Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
1Этапы становления
Философский – возникает
в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках
философии, как известно , была выработана
сама общая идея культуры , а так же были
поставлены вопросы, которые сегодня
составляют собственно культурологическую
тематику. В 19 в немецкий философ А.Г.
Мюллер ввел понятие «культурфилософия2,
понимая под ним самостоятельный раздел
философии осмысливающий культуру-Эмпирический(
1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали , что все народы проходят путь от дикости к варварству и конечной стадией развития является цивилизация.
2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский.
3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный )
2. Предмет, основные понятия и структура культурологии
Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.
Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.
Культурология стремится
к изучению культуры во всей полноте
ее проявлений и в ее сущности. Культурология
обобщает достижения философии, истории,
языкознания, археологии, этнографии,
религиоведения, истории науки, социологии,
искусствоведения и других дисциплин,
изучающих различные аспекты
бытия человека и общества. Культурология
направлена на определение наиболее
общих закономерностей
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй - представляет культурологию
как один из разделов дисциплин, изучающих
культуру. В этом плане возможно
отождествление культурологии с
такой дисциплиной как
Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее приемлемым является
взгляд на культурологию как на систему
знаний, как на относительно самостоятельную
отрасль общественно-
Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.
Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить смысловые и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.
Теория культуры прежде всего
вводит в круг проблем культурологии
и дает представление о ее понятийном
аппарате; в ней изучаются содержание
и развитие основных культурных категорий,
общие вопросы определения
История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.
Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.
Социология культуры представляет
собой направление
Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».
Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.
Обратившись к истории
самого слова «культура, выясняем, что
оно имеет латинское
В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».
В современной культурологии
насчитывается более 400 определений
культуры. Это объясняется как
многогранностью и
1. Антропологический, при
котором культура понимается
как выражение человеческой
2. Еще один подход к
культуре можно назвать
3. Еще один подход в
трактовке культуры: социологический.
Здесь культура понимается как
фактор организации жизни
4. Кроме того, весьма распространен
еще один подход к изучению
культуры аксиологический (
Таким образом, при аксиологическом
подходе под культурой
Итак, культура - понятие многогранное.
Ей нельзя присвоить однозначного смысла.
Можно говорить лишь о более или
менее универсальном подходе
в поисках сущности термина. Эта
неисчерпаемость явлений
2. Структура культуры .Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания - главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.
Соответственно двум основным видам производства - материального и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.
Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.
Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.
Жесткой разграничительной
линии между материальной и духовной
культурой нет. Но приоритет в
этом единстве, например, марксизм отдает
материальной основе, считая, что именно
она играет решающую роль в развитии
культуры, обеспечивая преемственность
общественной эволюции. Однако чрезмерное
внимание приоритету материальных факторов
над духовными негативно
Культура характеризуется только тем, что она является продуктом и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных и зачастую противоречивых проявлениях культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс служит одновременно процессом становления и развития человека.