Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
1) Раннее Возрождение: почти весь XV век - окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а “отцами Возрождения” считаются архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптор Донателла (1386-1466), живописец Мазаччо (1401-1428).
2) С конца XV в., когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема, начинается Высокое Возрождение (конец XV века - перв.треть XVI в.).
Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым: многочисленные вторжения со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи (1452-1919), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело Буонаротти (1475-1564).
В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм XVII века и неоклассицизм последующих веков. Родоначальник венецианской школы - Джорджоне (1476-1510). Глава школ - Тициан (ок. 1489 - 1576). Его творчество - наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело - является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.
1.Северное Возрождение.Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания.Относительно искусства Нидерландов ситуация остается неясной. С одной стороны, нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П.Брейгель. С другой стороны, их творчество далеко не все считают возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й.Хейзинга, относя их творчество к позднему Средневековью. В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. Искусство французского Возрождения представляет прежде всего Франсуа Рабле (1494-1553). Он был не только великим писателем - гуманистом, но и монахом, ботаником, врачом. Главной фигурой английского Возрождения является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.
Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616). Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции - тенденции от культуры к цивилизации.
38.Культура Средневековья.Византийская культура.
Византия существовала с 395 г. по 1453 г. Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Эволюция этой культуры знала несколько взлетов и падений:
1) Расцвет в V-VII вв.
2) Смутные времена в VIII-IX вв. переживает Византия; возникло движение иконобрядчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства.
3) Подъем и расцвет Византии в X-XII вв.; устанавливаются тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.
4) В XIII в. Византия переживает тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось восстановить и возродить Византийскую империю.
5) В XIV-XV вв Византия переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Взятие же турецкими войсками в 1453 г Константинополя означало конец Византии.
Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей. Византийский храм существенно отличается от античного классического храма: последний выступал как обитель Бога, а все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади; поэтому главным в храме был не интерьер, а экстерьер (внешний вид). Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения. Успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. В искусстве мозаики Византия не знает себе равных. Высокого уровня достигла в Византии иконопись, представляющая собой вид станковой культовой живописи. В 1453 г. под натиском турок Византия пала, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Благотворно византийская культура повлияла на становление и развитие русской культуры.
1.Средневековая культура Западной Европы.Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V в. по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX века), зрелого, или классического (X-XIII века) и позднего (XIV-XVI) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму. Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, отмеченный становлением и развитием христианства, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Однако в реализации этого идеала гораздо больше повезло все-таки телу, особенно если иметь в виду римскую культуру. Христианство же отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.Господство религии не делало культуру совершенно однородной. Напротив, одна из важных черт средневековой культуры состоит как раз в возникновении в ней вполне определенных субкультур, вызванных строгим делением общества на 3 сословия: духовенство, феодальную аристократию и третье сословие. Наряду с религией в средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Философия объявлялась служанкой богословия. В ее развитии можно выделить 2 тенденции: первая стремилась максимально сблизить и даже растворить философию в теологии; такое направление получило название схоластика (представитель доминиканец Фома Аквинский - XIII в.); вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом, и естествознания в частности (францисканец Роджер Бэкон - XIII в). Эволюция средневекового искусства отмечена глубокими изменениями. В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, т.к. Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V-VIII вв. нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов. Широкое распространение получила миниатюра - книжные иллюстрации. Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IX вв), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом - легендарном герое эпической поэмы “Песнь о Роланде”. В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию (“каролингское возрождение”). Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Начало зрелого периода Средневековья - X столетие - оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем. В целом же этап нового подъема искусства получил условное название “романского периода”. Он приходится на XI-XII века, хотя в Италии и Германии прихватывает и XIII век, а во Франции во второй половине XII века уже безраздельно господствует готика. Суть романского стиля - геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а двери и окна делаются узкими. К началу XIII века романский период средневековой культуры завершается и уступает место готическому периоду. Готическая архитектура представляет собой органическое единство 2х составляющих - конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической - от верного распеделения сил тяжести. Готическая конструкция включает 3 главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы. Что касается декора, то он принимал самые различные формы (цветные витражи, скульптуры, рельефы, абстрактные геометрические узоры, растительный орнамент). Культура Средневековья - при всей неоднозначности ее содержания - занимает достойное место в истории мировой культуры. Эпоха Возрождения дала Средневековью весьма критическую и суровую оценку. Однако последующие эпохи вносили в эту оценку существенные поправки Романтизм XVIII-XIX вв. черпал свое вдохновение в средневековом рыцарстве. Совершенный кризис духовности побуждает нас обращаться к опыту Средневековья, вновь и вновь решать вечную проблему соотношения духа и плоти. Все сведения о Средневековой западноевропейской культуре можно представить в виде схемы. (составлена А.П.Носковым)
40.Культура Нового времени. XVIII век.1. Новое время в Западной Европе.
XVII век с полным правом можно назвать судьбоносным. В этом оно существенно отличается от Возрождения, хотя и является прямым его продолжением. Несомненно, роль Возрождения в последующем развитии Западного мира огромна. Тем не менее основной пафос Ренессанса был направлен на отрицание Средневековья.В этом смысле Возрождение означало прежде всего революцию в сознании.Начинается формирование национальных культур, но все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. Активную роль в этом процессе играет европейская культура. В целом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре.Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференции для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры. Это был век искусства. По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабляется. Среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения. Внутри искусства изменяются существующие жанры и возникают новые.В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображения животных. В музыке рождается опера; возникают кантаты и оратории.Главными стилями в искусстве XVII века выступают барокко и классицизм. Барокко возникает в конце XVI века в Италии. Для стиля характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность стилям аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры. Самые знаменитые фигуры европейского барокко - римскиий скульптор, архитектор и живописец Л.Бернини (1598-1680), фламандский художник П.Рубенс (1577-1640).Родиной классицизма стала Франция. Классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония. Согласно классицизму, предметом искусства должно быть возвышенное и прекрасное, героическое и благородное. Искусству надлежит выражать высокие нравственные идеалы, воспевать красоту и духовное богатство человека, прославлять торжество сознательного долга над стихией чувств.Классицизм разделяет основные положения рационализма и прежде всего идею о разумном устройстве мира. Однако в понимании отношений между человеком и природой он расходится с ним, продолжая линию ренессансного гуманизма и считая, что эти отношения должны строится на принципах согласия и гармонии, а не господства и подчинения.Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н.Пуссен (1594-1666). Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV.Реалистическую тенденцию в искусстве XVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606-1669). истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573-1610), оказавшего большое влияние на многих художников.XVII столетие стало "золотым веком" театра. В Англии продолжает творить У.Шекспир; В Испании - Лопе де Вега (1562-1635), Педро Кальдерон (1600-1681); во Франции - П.Корнель (1606-1684), Ж.Расин (1639-1699), Ж.Б.Мольер (1622-1673).В целом XVII столетие стало поворотным и судьбоносным. Оно явилось временем научной революции, временем выбора человечеством современного, научно-технического пути развития. Оно стало также эпохой невиданного подъема и расцвета художественной культуры.
2. Культура эпохи Просвещения.XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII веке - ее родоначальником считается английский философ Д.Локк (1632-1704) - однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694-1778), Ш.Монтескье (1689-1755), Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) т др. В Германии Просвещение связано с именами И.Гердера, И.В.Гете, И.Канта и др., в США - Т.Джефферсона, Б.Франклина и др.В исследованиях просветителей применительно к культуре вполне отчетливо оформились 2 основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех "природа человека", что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные, нравственные, эстетические и иные ценности.В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем - благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания, - человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И.Гердер, придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями. В XVIII в. успешно развивается художественная культура, где наблюдается преемственность: искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм. В целом искусство XVIII в. - по сравнению с предыдущим - представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л.Давид (1748-1825); барокко XVIII века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи "большим стилем" эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII в. его все больше теснит стиль рококо, который иногда называют выродившимся барокко. Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Его яркий представитель - художник О.Фрагонар (1732-1806). Сентиментализм, возникший во второй половине XVIII в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Основатель и главная фигура сентиментализма - Ж.-Ж.Руссо. Самые великие художники XVIII в. выходят за стилевые рамки - А.Ватто (1684-1721), Ф.Гойя (1746-1828). Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф.Гайдн, К.Глюк, Г.Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживает И.С.Бах (1685-1750) и В.А.Моцарт (1756-1791). Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течении 2х столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.