Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"
Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривляние. Творение культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И.Северянин, а не его современники А.Блок или С.Есенин. Однако история все расставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.
Различное соотношение традиций
и обновления, творчества в культуре
дает основание для классификации
обществ на традиционные и современные.
В традиционных обществах традиция
господствует над творчеством. Культурные
образцы воспроизводятся в «
В современном обществе базисной
ценностью является обновление, новаторство.
Здесь действует принцип «
Стабильность понимается
как естественное, нормальное развитие
общества в противовес нестабильности,
часто отождествляемой с
Существует классификация
форм стабильности по признаку способов
ее достижения. Выделяются минимальная
и демократическая
Понятие нестабильности связано с несоблюдением условий и нарушением параметров, о которых говорилось выше. Нестабильное общество не справляется с изменениями и новациями, с неизбежностью возникающими в развитии его культуры. В частности, в современной России главной причиной нестабильности (по мнению А.Флиера) является отсутствие условий и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и капитала, что приводит к обесцениванию культурных норм, ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие страны.
Таким образом, вопрос о прогрессе культуры — это вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ.
Выделение единства и целостности
культуры, выступающей способом организации
человеческой деятельности в процессе
ее прогрессивного преобразования, преемственности
ее непреходящих ценностей на различных
этапах развития общества, может быть
осуществлено через осмысление сущностных
родовых характеристик, связанных
с практически-
Поэтому важнейшей сущностной
родовой характеристикой
11. Культура и природа, Экологическая культура.
Основные этапы развития
экологической культуры 1) С
момента образования
12. Человек как единство природного и культурного.
Человек- есть единство природного и культурного. Природное начало- Естественные или (витальные , первичные ) потребности. Культурное начало- способы и результаты реализации , или удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Основные позиции в истории общественной мысли, по поводу соотношения природного и культурного начал в человеке. Хотелось бы разобрать поставленный вопрос о представлении единства культурного и природного, опираясь на мнения некоторых мыслителей . 1) Платон и Аристотель видели в культурном начале человека – благо. Киники считали культуру «дымом». который надо развеять чтобы обнажить в человеке его истинную сущность 2) Жан Жак Руссо – считал , что человек по природе извращает данное ему природой. 3) Маркиз де Сад- считал что человек по природе жесток и эгоистичен . природа человека греховна и проклята и не подлежит совершенствованию. Поэтому жизненные условия не должны препятствовать проявлению его прочных страстей. 4) Ницше- считал что человек во вред себе отдалился от природы, от естественных влечений, основу которых составляет « инстинкт жизни» или « воля к власти». Он выделил такие группы как: Сверхчеловеки « белокурая бестия»Люди, которые не способны реализовать волю к власти Творческие люди , способные реализовать себя.ТВарничество- неспособные . У этих людей идет все от Христианства.Таким образом, в культурологии считается, что человек представляет собой единство природного и культурного. А развитие человека есть процесс постоянной обработки его природных качеств культурой.
13. .Социализация и инкультурация личности
Инкультурация- вхождение в культуру, процесс , в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные культуре (обществу) к которой он принадлежит. Процесс Инкультурации начинается с рождения человека и длится до смерти. Целью Инкультурации является формирование культурно компетентной личности. Культурная компетентность – это специфическое состояние человека по отношению к обществу, во многом сходны в его социальной адекватностью , но в большей мере привязанное к действующей о обществе иерархии ценностей и параметрам социального опыта, выраженном прежде всего в знаниях гуманитарного характера Можно сказать что культурная компетентность это утонченность параметров социальной адекватности. Основные критерии культурной компетентности личности :1)Компетентность по отношению к законам (написанным документам)-экономическому, духовному и социальному обществу. 2) Компетентность по отношению к национальным и сословным традициям , морали , ценностным критериям , нормам этикета. 3)Компетентность по отношению к актуальным на данный момент областям соц. престижности: . к моде . стилю . символам , регалиям. 4) Так же компетентность выражается в уровне владения языками соц-ой коммуникации . естественно разговору., специальными языками и соц-ым жаргонам, владение языками этикета , этнографической и политической символике. Освоение норм культурной компетентности. Как известно , практически невозможно овладеть языком в совершенстве. Места проживания происходят из социальных контактов окружения в процессе образования и предже всего гуманитарного. Аккультурация-это частичное усвоение традиции и ценностей чужой культуры. Ассимиляция-Это полное погружение в чужую культуру . Это означает, что индивид завыл все традиции и ценности родной культуры.
Социализация-это вхождение индивида в общество , или это процесс освоения индивидом общественных взаимосвязей и общественных институтов. Целью Социальзации- является формирование социально адекватной личности. Социальная Адекватность - это одно из наиболее ложных состояний человека по отношению к обществу . суть которого состоит в том , что его суждения и действия соответствуют общественному становлению в наименьшей мере вызывает напряженность с обществом , что позволяет выделить данную личность как заслуживающую положительную общественную оценку.
14. Социальные ф-ции кул-ры.
Стандартизация, упрощение, невелирование – эти три слова проходят по всем аспектам м.к. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Она глубоко комерческа. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс". Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.