Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это - отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.
Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко - в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.
3.Место в культурологии в системе научного знания.
Культурология или теория культуры - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология - это система знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры[1]
Междисциплинарный характер
культурологии выражает общую тенденцию
современной науки, усиление интегративных
процессов, взаимовлияние и
Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.
Культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи.
В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода:
- Первый -- рассматривает
культурологию как комплекс
- Второй -- представляет культурологию каксостоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией и культурантропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку, времени.
- Третий подход обнаруживает
стремление рассматривать
- Культурология, если она
претендует на роль научной
дисциплины и собственный
- - Сохранение культуры, ее
базисных оснований,
- - Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры.
- - Трансляция культуры -- опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
- Все три уровня, характеризуя
культуру в широком спектре
ее формообразований (наука, техника,
искусство, религия, философия,
4. Возникновение термина «
Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».
Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
1.1.Происхождение и значение термина «культура»
Понятие «культура» (про-исходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.
Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляет-ся в природе человека.Лингвисты отмечают, что до XVII века термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» --- выработка правил поведения, «culture lingual» -- совершенствование языка и т. д.
Более четкое содержание термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитан-ному в обществе, в противоположность человеку «естественно-му», необразованному.
В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культу-ра» выражали идею культуры как сферы развития «человечнос-ти», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвы-шения человека, совершенствования духовной жизни и нравст-венности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство че-ловека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имею-щийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, вос-питания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человече-ства, но и отрицательные проявления человеческой активности (ре-лигиозные распри, войны, преступность и т. д.).
В дальнейшем закрепилась расши-рительная трактовка культуры: культура охватывает все, что от-личает жизнь человеческого общества от жизни природы, все сто-роны человеческого бытия. Она включает в себя не только резуль-тат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура -- это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обя-зательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп. Культура здесь выступает как форма транс-ляции социального опыта через освоение каждым поко-лением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения. Причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и позна-вательные каноны, представление о прекрасном и безобразном, добре и зле, отношении к природе и обществу, сущему и должному и т.п.
Еще в одном смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и сво-боды. Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание, и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда речь идет о культуре, то имеется в виду не какой-то отдельный творчес-кий акт человека, но творчество как универсальное отношение че-ловека к миру. В таком понимании культура обозначает отношение че-ловека к окружающей его действительности, через которое человек создает мир и самого себя. Таким образом, каждая культура становится способом творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
В наше время слово «культура» является одним из наи-более употребляемых и в обыденном языке, и во множе-стве научных определений, что говорит как о многознач-ности термина, так и о многообразии самого феномена культуры. В 60-е годы нашего века насчитывалось 237 толкований «культуры», на сегодняшний день существует около 400 различных научных определений данного феномена.С содержательной точки зрения под куль-турой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей образов, технологий их изготовления и оперирования ими, ус-тойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каж-дого общества все эти составляющие в их конкретно - историчес-кой форме образуют ее социокультурный комплекс, или культу-ру данного общества.
В обыденной жизни термин
культура употребляется либо для
обозначения оптимального функционирования
социальных институтов («культура быта»,
«культура труда», «политическая
культура» и т.д.), либо ассоциируется
с вежливостью и
Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что культура включает в себя, не только созданное че-ловеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты челове-ческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры, делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.
5. Многообразие современных подходов к изучению культуры
Сложность изучения культуры.
Обуславливается многообразием
само явления « культура».Существуют
различные подходы к изучению культуры.
Информационный подход- культура рассматривается
как социально выработанная система ,
обеспечивающая хранение и передачу социального
опыта представленного в виде информации.
К информационному подходу относится
:невербальное . вербальное . письменность,
печатанье , СМи, компьютерные технологии.
Социологич. подход- культура в этом подходе
, является способом средства и условия
взаимосвязи между людьми. Это система
. которая регулирует отношения индивидов
в обществе. Социальными институтами культуры
являются: школы . институты , театры , библиотеки.
Культур-антропологический подход
– в этом этапе . культура является второй
природой, Культура –это среда жизнедеятельности
социальной общности людей. Задачами
является выделение черт культуры . характерные
для определенной общности.. данными
особенностями . являются ( традиции , привычки
, менталитет) Биологический подход- суть
биологического подхода –перенесение
законов развития природного мира
на общество и человека, представителем
данного подходя был О Шпенглер. Считалось
. что культура развивается как любой биологический
организм: рождается, достигает стадии
рассвета . а затем гибнет .Зигмунд Фрейд
– разработал психоаналитическую концепцию.
Фрейд считал что человеком руководит
бессознательное «оно»-что является
биологическим инстинктом .Существует
« Сверх Я» и «Оно» которое в свою очередь
делится на « Я» –это человек , личность
(эрос) или танатос (стремление к смерти).
«Сверх Я»-это культурное. И механизмом
его действия является Сублимация т.е.перенесение
энергии на социально значимые виды деятельности.
«ОНО»- дикое , необузданное . Человеку
всегда приходится бороться между..Культурой
человека называют умением «Я» сублимировать.
Философский подход-культура- єто сосвокупность
матер. и дух. ценностей, используемых
обществом на данном этапе его разв.,а
также система форм и способов деятельности
людей, направленных на создание и освоение
этих ценностей.Культурологический-