Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка
1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру
4.Джайнизм,Глав/понятие/
35.Дух асновы к-ры
ДрКітая (канфуцыянства, даасізм, дзэн-будызм).китайская к
рациональна, прагматична,обращена к ценн
реальной земной жизни.Х-ная черта-1.исключит
роль традиций, обычаев,ритуал,церемоний,2.
36.Антычны тып к-ры.Вытокі і спецыфіка антыч к-ры.Генезіс і разв др-греч. лірыкі і драмы.
В понятии «к-ра» восходящ к рим античн, подчеркив фиксир им отличие чел.форм деят.от биолог форм жизни.греч.термин «пайдейя»- образование,воспитание.Греки создали уникальн систему образов,к-ая формир чел как личн. Природа была главн и неотъемлемой частью космоса,к-ый включ в себя богов и людей.Созерцая природн порядок,он умножал свой разум.В эпоху эллинизма с потерей антич полисом своей прежней самостоят рушатся идеалы греч.Пайдейи.Город входил в необъятную империю и от чел. требовалось не граждан смелость,а умение прожить незаметно.Страдает к-ра:падает престиж образован, слабеет стремление к познан.Истоки антич. культ мысли связаны с такими чертами культ. Трансформации «осевого времени»(7 тыс. до н.э.) как: 1. Снижение общественно культурной роли мифа, кризис мифологического мировосприятия, переход к рациональн. Философ. Миропониманию, что стало основой для формирования нового самосознания. 2. Индивидуализация духовной жизни, чел. Нах. Опору в своем внутреннем мире, все больше знач. Приобрет. Личностные, дух.-нравствен. И психологич. Измерение..3. усиление этической стороны миропонимания. 4. Создание соц. Учений, проектов преобразования мира и чел. В соответствии с определ. Идеалами. 5. Сближение цен. Разных народов, как результат культурного взаимодействия.
Сократ: сущность чел. Его душа, задача – взращивание своей души «познай самого себя»культура рассматривается как знания о человеке, как культура человеческой души. Критика цивилизация- Диоген в бочке. Цицерон впервые употребляют термин «К»главным признаком в овладении К. Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументировано отстаивать свою позицию в споре, убеждать. «К»-есть внутреннее совершенство.
37.К-ра ДрРыму."Рымскі
міф" і яго адлюстр ў к-ры і ис-ву.Рим.ц.последняя
стр в истор антич к-ры, просущ8в.дон.э.–5в.н.э.рим
собрал в необъятн империю те страны,к-ые
возник в рез распада державы Македонского.Х-ной
особен РИ был универсализм. Римляне счит
себя богоизранным народом,ориентированы
на победу во всех деяния. В Риме почитались
мужество,достоинство, строгость,практич
хоз и юр мышление,умение подчиняться
дисциплине и закону.Для знатного римлянина
достойными занятиями были войны, политика,земледелие,право.
В процессе сближения с греч миром римские
боги идентифицировались с греческими:Юпитер-Зевс,Юнона-
Римляне нач изуч греч яз,философ и лит-ру;
приглаш греч ораторов.Особое место в
рим к-ре нач играть истор,юридич,философ
сочинения.Глав темой произв становит
пропаганда вел цивилизацион миссии Рима
и поиск путей создан под его эгидой Вселенского
гос-ва.В 1в.дон.э.в Риме мощно развив риторика(ис-во
полит, судебног красноречия(Цицерон)
С 410 по 476 г. Рим подвергается разгрому со стороны варваров. «Римский миф» складыв 3-2 в.до н.э. эпохе захватнич войн становл среднеморской державы.Совершенствов военной и гос орг Рима. Вера в особую миссию Рима предназначенную сверху, Рим нуждался в мифе.
38.Хрысціянскі
тып к-ры:к-ра Еўропы эпохі Сярэднявечча.Срвек5-13в приходит
на смену античн.Господств феод.способ
произ-ва, христианство положило нач новой
к-ре.Чел как земное воплощ Бога,высшая
степень–Бог.Люди воспитыв в духе религиозно-аскетич
мировоззрен: верующий должен в земной
жизни готовиться к пребыв в вечном загробн
мире,через пост, молитвы, покаяние.Чел.тело
темница души,к-рую надо освободить
для высшего блаженства.Аскетизм (победа
духа над телом)стал гл. официальной идеологией.В
раннем срвек стиль романский с велич
башнями,мощными стенами,а позднее- рвущийся
в небо-готич.Язык религ ис-ва–это язык
сакральных символов(нимб над головой-символ
святости,гроздь винограда-кровь Христа)эта
к-ра породила деструктивн тенденцию:борьба
с инакомыслием:инквизиции,
39.К-ра Адраджэння і Рэфармацыі. Паходжанне і сутнасць пратэстантызму.
Э.В.-это время расцвета всех ис-в(театр, лит-ра, музыка)но глав,наиболее полно выразивш дух своего врем,было ИЗО.Неслуч сущ теория,что В. нач с того,что художники перестали удовлетв рамками господствов«византийского» стиля и в поисках образцов для своего ТВ-ва первыми обратились к антич.первым стал использ во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Но картины вместо икон впервые стал создавать мастер Джотто.в Италии вместо лит яз (латынь)постепенно формир народ яз–итальянс. Большой вклад в его создание внес Данте Алигьери
В эпоху раннего В. в ис-ве происходит
освоен антич худ наследия,формир новые
этич идеалы, художн обращ к достижен науки.
Основоположн ренессанс живописи явл
Мазаччо(росписи капеллы Бранкаччи,«Троица»).в
эпоху ранего В. стоит тв-во художника
Ботичелли.(Весна,
Если итальянское Возрождение
стало началом новой городской
буржуазной культуры, то Реформация,
создав протестантизм, обеспечила
динамичное развитие
40.Філасофска-светапоглядныя
асновы к-ры Асветніцтва др. пал. XVII-XVIII
ст. Европа
18 в. преимущ сельский мир.Даже в районах
с развитой город/традицией(СевИтал)в
конце18в. сельск жители составл до 90% насел.Основ
масса горожан жила в мелких город.Из них
происходили видные истор фигры(Робеспьер,Наполеон).
значительн идейно-полит течением19в.был либерализм.На протяж19в.либерализм осваивал идею общ устройства,при к-ом регулир эконом и соц отнош осуществлсь бы через механизмы свободного рынка и конкуренции, без вмешательства гос-ва.
41.Асноўныя тэндэнцыі развіцця культуры XIX ст.19в–расцвет классич естествознания,создан единой системы наук.Фундаментом системы послужили матем и механика.Разрабатыв термодинамика.В биологии возник клеточн теория. Появл эксперимент психология.Публикуют труды по истор,ис-ву,философ.В сер19в. появл признаки надвигающ кризиса европ к-ры.Вых в свет труды Шопенгауэра,проникнутые духом иррационализма и пессимизмом.Становлен капитализм сопровожд социальн противореч и конфликтами.Вед направлен в дух.и худ.к-ре 1пол19в.явл.романтизм. Представит романтич философ явл. ФШеллинг.
Он создал романтич теорию,построен на основе объективн идеализма.Ис-во–высшая форма постижен мира.Неудов реальным миром толкала художников–романтиков к уходу в далекое прошлое,в мир мифологии,к древнейшим истокам.
В лит-ре-явл англп оэт Дж.Байрон,фран.писатель
В.Гюго.романтизм в музыке-нем.композит
Вагнер, польс музык Шопен,австр.композ
Шуберт и нем. композ Шуман. В живописи
явл франц.художник Делакруа,романтизм
был не только худ.течением. Как мироощущение
он оказывал заметное воздействие на все
обл к-ры.К сер19 в. романтизм уступает реализму,принимавшему
вид критич реализма и натурализма. Реализм
выдвинул задачу правдивого,объективного
и глубокого отображ действит.реализм
в лит явл фр.писатель Бальзак, писатели-реалисты–Стендаль,
42.Асн напрамкі развіцця сусветнай к-ры XX ст.
20в вносит сущ коррективы в соц-эконом,
полит и культ развитие чел-ва. К тенденциям
культ развит2 пол. 20 в. можно отнести:1.Глобализацию,
складыв мир культ пространства на основе
синтеза ценн региональн к-р.Соврем мир
основыв на единстве мир экономики и использов
новых технологий.2.Идеологизацию,
43.Перспектывы культ эвалюцыі чалавецтва.
Сегодня очевидено,что мир станов взаимозависим соц системой.Возникла тесная эконом интеграция; сформиров система междунар разделен труда;были созданы орг,представл мир сообщ,разработано междунар право;появилась мир система про-ва, распространен и использов информац. современ мир цивилиз строится на ценностн основаниях культ типа,а именно западного.насаждение зап культ как универсальной, Неспособность зап ц-ии к пониманию др к-р, снижение уровня духовности и морали,культ потребления,разрушит воздействие на окружающ среду огранич влияние Запада на другие ц-ии.В то же время незападные ц-ии заново утверждают ценн своих культур. Всплеск национально-освободительных движений и религиозн фундаментализма свидетельств о негативн отнош к процессам вестернизации. Наступила фаза устойчив равноправн взаимодейств всех к-р.в определенных отношен происход становлен общемир пространства:формир глобальн экономич сети,происходит соответств социокульт адаптация,приводящ к расширен общемир к-ры. Однако эти тенденц не отмен социокульт разнообраз и самобытн локальн к-р. Универсализац одних аспектов порождает разнообразие др.Современ мир един и разнообразен одновременно.
44. Футуралагічнае прагназаванне кірункаў развіцця сучаснай цывілізацыіМЕТОДЫ СОЦ ПРОГНОЗИРОВ-основаны на трех взаимосвяз способ получения информ о будущем. 1экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций,закономерн развит к-ых в прошлом и настоящем хорошо.2.оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления(экспертные оценки).3.моделирование прогнозируем явл.Все три способа выдел условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представл собой прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении. Любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.
Экстраполяция — лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего . Футурология также включ рассматриван таких вопросов как нормативн или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативн исследов для изуч лучших стратегий.Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики.