Шпаргалка по "Культорології"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка

Описание работы

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру

Файлы: 1 файл

shpory_kulturologia.docx

— 114.55 Кб (Скачать файл)

4.Джайнизм,Глав/понятие/принцип/ахимсы/непричинен зла всему живому.для индийцев х-но сохранен  фетишизма и тотемизма,/поклонен животным. Наряду с философ развив наука:матем,астроном, медицина,лингвистика(число пи, арабские цифры). В худ к-ре лит-ра.Инд к-музыка,танец,театр. Творц танца-Шива.основн памят архитект:ступы, стамбхи, пещерные храмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Дух асновы к-ры ДрКітая (канфуцыянства,  даасізм, дзэн-будызм).китайская к рациональна, прагматична,обращена к ценн реальной земной жизни.Х-ная черта-1.исключит роль традиций, обычаев,ритуал,церемоний,2.религия,отн к природ Верх божество-небо(Поднебесной).Города  строил по опред плану,с монумент зданиями дворцово-храм типа,с ремесл квартал,бронзолитейн мастерскими.Образцы др стихотвор произвед на бронзовых сосудах 9-6 в. до н.э. необходимость счета врем,составлен календаря явились причин развит астроном знаний.Гос-во Цинь было 1 импер на территор Китая.В его эпоху осущ реформы: делен страны на администр округа.нач строител Вел/кит/стены.конфуцианство стало гос религией Китая/основатель Конфуций/в14в.был обожествл. Конфуц искал путь к процвет общ,высш ценн  земное существован.Основой конф этики явл– Сяо-чувство почитания предков, родителей, старших. Конф сыграло определ роль в создан древнекит системы образов,предпочтение гуманитар наукам. В одно время с конф возник религиозно-философ течение-даосизм(философ/учен\оВел/Абсолюте). Согласно концепции даосизма,нет абсолют добра и абсолют зла,нет истины и лжи-все понят и ценн относит.Буддизм начал проникать в Китай 1в.н.э. как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распростр, став в почти официал религией. Худ к-ра Китая впитала в себя основн дух ценн,к-рые развив в учениях даосизма и конфуц.Идея гармонич соединен чел и природы пронизыв китай ис-во,нач от каллиграфии до живописи.письменность в традиц кит к-ры особая область этики и эстетики. иероглиф выступ как идеал модель худ произв.Одним из высших достижен древнекит ис-ва явл живопись,в особен живопись на свитке.жанр-Истор и бытовой портрет, портрет,связан с заупокойным культом,пейзаж, жанр«птицы и цветы».Кит скульптура тесно связ с религиозными культами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Антычны тып  к-ры.Вытокі і спецыфіка антыч к-ры.Генезіс і разв др-греч. лірыкі і драмы.

В понятии «к-ра» восходящ к рим античн, подчеркив фиксир им отличие чел.форм деят.от биолог форм жизни.греч.термин «пайдейя»- образование,воспитание.Греки создали уникальн систему образов,к-ая формир чел как личн. Природа была главн и неотъемлемой частью космоса,к-ый включ в себя богов и людей.Созерцая природн порядок,он умножал свой разум.В эпоху эллинизма с потерей антич полисом своей прежней самостоят рушатся идеалы греч.Пайдейи.Город входил в необъятную империю и от чел. требовалось не граждан смелость,а умение прожить незаметно.Страдает к-ра:падает престиж образован, слабеет стремление к познан.Истоки антич. культ мысли связаны с такими чертами культ. Трансформации «осевого времени»(7 тыс. до н.э.) как: 1. Снижение общественно культурной роли мифа, кризис мифологического мировосприятия, переход к рациональн. Философ. Миропониманию, что стало основой для формирования нового самосознания. 2. Индивидуализация духовной жизни, чел. Нах. Опору в своем внутреннем мире, все больше знач. Приобрет. Личностные, дух.-нравствен. И психологич. Измерение..3. усиление этической стороны миропонимания. 4. Создание соц. Учений, проектов преобразования мира и чел. В соответствии с определ. Идеалами. 5. Сближение цен. Разных народов, как результат культурного взаимодействия.

Сократ: сущность чел. Его душа, задача – взращивание своей души «познай самого себя»культура рассматривается как знания о человеке, как культура человеческой души. Критика цивилизация- Диоген в бочке. Цицерон впервые употребляют термин «К»главным признаком в овладении К. Цицерон считал умение четко излагать мысли, аргументировано отстаивать свою позицию в споре, убеждать. «К»-есть внутреннее совершенство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.К-ра ДрРыму."Рымскі міф" і яго адлюстр ў к-ры і ис-ву.Рим.ц.последняя стр в истор антич к-ры, просущ8в.дон.э.–5в.н.э.рим собрал в необъятн империю те страны,к-ые возник в рез распада державы Македонского.Х-ной особен РИ был универсализм. Римляне счит себя богоизранным народом,ориентированы на победу во всех деяния. В Риме почитались мужество,достоинство, строгость,практич хоз и юр мышление,умение подчиняться дисциплине и закону.Для знатного римлянина достойными занятиями были войны, политика,земледелие,право. В процессе сближения с греч миром римские боги идентифицировались с греческими:Юпитер-Зевс,Юнона-Гера,Диана-Артемида,Виктория-Ника.Особой любовью польз бог Геракл(Геркулес).Подлинный переворот в культ жизни Рим империи произошел к1вдон.э.

Римляне нач изуч греч яз,философ и лит-ру; приглаш греч ораторов.Особое место в рим к-ре нач играть истор,юридич,философ сочинения.Глав темой произв становит пропаганда вел цивилизацион миссии Рима и поиск путей создан под его эгидой Вселенского гос-ва.В 1в.дон.э.в Риме мощно развив риторика(ис-во полит, судебног красноречия(Цицерон)неповторимый облик имеет и римское ис-во.зодчества, где стремление к грандиозн,помпезности и пышности нах свое выражен в строительстве триумфал арок, площадей, храмов, театров, мостов, акведуков, рынков.Архитект и строит техн стали возведен грандиоз амфитеатра Колизей и здания храма всех богов–Пантеона в Риме.скульптурный портрет, подчеркнув неповторим и индивид чел

С 410 по 476 г. Рим подвергается разгрому со стороны варваров. «Римский миф» складыв 3-2 в.до н.э. эпохе захватнич войн становл среднеморской державы.Совершенствов военной и гос орг Рима. Вера в особую миссию Рима предназначенную сверху, Рим нуждался в мифе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Хрысціянскі  тып к-ры:к-ра Еўропы эпохі Сярэднявечча.Срвек5-13в приходит на смену античн.Господств феод.способ произ-ва, христианство положило нач новой к-ре.Чел как земное воплощ Бога,высшая степень–Бог.Люди воспитыв в духе религиозно-аскетич мировоззрен:  верующий должен в земной жизни готовиться к пребыв в вечном загробн мире,через пост, молитвы, покаяние.Чел.тело темница души,к-рую надо освободить  для высшего блаженства.Аскетизм (победа духа над телом)стал гл. официальной идеологией.В раннем срвек стиль романский с велич башнями,мощными стенами,а позднее- рвущийся в небо-готич.Язык религ ис-ва–это язык сакральных символов(нимб над головой-символ святости,гроздь винограда-кровь Христа)эта к-ра породила деструктивн тенденцию:борьба с инакомыслием:инквизиции,крестовые походы, отн к женщине(грех исходит на землю через нее) иное понимание роли к-ры–не знание как в ДрГр,а связь с Богом.12-13в-переосмысл ценн ориентиров.Рост городов–центры ремесла и торговли.Социум как бы заново откр радости мирского бытия.Карнавал– внецерковен и внерелигиозен,вторая жизнь народа, праздник для всех.Образ рыцаря-благочестие. Светская к-ра:предан даме сердца,культ любви, право на земное счастье. Куртуазная литература- рыцарь и его дама(Тристан и Изольда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.К-ра Адраджэння і Рэфармацыі. Паходжанне і сутнасць пратэстантызму.

Э.В.-это время расцвета всех ис-в(театр, лит-ра, музыка)но глав,наиболее полно выразивш дух своего врем,было ИЗО.Неслуч сущ теория,что В. нач с того,что художники перестали удовлетв рамками  господствов«византийского» стиля и в поисках образцов для своего ТВ-ва первыми обратились к антич.первым стал использ во фресках светотеневую лепку фигур Пьетро Каваллини. Но картины вместо икон впервые стал создавать мастер Джотто.в Италии вместо лит яз (латынь)постепенно формир народ яз–итальянс.  Большой вклад в его создание внес Данте Алигьери

В эпоху раннего В. в ис-ве происходит освоен антич худ наследия,формир новые этич идеалы, художн обращ к достижен науки. Основоположн ренессанс живописи явл Мазаччо(росписи капеллы Бранкаччи,«Троица»).в эпоху ранего В. стоит тв-во художника Ботичелли.(Весна,РождениеВенеры). Кульминац в развит идейно-худ принципов итал Ренессанса станов Высокое Возрожден. Основоположн счит Леонардо до Винчи.Он создал целый ряд шедевров(Мона Лиза,Мадонна Бенуа, Мадонна Литта,дама с горностаем)классич гармонии достиг живопись в тв-ве Рафаэля.Особое место в эпоху Выс Возрожд заним венециан школа, в к-ой наслажден жизнью и любовь к природе соединились с гуманистич идеалом(тв-во Джорджоне,Тициана).Одноврем с кризисом возрожденч ис-ва в Ит происходит его расцвет в Нидерландах и Герман.Ян ван Эйк–центр фигура нач поры Север Возрожд.В его тв-ве отразилась одна из принципиал особен этого ис-ва:тесная связь с ис-вом поздней готики.Сложная символика, фантазия и гротеск проявл в тв-ве Босха.считают представит сюрреализма.Разв ис-ва Сев Возрожд связано с именем Дюрера,к-ый заложил в Германии основы светских жанров- портрета, пейзажа, бытовых жанров.

 Если итальянское Возрождение  стало началом новой городской  буржуазной культуры, то Реформация, создав протестантизм, обеспечила  динамичное развитие капитализма  в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Філасофска-светапоглядныя  асновы к-ры Асветніцтва др. пал. XVII-XVIII ст. Европа 18 в.  преимущ сельский мир.Даже в районах с развитой город/традицией(СевИтал)в конце18в. сельск жители составл до 90% насел.Основ масса горожан жила в мелких город.Из них происходили видные истор фигры(Робеспьер,Наполеон).Кризис старых режимов Ев,их экономич систем приводит в конце 18в.к наступл эры демократич революц.Особенное знач имела ВФрревол,идеи к-ой-свобода, равенство,братство-широко распростр по всему миру.В к-ре 18в.оформ противополож культ тенденции:аристократич-дворян и разночинская, просветит.Аристокр к-ра18в.,связан с абсолютизм, х-ся как галантность,утончен,этикетн,стремление к наслажден.Роскошь.Помпезность,величественностью х-ся произв ис-ва господств стиля рококо. дворянская элита оказыв идеологич и политич давление на новые,просветит идеи,преследует  всякое инакомыслие.В аристокр к-ре18в. провозглашен«веком женщины».Царит культ женской красоты, чувственности, сексуальности. Нравы становятся развратными, распростр проституция.дворянс к-ра вступ в стадию своего упадка и деградации.Просвещ явл одним из важнейш культ феноменов 18в,Просветит к-ра явл разночинской.Статус человека должен быть заслуженным, а не унаследованным. В эпоху Просв возник новые интеллект сообщ–лит-ные салоны, масонские ложи,через к-рые распростр просветит идеалы.Появ культ учр-музеи(Британск 1753, люксембургскийдворец,худ.галерея во Фр В основе просветит  идеологии принцип естественности.  Классицизм стал основн худ стилем,выразивш дух Просвещ.выступило в качестве мировоззрен, претендующ на исправлен чел и общ согласно «естествен закону».Во Фр это течение было наиболее сильным в период1715и 1789,именуем «веком Пр»и«столет ф-фии».в рамках философ Пр были предприн первые попытки анализа к-ры. труд нем.просветит Гердера «Идеи к философии истории человечества»(органич развит во всей природе, восходящ от неживого мира к чел,к его безгранич совершенствующ душе.Г.систематизир данные истор,психологии,этнографии,естественных наук,

значительн идейно-полит течением19в.был либерализм.На протяж19в.либерализм осваивал идею общ устройства,при к-ом регулир эконом и соц отнош осуществлсь бы через механизмы свободного рынка и конкуренции, без вмешательства гос-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Асноўныя тэндэнцыі  развіцця культуры XIX ст.19в–расцвет классич естествознания,создан единой системы наук.Фундаментом системы послужили матем и механика.Разрабатыв термодинамика.В биологии возник клеточн теория. Появл эксперимент психология.Публикуют труды по истор,ис-ву,философ.В сер19в. появл признаки надвигающ кризиса европ к-ры.Вых в свет труды Шопенгауэра,проникнутые духом иррационализма и пессимизмом.Становлен капитализм сопровожд социальн противореч и конфликтами.Вед направлен в дух.и худ.к-ре 1пол19в.явл.романтизм. Представит романтич философ явл. ФШеллинг.

Он создал романтич теорию,построен на основе объективн идеализма.Ис-во–высшая форма постижен мира.Неудов реальным миром толкала художников–романтиков к уходу в далекое прошлое,в мир мифологии,к древнейшим истокам.

В лит-ре-явл англп оэт Дж.Байрон,фран.писатель В.Гюго.романтизм в музыке-нем.композит Вагнер, польс музык Шопен,австр.композ Шуберт и нем. композ Шуман. В живописи явл франц.художник Делакруа,романтизм был не только худ.течением. Как мироощущение он оказывал заметное воздействие на все обл к-ры.К сер19 в. романтизм уступает реализму,принимавшему вид критич реализма и натурализма. Реализм выдвинул задачу правдивого,объективного и глубокого отображ действит.реализм в лит явл фр.писатель Бальзак, писатели-реалисты–Стендаль,Флобер,Мопассан, Диккенс. натурализм в лит представ Золя.Во2пол 19 в. в западном ис-ве появл направление» модернизм» уже в импрессионизме были заметны глав черты модернизма:1.Восприятие не самого предмета,а впечатл,к-ое он вызыв у художн,2 внимание к эксперименту,поиску новых выразит ср-в3.Уход от соц проблематики.Мане,Эдгар Дега, Огюст Ренуар–центр.фигуры импрессионизма. Импрессионисты в муз Дебюсси,Равель,в скульпт Огюст Роден.Постимпрессионисты Ван Гог,Поль Гоген.В 19 в.с одной стороны невиданные успехи и достижен ц-ии,с др философ,мораль,ис-во переживают не лучшие врем.В запад.мире возник пережив опасная тенденц дегуманизации к-ры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Асн напрамкі  развіцця сусветнай к-ры XX ст.

20в вносит сущ коррективы в соц-эконом, полит и культ развитие чел-ва. К тенденциям культ развит2 пол. 20 в. можно отнести:1.Глобализацию, складыв мир культ пространства на основе синтеза ценн региональн к-р.Соврем мир основыв на единстве мир экономики и использов новых технологий.2.Идеологизацию,усиливш в концеВЕКАв США и др. странах.3Расширен культ пространства соврем чел в соц,истор,смысловом, глобальн,космическом и др. измерен.4.Ускорен темпов культурн трансформаций.5Консьюмеризм. Потребит тенденц станов определяющ в современ культ ситуац.На этапе постиндустриал общ сложился рынок культ продукции.6.Возрастающ знач игр начала в к-ре.Культ явл соотносятся с развлекат сферой.7.Информатиз культ пространств. на основе глобал компьют сетей формир единая интегриров система мир к-ры.8.Развитие узкой профессионализации в сфере к-ры.Исчезает универсал интеллигенция,культ деят приобретает четкий профессионал х-р.9.Сближение высокой к-ры и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.Перспектывы  культ эвалюцыі чалавецтва.

Сегодня очевидено,что мир станов взаимозависим соц системой.Возникла тесная эконом интеграция; сформиров система междунар разделен труда;были созданы орг,представл мир сообщ,разработано междунар право;появилась мир система про-ва, распространен и использов информац. современ мир цивилиз строится на ценностн основаниях  культ типа,а именно западного.насаждение зап культ как универсальной, Неспособность зап ц-ии к пониманию др к-р, снижение уровня духовности и морали,культ потребления,разрушит воздействие на окружающ среду огранич влияние Запада на другие ц-ии.В то же время незападные ц-ии заново утверждают ценн своих  культур. Всплеск национально-освободительных  движений  и  религиозн  фундаментализма свидетельств о негативн отнош к процессам вестернизации. Наступила фаза устойчив равноправн взаимодейств всех к-р.в определенных   отношен   происход   становлен общемир пространства:формир глобальн экономич сети,происходит соответств социокульт адаптация,приводящ к расширен общемир к-ры. Однако эти тенденц  не  отмен  социокульт  разнообраз  и самобытн локальн к-р. Универсализац одних аспектов порождает разнообразие др.Современ мир един и разнообразен одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Футуралагічнае прагназаванне кірункаў развіцця сучаснай цывілізацыіМЕТОДЫ СОЦ ПРОГНОЗИРОВ-основаны на трех взаимосвяз способ получения информ о будущем. 1экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций,закономерн развит к-ых в прошлом и настоящем хорошо.2.оценка возможного или желательного в будущем состояния того или иного явления(экспертные оценки).3.моделирование прогнозируем явл.Все три способа выдел условно, ибо образуют органич. единство: любая экстраполяция, логич. или статистич., представл собой прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка - это прежде всего экстраполяция в том или ином модельном представлении. Любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.

Экстраполяция — лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего . Футурология также включ рассматриван таких вопросов как нормативн или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативн исследов для изуч лучших стратегий.Футурологи имеют ряд общих черт с авторами научной фантастики.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорології"