думцы. Культура як другая прырода. Возрождения в процессе секуляризации обществ мысли возник стойкая потребн в новых светских основаниях для понимания к-ры и истор.По мере сниж значимости определяющ роли жертвы Христа возникло новое поним к-ры. Образцом для подражан станов антич истор. Основн ренессансные идеи:1.Доминанта идеалов гражданственности, полезности, благовоспитанности, гуманизма. 2.Ориентация на прошлое, идеализации античности.3.Акцент на филологич изыскания( в связи с обращением к античности, в особенности к философии и словесности).фр.философ Боден разделил чел,естеств и божествен истор,что способств отходу от провиденциализма к изуч естеств, географич наук,климатических условий жизни и видов деятельн чел (военной, хоз и гос).4.Разработка термина цивилизация.восходит к лат словам гражданский, гос достойный гражданина.Ренессанс или Возрож 15-16 в. обращение к антич наследию не сводилось к его изуч и подражанию. Оно было формой, в к-рой соверш переход к новому идейному содерж к-ры. Основой содержания стал гуманизм. Понятие ввели в 15 веке сами творцы новой к-ры. Наз себя гуманистами,они выраж направлен своих интерес не на божеств, а на чел дела. В центре-живой человек, личность. Гуманисты восхищались духовной, телесной красотой чел, его разум и волей, масштабами его творч достижен.Достоинства чел определ его «ученостью» благородн делами чел, овладен к-рой, широкая многогранная светская образованн,опирающ на изуч христианских и греко-латинских источн. Писатели и худ выше воспеваемых ими героев. Благородный чел-это гуманист, «аристократ духа». Новый духовный аристократизм стал знаменем гуманистич к-ры Возр. Эта к-ра имела элитарный х-р. доступна людям с образованием и чуждой широким слоям населен, к-рое продолжало пребывать в плену средневек к-ры.
6. Спецыфіка к антрапалогіі:цэласны
падыход у вывучэннічал.АНТРОПОЛОГ(
10. Будова культуры:Виды к. и формы к.
Совокупн матер/цен принято наз матер/к.(вед/роль
играют идеалы и цели, побужден и влечения
чел,его представлен о себе и окруж/мире)Совокуп
дух ценностей наз дух к. сущ в матер\дух
формах.К.формы дел/на:Семантические:1Норма-
Срок жизни всякой культ формы, т.е. период сохран ее социальной актуальн, исчисл длительн ее продолж интерпретаций в процессе воспроизв,восприятия, описания, оценки и т.п. в качестве А.к.
11. Сутнасць цывілізацыі і яе узаемаадносіны з культурай. Тыпы цывілізацый.
Ц и к-ра–понятия связан друг с другом.
Под ц понимают определён этап в своем
развит.в первобытную эпоху истор человеч
все народы, все племена еще не выработали
те нормы общения, к-рые позже получили
название цивилизационных норм. Термин
ц произошёл от лат. слова, означ «гражданский».
Для выработки точного определ ц необходимо
изучение крупных социальных и культ феноменов,
существ в виде целостностей,т.е.макро
историч исследован.Соц и культ системы
не совпадают ни с нацией, ни с гос-вом,
ни с какой-либо соц группой.Они вых за
пределы географич или расовых границ.Для
Шпенглера ц–это тип развит общ,когда
на смену эпохе тв-ва, воодушевления приходит
этап закостенелости общ,оскуднения тв-ва,дух
опустошения.Бердяев и Швейцер считали
различ к-ры и ц достаточ условным.Но большинство
исследоват сводят различ между культ
и ц к особен нац языков. Признаки ц.1.Наличие
гос-ва как определён орг, управлен структуры,
координир хоз, воен и нек-ые др сферы жизнедеят
общ.2.Наличие письмен,без к-ой затрудн
многие виды управленч и хоз деят.3Наличие
совокупн законов,правов норм. Написанное
право–отлич признак цивилиз общ. Обычаи–признак
нецивил общ. 4.Определ уровень гуманизма.(не
приемлют людоедства и чел жертвоприношений).Недаром
переход к цивил стадии у мн народов был
связан с распростр религии,несущих гуманистич
нравств ценн,- буддизма, христианства,
ислама, иудаизма.Ц современ мира:западная,
15.Крытэрыі тыпалагізацыі культур.Общее понятие «к» в реальной жизни воплощ,проявл в конкретных тип к-ры. Типы к- конкретно-историч совокупн ценност и норм,к-рые образуют целостн,относит замкнут системы.Эти системы состоят,из ценностей и норм,сложивш в различ сферах общ жизни и представл собой худ, экономич, политич и др к-ры, к-рые наз сферами к-ры.Содержательная х-ка конкретно-историч типов к-ры наз типологией к-ры.Сущ более 10 принципов типологизации (систематизации) к-ры.Основн критер: социальная структура общ,его регионально-этнич специфика, историч тип общ. На основан этих критериев выдел социальн, этнонацион и истор типы культуры.Социальные типы к-ры.Любое общ неоднородно,состоит из разных соц групп- национал, демографич, профессионал и др.есть некоторые общие ценности и нормы, обусловлен общими условиями жизни.Эта объединяющ большинство членов система ценностей и норм наз доминирующ к-рой.социальными группами различий постепенно у каждой формир собствен к-ра, получивш наз субк-ры.Субк-ра-это ч к-ры нации,в отдельных аспектах отлич или противостоящ доминирующ к-ре,но в главных чертах согласующ и продолж ее.Соц группа,сформиров субк-ру,отлич от представ доминир к-ры языком,взглядами на жизнь,манерами поведен, обычаями.Различ могут быть сильными,субкультура не противостоит доминирующ к-ре.Она включ ряд ценност доминирующ к-ры добавляет к ним новые ценности, х-ные для нее.Пример субкульт сельская, город,молодеж к-ры.Возможен вариант субкульт,к-ая не просто отлич от доминир к-ры,противостоит,находит в конфликте с господствующ ценностями-контркультура. Контрк-ра-раннее христианство в нач н. э,религиозн секты;идеология большевиков в нач XX в.; движение хиппи в 60-70-х г20 в. на Западе. Контрк- это совокупн социокульт установок,противореч принципам господств к-ры. В контрк заложена тенденц ценностн революц,к-ая нередко обусловливает сдвиги в к-ре.
16.Элітарная і масавая культуры(канцэпцыі Х. Артэгі-і-Гасета, Ф. Ніцшэ, А. Тойнбі, В. Парэто
Ортега считал усугублен атмосф насилия,культа силы в общВосстание масс(1929).с критикой культа насилия он обращ к анализу тоталитар режимов 20в. Деструктив процессы массовизации общ связ с ростом технич развит:спад духовности.Судьба Евр и мира представл ему как господство «чел массы»,бюрократии, тотального режима,уничтожен к-ры, превращение роботов.Одним из наиболее привлекат тезисов о дальн развитии к-ры у ОиГ выступает тезис от игр х-ре к-ры. Игра старше к-ры,предшеств к-ре,творит к-ру- лейтмотив данной концепции.Путь спасения к-ры в сохранен дух ценностей аристократич элиты.Свои социолог идеи выразил в книге «Дегуманизация искусства». ОиГ определ основн тенденции нового стиля: 1. Тенденцию к дегуманизации 2. Т избегать живых форм 3стремление,чтобы произв ис-ва было лишь произв ис-ва4.Стремлен поним ис-во как игру5.Тяготении к глубокой иронии 6. Тенден избегать всякой фальши исполнительское мастерство7ис-во чуждое какой-либо трансценденции, т.е. выхода за пределы опыта.