Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Другой способ отдает преимущество тому чувственному, материальному бытию, которое окружает людей, воспринимает органами чувств. Эта среда обитания формирует их потребности и ценности.

Третий вариант представляет уравновешенный синтез первого и  второго, в нем сосуществуют и  те и другие признаки.

Природа целей и потребностей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность, удовлетворение которых необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен  только физическим миром, у него есть духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность  Богу, моральные императивы: жажда  славы, популярности, денег власти, познания. Многие из них характерны для телесно- духовных потребностей. На этой основе предпочтений строятся системы ценностей, типичных для разных культур.

Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний – то минимума к максимуму, от скудости – к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива  до экстравагантности; от добродетели  до порока. Это характерно и для  телесных, и для духовных, и для  смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация будет  особой.

Способы удовлетворения потребностей. Здесь также возможны различные  варианты: поиск средств и среды  их реализации; обращение к самому себе, стремление найти внутренние резервы за счет собственной энергии; поиск новых источников преодоления  жизненных проблем.

Комплекс этих признаков  в различных модификациях образует различные типы культуры.

2. Идеациональная культура

Первый тип – идеациональная культура. Она лежит в основе брахманской Индии, буддистской и ламаистской культур, греческой культуры с VIII по конец VI в. до н. э., европейского Средневековья.

В соответствии с выделенными  признаками ее главной ценностью, интегрирующей  все сферы культуры, являются ценности религии. Реальность воспринимается как  сверхчувственное, нематериальное бытие. Потребности и цели по преимуществу имеют духовный характер, степень  их удовлетворения самая максимальная, а способ их осуществления происходит за счет ограничения, минимизации всех физических потребностей. Все телесное рассматривается как греховное, второстепенное. Чувственная среда  растворяется в бесконечной божественной реальности.

Идеалом становятся аскетизм, отшельничество, житие святых духовных отцов и реформаторов, христианских апостолов. Таковы разновидности этого  типа культуры аскетического и активного  идеациализма.

Обращаясь к исследованию данного типа культуры в европейском  Средневековье, Сорокин отмечает, что  наиболее значимой и влиятельной  ценностью этого времени является религия. Архитектура и скульптура Средних веков – «Библия в  камне», литература были пронизаны  христианской верой, в живописи господствовала библейские сюжеты и темы, музыка также  носила религиозный характер и предназначалась  для церковных служб. Этика и  право основывались на заповедях  христианства, философия имела теологическую  направленность. Политическая организация  была теократической и воспроизводила церковную иерархию. Семья рассматривалась  как священный союз, нравы и  обычаи воплощали единство с Богом  как высшую ценность. Даже экономика  регулировалась и контролировалась религией, налагавшей запреты на различные  формы торговых сделок и отношений, несмотря на их выгоду.

Весь чувственный мир  рассматривался лишь как временное  «прибежище человека», в котором  последний – странник, стремящийся  достичь вечной обители Бога. Таков  был менталитет человека идеациональной культуры.

Закат средневековой культуры начался в Европе в конце XII в., когда стали выдвигаться новые  ценности и утверждался чувственный  тип культуры.

3. Чувственная культура

Второй тип – чувственная, или сенситивная, культура.

Начиная с XVI в. в Европе постепенно становится доминирующий новый принцип  культуры – сенсорной, утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает  реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Все потребности  и цели носит материально-практический характер, их удовлетворение становится первостепенной задачей жизни. Чистая и возвышенная духовность отходит  на второй план. Возникает новый  менталитет и иной тип личности. Все оказывается подчиненным  чувственным наслаждениям, жизненным  удовольствиям, практической пользе.

Чувственное искусство свободно от религиозных догматов и моральных  запретов. Оно отмечено «возбуждающей  наготой и сладострастием», ибо  призвано развлекать и давать наслаждение, изображать реальность «такой, какая  она и есть». Чувственные формы  культуры питали изобразительные искусства  индийских и скифских племен, искусство  периода Среднего и Нового царства  в Египте; они характерны для последнего периода крито-микенской и греко-римской  цивилизации с III по IV вв. до н. э. Чувственный тип культуры доминирует в Европе приблизительно с XV-XVI столетия и достигает абсолютного расцвета в XIX в.

Общая тенденция чувственного мышления состоит в том, чтобы  рассматривать мир с материалистических позиций. Все концепции и теории, основанные на сверхчувственной реальности, отвергаются как заблуждения. Социальные и психологические науки имитируют  естественнонаучный подход, экономический  материализм набирает силу в объяснении общественной жизни.

Все духовное, сверхчувственное осмеивается как ненаучное. В  такой культуре материальные ценности становятся определяющими, начиная  от богатства до повседневного комфорта. Это приводит к вытеснению вечных ценностей временными.

Все ценности становятся относительными: что было добродетельным, становится порочным; что было истиной, объявляется  ложью, но рано или поздно релятивизм уступает место скептицизму, цинизму  и нигилизму, а общество погружается  в пучину морального, интеллектуального  и культурного хаоса. Такое состояние  не может продолжаться долго, ибо  общество или гибнет, или вырабатывает новую систему ценностей.

Таковы в общих чертах особенности чувственного типы культуры.

4. Идеалистическая культура

Третий тип – идеалистический  культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающимся логической интеграции.

Идеалистический культурный менталитет ориентирован на позитивные ценности, он избегает патологических и негативных явлений, намеренно  приукрашивая жизнь, стремясь подчеркнуть  благородные черты.

Здесь нет крайностей идеационального и чувственного стилей культуры, в нем сбалансированы материальные и духовные ценности, но преимущество отдано высоким нравственным идеалам.

В смешанном типе культуры может быть обнаружен псевдоидеациональный менталитет. Для него характерно унылое, пассивное умение терпеливо переносить удары извне, не сопротивляться лишениям и бедам. Это приводит к минимизации духовных и телесных потребностей, когда человек удовлетворяется самым малым. Но такое состояние не является результатом собственного выбора, оно вынужденно, ибо внешнее принуждение столь велико, что не остается сил для сопротивления.

Жизнь в ужасных, жестоких условиях, когда лишь «теплится» существование, характерна для различных групп. К ним можно отнести больных, пораженных неизлечимой болезнью; людей, переживших различные природные  или социальные катастрофы, которые  привели к их полному разорению; нищенские гетто; заключенных в  тюрьмах и лагерях; группы, испытывающие действие жестокого правящего режима, намеренно ограничивающего их материальные и духовные потребности.

Общая характеристика типологии  культур

Типология культуры, разработанная  Сорокиным, необходима для понимания  динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает  тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней  стадии старения и находится в  предсмертной агонии. Кризис западной культуры представляет собой лишь разрушение чувственной формы культуры, утвердившейся в обществе. За ним последует переходный период, а затем постепенно будет складываться новая форма культуры с иными ценностями.

В западном обществе такой  переход уже осуществлялся в  истории. Когда идеациональная культура исчерпала свои возможности, на смену ей пришли ценности чувственной культуры.

Но это не привело к  «закату» общества, не парализовало его  творческие силы. После хаоса переходного  периода начался новый подъем, и в течение пяти веков западная культура демонстрировала перед всем миром свое великолепие.

Все великие культуры подвергались таким изменениям, ибо ни одна из форм культуры не беспредельна в своих  возможностях. Более того, те культуры, которые не изменяли форму, не находили новых ценностей, становились инертными, мертвыми, непродуктивными.

Сорокин подчеркивает, что  разрушается лишь доминантная, преобладающая  форма культуры, но она ни в одном  обществе не существует в «чистом» виде. Наряду с ней развиваются  и иные формы, не интегрированные  в целостную систему. Они выражены в многообразии изобразительных  искусств, науки, философии, религии  и образов жизни.

Заключение

идеациональный культура чувственный менталитет

Сорокин утверждает, что культура и ее субсистемы, будь то живопись, архитектура, скульптура, музыка, философия, право, религия, мораль, формы социальных, политических и экономических организаций, содержат внутри себя факторы и основания своих изменений. Беспрестанные перемены в культуре порождаются ее существованием и деятельностью. Процессы ее функционирования определяются потенциальной природой данной социокультурной системы, целостной совокупностью ее свойств. Этот принцип Сорокин называет самодетерминацией, или эквивалентом свободы. Культура развивается по своим внутренним (имманентным) законам, а возможные вариации или отклонения зависят от характера суперсистемы и условий среды.

Внешние факторы могут  замедлять или ускорять процессы ее жизнедеятельности, ослаблять или  усиливать свойства системы, препятствовать или способствовать реализации ее возможностей. Но они не могут заставить культуру проявить то, чем она потенциально не обладает, стать тем, чем она  не может стать, произвести то, чего она не может создать.

Внутренние свойства культуры настолько значительны, что они  отбрасывают, не закрепляют инородные  внешние влияния. Их воздействие  на систему будет кратковременным, не затрагивающим существенных свойств, они не могут фундаментально изменить характер и качество каждой фазы развития культуры.

В этом заключается индивидуальность каждой культурной системы, особенность  ее судьбы. Однако это не означает полного  отрицания роли внешних условий. Землетрясение, пожар, эпидемия, наводнение и другие агенты, внешние по отношению  к данной системе – семье, художественной группе, религиозной или политической секте, – могут погубить всех ее членов или какую-то их часть, рассеять ее членов – словом, сотнями способов могут прекратить существование  системы. Все это является вполне очевидным. Но это не означает, что  культура приобретет свойства и предназначение, для которых у нее нет никаких  внутренних оснований. Культуре свойственна  самодетерминация. Чем больше реальных знаний, опыта и мудрости находится в ее распоряжении, чем эффективнее действуют все функции, тем больше энергии накапливается в системе культуры, тем более она устойчива, стабильна и независима от внешних воздействий.

22.Психоаналитическая концепция  культуры З.Фрейда.

В начале XX в. в изучении культур  возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются  и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю  психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации  самого широкого спектра явлений  культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ  как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись  и применяются до сих пор в  конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80-90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе. Обычно при рассмотрении темы "Психоанализ в изучении культур" на первый план выдвигается (и запоминается) фундаментальное  значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда и его последователей в изучение культур более многогранен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.

АНАЛИЗ ПСИХОНАНАЛИТИЧЕСКОЙ  КОНЦЕПЦИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

Для нашего анализа наиболее существенны несколько аспектов, связанных с ролью психоаналитической теории культуры и личности в общей  ситуации, сложившейся в науке  в первой половине ХХ в. Прежде всего  это касается отстаивания основателем  психоанализа специфического предмета и метода исследования «души». Кроме  того, психоаналитическая теория личности в культуре оказала значительное влияние на последующее развитие психологической ориентации в этнологии (в первую очередь в США) как  в направлении расширения предмета исследований, так и в теоретической  интерпретации эмпирических результатов  полевых исследований. Не менее важно  выяснение места психоаналитической концепции в дискуссиях о методах  изучения наук о культуре. И последнее. Психоаналитическая концепция З.Фрейда противоречива в своем стремлении познать развитие исторических общностей людей на индивидуалистической основе ограниченно клинического характера.

Поиск З. Фрейдом причин и  методов лечения определенного  типа заболеваний (неврозов, и прежде всего истерии) весьма принципиален для анализа центральной проблемы, рассматриваемой в настоящей  главе. Есть ли специфический предмет  у психологии и необходим ли особый, отличный от естествознания, метод  изучения в психологии, а также  и в науках о культуре в целом?

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"