25.Культура і
асоба. Чалавек як прадукт і творца культуры. К-ра и личность
взаимосвязаны друг с другом.С одной
стороны, к-ра формирует тот тип личн,с
другой-личность воссоздает,изменяет,открывает
новое в к-ре.Личн-это движущая сила и создатель
к-ры,а также главн цель ее становления.При
рассмотрении вопроса о соотношении к
и чел следует различать понятия «чел»,«индивид»,«личнь».Понятие
«чел» обознач общие св-ва чел рода,а «личн»-единичного
представит этого рода,индивида.Но при
этом понятие «личн»не явл синонимом понятия
«индивид».Не всякий индивид явл личн:индивидом
чел рождается,личн становится (или не
становится) в силу объект и субъективных
условий.Понятие«индивид»х-ет отличительн
черты каждого конкретн чел,понятие«личность»обознач
дух облик индивида,сформированный к-рой
в конкретной социальной среде его жизни(во
взаимодействии с его врожденными анатомо-физиологич
и психологич качествами).Поэтому при
рассмотрении проблемы взаимодейств к-ры
и личности особый интерес представляет
не только процесс выявлен роли чел как
творца к-ры и роли к-ры как творца чел,но
и исследован качеств личн,к-ые формирует
в ней к-ра,интеллекта,духовности,свободы,творч
потенциала. К-ра в этих сферах ярче
всего раскрывает содержание личн.Регуляторами
личностных устремлений и поступков личн
явл культ ценности.Следование ценностным
образцам свидетельствует об определен
культ устойчивости общ.Чел,обращаясь
к культ ценностям,обогащает дух мир своей
личн.Система ценностей,оказывающ влияние
на формирован личн,регулирует желание
и стремление чел,его поступки и действия,определяет
принципы его социального выбора.Таким
образом,личн находится в центре к-ры,на
пересечении механизмов воспроизводства,хранение
и обновление культ мира.Сама личн как
ценность,по сути и обеспечивает общее
дух начало к-ры.Являясь продуктом личн,к-ра
в свою очередь гуманизирует соц жизнь,сглаживает
животные инстинкты у людей.К-ра позволяет
чел становится интеллектуально-дух, нравственной,творч
личн.К-ра формирует внутренний мир чел,раскрывает
содержание его личн.Разрушение к-ры негативно
воздействует на личн чел,ведет его к деградации.
26.Футуралогія аб глабальным
мадэляванні к-ры(С.Ханцінгтон,Э.Тофлер,
Дж. Фарэстэр і інш.).Футуроло́гия (от
лат. Futurum- будущее и греч. Λόγος- учение)
наука прогнозирования будущего, в том
числе путём экстраполяции существующих
технологич,экономич или социальн тенденций
или попытками предсказания будущих тенденций.Термин
«Футурология» предложил в 1943 нем социолог
Флехтхейм в качестве назван некоей надклассовой«философии
будущего»,к-ую он противопоставлял идеологии
и утопии.Истор идеологии глобализации.одним
из адептов этого направлен явлТоффлер.Амер
ученый, разделяющий опасения по поводу
разрушительн воздействия техногенной
ц-ии, тем не менее, смотрит в будущее с
оптимизмом.Выход из создавшегося положения
автор"Футурошока"видит в развит(прогрессе)все
той же технологии.На основе новой,в данном
случае информацион,технологии мир(с точки
зрения Тоффлер)сможет продолжить путь
своего бесконечного совершенствования.Своей
концепцией "столкновения ц-ий"Хантингтон
бросил вызов многим устоявшимся представлениям
о х-ре происходящих и потенциальных глобальн
и региональн противостояний,также предложил
новую парадигму для теоретич исследован
и прогнозирован миропорядка на рубеже
XX и XXIв.С уверенност можно сказать,что
это едва ли не самая крупная из представлен
за последнее десятилетие науч концепция,в
к-ой дана общая картина мира. "нереальной
явл парадигма единого мира,где существует
или в ближайшие годы возникнет универсальная
ц-ия.ныне люди обладают, как и обладали
в течение тысячелетий,общими чертами,к-ые
отлич их от др существ.Эти черты всегда
были совместимы с существован множества
разных к. Довод о том,что сейчас появл
универсальн к-ра или ц-ия,принимает разнообразные
формы,но ни одна из них не выдерж даже
беглого анализа"только всемирная власть
способна создать всемирную ц-ию"
27.Идея культ релятивизма-идея множеств
и равн оправия культ/типов в географич
пространстве и историч врем К РЕЛЯТИВИЗМ-концепция,
распростр в запевроп и амер этнологии.Сущн
К.р.состоит в признан за культ принципиально
знач сложн,ценн,самобыт.Херсковиц был
пионером к/р, в к-ом он видел противоядие
от европ колониалист замашек и европ
этноцентризма.Хбыл спец по Африке и судьбе
негров в Новом Мире.Он считал ошибкой
мнение европейцев, что они-цивилизов
люди,а африканцы-нет.Основн тезис к/р-признание
самостоят/полноцен каждой к-ры и отрицан
абсолют знач "нашей",европ-амер,
системы оценок; принцип отказ от этноцентр
и европоцентр при сопоставл к разных
народов.Пр:полигамия осужд общ мнением
и запрещ законом. В кн Х. говорит о практич,прикладн/знач/"антрополог"этнографии):она
учит внимательн и уважительн отнош к
культ каждого народа.Появл функционализма
как способа изуч к. связыв с раб Малиновского
и Рэдклифф-Брауна.Для функционалистов
не представл интереса историч изменен
к-р;их волнует, как действует к-ра"здесь
и сейчас",какие задачи она решает,как
воспроизв.М.любая к-ра в ходе своего развит
вырабатыв систему устойч "равновесия",где
каждая часть выполн свою ф-ю. Если уничтожить
какой-либо элемент к-ры(запретить вредный
обряд),то вся этнокульт система, и народ,может
быть подвержена деградации и гибели.М.осуждал
вмешат колониаль чиновник в жизнь корен
населен.Понятие "ф-ия" получ два
знач.1указание на ту роль,к-ую определ
элемент к-ры выполн по отнош к целому2обознач
зависим/между/частями,компонент/к-ры.
Особен функционалистской теории к-р(Рэдклифф-Браун)была
практич направл исследов.Сторонники
стремились создать соц антропологию
как прикладн науку,обеспечив решение
актуальн практич задач,в колонияхВеликобритании.
28.Амер школа
гістарычн этналогіі(Ф. Боас,А.Крёбер)
і этнапсіхалагічная школа(А. Кардзінер,
М. Мід).Этноло́гия-наука,изуч процессы формиров
и развит различн этнич групп,их идентичн,формы
их культ самоорг,закономерн их коллективн
поведен и взаимодейств, взаимосвязи личн
и соц среды.Среди целей этнологии-реконструкц
чел истор, в антропологии. амер. школа
истор. этнологии(Боас)-направл, определив
развит амер. антропол. мысли с к. 19 до 40-х
гг.20 в.Назв"истор"подчеркив отлич
амер. школы от нем,англ.Вед теоретик направлен
были Боас,Крёбер).А.и.ш. сформировалась
под влиянием взглядов и личн Боаса, создавш/первую
профессионал школу антропологии вСША.Теор.
основы А.и.ш.сложились как реакция на
эволюционизм к.19в. как результ осознания
огромных пробелов в конкрет изуч к-р сотен
народов, племен и племенных групп. Научн
подходом Боас считал строго описат. метод,
не допуск перехода к"спекулятив"обобщен.Основ
деят А.и.ш.стали интенсив местные этногр.исследов.
Боас и его последов изуч проблемы и разрешали
их с учетом врем,места и культ факторов.
А.и.ш.сосредоточ исследов на огранич
историко-геогр.территор, к-рые изуч на
протяж опр.отрезка врем,с использ статистич.метода
для анализа распространен различ.типов
артефактов, их взаимопроникн и ассимиляции,связи
с опр.культ обл. Использ методы лингвистики,
исслед истор. факторы и психол. компоненты
культ комплексов. Анализ к-ры был направлен
на изуч происхожд ее отдельн черты. Реконструкция
истор культ обл должна была показать,какие
черты развив в ее пределах и какие были
заимствованы(благодаря диффузии)извне.Большое
знач придавалось исследов климата,топографии,
флоры и фауны культ обл.А.и.ш. развива
и нек-рые общие понятия: обл распростр
к-ры, диффузия,независимое развит,параллелизм
и конвергенция.В рез этногр. и археол.
полевой работы был собран уникал по своему
х-ру,историко-культ матер,к-рый послужил
основой для последующ изуч. Этнопсихол
школа в этнографии,направл в этнографии
,господствов в 30-40г.20в.Глава шк психиатрКардинер.Сущн
к каждого народа этнопсихологи видели
в психич особен«основной»(средней,модальной,суммарной)личн,исследуем
методами фрейдизма. Концепция Этнопсихологич
шк подверглась критике,и её влиян стало
быстро падать. Амер этнопсихол шк-совокупн
взглядов и концепций,широко разрабатыв
вСША1пол-сер XX в.и объяснявших своеобразие
к-историч облика народов.
29.Мастацтва
як форма духоўнай культуры.
Ис-во-это сфера дух-практич деят людей,к-рая
направлена на худ постижение и освоение
мира.Оно призвано удовл универсал потребн
чел воссоздать окружающ действит в развитых
формах чел чувствен.И-это один из элементов
к,в к-ом аккумулир худ-эстетич ценн.И-это
форма чувствен познания мира.Выдел3способа
чел познания:
рациональн,чувствен и иррационал.Ис-во
может рассматрив как способ коммуникац
;в к-ре сущ сфера эстетич,где раскрыв суть
прекрасн и безобразн,возвышен/низмен,трагич/комич;мы
обращ к ис-ву для получ удовольcn;в ис-ве
происх накоплен худ ценн;вечные ценн–Истине,ДобруКрасоте,ис-во
воспитыв в нас.Глав цель ис-ва-социализац
личн и утвержд ее самоценн.Ис-во вовлекает
чел в круг соц жизни, влияя на самые личные
стороны чел сущ.18в.разума,19в.науки,техники
и индустриал.
31.Гістарычнае значэнне і
культурны сэнс першабытнага грамадства Под первобыт
поним начальн периоды чел истор,доцивилизованная,дописьмен,догосударствен
стадия развит общ.Первобытн представляет
собой чрезвычайно длительн истор эпоху,о
ряде ступеней к-ой мы можем судить
преимущественно по историч материалам.Ряд
племен в соврем мире(аборигены Австралии,бушмены
и пигмеи Африки,нек-ые индейские племена
в ЛатАмерике)находится на определ ступенях
первобытн.Дискуссион остается вопрос
о начале чел истор,времени,стадиях становлен
чел.Столь же сложной задачей явл реконструкция
дух аспектов жизни первобытн чел,его
мировосприятия,ценностных систем. К основн
чертам первобыт к можно отнести: 1.Медленные
темпы развития.В первобыт эпоху преоблад
традицион формы деят.Длительн время накаплив
предпосылки даже незначител культ трансформаций.Первобыт
истор знает свои культ взрывы,к самым
значительн из к-ых относится неолитическая
революция,приведшая к переходу от охоты
и собирательства к земледелию,одомашниванию
животных,гончарству;2.Синкретизм,невыделен
автономных,самостоят сфер жизнедеят(в
единое целое в первобыт общ соедин труд
процесс,мифологич повествование о нем,
соответствующие символы и ритуалы);3.Господство
мифологич мировидения,в к-ом преобладают
образные, конкретно-чувствен формы восприят
и мышлен;4.Магия явл одним из важных аспектов,пронизывавших
все существен стороны первобыт жизнедеят;5.Принцип
дуальности определял соц структуру и
взаимодейств в архаичном коллективе;6.Соц
отношения регулировались принципом эквивалентности.Упорядочение
сексуальных отношений достигалось на
основе жесткой внутриродовой экзогамии
и обязательного обмена женщинами между
родами.На основе обмена словами и знаками
происходило становлен норм общения.7.Принцип
запрета(табу)был важнейшим регулятором
соц взаимодействий.В первую очередь запрет
налагался на инцест,убийство соплеменников;8.Тотемизм(почитание
животных-предков)бал основой формой осознания
соц единства членов архаичн сообщества.
32.Блізкаўсходні
тып к-ры:К-ра Старажытнага Егіпта і
Міжрэчча.др земледельч ц-ия начала формиров в
4 в. до н.э. истор гос-ва и к-ры Египта дел/на/период:раннее(додинастический),Др,Средн
и новое царство.Ранний Ег-это было время
образов рабовлад строя и деспотич
гос-ва, на протяж к-го сформир характерн
для др египтян религ/ верован: культ природы
и предков,астральный и загробный культы,
фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В
культ строительстве нач использ камень.Др
царство было эпохой создания единой Ег/державы,
Др и Ср царства характер укреплением
и централиз бюрократич аппарата правлен,усилением
могущ Ег и его расшир влияние на сосед
народы.В культ развит-эпоха строит,пирамиды
Хеопса и др., создан уникаль памятн ис-ва,сфинксы
фараонов, портретные рельефы на дереве.Нов
царство последн период внешней активн
Ег,когда он вел войны в Азии и север Африке.В
это время особенно расцвела архитектура
храмов.Достижен худ тв-ва образ царицы
Нефертити,золотая маска фараона Тутанхамона
и росписи гробниц в долине царей. продолж
характерную традицию изображения головы
и ног фигуры в профиль, а торса в фас.
Эта традиция исчез в заключ периоде падения
Ег,когда его завоевыв Персия.В ДрЕг все
спец знания концентрир в каста жрецов.
Жрецы эффективно использ для управл массами
накоплен на протяжен времен данные астрономич
наблюден,открыв периодич солнечн затмен
и научившись их предвидеть.В ДрЕг впервые
возникла практич медицина,десятичная
система счета в арифметике.Др египтяне
владели знаниями в алгебре.Ег письмен-одна
из древн в мире. Открыт иероглифов как
письмен способствовало развитию словесности
как мифы, сказки. Основ направл к-ры ДрЕг–это
первое гос-во на земле,первая вел держава,1империя,претенд
на мировое господство. Это гос-во,в к-ом
народ был полностью подчинен правящему
классу.Основн принципами,власти были
ее незыблемость и непостижимость. Важнейшая
черта к-ры ДрЕ–протест против смерти,к-ую
египтяне считали “ненормальность”.
Стремление к бессмертию явилось основой
для возникн“заупокойного культа”,к-ый
сыграл большую роль в истор египта- и
не только религиоз и культ,но политической,
экономический, военной.Междуречье-возник
3000 до нэ(города-гос-ва)происхож шумеров-загадка.высок
к-ра земледел,осуш болот, сохран воды.изобрели
колесо,гончар круг,бронзу,клинопись,цвет
стекло,ювелир ис-во,правов кодексы,профес
армия.дух отраж силу природы.Фундаментальн
проблема-правомерн смерти.залож начало
наук.х-но строит многоэтаж дома.барельеф
–тема охоты.несоблюд пропорции чел тела.
Музык инстр.-арфа,габой,барабан. Итог-основ
науки и техн,лит-ры.
33.Культура Ісламскага
свету.
Ислам (покорность)мир/религия(христианс/
буддиз. Возник в 7вн.э. в СаудАравии.Последоват
религ наз мусульм.Основополож-пророкМухаммед.Глав
принцип ислама излож в Коране(читать
вслух). К. состоит из 114 глав(сур) каждая
гл состоит из стихов (айят).написан рифмов
прозой. Уникал к-ры обусловлен особен
ислама,к-ый представл собой не просто
мир религ,а целостную к-ру-право и гос-во,
философ и ис-во,религию,науку, обладающ
своей неповторим.Ислам сущ способствов
развит философ,ис-ва,гуманитар и естествен
наук, создан утончен к-ры.Халифы,эмиры,губернаторы
различ провинций мусульман империи
опекунами науки и философ,меценатами
ис-ва и лит-ры.Они были инициаторами и
покровит извест науч академий наук,с
к-ыми связаны огромные библиотеки. Глав
центры средневек к-ры и науки нах в Багдаде,
Каире.Сущ элементом арабо-мусульм к-ры
явл арабский язык.Первыми центрами
науки в мусульман мире были мечети-в них
обучали всем религиозным и светским наукам.абстрактный
х-р мусульм ис-ва.В архитектуре дворцов
ювелирном ис-ве допускается образы эскизов
животных. В сакральном ис-ве предусматрив
растит формы. Мусульм архитект подчинен
единству легкости.
Каллиграфия явл ис-в в мире ислама.
34.Культура Старажытнай Індыі.
Паходжанне і сутнасць будызму.Инд
к явл одной из самых оригинал и уникал.Ее
самобытность:в богатстве и многообраз
рел-философ уч,обращен к Вселенной, к
чел миру,самопогружен в глубины чел души.
К ДрИнд сущ сер 3000 до нэ-6в.н.э.Истор Др.
Инд распад на период:1Хараппская ц,2.Арийский
период.1достигла высокого уровня разв;обладала
своей письмен и яз.В худ к-ре особенно
успешно развив мелкая пластика:небольшие
статуэтки, рельефы на печатках.Пережив
высокий подъем и расцвет,хараппская ц
и к-ра пришли в упадок, вызван климат изменен,разливами
рек и эпидемия.
Первый период ведический:сборник религиозных
текстов,написаны на древн форме санскрита.
Ведизм-религия Вед,для к-ого х-но многобожие
и антропоморфность.1Брахманизм- более
стройное учение о мире,в к-ом прежнее
множество богов.2.Индуизм-ассимилирует
многие инд верован –от языч до буддизма.Священ
писан индуизма явл «Бхагавадгита».Основу
индуизма составл учение о вечном переселен
душ,происход в соответст с законом воздаян
(карма) за все содеян.3Буддизм, его создатель
в 40лет достиг просветлен,получил имя
Будда.Основу буддизма-учение о «4 благородн
истинах»:сущ страдание,желание,спасение
от страдан возможно,есть путь к спасен,к
освобожд от страдан.Высшее состояние-нирвана
и означ спасен.