Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
1.Предмет и задачи культурологиПонятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей. Актуальность культурологии обусловлена причинами: 1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым. 4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. Культурология оперирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества так и процессы происходящие в той или иной культуре. Таким образом культурология стоит между философией и оперирующими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.Изучением культуры занимались и продолжают заниматься большое количество наук. Приблизительно до середины 19 века культура исследовалась главным образом философией, историей гос-ва и права, этикой. Затем к ним подключились этнография, филология и т.д. Каждая из этих наук имеет свой предмет исследования. Культурология систематизирует весь комплекс наук о культуре. Цели:1.Выведение на более высокую ступень достижений человека как творца с присущими его творчеству значениями; 2. Постижение духа культуры; 3. Понимание культуры как своей, так и иной; 4. Восстановление целостных представлений о мире, картины мира как единого процесса. 5. Создание единой и самоценной теории культуры. 6. Утверждение общих методов исследования для всех дисциплин, изучающих культуру.В соответствии с этими ценностями культурология выделяет свой предмет исследования, имея объектом изучения культуру. В качестве предмета берет: содержание общественной жизни, совокупность идей, ценностей, принятых обществом и обеспечивающих существование и поддержание традиций, особенности рождения, становления, развития и возможной гибели культуры. Культурология имеет дело с конкретными многообразными культурами и их проявлениями, выявляя их генезис и развитие. В этой связи среди первоочередных задач культурологического исследования выделяют следующие: 1. анализ культуры как системы конкретных феноменов; 2. выявление типов связей между элементами культуры; 3. исследование ментального содержания культуры; 4. исследование типологии культуры и культурных единиц; 5. разрешением проблем социокультурной динамики; 6. исследование культурных кодов и коммуникаций.
2.Становление культуры.Первобытная и архаичная культура: характеристика, место в современной культуре.Первобытная (архаичная) культура - это культура, положившая начало всем мировым культурам. Эта культура составляет основу современной культуры и занимает значительную часть в ней. Слой современной культуры настолько тонок - особенно в связи с социальными, политическими, экономическими потрясениями и катаклизмами, - что через него постоянно прорываются фантомы архаичной культуры. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Он длился много сотен тысяч лет. Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. По матиалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный. Каменный век делится на несколько эпох: древнекаменный век (палеолит примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.), среднекаменный (мезолит - примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.), новокаменный век (неолит - примерно от 7 до 4 тыс. лет до н.э.), меднокаменный (энеолит - примерно 3 - начало 2 тыс. до н.э.). Бронзовый век - примерно 2 начало 1 тыс. до н.э.; Железный век - примерно с середины 1 тыс. до н.э. В свою очередь, палеолит подразделяется на 3 периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм - соединение разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого гомо сапиенса ((человека разумного). На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе - прообразе первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньянской эпохи (приблизительно 33-18 -е тыс. до н.э. (ориньянская культура свое название получила по пещере Ориньяк (Франция). Характерны кремневые пластины с ретушью, изготавливались костянные наконечники копий. Главное занятие человека - охота). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, ематизированными головами - так называемые “Венеры”, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные “Венеры”найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи открыты более 100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М.Саутуола открыл многокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира (Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля Мут во Франции. Во Франции в 1901 г. Анри Брейль (1877-1961) обнаружил около 300 рисунков мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбатель в долине Везера. Есть и изображение человека (в большинстве случаев в масках). В том же году недалеко от Ле-Комбателя археолог Пестрони в пещере Фон де Гом открыл целую “картинную галерею”: 40 рисунков диких лошадей, 23 - мамонта, 17 - оленей. Рисунки выполнены охрой и другими красками, секрет производства которых не найден и поныне. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют т р и э т а п а изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы: натуральное творчество композиция из туш, костей, натуральный макет; искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура , барельеф, профильный контур; верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости. Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики. В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по камню и кости, рельефы. Интересны произведения палеолитического искусства, найденные на Мезинской стоянке (Украина). Еще в XIX в. вместе с каменными и костяными орудиями, иглами с ушком, украшениями, остатками жилищ и другими находками были обнаружены костяные изделия с искусно нанесенным на них геометрическим орнаментом. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные статуэтки и фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент, состоящий в основном из множества зигзагообразных линий, - основной элемент Мезинского искусства. В последние годы такой странный зигзагообразный рисунок найден и на других палеолитических стоянках Восточной и Средней Европы. Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Однако изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонтов, ученые заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы мезинских изделий. Таким образом, основа мезинского геометрического орнамента - узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы. В одном из домов Мезинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых или ритмических звуков. Найденные на Урале сосуды, относящиеся к каменному веку, имеют богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальным штампом, изготовленным, как правило, из округлых тщательно отшлифованных плоских галек желтоватого или зеленоватого с блесками камня. По острым краям их наносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. При надавливании таких штампов на мокрую глину получался рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованые - литье появилось гораздо позднее. На Урале около 5 тыс. лет назад уже делали из меди шилья, ножи, крючки, а около 4 тыс. лет назад - и первые художественные отливки. Например, на рукоятках ножей из Турбинского могильника на Каме отлиты фигурки баранов, причем настолько искусно, что специалисты без труда определили природу животных. К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений - крепости. В средней, лесной полосе Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились поселения и погребения. Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища( и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. Термин “стоянка” очень условен. Сейчас он вытесняется понятием “поселение”. Особое место занимают мезолитические поселения, называемые “къекенмеддингами”, что в переводе с датского означает “кухонные кучи” (они действительно похожи на длинные кучи отбросов устричных раковин), поскольку в Дании и были обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей. Стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Геркуланум, и Троя, и другие города - все это поселения. Особым видом поселения являются римские террамары (от лат. terra - земля) - укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений - мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов. Погребения делятся на два основных вида: погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения - мегалитические погребения (от греч. megas - большой, lithos - камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольменов, менгиров. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского tol - стол и men - камень). Менгиры (от бретонского men - камень и hir - длинный) - отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной более 21 метра и весом около 300 тонн. В Карнаке (во Франции) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни расположены в виде круга. Их уже называют иначе - кромлех (от бретонского crom -круглый и lech - камень). Кромлехи - культовые сооружения. Составляющие первобытной культуры. I. Миф пронизывает сознание и жизнь первобытного человека. Точного определения мифа до сих пор не существует. Разные школы культурологические, психологические, антропологические дают собственное определение мифа. Например, миф-продукт подсознания человека (К.Г.Юнг).Это основа мифотворчестваЭта концепция мифа легла в основу двух влиятельных в ХХ в. направлений социальной антропологии: 1)Б.Малиновский. Миф - активная социальная сила , это идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. 2)К.Леви-Строс (“структурализм”) Миф - главный фактор коллективного сознания и устойчивых социальных структур. Структура мифа как знаковой системы - это аналог естественного языка как средства общения. Анализ мифов выявляет первичные структуры сознания - его бинарность, двоичные противопоставления (женское - мужское, сырое - вареное, жизнь - смерть, верх - низ), т.е. такие вечные оппозиции, которые и стремится объединить и объяснить мифологическое сознание. Среди мифологических сюжетов разных этнических объединений исследователи выделяют несколько устойчиво воспроизводимых в разных вариантах мифологем, которые имеют явно центральное мировоззренческое значение.1)“от хаоса к порядку”: творение упорядоченного мира в результате деятельности какого-то антропоморфизированного персонажа - животного, небесного тела, природной стихии, либо человеческого существа.2)“жизнь - смерть - жизнь”: отступление от порядков, норм, принятых при мироздании, может лишить человека жизни, более того, лишает возможности родиться вновь. Древность этой мифологемы подтверждается и археологическими раскопками.II. Тотемизм - убежденность первобытных людей в том, что каждая человеческая группа тесно связана с каким-то животным или растением и находится с ним в родственных отношениях. Предпосылка такого убеждения - вера (миф), утверждающая возможность “обращения”, т.е. превращения человека в животное, основанного на одном из древнейших убеждений, что нет разницы между человеком и животным. Тотемизм включает в себя веру в тотемистических предков (рассказы об их приключениях и похождениях), осознание своего отличия от других групп, т.е. осознание своей индивидуальности. III. Анимизм - вера в одушевленность окружающей действительности. Э.Тайлор ввел это понятие как основную, важную и первейшую форму любой религии. Ядром анимистической теории является понятие “душа”. Представления о душе опираются на 2 классических определения: душа - тень, душа - дыхание. Большую роль в анимизме играют верования в призрачных образов, являющихся во сне, во время болезни, галлюцинаций. На первоначальном этапе развития анимизма люди были склонны к подобным духовным контактам. Анимистические представления о двойственной природе души, о ее временном и пространственном континууме предопределили отношение к смерти, погребению, умершим в первобытной культуре. Следовательно, основное чувство к покойному - страх, а похоронные обряды превратились в меры защиты. Логика анимизма не могла допустить только защитные меры. Если человек мог вернуться, то его существование необходимо сделать не хуже, чем оно было раньше. Способ был найден: появились погребения с богатым убранством, слугами, всем необходимым, что могло бы “скрасить” будущее существование. IV. Фетишизм - вера в способность вселения разных духов в самые неожиданные вещи, т.е. магические предметы рассматриваются как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанных с ними, действующих через их посредство. Остатки этих форм сохранились фактически во всех регионах, а также в традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.
4,5, ответы. Общественно-историческая школа имеет древние "классические" традиции, восходит к немецкой классической философии и группирует вокруг себя преимущественно историков, философов, в т.ч. и религиозных.Главные представители на Западе О.Шпенглер (1880-1936), А.Д. Тойнби (1889-1975), в России - Н.Я.Данилевский (1822-1885).О.Шпенглер - немецкий философ и историк культуры считал, что история - чередование культур, каждая из которых представляет собой "организм", спаянный внутренним единством; общечеловеческая преемственность в культуре не существует.В истории человечества О.Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западно-европейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по О.Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному "организму" отмерен приблизительно тысячелетний срок. Умирая, каждая культура переходит в цивилизацию.А.Тойнби - английский историк и социолог - осмыслил развитие человечества в духе круговорота цивилизаций, которые он отождествлял с культурами.История, по А.Тойнби, - это совокупность параллельно и последовательно развивающихся цивилизаций, которые генетически друг с другом не связаны, но каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели.Позднее он пересмотрел свои взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями христианством, буддизмом, исламом) суть ветви одного человеческого "древа истории". Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре.Движущими силами истории, помимо божественного "провидения",А.Тойнби считал отдельных выдающихся личностей "творческое меньшинство".Николай Яковлевич Данилевский-публицист, социолог и естествоиспытатель - обосновал идею о существовании так называемых "культурно-исторических типов" (цивилизаций), которые находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой. Они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый культурно-исторический тип проявляет себя в 4-х сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от "этнографического" состояния через государственность до цивилизованного уровня.Идеи Н.Я.Данилевского были тесно связаны со славянофильством и во многом носили мессианский характер.
3.Немецкие философы о культуре.I. Становление представлений о культуре и современные определения культуры.Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804), хотя и признавал в основе мироздания триаду идей - истина, добро, красота, пришел к преимущественно моральному осознанию понятия “культура”. Сделав особый акцент на моральной стороне бытия, считая культуру данной Богом способностью человека подняться от “животного”, чувственного состояния к высоко нравственному существованию, Кант назвал это “категорическим императивом”.Основной закон кантовской этики гласит: “… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого, также как и к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству”.Но задолго до Канта еще в V в. Иоанн Златоуст, известный отец церкви, утверждал, что греховно рассматривать человека как средство или как инструмент. Схожие идеи развивали и другие выдающиеся философы (Спиноза, Фейербах, Маркс, Фрейд и др.)Немецкий поэт Фридрих Шиллер (1759-1805) считал, что культура состоит в гармонии и примирении физической и нравственной природы человека: “Культура должна отдавать справедливость обоим - не только одному разумному побуждению человека в противовес чувственному, но и последнему в противовес первому. Итак, задача культуры двоякая: 1) охрана чувственности от захвата свободы; 2) охрана личности от силы чувствований. Первого она достигает развитием способностей чувствовать, а второго - развитием разума”.Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854), поэты-романтики, братья А.В. и Ф.Шлегелн (176-1845, 1772-1829), Новалис (1772-1801) - на первый план выдвинули эстетическое осознание культуры. Главным ее содержанием провозгласили художественную деятельность людей, как средство божественного преодоления в них животного, естественного начала. Эстетические взгляды Шеллинга наиболее полно изложены в его книге “Философия искусства” (1802-1803), где отчетливо прослеживается стремление показать приоритет художественного творчества перед всеми другими видами творческой деятельности человека, поставить искусство и над нравственностью, и над наукой. “Наука лишь “поспешает” за тем, что уже оказалось доступным искусству. Искусство - это как бы завершение мирового духа, ибо в нем находят объединение в форме конечного субъективное и объективное, дух и природа, внутреннее и внешнее, сознательное и бессознательное, необходимость и свобода. Как таковое, искусство созерцание абсолюта”. Несколько упрощенно культура сводилась Шеллингом и романтиками к искусству, прежде всего, к поэзии. Человеку разумному и нравственному они, в известной степени, противопоставляли мощь человека-художника, человека-творца.Попытка примирить “просветительское” и романтическое толкование культурной эволюции человечества сделал другой великий немецкий философ - Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), который выделялся обостренным вниманием к истории мировой духовной культуры.В своей работе “Феномен духа” (1807) он писал, что культура выступает как закономерное развитие, постепенное выявление творческой силы существующего вне человека “мирового разума”, отождествляемого с Богом. Он воплощается в последовательно сменяющих друг друга формах культуры разных стран и народов, одновременно познавая сам себя, как их творца. При этом он просыпается в людях первоначально в виде языка, речи. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания “мирового духа”, начиная с “детского лепета” человечества и кончая “абсолютным знанием”, т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - науки, нравственности, религии, искусства, политико-правовых систем. Движущей силой, “мотором” этого поступательного процесса в природе и обществе является диалектическая борьба противоположностей - тезис, как известно, впоследствии взятый на вооружение марксизмом. Сущность культуры, по Гегелю, определяется духовным приобщением индивида к мировому целому, включающему в себя как природу, так и историю. Но поскольку это целое есть порождение “мирового разума”, “мирового духа” “абсолютной идеи”, поскольку и приобщение к ним индивида становится возможным лишь в форме максимального понимания мира, максимальных знаний. “В развитии всеобщности мышления состоит абсолютная ценность культуры”, - писал Гегель.Роль духовного освобождения человека была критически переосмыслена К.Марксом (1818-1883). Условием такого освобождения должны быть, по Марксу, коренные изменения в сфере материального производства и отношений в обществе. Освобождение и развитие подлинной культуры связаны в марксизме с практической деятельностью пролетариата, с политической и культурной революциями, которые он должен осуществить. Вся история есть последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем предшествующая, что определяется развитием способа материального производства. Это развитие является основой единства мировой культуры.Таким образом, в марксизме культура понимается как сфера практической деятельности человека, а также как совокупность природных и общественных результатов этой деятельности. Развитие культуры представляет собой противоречивый процесс взаимодействия “двух культур”. Каждая из которых выражает интересы и цели антагонистических классов. Культура, пройдя стадии разрешения противоречий, станет в конечном итоге единством человека и природы, будет иметь общечеловеческий (коммунистический) характер. Условиями достижения такого состояния культуры является диктатура пролетариата, ликвидация частной собственности и построение бесклассового общества. Особый интерес для специалистов в области филологии и лингвистики представляет современник Гегеля - немецкий эстетик, языковед, философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) применивший гегелевское понятие “духа” преимущественно к культуре отдельных народов. Он рассматривал их как неповторимые культурные, духовные единства, специфика которых выражается и определяется главным образом языком. В самом названии его основной работы по этому вопросу “О различии строения человеческих языков и его влиянии на развитие человеческого рода”уже содержится указание на неразрывную связь языка и культуры. Подчеркивая творческую природу языка как формы выражения национального духа, Гумбольдт исследовал его в тесной связи с культурным бытием народа. Язык, по Гумбольдту, не только инструмент, но и сама деятельность “духа”. В его структуре уже заложены свойственные тому или иному народу восприятия окружающего мира и стереотипы поведения. Гумбольдт явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на дальнейшее изучение органической связи между языком и культурой. Как лингвист, Гумбольдт, в известной степени, знаменовал собой переход от преимущественно философского осмысления культуры (Вольтер, Руссо, Кант, Шиллер, Шеллинг, Гегель) к ее более предметному изучению, обратив, прежде всего, внимание на язык.. Со второй половины XIX века эта же тенденция об общего осмысления к изучению конкретного многообразия культурных проявлений наблюдается и у других ученых.
6.7.Натуралистическая школа.Главная черта этого направления состоит в стремлении подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Школа объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов, которые пытаются объяснить культуру от псих-о-биологической природы человека. Культура представляется им таким же приспособлением человека и окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире.Главные представители З.Фрейд (1856-1939), К.Г.Юнг (1875-1961).Зигмунд Фрейд - австрийский врач и психолог, основатель психологического учения (психоанализа) - считал, что культура обеспечивает совместную жизнь людей, ограничивая их антисоциальные влечения и предоставляя вытесненным влечениям некоторые запасные выходы на основе сублимации. Фрейд исходил из предпосылки, согласно которой отдельный человек не знал ограничений в своем следовании принципу удовольствия, тогда как член общества характеризуется очевидным нарушением автоматического и немедленного удовлетворения своих влечений. Поэтому культура, по Фрейду, есть нечто иное, как отказ от удовлетворения желаний бессознательного, и следовательно, прогресс культуры означает уменьшение человеческого счастья (а счастье - это "естественное" счастье, достигаемое в следовании "принципу удовольствия"). Хотя "естественное" счастье и недостижимо, культура, считает Фрейд, должна создать особые механизмы для обеспечения отказов от требований "принципа удовольствия". Культура не сможет существовать, если внешнее ограничение влечения не станет внутренним. Этому должны способствовать три фактора: 1) любовь (но без сексуальных целей); 2) общие переживания, общественные идеалы и ценности; 3) религия, которая формирует особые общие переживания. В своей концепции о происхождении культуры З.Фрейд опирался на так называемый биологический закон, согласно которому индивидуальное развитие организма (онтогенез) в сжатой форме повторяет главные этапы развития всего вида (филогенез).Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. В связи с этим культуре угрожают две опасности. С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного", что характерно для мистических религиозных культов Востока. С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется (это характерно для индивидуалистической и технократической европейской культуры). Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.