Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка
1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру
ОиГ Убеждает,что толпа верит, что оторваться от реальн для худож легкое дело.Создать нечто, что не копировало бы «натуры» и обладало бы определен содержан- это предполагает высокий дар.Господство буржуаз системы ценностей,с главенств принципом Пользы,породило у ОиГпредставление,что действительность оккупирована массой обывателей.Чел приравн к бездухов.Чел пережив,воспроизводим ис-вом,рассматрив как бездумно-механичк,не имеющ ничего общего с худож. В противовес набору негативн реалий буржуаз к-ры творч воображен ОиГконструирует мир эстетич игры как подлинного бытия духа. ОиГ один из основн путей спасен к-ры видит в сохранен духов ценностей аристократич элиты.
17.Субкультура як спецыфічны спосаб узнаўлення культурнага вопыту.
Субк-ра-система ценност,моделей поведен,жизнен стиля какой-либо социальн группы,представляющ собой самостоят целостн образован в рамках доминирующ к-ры. Ск возник как позитивн или негативн реакция на господствующ в общ к-ру и социал структуру среди различ соц слоев и возраст групп.Ск отлич от доминирующ к-ры языком,взглядами на жизнь,манерами поведен, прической, одеждой, обычаями.Различ могут быть сильными,но ск не противостоит доминирующ к-ре.Она включ ряд ценност доминирующ к-ры и добавл к ним новые ценност,х-ные только для нее.В 1950 году амер социолог Райзмен в своих исследован вывел понятие ск как группы людей,преднамеренно избирающ стиль и ценности,предпочитаем меньшинством.ВСССР использ термин Неформальн объедин молодёжи,«неформалы».Для обознач субкульт сообщества использ жаргонное«тусовка».Ск могут содержать различ интересы,от муз стилей и направл ис-ва до политич убежден и сексуал предпочтений.Большинство современ, молодёжных ск произошли от различ фэндомов,но есть и исключ.Развиваясь,ск начинают вырабатыв единый стиль одежды,язык(жаргон, сленг), атрибутику(символику).Х-ный имидж и манера поведения явл маркером,отделяющ «своих» (представителей ск)от посторонних людей. В этом большое сходство ск 20в и традицион культур. ВИДЫ ПО КРИТЕРИЯМ:
1.Профессион2.Территориальн:
Арт-субкультуры
18.Контркультура
і маргінальная культура. В соврем общ наряду с господств системой
к-ры,сущ многочислен субк,выраж интер
различ слоев и групп.Для них х-ны специфич
ср-ва жизнедеят,различ этнич,половозрастн,криминальн
и т.п.слои и группы создают и использ присущ
им жаргоны,язык/субк.существов/в/
19.Этнатэрытарыяльныя тыпы культуры: этнічная, нацыянальная, сусветная культуры.
Вся к-ра чел общн дел на к-ры территор
общ.Она внутренне подраздел на множ этнических,
национальн, региональн, локальн к-р, входящ
в культ регионы различ масштаба.Самосохран
и саморазвит к-р территориал общностей
обеспечив историч преемственностью и
обогащен их коренных традиций.Этническая
к-ра–традицион народная к-ра, обращен
в прошлое,нацелен на воспроизведен в
новых услов историч наследия этноса.
Этническая к-ра может состоять из территориально
локализированных к-р этнических групп
или специфич диалектных культур региональных
общностей. К осн. признакам э. к-ры относятся:-
общее имя этноса, - генетические и антропологические
признаки жителей,- традиционные черты
национальн х-ра,- неповторимые виды и
формы фольклора,- территория расселения
этноса- язык. Нац к-ра– к-ра духовно
сплоченной,устойчивой территориальн,языковой,
20.Гістар тыпалогія культ.Канцэпцыя«восевога
часу»К.Ясперса.Истор типология рассматр три основн
типа к-ры.1.Доиндустриал/общ с аграрной
экономик и патриархал,традиц.2Индустриал
общ характер ускоряющ ростом промышлен
пр-ва,увеличен город населен,формиров
и развит нац к-р.Общ этого типа динамичны,в
них велика миграция населен.Возрастает
роль умствен труда.Религия утрачив доминирующ
положен,а наука и ис-во вых из-под контроля.Главн
х-кой явл н-тех/прогресс,к-ый трансформир
все сферы общ жизни.Индустриал тип к-ры/возникт
в ЗапЕвропе,распростран со врем на др/регионы.3Постиндустриал/
Глав объект чел/деят станов информац– чел получ перерабат,распростр и управл информ потоками.Возрастает роль личн и техн.Появл глобальн проблема информац шума»,чел не в силах переработ информ,к-ое производ всем чел-вом.Т/культЯсперса Центр/идеей культурологич воззрений нем/философ была идея единства чел истор и к-ры,единого происхожд чел-ва.Он выступал против шпенглер метода анализа к-ры, к-рый,не позвол увидеть закономерн развит к-ры,а потому и единое происхожд и единый путь развит к-ры.Ясп критич относ к маркс/поним истор,отриц существ/объектив законов истор развит,на развит к-ры влияют,дух процессы,а не экономич.В генезисе к-ры Ясп вычленяет 4периода. 1 "прометеевская эпоха",определ/как/доистор чел-ва(возник яз,появл орудия труда,чел прируч огонь.происходит формирован чел как вида.2время"великих культур древности",когда одновременно в Египте,Междуречье,Индии и позже в Китае зарожд высокие к-ры.объединяющ х-ками выступ сущ письмен и"специфич технич рационализация".
3"осевое время"(между 800 и 200 гг. до
н.э)Эпоха эта х-ся им как"духовное основоположен
чел-ва", произошедшее одновременно
и независимо друг от друга в Китае,Индии,Персии,Палестине
и Греции.Создан тип нового соврем чел,заложены
основы религии,разработаны универсальн
ценности,к-рые сущ и в наши дни.Становление
единой истор чел-ва."Осевые народы"-китайцы,иранцы,иудеи,
21.Псіхааналітычная канцэпцыя культуры (З. Фрэйд, К.-Г. Юнг, Э. Фром і інш.).
Огром влиян на развит культурологической мысли 20в.оказало новое направл в медицине,разработан Фрейдом- психоанализ.сначала Ф пытался распростр его как универс метод,стремился объяснить им к-ру,понять роль религии,ис-ва в жизни чел,создать универсал учение,позвол понять социокульт действит. ученикиФ-Юнг,Фромм
Маркузе.Открытие Ф состояло в разделен психики чел на сознательн и бессознательн сферы,что послужило основн предпосылкой разработки психоанализа.Бессознательн поФр часть чел психики,борьба между сознанием и бессознат присуща психике любого чел.Представлен чел о том, что его жизнью управляет "Я", с точки зрения Фрейда,явл иллюзией.В действ же всем руководит безличное начало чел души -бессознат"ОНО" (влечения и желания:секс/желания и влечен к смерти.Юнг пересмотр фр трактовку бессозн.Юнгу принадлеж откр"коллектив бессознат"имеющ культ истоки в древн чел рода.Ю было обнаруж сходство между образами снов и фантазий его пациентов и мотивами мифов.Архетипы коллектив бессозн это не культ образцы или символы,а некое фундаментал переживан.Архетип - это психолог смысл,единствен способ его изуч-описание и толкование.(миф выступает самой древней формой общего психического опыта чел-ва.Бессознат может жить в согласии с культ нормами. в обрядах,догматике и культе религ символически выражены архетипы. Ю типология к-ры.На основе двух основн психологич типов-интровертивного и экстравертивного-Юделит всю мир к-ру на экстравертивную западноевроп и интравертивную восточную.ФроммНеофрейд концепция к-ры стремится найти способы разрешен противоречив чел сущ,определить перспективы выхода зап ц-ии из кризиса,указать направлен свободн развит современ личн.Фромм сделал акцент не на подавленной сексуальн,а на конфликты,вызванные социокультурными причинами,Целью современ к-ры стало развитие техники,из ср-ва оно превратилось в цель ц-ии,при этом чел все больше становится рабом машины. Развитие техники ведет ко все большей рационализации жизни чел.Отмечая антигуманный х-р современ общ,к-ое не способств гармонич развит чел,
22.Канцэпцыі цыклічнага развіцця
культуры і цывілізацыі(Данілеўскі,
Тойнби:-Ц“представляет собой общ с широкой
протяжен в пространстве и во врем,чем
нац гос-ва,города-гос-ва или др политич
союзы”.-ц должны рассматрив историками-Ц
сопоставимы друг с другом-Ни одна из ц
не охватывает всего чел-ва-Преемствен
в развит ц гораздо меньше,чем преемствен
между фазами развит одной ц.Тойнби выдел21ц,когда-либо
существов на Земле.сейчас осталось 5.
-Запад христиан-Православ христиан-Исламская-
23.Гульня як культ сцэнарый дзейнасці. Гульнёвыя канцэпцыі к-ы (Хейзінга,Бахціна).
Голланд культуролог Хейзинга создал
оригинал концепц к-ры,в основе к-ой-анализ
значен игры в генезисе мир к.Игра находится
у истоков возникновения ис-ва,она выступает
основан всей к-ры.Именно игра явл критерием
оценки разнородных феноменов к-ры-права,науки,религии,
24.Эвалюцыянісцкая і неаэвалюцыянісцкая “карціны” к-ры і грамадства.
ЭВ. – одно из ранних направлений в культурологи, сложившееся во 2 пол19в.Представители Тайлор, Морган, Фрезер.Глав задачу сторонники эв.видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития чел к-ры.ЭВ.Подход был применен к интерпретации культ явл,бытовавших преимущественно в архаичных первобытных социумах(стремление определить первооснову соц.и культ жизни).Тайлор в кн «Исследов в обл древн истор чел-ва изложил эв.идеи о прогрессивном развит чел. К-ры от первобытного состояния к современной ц в том, что существ.разнообр.народов обусловлены не расовыми различ,а явл. разными ступенями развит к,о преемствен и взаимосвязи к-р разных народов.Рассматривая эволюцию первобытной к-ры Тайлор первой религиозн формой,из к-ой развив тотемизм,культ предков и политеизм. Морган«первобытное общество»всю историю чел-ва на 2периода:ранний – соц.орг,основан на родах и племенах,поздний-политич орг,основан на территории и собственности.Морган предложил разделить истор общ на 3этапа:дикость, варварство и ц.Шотландский ученый Фрезер-критик анимизма считает религию порождением индивидуальной психологии.он исповедует сравнит-историч метод изуч др к-ры и религии. Умственное развитие чел прошло 3стадии: магия, религия, наука. Магия явл.близкой родственницей науки, т.к. магия наука исходят из признания существован естествен природных закономерностей.Магия возникла раньше религии.Идеи неэволюционизма получили распространение в США были разработаны в трудах Уайта,к-ый трактовал к-ру как независимую систему,функция и цель к-ой делает жизнь безопасной и пригодной для чел-ва.В самых примитивных культ исп. только энергия физических усилий чел,в более развитых- энергия ветра,пара,атома.Эволюцию культур Уайт связывалс ростом кол-ва исп. энергии и видел смысл всей культ эволюции в улучшении адаптации чел к миру.Теория символов,символическое поведение он считал одним из важнейших признаков к-ры.