Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Применительно к человеческому  обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В  течение всей активной жизни, путем  деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет  четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых  общностей до современной эпохи  человечество раскрывается в трех главных  областях культуры. Это - отношения  человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.

 

Такая особенность характерна для исследования любой области  культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко - в изучении социальной формы бытия нет и не может  быть единой точки зрения, здесь  должны господствовать и плодотворно  развиваться самые различные  взгляды и мнения. Именно из много  цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс  познания духовного мира.

3.Место в культурологии в  системе научного знания.

 Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры[1]

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию  современной науки, усиление интегративных  процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение  различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к  синтезу ряда наук, формированию диалектически  взаимосвязанного комплекса научных  представлений о культуре как  целостной и многообразной системе.

Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о  явлениях тем необходимым компонентом  и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.

Культурология не просто механически  заимствует знания, полученные другими  науками, но органично включает их в  целостную систему науки о  культуре, создавая общую модель или  картину культуры определенной эпохи.

В настоящее время существует достаточно много представлений  о культурологии. Однако среди этого  многообразия можно выделить три  основных подхода:

- Первый -- рассматривает  культурологию как комплекс дисциплин,  изучающих культуру. Образующим  моментом здесь является цель  изучения культуры в ее историческом  развитии и социальном функционировании, а результатом -- система знаний  о культуре.

- Второй -- представляет культурологию  каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.

- Третий подход обнаруживает  стремление рассматривать культурологию  как самостоятельную научную  дисциплину. Это предполагает определение  предмета и метода исследования, места культурологи в системе  социально-гуманитарного знания.

- Культурология, если она  претендует на роль научной  дисциплины и собственный предмет  исследования, с неизбежностью обращается  к «археологии культуры», выявляет  ее генезис, функционирование  и развитие, раскрывает способы  культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. Эта  работа осуществляется на трех  уровнях:

- - Сохранение культуры, ее  базисных оснований, скрывающихся  за вербальной и символической  оболочкой.

- - Обновление культуры, институты  обновления знания, инновационные  воздействия на «код» культуры.

- - Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

- Все три уровня, характеризуя  культуру в широком спектре  ее формообразований (наука, техника,  искусство, религия, философия,  политика, экономика и т. д.), в  то же время позволяют выявить  структуру, образ деятельности, целостность  культуры, что не может сводиться  к описанию достижений культуры (элитарной культуры), и предполагает  постановку и концептуальное  решение проблемы воссоздания  такой целостности.

4. Возникновение термина «культура»  и обретение им научного статуса.

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество  значений и смыслов, которые формировались  и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством  определенного уровня осознания  и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в  познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком  окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего  социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые  и будут рассмотрены в данной работе.

1.1.Происхождение и значение  термина «культура»

Понятие «культура» (про-исходит  от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более  широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет-ся в природе человека.Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка и т. д.

Более четкое содержание термину  «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан-ному в обществе, в противоположность человеку «естественно-му», необразованному.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с  помощью термина «культу-ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос-ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы-шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст-венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че-ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею-щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос-питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече-ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре-лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).

В дальнейшем закрепилась  расши-рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от-личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто-роны человеческого бытия. Она включает в себя не только резуль-тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.

Еще в одном смысле понятие  культуры раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творчества и сво-боды. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творчес-кий акт человека, но творчество как универсальное отношение че-ловека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение че-ловека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.

В наше время слово «культура» является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.С содержательной точки зрения под куль-турой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус-тойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каж-дого общества все эти составляющие в их конкретно - историчес-кой форме образуют ее социокультурный комплекс, или культу-ру данного общества.

В обыденной жизни термин культура употребляется либо для  обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая  культура» и т.д.), либо ассоциируется  с вежливостью и образованностью («культура поведения», «культура  мышления», «культура чувств» и  т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область  культуры ограничивается сферой искусства  и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей, некий исторически  сложившийся эталон совершенства, к  которому должно стремиться общество.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное  че-ловеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты челове-ческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

5. Многообразие современных подходов к изучению культуры

Сложность изучения культуры. Обуславливается многообразием  само явления « культура».Существуют различные подходы к изучению культуры. Информационный подход- культура рассматривается как социально выработанная система , обеспечивающая хранение и передачу социального опыта представленного в виде информации. К информационному подходу относится :невербальное . вербальное . письменность, печатанье , СМи, компьютерные технологии. Социологич. подход- культура в этом подходе , является способом средства и условия взаимосвязи между людьми. Это система . которая регулирует отношения индивидов в обществе. Социальными институтами культуры  являются: школы . институты , театры , библиотеки. Культур-антропологический  подход – в этом этапе . культура является второй природой, Культура –это  среда жизнедеятельности социальной  общности людей. Задачами является выделение черт культуры . характерные для определенной  общности.. данными особенностями . являются ( традиции , привычки , менталитет) Биологический подход- суть биологического подхода –перенесение законов развития природного мира  на общество и человека, представителем данного подходя был О Шпенглер. Считалось . что культура развивается как любой биологический организм: рождается, достигает стадии рассвета . а затем гибнет .Зигмунд Фрейд – разработал психоаналитическую концепцию. Фрейд считал что человеком руководит бессознательное  «оно»-что является биологическим инстинктом .Существует « Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь делится на  « Я»  –это человек , личность (эрос) или танатос (стремление к смерти).  «Сверх Я»-это культурное. И механизмом его действия является Сублимация т.е.перенесение энергии на социально значимые виды деятельности. «ОНО»- дикое , необузданное . Человеку всегда приходится бороться между..Культурой человека называют умением «Я» сублимировать. Философский подход-культура- єто сосвокупность матер. и дух. ценностей, используемых обществом на данном этапе его разв.,а также система форм и способов деятельности людей, направленных на создание и освоение этих ценностей.Культурологический-Аксиология-наука о ценностях и ценностных ориентациях.  Семиотический- культура является знаковой системой. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совесть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"