Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
Одни ученые антропологи
критически восприняли психоанализ
и дополнили его, пытаясь придать
ему социальный смысл и гуманистическую
направленность. Другие, напротив, канонизировали,
превратили учение Фрейда в доктрину,
а впоследствии - в культ. Но и
те и другие способствовали развитию
антропологических
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психоанализ и концепция культуры австрийского психиатра З.Фрейда представляет особый интерес в культурологии психоанализа. Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.
Зигмунд Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:
1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.
2. Культура поворачивается
своей продуктивной стороной, выступая
в качестве отработанной
3. Культура проявляет себя
исключительно репрессивно;
23. .Культурная политика: цель и основные направления
Культурная политика (политика
государства в области
24. Культурные институты
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством , направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.
Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью или избранными в области искусства и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, решающие основным задачи культурной политики. Например, институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.
25. Культурная пол-ка и органы управления культ. процессами
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством , направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел. Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.
Наряду с общегосударствен. Учрежд. значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации — как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечив. культур. деятельность страны.
26. Культурные нормы и их типы.
Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Существует множество классификаций норм. Например:1.Институционные (нормы , прописанные в документах)2.Статистические (не прописанные в документах)3.Конвекционные (нормы рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Они занимают промежуточное положение между 1 и 2, в каждом конкретном случае тяготея к первым или вторым)4.Эталонные (т.е. специально созданные в качестве образца для подражания, они создаются в сфере религии (нравственные, эстетические нормы) и искусстве)Классификация норм по Кармину. Он выделил1.Общепринятые (общекультурные), которые распространяются на всех членов об-ва (правила поведения в общест. местах).2.Групповые нормы (они отличаются многообразием). Это как стандарты поведения, характерные для определенных социальных слоев и групп, так и особые правила, которые устанавливают для себя какие-либо компании, группировки, фирмы, корпорации и т.д.3.Ролевые нормы (определяют характер поведения человека, находящегося в определенной социальной позиции)Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Cегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.
27. Культурные ценности и их типы.
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домаш. среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. Таким образом ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько свойствами субъекта, т.е. его отношением к объекту. Человеческие представления о том , что собой представляют ценности называются ценностными представлениями.Кармин выделил следующие типы ценностей:1.Финальные (высшие ценности и идеалы, важнее и значимей которых нет ничего, они являются конечными ценностями человеческих стремлений. Их так же называют самоценностями. Без них достойная человеческая жизнь невозможна)2.инструментальные (это средства и условия необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей)3.Производств. (это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (рисунок ребенка на 8 Марта))У каждого человека образуется более или менее упорядоченная структура ценностных ориентаций, т.е. ценност. представлений, с помощью которых он ориентир. в мире ценностей и определяет какие из ценнос. явл. для него более значимыми, а какие менее.
28. Функции культурных норм.
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции.
1.Они являются обязанностями
и указывают меру
С другой стороны, нормы —
это ожидания: от соблюдающего данную
норму человека окружающие ждут вполне
однозначного поведения. Когда одни
пешеходы движутся по правой стороне
улицы, а другие полевой, возникает
упорядоченное, организованное взаимодействие.
При нарушении правила
29. Нормативная система культуры и факторы развития культурных конфликтов.
Культурные нормы- представляют собой единство или систему, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции. Но любое единство имеет противоречие.Нормативная система культуры является упорядоченной и содержит часто несогласующиеся и противоречащие друг другу нормы. Противоречивость и несогласуемость обуславливается гетерогентностью (социальной неоднародностью) об-ва. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей). Когда нормы, которым должен следовать человек , плохо согласуются, человек попадает в ситуацию выбора. Поскольку существует три типа норм ( по Кармину: общепринятые, групповые, ролевые), то и девиантное поведение может существовать на 3-х уровнях: 1. Нарушение общепринятых норм; 2.Нарушение групповых норм; 3.Нарушение ролевых норм.В определенных условиях противоречия или расхождения могут усиливаться и доходить до конфликта. Культурный конфликт зажимает человека в тески противоречащих друг другу требований, и чтобы он не делал, его жизненное благополучие ставится под сомнение. Будучи одной из причин роста преступности конфликт норм вместе с тем сам обостряется (чем больше в об-ве становится людей, ведущих криминальный образ жизни, тем обычней делаются контакты с ними, люди привыкают к их существованию, осознано или неосознанно принимают их жесты, повадки, нравы. Если к тому же представители криминальных структур начинают преобретать престиж, то регулятивы их поведения вступают в борьбу с культурными нормами. В этом конфликте происходят вытеснение и уничтожение культурных норм, понижается общий уровень культуры).