Шпаргалка по "Культорології"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 11:25, шпаргалка

Описание работы

1.К. як сістэма гуманітарных ведаў.
2.теоретико-методологич.основы к-ии
3.Гістарычнае развіццё ўяўленняў пра культуру

Файлы: 1 файл

shpory_kulturologia.docx

— 114.55 Кб (Скачать файл)

Прогнозируемые варианты будущего,включают как экологич катастрофу,так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни.Тоффлер. Амер ученый,раздел опасения по поводу разрушит воздейств техногенн ц-ии,смотрит в будущее с оптимизмом. Выход из создавшегося положения автор "Футурошока" видит в развитии (прогрессе) все той же технологии. На основе новой, в данном случае информационной, технологии мир (с точки зрения Тоффлера) сможет продолжить путь своего бесконечного совершенствов. Тоффлер отказыв именовать свой прогноз утопией.Утопия-это безоблачное будущее. новая цивилизация столкнется с серьезными проблемами.Проблемы личн,общ.Полит проблемы , справедлив, равенства и морали,новой экономики, занятости, благосостоя и самообеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.Беларуская  культура: праблемы тыпалогіі.

КБ х-ся значит своеобразием, к-ое определ геополит положением и истор судьбами нашей страны.Важнейш особен истор и культ развит Б. явл постоянная ситуация взаимодейств с др,более мощн культ(западноевр,российской).В культ простр б. постоянно проявл разнообраз тенденции, происходит встреча и взаимодействие ценн многих к-р.Поэтому к-ра Б. развив в процессе сложного синтеза,в ее дух пространстве постоянно осущ диалог различн к-р. К типологич чертам бел. к-ры относят:1.Этнографичн,пронизанность народными, фольклорн тенденциями.Нар.пласт проявл в бел.к-ре,активно влияет на профессионал,элитарную к. Фольклор мотивы пронизыв классич и современ бел. лит-ру,музыку,живопись.2.Открытость бел.к-ры,к-ая постоянно испытыв влияние др к-р. На всем протяжен истор развит бел.к-ра развив на стыке мощных культ взаимодейств,была постоянно ориентиров на синтез разнообразн влиян. Толерантность,открытость,неконфликтн, ориентац на диалог,стремлен к установлен взаимопонимания, консенсуса стало важной чертой нац х-ра белорусов.3.Сложность,противоречив тенденц развит.Бел.к-ра часто оказыв в положен оттесненной на периферию исторической авансцены.Проблема нац возрожден становил одной из самых актуальных. Для бел.истории х-на цикличн этапов подъема и упадка нац- к-ры. 4. Полиэтничность и поликонфессиональность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Культурная палітыка беларускай дзяржавы. Закон РБ аб культуры. В сфере к-ры и общ жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а гос поддержка истор сложивш двуязычию,возрожден духовности и сохран традиц религиозн конфессий, ис-во во всех формах.Гос-во проводит последоват полит по сохран культ наследия белорус,лучших черт бел х-ра:уважен к людям др национ и конфессий,терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.

Гос-во и гос бюджет явл последоват гарантами финанс поддержки развит ис-ва и культ.Принцип преемствен в культ полит выраж в сохран инфраструктуры гос уч/к и ис-ва.В основе гос курса залож верность истор памяти народа-Победе в ВОв.

Введен курс в уч/завед«ВОв совнарода».В стране осущ последоват курс по формир идеологии бел гос,кристаллизац бел нац идеи. идея воплощается в лозунге: «За сильную и процветающую Беларусь!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.канцепции  развития бел культуры..

Возникает концепция "белвозрождения"м Богдановича(ст"Белвозрождение",1915 г.), к-ый сформировал конкретные требован бел нац-освободит движения в контексте общей борьбы за демократич преобразован в России: самоуправлен для Бел в форме культ-нац автономии; упразднение ограничений в отнош бел яз,введение его в школьное обуч,гос/уч и церковно-религиозн жизнь. Исключит знач он придавал формиров бел интеллигенц,подчеркивал ее общ и культуротворч роль(ст"Новая интеллигенция").Проводил идею открытости бел народа,влияния его к-ры на мир ц, приветствовал позитивн влияние на дух жизнь Бел соседн великорусской и польской к-р.

Оригинальна концепция пограничной культуры и ментальности И. Абдираловича (И. Канчевского), изложенная им в очерке "Адвечным шляхам..." Основные ее идеи:1)Бел-это граница между Востоком и Зап,поле сражений между ними; 2) фундаментальная черта бел истор—колебания между двумя культ(восточной и запад);3) неприсоединен полностью ни к одной из них ввиду их стремления к насильствен мессианизму, космополитизму,ассимиляции и денационализации бел к-ры;4)выход один—пример Ф. Скорины, к-ый первым из всех бел понял,что только через развит своей собствен нац к-ры и нар духа мы придем к общечеловеческому идеалу(при условии заимствов всего лучшего из двух вышеназванн к-р).Самая мощная идея культурологич концепции Абд—идея нац себетождественности,адекватности.У Абд призыв к возрожден бел к-ры,ориентации на истор прошлое бел народа,на глубинные нар корни его собственной нац к-ры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.Сацыякульт глабалізацыя:супярэчлівасць і перспектывы.

Культ диффузия,т.е. стихийное не контролир заимствов культ ценн,имеет позитивные и негативные аспекты.Она позвол народам больше общаться между собой и  узнавать друг о друге,что способствует сближен народов.Но чрезмерно активное общ опасно потерей культ самобыт. Распростр одинаковых культ образцов по всему миру,открытость границ для культ влияния и расширяющ культ общ заставили  учёных говорить о процессе глобализации соврем к-ры.Глобал описыв ускорен интеграции наций в мир          систему в связи с развит современ транспорт средств и эконом связей, благодаря воздейст на людей сми.Она способств расшир культ контакт между народами и миграции людей. Негатив моменты глоб-утрата культ самобытности. Происх  рез аккультурации и ассимиляции.Сохран культ своеобраз в соврем общ стало оценив как высшее  достиж ц. Культ полит сегодня переориентир с модели ассимиляции,в к-ой меньшинства отказыв от своих культ традиций и ценн,заменяя их теми: к-ые придерж большинство;на мультикульт модель, где индивид социализир к доминирующ,к этнич к-рам.Глоб междунар миграция стимул структурной перестройкой хоз-ва слаборазвит странГлоб—ускорен интеграции наций в мир систему в связи с развит соврем транспортн средств,СМИ, эконом связей.Глоб несет возможн утраты культ самобытн.

Сохран культ своеобраз в соврем общ стало оценив как высшее достижен ц-ии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49.Гістар тыпы к-ры(агульная х-ка). Социокульт миры можно разделить по трем основан.Первое основание: исторические типы культуры – сменяющ друг друга эпохи в развит общ.Они делятся: 1.Первобыт к-ра–самая длительная в истор чел-ва.Время возникнов определить точно не возможно,может она современно чел-ву как биологич виду.Сохран в нек-ых р-нах земного шара до сих пор.Важнейш черты первобытной к-ры синкретизм–недиффиренцированность, неразделен ее форм,бесписьменна-следствием этого явл очень медлен темпы накоплен информац и соответствен культ и соц развит. магической,множество ритуалов,к-ые представлялись ему столь же необходимыми как труд действ.На закате первобыт к-ры развив мифологич мировоспр,чел переносит на окруж мир св-ва, к-ые замеч в самом себе, предметы представл ему одушевлен наделен волей, сознанием и эмоциям2.Восточ к-ра назв условн в европ культурологич науке принято противопостав восточ к западной.Сущ знач разница в образе жизни и мировоззрен народов Индии Китая Японии Но все же у восточ к есть ряд общих черт Восточ мировоззрен строится на самоизоляц чел от внешн мира, уходе во внутрен дух жизнь.Для Востока х-но пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы.Восточ ис-во и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны.Для восточ общ свойствен повышен ценн традиции.3Антич к-а– возник с образован греч полисов–городов-гос на землях Гр и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. заверш падение Римской империи в 5. в. до н.э. Ант к находилась под сильным влиянием мифологии,но ант к обладала письменностью,поэтому миф престает быть единствен ср-вом сохран информ. К мифу начин относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. 4.Срвек к-ра(5-15 вв.) В формиров срвек к-ры приняли участие три силы 1. традиции2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов3.Христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы.Отлич чертой срвек к-ры были иррационализм и мистика,к-ые сочет с низким уровнем образован населения. 5.К-ра Возрождения. (13в.,расцвет в15-16) рождения Новой культуры.

Х-ной чертой философ мысли эпох В был гуманизм

6.Новое время–Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.Інфарм-семіятычнае вымярэнне культуры.

К представл собой информац процесс особого типа, не имеющ аналогов в природе.К—это новый,тип информац процесса.Свои мысли, чувства, представл чел объективирует,отделяет от своего тела через знак системы.Знак системы нач сущ самостоят,вне чел.К,образуя специфич механизм соц наследов,явл носителем соц информ. Благодаря к в общ станов возможным истор хранение и накоплен информ чел/рода.К дает общ языки, становит соц памятью чел-ва,вырабатыв программы поведен для будущ поколений. К явл информац обеспеч общ. К знак системам отн яз изобразит ис-ва,театра,музыки,правила этикета, религ ритуалы,множество предметов,к-ое может служить ср-вом для выраж определ содерж. К—мир знаков.Семиотич пониман к-ры предполаг изуч символич орг к-ры,специфич х-к процессов означе и поним(интерпретации)к-но знач информ, закреплен в к-ных текстах, Семиотич понимание к-ры сложилось благодаря междисциплинарному подходу семиотики и культурологии.произошло расшир поля семиотики за счет включ специфич знак систем(невербальных)усиление вним к-гии к семиотич аспектам к-ры. в амер к/антрополог стали изуч вербальные и невербал аспекты знак коммуникации в современ общ.В русскояз традиц большой вклад в формиров семиотич пониман к-ры был сделан в рамках Тартуско-москов семиотич школы,разрабатыв проблемы типолог на материале истории рос к-ры. информационно-семиотический подход к к-ре выраж в том,что к-Ра рассматрив как :1мир артефактов,2 мир смыслов,3мир знаков, с помощью к-ых в чел общ накаплив и сохран соц информ;к-ные феномены интерпретир как тексты, несущ в себе определен информ.Текст выраж в в виде вещи, ритуала, худ. произведения,речи. с точки зрения информац-семиотич,феномены к-ры– артефакты,в к-рых заложен определен смысл,т.е. они выступ как знаки,обладающие определен знач.

 языки к-ры складыв на основе систем знаков. Они представл собой совокуп культ объект, обладающ внутр структ,любой язык к-ры формир и сущ только во взаимодейств людей,внутри определен сообщества принявш правила этого языка. Сущ различ естественных(вещи и явления природы дым как знак огня;вербальные языки общения)и искусств знаков(созданные человеком культ коды, азбука Морзе).Следует заметить,что вербальные знаковые системы в целом составл семиотический базис к-ры.

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Культорології"